самообразование средняя группа
материал (средняя группа) на тему
Приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_srednyaya_gruppa.docx | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность.
Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и традиций каждого народа актуально для многонациональной России.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.
В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность. Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа в разных его проявлениях. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотического чувства наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа.
Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, так как в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.
Цель: повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей к культуре, в процессе изучения национальных костюмов, формирование у детей ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно- исторических традициях русского народа.
Задачи самообразования:
1. Формирование первоначальных представления о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве;
2. Познакомить с историей национальной культуры, обрядовыми праздниками, формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству
3. Помощь родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей;
4. Воспитывать желание заниматься декоративно – прикладной деятельностью; освоить характерные элементы, колорит, композицию данного промысла; уметь применять полученные знания в собственном изобразительном творчестве; совершенствовать умения и навыки в рисовании.;
5. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
6. Формировать эстетический вкус; способствовать развитию изобразительного творчества, любознательности, воображения.
7. Подготовить консультации для родителей.
Предполагаемый результат: в результате работы предполагается, что у детей сформируется правильное и полное представление о родной стране, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры, сформируется чувство национального достоинства. Дети будут иметь представления о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства: игрушках из глины (дымковская, филимоновская); из дерева (богородская, семеновская, архангельские птицы из щепы); предметах из резной бересты (короба, шкатулки); росписи разделочных досок, посуды (хохлома, гжель). У родителей появится заинтересованность к возрождению культуры своего народа.
Перспективный план работы на 2018-2019 учебный год.
Месяц | Тема | Содержание работы | Работа с родителями |
Сентябрь | Подбор и изучение литературы по теме; оформление уголка в группе. | Памятка для родителей по приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры. | |
Октябрь | «В гости к нам пришли матрешки» украшение сарафанов штампами из картошки и ватными палочками. | -«Рассматривание матрешки» - чтение потешек про матрешку, рассмотреть узоры на одежде семеновской матрешки, развивать эстетическое восприятие. -Хороводная игра «Мы на луг ходили» - выполнять движения в соответствии со словами. -Д/и «Разные краски» - развивать логическое мышление, внимание. -Загадывание загадок о матрешках. | Привлечь родителей к участию в сборе предметов народного творчества. |
Ноябрь | «Вкусные дары щедрой осени»-учить детей по трафарету обводить овощи, вырезать по контуру и наклеивать на общую композицию | -Беседа «Осенняя ярмарка» - дать детям представление о традиции проведения осенней ярмарки. -Д/и: «Что, где растёт?» - обобщать растения по месту их произрастания. -Рассказывание р. н. сказки «Вершки и корешки» - внимательно слушать, оценивать поведение героев, понимать юмор. -Хоровод «Во саду ли, в огороде» - выполнять движения в соответствии со словами. | Консультация «Праздники осени» |
Декабрь | «Праздничная ёлочка» учить детей рисовать праздничную ёлочку. | -Пальчиковая игра «Перед нами ёлочка» - развивать мелкую моторику. -Рассмотреть художественные репродукции и иллюстрации, на которых изображены заснеженные деревья. -Творческая мастерская: «Новогодняя открытка» (рисование восковыми мелками) – вызвать у детей желание создать новогоднюю открытку своими руками. | Конкурс «Рукавичка Деда Мороза»- привлечь родителей совместно с детьми изготовить новогоднюю поделку по мотивам народного творчества. |
Январь | «Морозные узоры» Совершенствовать технику рисования концом кисти, развивать чувство формы и композиции. | -Манкотерапия «Зимние узоры» - развивать мелкую моторику, воображение. -Беседа «Краса ненаглядная» - прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным материалам, из которых делали мастера различные изделия (Вологодское кружево). - Рисование с помощью мыльных пузырей: «Разноцветный мир» - научить выдувать пузыри на лист бумаги, познакомить со свойствами мыльной воды- можно надувать пузыри, закрепление цвета, развитие воображения. | Оформить выставку детских работ. |
Февраль | «Богатырские доспехи» Формировать умение лепить доспехи богатырей (шлем, щит, меч), используя при создании изображения разнообразные приемы лепки, усвоенные ранее. | -Худ.деят. «Палица»- предложить детям используя пластилин и природный материал сделать оружие Ильи Муромца- булатную палицу; развивать фантазию, мелкую моторику рук; -Слушание «Богатырской симфонии», С. Бородина - развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее; - Предложить детям порисовать пальчиком на подносе с манной крупой – развивать мелкую моторику. | Оформить выставку «Русские богатыри» |
Март | «Цок, цок, цок, цок! Я лошадка – пестрый бок!» украшать элементами дымковской росписи; развивать интерес к художественной деятельности. | - Ознакомление с искусством «Дымковские расписные» - познакомить с народной игрушкой, учить чувствовать гармонию и красоту, воспитывать интерес к творчеству; -Игры с природным материалом: «Вот ёжик – ни головы, ни ножек» - учить детей экспериментировать с художественном материалом для изображения «колючей шубки»; направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности. -Изо. деятельность «Русские узоры» - формировать умение составлять узор в соответствии с традициями дымковского промысла. | Консультация «Народные умельцы» |
Апрель | «Что за чай без самовара» продолжать знакомить детей с гжельской керамической посудой; учить рисовать гжельскую розу и др. элементы росписи, составляя узор на чайной чашке и блюдце. | -Беседа «Голубая гжель» - познакомить детей р. н. промыслом гжельской керамической посудой; рассмотреть элементы росписи. -Рассмотреть самовар – познакомить детей с самоваром, с названием его частей, обычаем русского народа угощать гостей чаем. -Худ. творч. «Угощение для Кузи» - предложить слепить баранки, бублики из соленого теста. -Хороводная игра «Каравай» - закрепить слова, развивать двигательную активность, вызвать эмоциональный отклик. | Оформить альбом «Посуда», состоящий из детских рисунков. |
Май | «Люблю берёзку русскую…» - делать листики из мятой бумаги. |
| Оформить выставку совместных детских с родителями работ: «Моя березка». |
Подведение итогов работы. |
Список используемой литературы:
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Детство-Пресс, 2010 г.
- Бударина Т. А., Куприна Л. С., Корепанова О. Н., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - СПб, 2010 г.
- Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. - СПб, 2004г.
- Куприна Л. С., Бударина Т. А. Приобщение детей к истокам русской культуры. / Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2003г.
- «Декоративно-прикладное искусство детям». Дошкольное воспитание №3 – 1997, с. 21.
- Романова А. Ф. Народные промыслы. - 2003 г.
- Попова Т. А., Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской
народной культуре. Для занятий с детьми 4-5 лет - Мозаика-Синтез. – 2010г.
- Т. С. Комарова “Занятия по изобразительной деятельности в средней группе”
- И. А. Лыкова “Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа”
- Г. С. Швайко “Занятия изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа”
- Д. Н. Колдина “Рисование с детьми 4-5 лет”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования, средняя группа
План самообразования , средняя группа .Подготовила Черкашина О.А...
План работы по самообразованию (средняя группа 2017-2018г.)
План работы по самообразованию(средняя группа 2017-2018г.) Тема: «Эмоциональное развитие дошкольников посредством театральной деятельности»...
План по самообразованию (средняя группа)
План по самообразованию...
План по самообразованию средней группы
Цель: Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме....
План самообразования (средняя группа)
В настоящее время тема дорожной безопасности становится очень актуальной. Важно с малых лет знакомить детей с дорожным этикетом. Помочь им в этом может воспитатель, а вот как это грамотно ...
план самообразования. средняя группа
план самообразования...
План самообразования средней группы
План самообразования средней группы...