Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с учетом ФГОС
проект (младшая группа)

Королёва Ирина Владимировна

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметам обучением, как компонент системы продуктивного образования. Метод проектов можно представить как  способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанникаи его родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Королева Ирина Владимировна,

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №145

Московского района Санкт- Петербурга

Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с учетом ФГОС»

                                             1.Общая характеристика группы

Младшая группа (3- 4года) №4 «Умка»

Состав группы: 30 человек

Мальчиков: 13 человек

Девочек: 17 человек

Воспитательно - образовательный процесс осуществляется в соответствии с рабочей программой по развитию детей младшей группы Детского сада № 145 Московского района и соответствии с введением в действие ФГОС ДО, что дает возможность осуществлять всестороннее развитие и воспитание детей.

У всех детей в группе привиты навыки самообслуживания, дети могут самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, самостоятельно одеваться, раздеваться, обуваться, пользоваться столовыми приборами.

Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются. Некоторые из детей дополнительно занимаются в различных кружках.

2.Цели и задачи, поставленные на год:

Цели: Изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности.

Задачи:

  • Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (развивать творческое воображение, проявление творческой активности);
  • Приобщить дошкольников к театральной культуре (познакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
  •  повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования, ФГОС дошкольного образования;
  • Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе;
  • Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата. уважения к личности каждого дошкольника;
  • проанализировать литературу по данной теме;
  • изучить литературу по улучшению предметно – развивающей среды в младшей группе; подобрать, изучить и изготовить дидактический материал по теме самообразования для организации самостоятельной деятельности детей;

3.Анализ образовательной среды в группе

3.1.Разработка программно–методического сопровождения образовательного процесса

Основная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ «Д/С №145», разработанная в соответствии с ФГОС ДО.

Рабочая программа младшей группы, разработанная в соответствии с ФГОС ДО.

В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития.

С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой и утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.

В течение года регулярно организовывалась поисково-исследовательская деятельность детей: экспериментирование с различными материалами, веществами, предметами; наблюдения за погодой, объектами живой и неживой природы.

Образовательный процесс, в основном, строился по тематическим неделям, благодаря которым жизнь детей в детском саду становилась более интересной, разнообразной, занимательной. В учебном году с детьми проводились различные праздники, досуги, развлечения:

3.2.Создание условий безопасных для жизни и здоровья детей.

Жизнь ребенка в детском саду должна быть безопасной. В группе соблюдены условия безопасности – мебель закреплена, не имеет острых углов, игрушки отвечают требованиям гигиены и безопасности.  Прогулка проводится только на своем участке с предварительным осмотром. С детьми были проведены беседы: «Знакомство с ПДД», «Знает каждый гражданин – номер 01», «Когда мамы нет дома», «Предметы быта».

Для укрепления и сохранения здоровья ребенка важен уход и индивидуальный подход. В своей работе я соблюдала чередование двигательной активности и спокойные игры. Соблюдала режим дня и прогулок. В течение недели проводилось 3 занятия по физкультуре, утренняя гимнастика и гимнастика после сна.

Беседовала с детьми о здоровом образе жизни – о пользе правильного питания, о необходимости двигаться, заниматься спортом. В этом году проведены беседы: «Для чего нужна зарядка», «Изучаем свой организм», «Откуда берутся болезни», «Витамины в жизни человека», «Береги здоровье смолоду».

В группе старалась создавать  психологически комфортный микроклимат: обеспечивала положительную эмоциональную мотивацию воспитанников во всех видах детской деятельности; личностно-ориентированный стиль взаимодействия,  на основе сотрудничества, уважения личности ребенка; в группе создан уголок уединения.

Укреплению здоровья способствуют профилактические процедуры: витаминотерапия, воздушные ванны, а так  же проветривание и чистота в группе, проведение прогулок. Система работы дает неплохие результаты.

3.3.Использование образовательных технологий

С целью повышения интеллектуально-познавательных способностей детей в своей работе активно применяю следующие современные образовательные технологии:

• здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности;

технология исследовательской деятельности;

• личностно-ориентированные технологии;

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это, прежде всего, технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья. Валеология отражает все стороны единого направления работы с дошкольником по формированию взглядов на здоровый образ жизни.

Для укрепления здоровья детей в нашем детском саду разработана система закаливающих мероприятий, органично вписывающихся в распорядок дня. Ежедневно проводится утренняя гимнастика, занятия по физическому развитию. Подвижные игры проводятся на специальных занятиях, во время прогулки и в промежуточные интервалы между занятиями. Дневной сон в заранее хорошо проветриваемом помещении, физминутки и динамические паузы во время занятий. Общие оздоровительные профилактические мероприятия проводятся в течение всего года.

В своей педагогической практике использую один из уникальных средств обеспечения сотрудничества детей и взрослых метод проектирования, который даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Технология исследовательской деятельности дает возможность раскрыть все прелести природы, мира в целом. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных и безопасных условий ее развития, реализации природного потенциала. Личностно - ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему. Дети, как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Я, как педагог, выбираю рациональные приёмы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого. Моя задача – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка. Благодаря использованию педагогических технологий и их интеграции образовательный процесс становится целесообразным, результативным. Мои профессиональные умения направлены на разностороннее развитие и сохранение психического здоровья детей.

3.4.Проектирование РППС в соответствии с ОП ДОО и требованиями ФГОС ДО.

Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды, как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные зоны. При планировании РППС в группе мною было запланировано   создание уголков и центров:

  • Уголок «Конструирование»
  • Уголок ПДД и ППБ
  • Уголок художественного творчества
  • Уголок «Грамотейка»
  • Уголок речевого развития и детская библиотека
  • Музыкально-театральный уголок
  • Спортивный уголок
  • Уголок сюжетно-ролевой игры
  • Уголок познавательно-исследовательской деятельности

Одним из важных факторов развития личности ребенка является окружающая его развивающая среда. В моей группе развивающая среда служит интересам и потребностям каждого ребенка, способствует эмоциональному благополучию детей, соответствует их возрасту, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, а также способствует физическому, познавательному, речевому, социально-личностному, и художественно-эстетическому развитию детей.

Запланированные направления развития РППС

Результаты реализации запланированных направлений развития РППС

Сентябрь 2018 г – Расширение и пополнение учебной зоны в соответствии с возрастом и программой. Подборка детской литературы, дидактических, настольно-печатных игр, счетного материала и обучающей литературы.

Октябрь - ноябрь 2018 г. – Пополнение уголка художественного творчества.

Декабрь 2018 г. – Пополнение уголка  для физического и музыкального развития.  Январь – февраль 2019г. - Пополнение уголка ПДД  и ППБ.

В течении учебного года – подготовка информации для родителей.

 «речевого развитие»

- дидактические игры по развитию речи;

- картотека «Пословицы и поговорки»; загадки, чисто говорки.

картотека игр по развитию звуковой культуры речи, и т.д.

 «Физическое развитие» картотеки:

- дыхательная гимнастика для детей;

- гимнастика после сна.

- картотека подвижных игр;

-картотека физминуток

«Познавательное развитие» 

- дидактические игры по экологическому воспитанию;

- картотека прогулок и  наблюдений;

- изготовила дидактическую игру «Найди пару».

Обновлен уголок дежурств, форма дежурных.

 «Социально-коммуникативное развитие»:

- изготовила маски; настольный театр.

- изготовлены бумажные куклы для пальчикового театра: «Теремок», «Колобок»; «Заюшкина избушка».

 «Художественно-эстетическое развитие» изготовила трафареты, пополнила демонстрационный материал для детей.

Консультации для родителей:

- «Возрастные особенности детей дошкольного возраста 3-4 лет» сентябрь 2018 года

- «Зимняя безопасность». «Правила катания на горке, и т.д.», «Зимние игры детей». 

- «О детском травматизме. Опасности на дорогах. ПДД», «Безопасность во время зимней прогулки - осторожно горка, лыжня, коньки»,

- «Профилактика гриппа», «Рота вирусная инфекция»

- «Осторожно клещи» апрель 2019г.

3.5.Итоговые мероприятия, проведенные в течение года, согласно тематическому плану.

Формы проведения

Название мероприятий

Уровень организации и результативность

Тематическое занятие

«Здравствуй детский сад»

Групповое                     Формирование дружеских доброжелательных отношений между детьми.

Тематическое занятие

«Осень в гости к нам идет»

в ДОУ                           Положительные эмоции, расширение знаний об осени

Тематическое занятие

«Овощи, фрукты. Дары леса»

Групповое                        Формировать представления о пользе овощей и фруктах.                                                                  

Тематическое занятие

«Мой город С-Петербург»

Групповое                             Обобщение знаний о стране, о родном городе

Тематическое занятие

«Я выросту здоровым»

Групповое                          Формирование представлений о ЗОЖ  

Тематическое занятие

«Дом, мебель»

Групповое                            Обобщение знаний об электрических предметах вокруг нас

Тематическое занятие

«Профессии»

Групповое                     Обобщение знаний о профессиях

Тематическое занятие

«Золотая осень в произведениях русских писателей и художников»

Групповое                              Воспитание эстетического восприятия окружающей действительности и произведений искусства.

Праздник

«Осень в гости к нам пришла»

в ДОУ                           Положительные эмоции, расширение знаний об осени                

Тематическое занятие

«День народного единства»

Групповое                               Развитие патриотических и гражданских чувств

Тематическое занятие

«Человек»

Групповое                        Закрепление знаний о строении человека

Тематическое занятие

«Моя семья»

Групповое                       Расширение представлений у детей о родословных отношениях

Тематическое занятие

«Мама милая моя» День матери

Групповой             Формирование любви и нежности к маме

Тематическое занятие

«Посуда»

Групповое                           Обогащать знания о видах посуды

Тематическое занятие

«Продукты питания»

Групповое                           Закреплять знания о пользе и вреде продуктов

Тематическое занятие

«Электроприборы»

Групповое                           Расширить представление о электробытовых приборов

Праздник

«Новогодний праздник»

В ДОУ                       Эмоциональный отклик, доставление радости

Тематическое занятие

«Новый год наступил»

Групповое                              Развитие патриотических и гражданских чувств

Тематическое занятие

«Зима»

Групповое                       Расширение знаний о зиме

Тематическое занятие

«Дикие животные нашего леса»

Групповое                            Закреплять знания о животных наших лесов

Тематическое занятие

«Зимние забавы»

Групповое                           Расширять знания о зимних играх и забав

Тематическое занятие

«Одежда, обувь, головные уборы»

Групповое                             Расширять представления о различных видах одежды и головных уборов

Тематическое занятие

«Виды транспорта»

Групповое                      Классификация транспорта по видам

 Тематическое занятие

«День Защитника Отечества»

Групповое                         Расширение представлений о Российской армии

Тематическое занятие

«Международный женский день»

Групповой             Формирование любви и нежности к маме

Праздник

«Масленица»

Групповое                  Эмоциональный отклик, доставление радости

Праздничный концерт

«Международный женский день»

Групповое                            Доставить радость мамам и

бабушкам от выступления детей

Тематическое занятие

«Береги себя»

Групповое                       Формирование представлений о ЗОЖ                           

Тематическое занятие

«Народная культура и традиции»

Групповое.                           Расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов России

Тематическое занятие

«Признаки весны»

Групповое                  Расширение представлений детей о весне

Тематическое занятие

«Перелетные птицы»

Групповая                         Закрепление нетрадиционной техники рисования птиц            

Тематическое занятие

«День космонавтики»

Групповое                              Расширять представления о космосе, об освоении космоса людьми, о полёте в космос Ю.А.Гагарина.

Тематическое занятие

«Наша планета Земля»

Групповое                          Расширять знания о нашей планете Земля

Тематическое занятие

«Космос»

Групповое                            Расширять знания о космосе, планетах

Тематическое занятие

«Деревья и кустарники»

Групповое                             Расширять представление о различных видов деревьев и кустарников

Тематическое занятие

«День Победы»

Групповое                            Развитие патриотических чувств. Расширение знаний о героях ВОВ, о победе нашей страны в войне      

Праздник

«День Победы»

В ДОУ                               Расширение и углубление представлений о ВОВ

Тематическое занятие

«Прошлое предметов»

Групповое                         Повторение пройденного материала

Тематическое занятие

«Скоро лето к нам придет»

Групповое                Эмоциональный отклик, доставление радости          

4.Анализ взаимодействия с родителями

4.1.Формы взаимодействия с родителями

Работа с родителями проходила, с целью вовлечения родителей в образовательный процесс группы, как равно ответственных  участников образовательного процесса».

Основные задачи:

  • оказание помощи родителям в вопросах воспитания и развития дошкольников;
  • привлечение родителей к активному и педагогически грамотному участию в воспитании детей;
  • развитие коммуникативной компетентности родителей в процессе общения с педагогами и детьми.

Для реализации задач родителям предложили различные виды сотрудничества и совместного творчества:

  • Родительские собрания
  • Консультации
  • Изготовление поделок в кругу семьи
  • Совместные выставки, рисунки, участие в праздниках

     

Результатом работы являются:

  • повышение активности родителей в жизни детского сада;
  • установление разных форм сотрудничества;
  • активное участие в выставках поделок и рисунков;
  • участие в праздниках и досугах;
  • участие в благоустройстве территории детского сада.

      Проведя системный анализ степени включения родителей в воспитательно-образовательный процесс, мы увидели, что показатели увеличились, что в свою очередь, является подтверждением повышения качественного уровня работы. Родители были активными партнерами, участвовали в различных проектах:    

Мини-музей «Дары природы»

Выставка рисунков и декоративно-прикладного творчества «Краски осени»

Выставка поделок «Зимняя сказка»

Выставка работ «Правила безопасности всегда и везде»

Выставка «Поздравительная открытка для папы»

Мини-музей «Русская изба»

Мини-музей «Поздравительная открытка с 8 марта».

Мини-музей «Человек и космос»

Выставка рисунков «День Победы».

Смотр-конкурс «Огород на окне, лучший участок».

5.Общие выводы на следующий год

Результаты деятельности группы  были тщательно проанализированы, сделаны  выводы  о том, что в  целом работа  проводилась  целенаправленно и эффективно, соответствует всем требованиям.

С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены следующие задачи на 2019-2020 учебный год:

1.Продолжить целенаправленную работу с детьми по всем образовательным областям.

2.Продолжать проводить профилактические мероприятия с целью повышения посещаемости детей, укрепление здоровья, развития двигательной и гигиенической культуры детей;

3. Продолжить совершенствование предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС. Пополнить дидактический и раздаточный материал для развития логического мышления; книжный уголок литературой по возрасту. Приобрести новые развивающие игры для детей подготовительной к школе группы.

4. Повысить уровень педагогического мастерства путем участия в семинарах, мастер-классах.

5. Совершенствование работы по взаимодействию с родителями при непосредственном вовлечении их в образовательный процесс. Также взаимодействие с семьей по вопросам образования ребенка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....

Отчёт по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

В отчете по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» раскрывается актуальность этой темы и её значение в о...

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с учетом ФГОС

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продукти...

Тема самообразования«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктив...

План работы по самообразованию На 2020-2021гг. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических те...