Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе Тема: "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Васенкова Светлана Александровна

Цель: создавать условия для формирования экологических представлений детей об окружающем мире, расширять представление детей о птицах, об их жизни в окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_sredney_gruppe_zimuyushchie_ptitsy.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

в средней группе

Тема: «Зимующие птицы»

Разработала и провела: воспитатель Васенкова Светлана Александровна

Цель: создавать условия для формирования экологических представлений детей об окружающем мире, расширять представление детей о птицах, об их жизни в окружающем мире.

Задачи:

Образовательные: расширить и закрепить знания детей о птицах.

Развивающие: развивать логическое мышление, память, связную речь, умение слушать ответы друг друга.

Воспитательные:  Воспитывать у детей доброе отношение к птицам, умение наблюдать за окружающим миром.

Образовательная область:

 приоритетная: познавательное развитие

 в интеграции: речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами, рассказ о домашних и диких птицах, просмотр фильма «Зимние гости».

Рассматривание иллюстраций: зимующие птицы, перелетные птицы;

Чтение х/л: Чарушин Е.И. «Воробей», Бианки В.В. «Сказки и рассказы о животных», Рубцов Н. «Воробей», «Ворона», Снегирев Г.Я. «Про птиц», Горький М.А. «Воробьишко»;

Чтение и отгадывание загадок про птиц;

Д/и: «Чей голос?», «Веселый мячик», «Собери картину», «Летает – не летает».

Оборудование:

Магнитная доска, изображения птиц на магнитной основе,

Картина с изображением леса и жилища человека, нарисованные кормушка и корм для птиц, мяч.

Раздаточный материал: кормушка (иллюстрация), корм для птиц (иллюстрации), изображение на листе А-4 леса и жилища человека, фигурки домашних, перелетных, оседлых птиц (плоские).

Структура  НОД

продолжительность

Содержание

Планируемые результаты.

1.Вводная часть.

Организационный момент.

.

2 мин.

 Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад нашла перышко (показываю). Как вы думаете чье оно? 

Ответ детей: это перо птицы. 

Воспитатель: да правильно ребята, это перо птицы.

Ребята послушайте загадку, о каком времени года в ней говорится?  

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Становятся белыми дома.

Это к нам идет... (Зима)

Да ребята. На улице стало холодно,  земля замерзла. Птицы улетают в теплые края, большой и трудный путь им предстоит преодолеть. Но мы с вами не будем расстраиваться, а проводим птиц хорошим настроением и играми.   

Организация внимания,

создание эмоционально положительного настроя.

2.Основная часть

15 мин.

.

Воспитатель:
- Давайте с вами поговорим о наших пернатых друзьях, поиграем и посоревнуемся в разных конкурсах.

- Кто такие пернатые? (птицы)
- Почему они наши друзья? (ответы детей)
- Чем птицы отличаются от других животных? (их тело покрыто перьями)
- Для чего нужны птицы в природе? (Птицы создают красоту природы, являются санитарами леса, способствуют размножению растений и т.д.)

-какие птицы называются домашними, а какие дикими? Почему?

 игра: «Домашние и дикие птицы».

у вас на столах карточки с изображением птиц: поставьте каждую птицу в том месте, где она живет.(на листе нарисован лес и жилище человека: дети распределяют раздаточный материал -знакомые дикие птицы в лес, домашние- к жилищу человека)

 Воспитатель:

-молодцы, ребята, помогли птицам найти свое жилище.

 Игра «Веселый мячик».

А теперь предлагаю поиграть в игру с мячом, для этого нам нужно встать в круг. Для этой игры вам нужно вспомнить знакомых птиц и назвать их.

воспитатель читает стихотворение, дети передают мяч друг другу, как только заканчивается чтение стихотворения, ребенок у которого мяч в руках должен назвать любую знакомую птицу.

Воспитатель:

Ты катись весёлый мячик  (Движения по словам стихотворения.)

быстро, быстро по рукам,

у кого весёлый мячик

называет птицу нам  …

(игра продолжается 2-3 минуты)

Воспитатель: 
- Птиц очень много на Земле. Есть птицы очень большие, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, весом несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать. Есть хищные птицы, а есть и такие, которые питаются только растительной пищей.
- Давайте вспомним, какие птицы обитают в наших краях, вы наверняка многих из них знаете и легко отгадаете по описанию.

Игра  «Узнай птицу по описанию».

Воспитатель читает загадки, дети узнают птицу по описанию и называют.

Чик-чирик!
За зернышком прыг!
Клюй, не робей! Кто это?…(Воробей) и т.д.

Воспитатель:

-Птицы бывают разные, одни птицы живут рядом с нами всегда, другие улетают на время холодов, а есть еще и зимние гости.
- Каких птиц называют перелётными? 
(Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края)
– Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края? (ответы детей)

– Да, действительно, в связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях – поэтому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

- Каких птиц называют «зимними гостями»?

(Птицы, которые прилетают к нам на зимовку из леса)

- Каких птиц называют зимующими? Оседлыми? Почему?

 Игра «Перелетные, зимующие и «зимние гости».

- у нас на доске фигурки разных птиц, но как-то так получилось, что все перепутались, ребята, помогите птицам собраться в стаи:

1-зимующие птицы, 2-перелетные птицы, 3-гости леса, 4-оседлые птицы.

(дети раскладывают фигурки птиц по стайкам).

Воспитатель: Предлагаю отдохнуть и побыть немного птицами:

Физкультминутка «Скачет шустрая синица»:

Скачет шустрая синица, (прыжки на 2-х ногах на месте, руки на поясе)

Прыг-скок, прыг-скок,

Ей на месте не сидится, (приседание)

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок, (поворот вокруг себя)

Вот присела на минутку, (приседание)

Почесала клювом грудку. (иммитация движения)

Дальше полетела и на место села!

 Воспитатель:

Зимняя пора – трудное время для пернатых. И хотя осёдлые птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы, и всё-таки тяжело им зимой.
- Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?

(Ответы детей)
- Зимой птицам не так страшен холод, как голод. В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь.
-Как же люди могут помочь птицам зимой? (ответы детей)
- Какой корм едят зимующие птицы?

Игра «Собери корм для птиц». 

- Кто из зимующих птиц, какой корм любит. Покормим наших пернатых друзей семенами, семечками и ягодками, насыпая корм в кормушки.

На столах у детей изображение кормушек и несколько карточек с изображением разного вида корма, детям необходимо к кормушке подобрать только тот корм, который подходят птицам.

Воспитатель:
Ребята, а знаете ли вы что при кормлении птиц нужно соблюдать правила? Какие правила нужно соблюдать, ребята? (ответы детей)

Правила подкормки птиц:

- Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки, мешочки и т.д.
- Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.
- Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.

 Воспитатель:

- а теперь предлагаю проверить себя, как хорошо вы запомнили названия знакомых птиц, я буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то вы должны захлопать в ладоши:

Игра «Прилетели птицы».

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи...и т.д.
Воспитатель:

-

 

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным ответом

Закрепить умение различать домашних и диких птиц,

Развивать память, закреплять  названия птиц

Расширять представления о птицах

Узнавать знакомых птиц по описанию

Упражнять детей в классификации птиц, развивать умение работать коллективно

Снять напряжение, повысить и сохранить умственную активность

Развивать мышление,  представление о птицах

Закреплять знания детей о корме, который употребляют птицы

Развивать внимание, закреплять названия птиц

3. Заключительная часть

3мин.

  Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы много знаете про  птиц, справились   со всеми заданиями. Я думаю, каждый для себя открыл что-то новое и полезное о птицах.

Понравились ли вам задания, которые вы выполняли?

 А еще сегодня я приготовила лакомство для птиц:  Мы сейчас с вами пойдём на прогулку и покормим тех птиц, которые прилетят к нам на участок.

Рефлексия

(подведение итогов)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе. Тема: «Зимующие птицы».

Занятие по познавательной деятельности для детей средней группы. Предназначено для  закрепления материала по теме "Зимующие птицы"...

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе «Всемирный день птиц»

Цель: создание условий для формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста. Задачи:Образовательные: расширение и закрепление знаний детей о птицах.Воспитательные:- восп...

Методическая разработка конспекта НОД по образовательной области познавательное развитие В подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы и животные»

Методическая разработка план -конспекта НОД по образовательной области позновательное развитие Тема " Зимующие звери и птпицы" ( для старших дошкольников)...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе по теме «Зима»

Цель: расширять знания детей о зиме, зимних играх и забавах....

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: «Зима и зимние забавы»

Цель: систематизировать знания детей о времени года зима.Задачи:Образовательные:- закреплять представления о зиме, ее признаках и свойствах снега;- сформировать опыт самостоятельного открытия и э...

Презентация к конспекту занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: «Зима и зимние забавы»

Приложение к конспекту НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: "Зима и зимние забавы"...

Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы Тема: « Зима пришла!»

Цель:  Формировать и закреплять признаки Зимы. Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная.Задачи:закреплять знания детей о зимних природных явл...