Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Поможем зимующим птицам»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Яковлева Елена Васильевна

Это занятие поможет детям обобщить и систематизировать представления о зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности  «Поможем  зимующим птицам»

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о зимующих птицах, 

Задачи:

Образовательные: закреплять знания о зимующих птицах, о их внешнем виде, чем питаются; расширять словарный запас.

Развивающие: развивать память, мышление, внимание, мелкую моторику, любознательность.

Воспитательные: воспитывать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам. Развивать умение работать в команде, сотрудничать друг с другом.

Оборудование: Альбом «Зимующие птицы»,  игра «Найди зимующих птиц», деревянная кормушка, перья, камушки, лед,  6 мешочков (ягоды, семечки, крупа, хлеб, яблоко, орешки), картинки продуктов питания, бросовый материал (деревянные палочки), схемы постройки кормушки.

Ход НОД:

Организационный момент.

Воспитатель: Дети, нас сегодня ждет веселое путешествие, мы узнаем много нового и интересного.

Посмотрите, к нам пришли гости, давайте поздороваемся:

Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня!

Здравствуйте, все, кто верит доброте!

Здравствуйте, все: кто не жалея сил,

Счастьем делится своим!

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, назовите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима.)  Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.) А сейчас поиграем в игру «Снежок».  

Игра  со снежком «Признаки зимы»

Ребята, Я предлагаю вам путешествие в сказочный лес.

«Мы в ладоши хлоп, хлоп. Мы ногами топ, топ, повернулись, покрутились, в сказочном лесу мы очутились!» (повторяют дети).

Посмотрите, мы попали в зимний лес. ( садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята,  вы знаете , кому труднее всего приходится именно зимой? Я загадаю загадку, а, вы внимательно слушайте.

                                         Различаемся мы цветом

Встретишь нас зимой и летом,

Если крыльями взмахнём,

Будем в небе голубом,

Мы умеем щебетать,

Каркать, петь и ворковать.

Нас зимою покормите.

Дети, кто мы, назовите. ( Птицы)

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

Дети: О птицах.

Воспитатель: А поможет нам сегодня наш добрый друг Старичок- лесовичок.

Старичок- лесовичок ( на экране):

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришел  к вам в гости не с пустыми руками. Я принес вам альбом. Называется альбом «Зимующие птицы». Вот только незадача, я не успел его доделать. Как быть? Может быть, мы вместе доделаем альбом? А  помогут вам  в этом мои друзья Эколята. Выполняя каждое задание, мы сможем с вами заполнить альбом.

Воспитатель:  Ребята, поможем Старичку- лесовичку ?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель:  Закрывайте глазки. 1 2 3…. (появляется альбом)

Давайте посмотрим на первую подсказку. Что здесь нарисовано?

Дети: На первой странице нарисовано зимнее дерево.

Воспитатель: Как ы думаете, почему на картинке зимнее дерево? (Предположения детей). Интересно, кого же здесь забыли изобразить? Хотели бы вы об этом узнать?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда нам с вами надо отправиться в гости к Эколенку Шалуну. Он нам поможет. (Подходим к Шалуну, там лежит коробка с изображением птиц). Давайте поздороваемся…

Воспитатель: Что изображено на коробке?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Откроем и посмотрим, что же там лежит.

Д/игра «Найди зимующих птиц»

Ребята, смотрите, здесь картинки птиц. Давайте среди птиц найдем зимующих!

 Ребята, называют и приклеивают зимующих птиц.  

Дети: Синица, снегирь, голубь, ворона, воробей, сорока.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились с первым заданием. До свидания, Шалун.

 Перелистываем альбом. На второй странице птицы и стрелочки. Что бы это могло значить? Где мы будем искать ответ? Давайте посмотрим на подсказку от Старичка- Лесовичка. (на экране подсказка  - Снежинки). Снежинки закрыли нашу подсказку, давайте подуем на них. А еще сильнее.

Дыхательная гимнастика

(появляется снежная полянка)

Воспитатель: Ребята, давайте найдем снежную полянку. На снежной полянке нас ждет Эколенок Умница. Поздороваемся…..

 Умница приготовила для вас интересные задания.  

Воспитатель: Зима для птиц очень тяжелое время года. На улице холодно, зябко. А почему птицы не мерзнут? Как же они согреваются? Скажите, а чем покрыты все части тела у птиц?

Дети: Все части тела у птиц покрыты перьями.

Воспитатель: Совершенно верно. Птицы единственные на Земле имеющие перья. А для чего нужны птицам перья?

Дети: Перья служат птицам защитой от морозов, с их помощью птицы летают.

Воспитатель: (Опыт) Возьмите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Рассмотрите  перо. Какое оно?

Дети: Мягкое, гладкое, плотное, жесткое, большое и т.д.

Воспитатель: Интересно, легкое оно или тяжелое? Как вы думаете? Положите на одну руку перо, на другую – камень. Что легче? Делают вывод – перо легкое. Если бы перья были такие же тяжелые,  как камни, птицы смогли бы летать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Поэтому птичьи перья легкие, чтобы птицы могли летать.

Возьмите теперь маленькое перышко. Какое оно? (Водим по руке – мягкое, пушистое)

Дети: маленькое, пушистое, тоненькое.

В: Да, эти перья называются «Пуховые». Зачем такое перо птицам?

Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.

В: Правильно. А хотите в этом убедиться?

Дети: Да.

В: Перышки отложите в сторону. Перед вами на тарелочках лежат кусочки льда. Возьмите один кусочек и проведите им по руке. Что вы чувствуете?

Дети: Руке холодно.

В: А теперь проведите по рукаву вашей одежды. Что теперь вы чувствуете?

Дети: Руке не холодно.

В: Также и с птицами. Пуховое перо служит птице для сохранения тепла, также, как и людям одежда. Одежда людям помогает не замерзнуть. А птицам одеждой служат перья, поэтому они не мерзнут.

Посмотрите, у каждой птицы свое оперение, подберем к каждой птице свое перо.

Дети подбирают перо к каждой птице.

Спасибо, Уница, до свидания……

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь, я предлагаю нам превратится в синичек.

Физминутка «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Грозят пальцем.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (махи руками.) 
Тири-тири,                                                                                                                    Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)


В:  Перелистываем следующую  страницу. Кто-нибудь догадался, что зашифровано на третьей странице? (Предположения детей).  Давайте обратимся к подсказке.  (На экране) Зашумленная картинка Елочки.  

Посмотрите ребята вьюга замела дерево? Как вы думаете, что это за дерево?

Дети:Это елочка….

 Идем к елочке.

Воспитатель:  Ребята, здесь нас встречает эколенок Ёлочка. (Рядом с ней стоит кормушка.)

Здравствуй, Елочка….

В: Ребята, что это? Это кормушка. А для чего нужна кормушка, как вы думаете?

Дети: Кормушка нужна, чтобы насыпать корм для птиц.

Воспитатель:   А вы знаете, что именно любят разные зимующие птицы? Вот это мы сейчас с вами проверим.

Елочка приготовила вам волшебные мешочки….

Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек»

(6 небольших мешочков! - семена подсолнечника, сушёные ягоды рябины или шиповника!, рожь, сухарики из булочки, орешки, Яблоко )

Воспитатель: молодцы! А знаете ли вы, какой корм птицам может нанести вред?

Игра «Найди лишнее» 

(на столе картинки с изображением  сала, , ягод рябины, чипсов  и пр.)

На столах картинки с изображением разных продуктов питания. Мы уберём картинки, на которых изображены те продукты, что могут нанести птицам вред. А оставим те, на которых изображены продукты, полезные для зимующих птиц.

- Давай посмотрим, что у нас осталось.

Воспитатель: Какие вы молодцы. Теперь мы знаем, чем питаются зимующие птицы. Приклеим  в альбом?  Дети приклеивают в альбом нужный корм для птиц.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились с заданием. Попрощаемся с Елочкой……

Посмотрите, мы знаем, чем кормить птиц, знаем, что корм кладут в кормушку. Но посмотрите, кормушки бывают тоже разными. А вы бы хотели научиться делать кормушку для зимующих птиц.

Дети: Да.

В: Давайте пойдем в гости к эколенку Тихоня.  Поздороваемся…..

Посмотрите , Тихоня    предлагает  вам построить для наших птичек домик – столовую. Я вам раздам схемы, на которых отмечено какого цвета у него будет кормушка.

Дети: У меня красная, а у меня синяя и т.д.

Воспитатель: Молодцы. Предлагаю приступить к работе.

Кормушка  для птиц

Воспитатель: Какие вы все молодцы! И с этим заданием мы справились.

А в альбом мы приклеим кормушки….

Воспитатель : Вот мы и закончили заполнять альбом. Мы вместе справились с этой задачей. Давайте вместе со Старичком- лесовичком рассмотрим альбом. Что мы узнали?

Садятся на стульчики….

Дети: Мы узнали. Названия зимующих птиц, чем питаются, как делать кормушки, что птицы не мерзнут- их согревают пуховые перья.

Старичок- лесовичок: Молодцы ребята.  Я дарю   этот альбом вам, чтобы вы и дальше продолжали узнавать много нового и интересного о зимующих птицах. До новых встреч, друзья!

 В: Ну, а нам ребята пора возвращаться в наш детский сад.

«Мы в ладоши хлоп, хлоп. Мы ногами топ, топ, повернулись, покрутились, в детском саду мы очутились!» (повторяют дети).

Вот и снова мы оказались у себя в группе. Все вернулись? Никого не забыли?

Воспитатель: Ребята, вы  молодцы. А что вам понравилось  больше всего? А что было самое трудное для вас?

А мне сегодня, очень понравилось наше путешествие, вы справились со всеми заданиями.  Вадим быстрее всех отгадал загадку…, Диана справилась с заданием … Влад помогал построить кормушку… Саша был сегодня самым внимательным…Рома был самым ответственным…, Аркаша Лучше всех выполнил дыхательную гимнастику.  

 И я хочу вам вручить медали знатоков зимующих птиц.

Спасибо вам, а нашим гостям спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Как птицы готовятся к зиме».

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Как птицы готовятся к зиме»....

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Перелётные птицы"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Перелётные птицы"...

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе «Домашние птицы»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №39 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Занятие по познавательному развитию «Перелетные птицы» в подготовительной группе поможет сформировать у детей представление о зимующих и перелетных птицах; углубить представления о причина...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Цели и задачи: расширять знания детей о зимующих птицах, об их внешнем виде; упражнять в отгадывании загадок, в выделении предмета из группы подобных по какому-либо признаку; воспитывать заботливое ...

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе «Дикие птицы»

Занятие познание "Дикие птицы" .  Задачи: !1.Познакомить с дикими птицами, их особенностях и повадках, закрепить знания об отличительных особенностях птиц, дать представление о том...