План самообразования
методическая разработка (старшая группа) на тему
Повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей через игры занимательной математики и логики в старшем дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 124 комбинированного вида»
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Шатковой Людмилы Владимировны
(Ф.И.О.)
воспитатель
(Должность)
«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей 5-6 лет».
(Название темы)
2018
(Начало изучения темы)
2019
(Окончание изучения темы)
Саранск 2018-19 г.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Цель: повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей через игры занимательной математики и логики в старшем дошкольном возрасте.
Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести анализ эффективности проделанной работы
Этапы разработки:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
- Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
- Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей.
- Продолжать изучать педагогический опыт других педагогов.
- Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.
Предполагаемый результат:
• Оформить в группе уголок «Математический сундучок»;
• расширение математических знаний, умений и представлений при помощи дидактических игр.
Форма отчета по проделанной работе: презентация.
Форма самообразования: индивидуальная.
Литература по теме:
- Арапова-Пискарева Н.А., «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н.А. Арапова - Пискарева, 2010г.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М. : «Просвещение», 2011г.
- Ерофеева Т. И., Программа и методические рекомендации/ Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
- Колесникова Е. В., Математика для детей 5- 6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради/ Колесникова Е.В. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
- Кузнецова Е.В., Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах/ Кузнецова Е.В. – М.: ИРИАС, 2016. – 452 с. (Электронный вариант в формате А4, 406 с.).
- Лебеденко Е. Н., Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Лебеденко Е.Н. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 г.
- В.П. Новикова, Л.И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.
- Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2015 г. - 208 с.
Интернет ресурсы:
- http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
- www.pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»];
- http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
- http://ped-kopilka.ru [сайт «Учебно-методический кабинет»];
- Портал «Реализация Федерального закона «Об образовании в российской Федерации» [Электронный ресурс] — URL: http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/dopolnitelnoe-obrazovanie/7–02
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Этапы самообразования | Содержание работы | Сроки выполнения |
Организационно-диагностический | «Форма и цвет» 1. Проведение дидактических игр: • «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него) • «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами) • «Подбери ключик к замочку» • «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры» • «Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным) • «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг) • «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.) • «Найди свою пару» (варежку) 2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием: • Игра «Не промочи ноги» - можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат) и т. д. 3. Проведение игр – соревнований. • «Чья команда быстрее найдёт предметы?» (разной формы) | В течение учебного года |
Количество и счёт». 1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП: • «Магазин игрушек» (много, один, поровну) • «Зоопарк» (счёт) • «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну) • «Путешествие на корабле» 2. Игровые математические знания с театрализацией: • «Математика в сказках»- «Стоит в поле теремок» - «Колобок ищет друзей» | ||
«Ориентировка в пространстве». «Ориентировка во времени». . 1. Настольно – печатные игры: • «Лото» • «Парные картинки» • «Домино» • «Цветная мазайка» • «Пазлы» 2. Дидактические игры: • «Собери сказочного героя» (из частей) • «Кто больше найдёт отличий? »( 2 паровоза, 2 собачки и т. д.) • «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку) «Пароход», и т. д. «Дом» • «Когда это бывает? » - игра с мячом (Спим? - ночью и т. д.) | ||
Чтобы раскрыть динамику формирования интегративных качеств воспитанников при изучении данного раздела, я провела систему мониторинга работы по этому вопросу на начало года. Цель данного мониторинга – изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения образовательной программы на основе выявления динамики формирования у детей интегративных качеств. По формированию каждого интегративного качества представлена таблица, отражающая индивидуальную динамику и степень формирования интегративных качеств в уровнях и баллах. Таблицы заполняются на начало и конец учебного года. | ||
Теоретический | Доклад «Предметно-развивающая среда в ДОУ с учетом ФГОС »; (на педсовете) | |
Показ открытого занятия по формированию элементарных математических представлений по теме: «Путешествие с Незнайкой в стране Математика» (МО на уровне детского сада); | ||
Выставка детских работ. Создание презентаций на темы: «Первые шаги в математике». | ||
Выводы: Изучение выбранной темы помог мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий. Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче. | ||
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь | Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов | Проведен анализ изученной документации. |
Планирование работы с детьми на новый учебный год. | Изучена литература по проблеме, создан план работы. | |
Октябрь | Подбор литературы по теме самообразования. | Проведена работа с личной библиотекой, интернетом. |
Подбор и изучение литературы по теме, дидактических игр и упражнений. | Разработаны памятки для родителей по развитию основных элементарных математических представлений | |
Ноябрь | Изучение теории по теме: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». | Знакомство с литературой по данной тематике. |
Посещение занятий воспитателей, по ФЭМП . | Обмен опытом по проблеме. | |
Декабрь | Работа над модернизацией игровой комнаты. | Оформлен уголок группы «Математический сундучок». |
Работа над созданием методических папок. | Подобран материала по темам. | |
Январь | Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулке. | Разработана картотека игр, используемые во время самостоятельной и совместной деятельности в группе и на прогулках. |
Консультация для родителей «Математика вокруг нас». | Разработана пака- передвижка. | |
Февраль | Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности детей. | Разработана картотека «Математика в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании)» |
Подбор математических сказок. | Разработан сборник сказок по разделам. | |
Март | Открытый показ образовательной ситуации для родителей. | День открытых дверей. |
Игровая деятельность с использованием математических заданий. | Развлечение «Веселая математика». | |
Апрель | Методическая разработка НОД с использованием игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. | Показ открытого занятия по формированию элементарных математических представлений по теме: «Путешествие с Незнайкой в стране Математика». |
Выставка детских работ. | Создана презентация на тему: «Первые шаги в математике». | |
Май | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год | Выступление с ним на педсовете. |
Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. | Подбор методической литературы. |
МДОУ «Детский сад №124 комбинированного вида»
Отчет по самообразованию на тему:
«Использование игровых приемов при
формировании элементарных математических
представлений у детей 5-6 лет».
Составила: Шаткова Л.В.
Саранск 2019 г.
В 2018-2019 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Использование игровых приемов при формирование элементарных математических представлений у детей 5-6 лет». Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей 5-6 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Формирование элементарных математических представлений является наиболее математических представлений у детей 5-6 лет подходящей формой обучения детей раннего возраста.
Главная особенность состоит в том, что задания по ФЭМП предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют ранее изученный материал, действия с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми.
Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом
Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.
Цель: повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей через игры занимательной математики и логики в старшем дошкольном возрасте.
Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести анализ эффективности проделанной работы
4. Подготовить материал для проведения математических игр с детьми 4-5 лет в различных направлениях воспитательной работы.
В течение года изучила следующие темы:
1.«ФЭМП у детей 5-6 лет с помощью наглядности», изучила статью в книге « ФЭМП с помощью наглядности» из книги: «Занятия по математике в детском саду». В качестве наглядного материала на занятиях использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
2. «Формирование элементарных математических представлений у детей 5-6 лет через дидактическую игру». На протяжение двух месяцев изучала книгу «Математика в детском саду», мною велась работа по пополнению картотеки новыми математическими играми (Д/И.: «Собери Снеговика», «Что лишнее?», «Укрась платок»).
3.«ФЭМП у детей 5-6 лет с помощью математической сказки». Для формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет целесообразно использовать на занятиях игровые ситуации, сказки, детские стихи: «Теремок», «Три медведя», «Колобок»… Стихи детских поэтов: С. Михалков «Котята», С. Маршак «Веселый счет», многие считалки и потешки.
4. Развитие логического мышления с помощью ФЭМП у детей 5-6 лет». Пополнила картотеку новыми дидактическими играми: «Помоги колобку найти дорогу до домика», «Соедини точки», «Цветные вкладыши», «Кто быстрее».
В течении учебного года, я с детьми использовала на занятиях и в свободное от занятий время следующие игры:
1. Дидактические игры:
• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)
• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)
• «Подбери ключик к замочку»
• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»
• «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)
• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)
• «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)
• «Найди свою пару» (варежку)
2. игры– путешествия, сюжетные игры с математическим содержанием:
• Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат) и т. д.
3. Игры – соревнования:
• «Чья команда быстрее найдёт предметы?» (разной формы)
4. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:
• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)
• «Зоопарк» (счёт)
• «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)
• «Путешествие на корабле»
5. Игровые математические знания с театрализацией:
• «Математика в сказках»
- «Стоит в поле теремок»
- «Колобок ищет друзей»
6. Настольно – печатные игры:
• «Лото»
• «Парные картинки»
• «Домино»
• «Цветная мазайка»
• «Пазлы»
7. Дидактические игры:
• «Собери сказочного героя» (из частей)
• «Кто больше найдёт отличий?» (2 паровоза, 2 собачки и т. д.)
• «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)
«Пароход», и т. д. «Дом»
• «Когда это бывает?» — игра с мячом (Спим? — ночью и т. д.)
В результате изучения темы: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей 5-6 лет», сделала следующие выводы, что работа по формирование элементарных математических представлений у детей 5-6 лет должна осуществляться систематически и последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (утренний прием, одевание (раздевание), завтрак, обед и т. п.), игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др.), занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии.
Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с детьми по формированию элементарных математических представлений.
Следовательно, работа должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс.
Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...