План самообразования
методическая разработка (старшая группа) на тему

Шаткова Людмила Владимировна

Повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей через игры занимательной математики и логики в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 124 комбинированного вида»

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Шатковой Людмилы Владимировны

(Ф.И.О.)

воспитатель

(Должность)

«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей 5-6 лет».  

(Название темы)

2018

(Начало изучения темы)

2019

(Окончание изучения темы)

Саранск 2018-19 г.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Цель: повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей через игры занимательной математики и логики в старшем дошкольном возрасте.

Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести анализ эффективности проделанной работы

Этапы разработки:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной      проблеме.
  2. Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  3. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
  4. Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей.
  5. Продолжать изучать педагогический опыт других педагогов.
  6. Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.

Предполагаемый результат:

• Оформить в группе уголок «Математический сундучок»;

• расширение математических знаний, умений и представлений при помощи дидактических игр.

Форма отчета по проделанной работе: презентация.

Форма самообразования: индивидуальная.

Литература по теме:

  1. Арапова-Пискарева Н.А., «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н.А. Арапова - Пискарева, 2010г.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М. : «Просвещение», 2011г.
  3. Ерофеева Т. И., Программа и методические рекомендации/ Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
  4. Колесникова Е. В., Математика для детей 5- 6  лет: Методическое пособие к рабочей тетради/ Колесникова Е.В.  — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
  5. Кузнецова Е.В., Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах/ Кузнецова Е.В. – М.: ИРИАС, 2016. – 452 с. (Электронный вариант в формате А4, 406 с.).
  6. Лебеденко Е. Н., Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Лебеденко Е.Н. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 г.
  7. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.
  8. Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2015 г. - 208 с.

Интернет ресурсы:

  1. http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
  2. www.pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»];
  3. http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
  4. http://ped-kopilka.ru [сайт «Учебно-методический кабинет»];
  5. Портал «Реализация Федерального закона «Об образовании в российской Федерации» [Электронный ресурс] — URL: http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/dopolnitelnoe-obrazovanie/7–02

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Этапы самообразования

Содержание работы

Сроки выполнения

Организационно-диагностический

«Форма и цвет»

1. Проведение дидактических игр:

• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)

• «Подбери ключик к замочку»

• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»

• «Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)

• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)

• «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)

• «Найди свою пару» (варежку)

2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием:

• Игра «Не промочи ноги» - можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат) и т. д.

3. Проведение игр – соревнований.

• «Чья команда быстрее найдёт предметы?» (разной формы)

В течение учебного года

Количество и счёт».  

1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:

• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)

• «Зоопарк» (счёт)

• «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)

• «Путешествие на корабле»

2. Игровые математические знания с театрализацией:

• «Математика в сказках»- «Стоит в поле теремок»

- «Колобок ищет друзей»

«Ориентировка в пространстве».

«Ориентировка во времени».

. 1. Настольно – печатные игры:

• «Лото»

• «Парные картинки»

• «Домино»

• «Цветная мазайка»

• «Пазлы»

2. Дидактические игры:

• «Собери сказочного героя» (из частей)

• «Кто больше найдёт отличий? »( 2 паровоза, 2 собачки и т. д.)

• «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)

«Пароход», и т. д. «Дом»

• «Когда это бывает? » - игра с мячом (Спим? - ночью и т. д.)

Чтобы раскрыть  динамику формирования интегративных качеств воспитанников при изучении данного раздела,  я провела систему мониторинга  работы по этому вопросу на начало года. Цель данного мониторинга – изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения образовательной программы на основе выявления динамики формирования у детей интегративных качеств. По формированию каждого интегративного качества представлена таблица, отражающая индивидуальную динамику и степень формирования интегративных качеств в уровнях и баллах. Таблицы заполняются на начало и конец учебного года.

Теоретический

Доклад «Предметно-развивающая среда в ДОУ с учетом ФГОС »;  (на педсовете)

Показ открытого занятия  по формированию элементарных математических представлений по теме: «Путешествие  с Незнайкой в стране Математика» (МО  на  уровне  детского сада);  

Выставка детских работ. Создание презентаций на темы: «Первые шаги в математике».

Выводы: Изучение выбранной темы помог мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий. Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.


ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов

Проведен анализ изученной документации.

Планирование работы  с детьми на новый учебный год.

Изучена литература по проблеме, создан план работы.

Октябрь

Подбор литературы по теме самообразования.

Проведена работа с личной библиотекой, интернетом.

Подбор и изучение литературы по теме, дидактических игр и упражнений.

Разработаны памятки для родителей по развитию основных элементарных математических представлений

Ноябрь

Изучение теории по теме: «Использование игровых приемов при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников».

Знакомство с литературой по данной тематике.

Посещение занятий воспитателей, по ФЭМП .

Обмен опытом по проблеме.

Декабрь

Работа над модернизацией игровой комнаты.

Оформлен уголок группы «Математический сундучок».

Работа над созданием методических папок.

Подобран материала по темам.

Январь

 Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулке.

Разработана картотека игр, используемые во время самостоятельной и совместной деятельности в группе и на прогулках.

Консультация для родителей «Математика вокруг нас».

Разработана пака- передвижка.

Февраль

Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности детей.

Разработана картотека «Математика в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании)»

Подбор математических сказок.

Разработан сборник сказок по разделам.

Март

Открытый показ образовательной ситуации для родителей.

День открытых дверей.

Игровая деятельность с использованием математических заданий.

Развлечение «Веселая математика».

Апрель

Методическая разработка НОД с использованием игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Показ открытого занятия  по формированию элементарных математических представлений по теме: «Путешествие  с Незнайкой в стране Математика».  

Выставка детских работ.

Создана презентация на тему: «Первые шаги в математике».

Май

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год

Выступление с ним на педсовете.

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Подбор методической литературы.

МДОУ «Детский сад №124 комбинированного вида»

Отчет по самообразованию на тему:

«Использование игровых приемов при

формировании элементарных математических

представлений у детей 5-6 лет».

Составила: Шаткова Л.В. 

Саранск 2019 г.

В 2018-2019 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Использование игровых приемов при формирование элементарных математических представлений у детей 5-6 лет». Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей 5-6 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Формирование элементарных математических представлений является наиболее математических представлений у детей 5-6 лет подходящей формой обучения детей раннего возраста.

Главная особенность состоит в том, что задания по ФЭМП предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют ранее изученный материал, действия с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

Цель: повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей через игры занимательной математики и логики в старшем дошкольном возрасте.

Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести анализ эффективности проделанной работы

4. Подготовить материал для проведения математических игр с детьми 4-5 лет в различных направлениях воспитательной работы.

В течение года изучила следующие темы:

1.«ФЭМП у детей 5-6 лет с помощью наглядности», изучила статью в книге « ФЭМП с помощью наглядности» из книги: «Занятия по математике в детском саду». В качестве наглядного материала на занятиях использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

2. «Формирование элементарных математических представлений у детей 5-6 лет через дидактическую игру». На протяжение двух месяцев изучала книгу «Математика в детском саду», мною велась работа по пополнению картотеки новыми математическими играми (Д/И.: «Собери Снеговика», «Что лишнее?», «Укрась платок»).

3.«ФЭМП у детей 5-6 лет с помощью математической сказки». Для формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет целесообразно использовать на занятиях игровые ситуации, сказки, детские стихи: «Теремок», «Три медведя», «Колобок»… Стихи детских поэтов: С. Михалков «Котята», С. Маршак «Веселый счет», многие считалки и потешки.
  4.  Развитие логического мышления с помощью ФЭМП у детей 5-6 лет». Пополнила картотеку новыми дидактическими играми: «Помоги колобку найти дорогу до домика», «Соедини точки», «Цветные вкладыши», «Кто быстрее».

В течении учебного года, я с детьми использовала на занятиях и в свободное от занятий время следующие игры:

1. Дидактические игры:

• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)

• «Подбери ключик к замочку»

• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»

• «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)

• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)

• «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)

• «Найди свою пару» (варежку)

2. игры– путешествия, сюжетные игры с математическим содержанием:

• Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат) и т. д.

3. Игры – соревнования:

• «Чья команда быстрее найдёт предметы?» (разной формы)

4. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:

• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)

• «Зоопарк» (счёт)

• «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)

• «Путешествие на корабле»

5. Игровые математические знания с театрализацией:

• «Математика в сказках»

- «Стоит в поле теремок»

- «Колобок ищет друзей»

6. Настольно – печатные игры:

• «Лото»

• «Парные картинки»

• «Домино»

• «Цветная мазайка»

• «Пазлы»

7. Дидактические игры:

• «Собери сказочного героя» (из частей)

• «Кто больше найдёт отличий?» (2 паровоза, 2 собачки и т. д.)

• «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)

«Пароход», и т. д. «Дом»

• «Когда это бывает?» — игра с мячом (Спим? — ночью и т. д.)

В результате изучения темы: «Использование игровых приемов при формировании  элементарных математических  представлений у детей 5-6 лет», сделала следующие выводы, что работа по формирование элементарных математических представлений у детей 5-6 лет должна осуществляться систематически и последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (утренний прием, одевание (раздевание), завтрак, обед и т. п.), игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др.), занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии.

Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с детьми по формированию элементарных математических представлений.

Следовательно, работа должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс.

Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...