Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с учетом ФГОС
проект (младшая группа)
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметам обучением, как компонент системы продуктивного образования. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанникаи его родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 29.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Королева Ирина Владимировна,
Воспитатель
ГБДОУ детский сад №145
Московского района Санкт- Петербурга
Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с учетом ФГОС»
1.Общая характеристика группы
Младшая группа (3- 4года) №4 «Умка»
Состав группы: 30 человек
Мальчиков: 13 человек
Девочек: 17 человек
Воспитательно - образовательный процесс осуществляется в соответствии с рабочей программой по развитию детей младшей группы Детского сада № 145 Московского района и соответствии с введением в действие ФГОС ДО, что дает возможность осуществлять всестороннее развитие и воспитание детей.
У всех детей в группе привиты навыки самообслуживания, дети могут самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, самостоятельно одеваться, раздеваться, обуваться, пользоваться столовыми приборами.
Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются. Некоторые из детей дополнительно занимаются в различных кружках.
2.Цели и задачи, поставленные на год:
Цели: Изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности.
Задачи:
- Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (развивать творческое воображение, проявление творческой активности);
- Приобщить дошкольников к театральной культуре (познакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования, ФГОС дошкольного образования;
- Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе;
- Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата. уважения к личности каждого дошкольника;
- проанализировать литературу по данной теме;
- изучить литературу по улучшению предметно – развивающей среды в младшей группе; подобрать, изучить и изготовить дидактический материал по теме самообразования для организации самостоятельной деятельности детей;
3.Анализ образовательной среды в группе
3.1.Разработка программно–методического сопровождения образовательного процесса
Основная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ «Д/С №145», разработанная в соответствии с ФГОС ДО.
Рабочая программа младшей группы, разработанная в соответствии с ФГОС ДО.
В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития.
С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой и утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.
В течение года регулярно организовывалась поисково-исследовательская деятельность детей: экспериментирование с различными материалами, веществами, предметами; наблюдения за погодой, объектами живой и неживой природы.
Образовательный процесс, в основном, строился по тематическим неделям, благодаря которым жизнь детей в детском саду становилась более интересной, разнообразной, занимательной. В учебном году с детьми проводились различные праздники, досуги, развлечения:
3.2.Создание условий безопасных для жизни и здоровья детей.
Жизнь ребенка в детском саду должна быть безопасной. В группе соблюдены условия безопасности – мебель закреплена, не имеет острых углов, игрушки отвечают требованиям гигиены и безопасности. Прогулка проводится только на своем участке с предварительным осмотром. С детьми были проведены беседы: «Знакомство с ПДД», «Знает каждый гражданин – номер 01», «Когда мамы нет дома», «Предметы быта».
Для укрепления и сохранения здоровья ребенка важен уход и индивидуальный подход. В своей работе я соблюдала чередование двигательной активности и спокойные игры. Соблюдала режим дня и прогулок. В течение недели проводилось 3 занятия по физкультуре, утренняя гимнастика и гимнастика после сна.
Беседовала с детьми о здоровом образе жизни – о пользе правильного питания, о необходимости двигаться, заниматься спортом. В этом году проведены беседы: «Для чего нужна зарядка», «Изучаем свой организм», «Откуда берутся болезни», «Витамины в жизни человека», «Береги здоровье смолоду».
В группе старалась создавать психологически комфортный микроклимат: обеспечивала положительную эмоциональную мотивацию воспитанников во всех видах детской деятельности; личностно-ориентированный стиль взаимодействия, на основе сотрудничества, уважения личности ребенка; в группе создан уголок уединения.
Укреплению здоровья способствуют профилактические процедуры: витаминотерапия, воздушные ванны, а так же проветривание и чистота в группе, проведение прогулок. Система работы дает неплохие результаты.
3.3.Использование образовательных технологий
С целью повышения интеллектуально-познавательных способностей детей в своей работе активно применяю следующие современные образовательные технологии:
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности;
• технология исследовательской деятельности;
• личностно-ориентированные технологии;
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это, прежде всего, технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья. Валеология отражает все стороны единого направления работы с дошкольником по формированию взглядов на здоровый образ жизни.
Для укрепления здоровья детей в нашем детском саду разработана система закаливающих мероприятий, органично вписывающихся в распорядок дня. Ежедневно проводится утренняя гимнастика, занятия по физическому развитию. Подвижные игры проводятся на специальных занятиях, во время прогулки и в промежуточные интервалы между занятиями. Дневной сон в заранее хорошо проветриваемом помещении, физминутки и динамические паузы во время занятий. Общие оздоровительные профилактические мероприятия проводятся в течение всего года.
В своей педагогической практике использую один из уникальных средств обеспечения сотрудничества детей и взрослых метод проектирования, который даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Технология исследовательской деятельности дает возможность раскрыть все прелести природы, мира в целом. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных и безопасных условий ее развития, реализации природного потенциала. Личностно - ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему. Дети, как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Я, как педагог, выбираю рациональные приёмы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого. Моя задача – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка. Благодаря использованию педагогических технологий и их интеграции образовательный процесс становится целесообразным, результативным. Мои профессиональные умения направлены на разностороннее развитие и сохранение психического здоровья детей.
3.4.Проектирование РППС в соответствии с ОП ДОО и требованиями ФГОС ДО.
Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды, как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные зоны. При планировании РППС в группе мною было запланировано создание уголков и центров:
- Уголок «Конструирование»
- Уголок ПДД и ППБ
- Уголок художественного творчества
- Уголок «Грамотейка»
- Уголок речевого развития и детская библиотека
- Музыкально-театральный уголок
- Спортивный уголок
- Уголок сюжетно-ролевой игры
- Уголок познавательно-исследовательской деятельности
Одним из важных факторов развития личности ребенка является окружающая его развивающая среда. В моей группе развивающая среда служит интересам и потребностям каждого ребенка, способствует эмоциональному благополучию детей, соответствует их возрасту, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, а также способствует физическому, познавательному, речевому, социально-личностному, и художественно-эстетическому развитию детей.
Запланированные направления развития РППС | Результаты реализации запланированных направлений развития РППС |
Сентябрь 2018 г – Расширение и пополнение учебной зоны в соответствии с возрастом и программой. Подборка детской литературы, дидактических, настольно-печатных игр, счетного материала и обучающей литературы. Октябрь - ноябрь 2018 г. – Пополнение уголка художественного творчества. Декабрь 2018 г. – Пополнение уголка для физического и музыкального развития. Январь – февраль 2019г. - Пополнение уголка ПДД и ППБ. В течении учебного года – подготовка информации для родителей. | «речевого развитие» - дидактические игры по развитию речи; - картотека «Пословицы и поговорки»; загадки, чисто говорки. картотека игр по развитию звуковой культуры речи, и т.д. «Физическое развитие» картотеки: - дыхательная гимнастика для детей; - гимнастика после сна. - картотека подвижных игр; -картотека физминуток «Познавательное развитие» - дидактические игры по экологическому воспитанию; - картотека прогулок и наблюдений; - изготовила дидактическую игру «Найди пару». Обновлен уголок дежурств, форма дежурных. «Социально-коммуникативное развитие»: - изготовила маски; настольный театр. - изготовлены бумажные куклы для пальчикового театра: «Теремок», «Колобок»; «Заюшкина избушка». «Художественно-эстетическое развитие» изготовила трафареты, пополнила демонстрационный материал для детей. Консультации для родителей: - «Возрастные особенности детей дошкольного возраста 3-4 лет» сентябрь 2018 года - «Зимняя безопасность». «Правила катания на горке, и т.д.», «Зимние игры детей». - «О детском травматизме. Опасности на дорогах. ПДД», «Безопасность во время зимней прогулки - осторожно горка, лыжня, коньки», - «Профилактика гриппа», «Рота вирусная инфекция» - «Осторожно клещи» апрель 2019г. |
3.5.Итоговые мероприятия, проведенные в течение года, согласно тематическому плану.
Формы проведения | Название мероприятий | Уровень организации и результативность |
Тематическое занятие | «Здравствуй детский сад» | Групповое Формирование дружеских доброжелательных отношений между детьми. |
Тематическое занятие | «Осень в гости к нам идет» | в ДОУ Положительные эмоции, расширение знаний об осени |
Тематическое занятие | «Овощи, фрукты. Дары леса» | Групповое Формировать представления о пользе овощей и фруктах. |
Тематическое занятие | «Мой город С-Петербург» | Групповое Обобщение знаний о стране, о родном городе |
Тематическое занятие | «Я выросту здоровым» | Групповое Формирование представлений о ЗОЖ |
Тематическое занятие | «Дом, мебель» | Групповое Обобщение знаний об электрических предметах вокруг нас |
Тематическое занятие | «Профессии» | Групповое Обобщение знаний о профессиях |
Тематическое занятие | «Золотая осень в произведениях русских писателей и художников» | Групповое Воспитание эстетического восприятия окружающей действительности и произведений искусства. |
Праздник | «Осень в гости к нам пришла» | в ДОУ Положительные эмоции, расширение знаний об осени |
Тематическое занятие | «День народного единства» | Групповое Развитие патриотических и гражданских чувств |
Тематическое занятие | «Человек» | Групповое Закрепление знаний о строении человека |
Тематическое занятие | «Моя семья» | Групповое Расширение представлений у детей о родословных отношениях |
Тематическое занятие | «Мама милая моя» День матери | Групповой Формирование любви и нежности к маме |
Тематическое занятие | «Посуда» | Групповое Обогащать знания о видах посуды |
Тематическое занятие | «Продукты питания» | Групповое Закреплять знания о пользе и вреде продуктов |
Тематическое занятие | «Электроприборы» | Групповое Расширить представление о электробытовых приборов |
Праздник | «Новогодний праздник» | В ДОУ Эмоциональный отклик, доставление радости |
Тематическое занятие | «Новый год наступил» | Групповое Развитие патриотических и гражданских чувств |
Тематическое занятие | «Зима» | Групповое Расширение знаний о зиме |
Тематическое занятие | «Дикие животные нашего леса» | Групповое Закреплять знания о животных наших лесов |
Тематическое занятие | «Зимние забавы» | Групповое Расширять знания о зимних играх и забав |
Тематическое занятие | «Одежда, обувь, головные уборы» | Групповое Расширять представления о различных видах одежды и головных уборов |
Тематическое занятие | «Виды транспорта» | Групповое Классификация транспорта по видам |
Тематическое занятие | «День Защитника Отечества» | Групповое Расширение представлений о Российской армии |
Тематическое занятие | «Международный женский день» | Групповой Формирование любви и нежности к маме |
Праздник | «Масленица» | Групповое Эмоциональный отклик, доставление радости |
Праздничный концерт | «Международный женский день» | Групповое Доставить радость мамам и бабушкам от выступления детей |
Тематическое занятие | «Береги себя» | Групповое Формирование представлений о ЗОЖ |
Тематическое занятие | «Народная культура и традиции» | Групповое. Расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов России |
Тематическое занятие | «Признаки весны» | Групповое Расширение представлений детей о весне |
Тематическое занятие | «Перелетные птицы» | Групповая Закрепление нетрадиционной техники рисования птиц |
Тематическое занятие | «День космонавтики» | Групповое Расширять представления о космосе, об освоении космоса людьми, о полёте в космос Ю.А.Гагарина. |
Тематическое занятие | «Наша планета Земля» | Групповое Расширять знания о нашей планете Земля |
Тематическое занятие | «Космос» | Групповое Расширять знания о космосе, планетах |
Тематическое занятие | «Деревья и кустарники» | Групповое Расширять представление о различных видов деревьев и кустарников |
Тематическое занятие | «День Победы» | Групповое Развитие патриотических чувств. Расширение знаний о героях ВОВ, о победе нашей страны в войне |
Праздник | «День Победы» | В ДОУ Расширение и углубление представлений о ВОВ |
Тематическое занятие | «Прошлое предметов» | Групповое Повторение пройденного материала |
Тематическое занятие | «Скоро лето к нам придет» | Групповое Эмоциональный отклик, доставление радости |
4.Анализ взаимодействия с родителями
4.1.Формы взаимодействия с родителями
Работа с родителями проходила, с целью вовлечения родителей в образовательный процесс группы, как равно ответственных участников образовательного процесса».
Основные задачи:
- оказание помощи родителям в вопросах воспитания и развития дошкольников;
- привлечение родителей к активному и педагогически грамотному участию в воспитании детей;
- развитие коммуникативной компетентности родителей в процессе общения с педагогами и детьми.
Для реализации задач родителям предложили различные виды сотрудничества и совместного творчества:
- Родительские собрания
- Консультации
- Изготовление поделок в кругу семьи
- Совместные выставки, рисунки, участие в праздниках
Результатом работы являются:
- повышение активности родителей в жизни детского сада;
- установление разных форм сотрудничества;
- активное участие в выставках поделок и рисунков;
- участие в праздниках и досугах;
- участие в благоустройстве территории детского сада.
Проведя системный анализ степени включения родителей в воспитательно-образовательный процесс, мы увидели, что показатели увеличились, что в свою очередь, является подтверждением повышения качественного уровня работы. Родители были активными партнерами, участвовали в различных проектах:
Мини-музей «Дары природы» |
Выставка рисунков и декоративно-прикладного творчества «Краски осени» |
Выставка поделок «Зимняя сказка» |
Выставка работ «Правила безопасности всегда и везде» |
Выставка «Поздравительная открытка для папы» Мини-музей «Русская изба» |
Мини-музей «Поздравительная открытка с 8 марта». Мини-музей «Человек и космос» |
Выставка рисунков «День Победы». |
Смотр-конкурс «Огород на окне, лучший участок». |
5.Общие выводы на следующий год
Результаты деятельности группы были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно, соответствует всем требованиям.
С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены следующие задачи на 2019-2020 учебный год:
1.Продолжить целенаправленную работу с детьми по всем образовательным областям.
2.Продолжать проводить профилактические мероприятия с целью повышения посещаемости детей, укрепление здоровья, развития двигательной и гигиенической культуры детей;
3. Продолжить совершенствование предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС. Пополнить дидактический и раздаточный материал для развития логического мышления; книжный уголок литературой по возрасту. Приобрести новые развивающие игры для детей подготовительной к школе группы.
4. Повысить уровень педагогического мастерства путем участия в семинарах, мастер-классах.
5. Совершенствование работы по взаимодействию с родителями при непосредственном вовлечении их в образовательный процесс. Также взаимодействие с семьей по вопросам образования ребенка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....
Отчёт по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»
В отчете по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» раскрывается актуальность этой темы и её значение в о...
План самообразования на год 2018-2019 "Проектная деятельность, как средства развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
самообразование воспитателей...
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с учетом ФГОС
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продукти...
Тема самообразования«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктив...
План работы по самообразованию На 2020-2021гг. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических те...