«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
консультация на тему

Иванова Марина Владимировна

Консультация для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oktyabr_-patrioticheskoe.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

                        Консультация для родителей

              «Нравственно-патриотическое воспитание детей

                                 дошкольного возраста».

Подготовила воспитатель высшей  квалификационной категории

Иванова  М.В.  

Когда я думаю о Родине, невольно вспоминается всем нам знакомая песня «С чего начинается Родина?».

«С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце принес».

Понятие «Родина» многогранно, так как вбирает в себя разные стороны, явления, объекты нашей жизни. Недаром Н.М. Карамзин отмечал в одном из своих произведений, что любовь к Отечеству делится на два вида: физическая (в ее основе лежат законы природы: привязанность к местности, любовь к красоте природы) и моральная ( «…любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живём…»). Как важно, чтобы в каждом из нас было живо это чувство, которое побуждает многих к самым добродетельным и уважительным поступкам.

Но любовь к Родине не приходит сама собой. Как для развития и здоровья растения, животного нужен благоприятный климат, так и для рождения патриотических качеств в человеке важна теплая атмосфера. Ответственность за ее создание и поддержание несет, в первую очередь, семья.

Рассмотрим подробнее.

Любовь к Родине.... она начинается с любви к матери, ко всем родным. У каждого из нас есть дорогие воспоминания, связанные с самым теплым образом Родины — родного дома, родных людей, которые очень дороги человеку. Поэтому важно, чтобы ребенок получал только положительные эмоции, так как детское восприятие играет огромную роль в становлении личности будущего патриота. Именно любовь к родительскому дому, семейному укладу, традициям является залогом любви к Родине.

Но как же нам, родителям, создать эту благоприятную обстановку? Как знать, что окажет наибольшее воздействие на нашего ребенка?

Здесь очень важен пример взрослых, родных людей. Как донести детям смысл таких понятий, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг? Еще Ян Каменский (разработчик методик педагогических наук) говорил о том, что наглядность является «золотым правилом» обучения. У некоторых из нас есть живые свидетели Великой Отечественной войны, у многих остались фотографии ветеранов труда. Их образ жизни, труд — это достоверные факты. Рассказы о них, иллюстрированные фотографиями, помогут ребятам понять то, что любовь к Отчизне выражается поступками. Важно объяснить вашему ребенку, что те, кто отдал жизнь за свою Родину, уважали, чтили свои дома, своих родных. Это великий подвиг – отдать жизнь ради спасения других. Все славят и уважают этих героев, в память о них названы улицы, площади, города.

Немалую роль в наших жизнях играет духовный, творческий патриотизм, который необходимо прививать с раннего детства. Очень важно, чтобы ваш ребенок понимал роль творчества в его жизни и жизни страны, истории традиций. А для этого необходимо окунуть его в атмосферу старинных праздников, фольклор, декоративно-прикладное искусство, которые нам оставили наши прародители.

Поэтому можно ознакомить своего ребенка с фольклором (пословицы, поговорки, сказки, песни, танцы и т.д.). Именно это творчество несет в себе все характерные черты прошлого нашей страны, воспевает нравственные ценности (преданность, добро, любовь, отвагу, мудрость и т.д.). Народные песни и танцы передают характер, переживания, восприятие окружающего мира нашими предками. Прикладное искусство заставляет отнестись уважительно к труду и творчеству прошлого поколения. Таким образом, мы, родители, вместе с детьми можем наблюдать развитие культуры нашей страны. А это является залогом познавательного и нравственного развития детей.

Если мы поставим перед собой цель показать детям накопленные столе-тиями характерные особенности времен года, погодные изменения, жизнь насекомых, животных и т.п., то в этом нам помогут традиционные праздники и обряды нашего народа прошлых веков. Знакомство с ними ваших детей сделает их причастниками истории нашей страны. Духовная связь с прошлым и настоящим станет крепче.

Помочь своему ребенку стать патриотом своей Родины – очень сложная задача, и свое начало она берет с ранних детских лет. Качественное ее выполнение зависит от тех усилий, методов, которые прикладывают не только педагоги, но и семья. Выше мы рассмотрели различные методы работы по развитию патриотических особенностей в вашем ребенке.

Достижению наилучших результатов будет способствовать теплая, доверительная обстановка в семье (любящие мама и папа, бабушки и дедушки). Чем больше вы общаетесь с ребенком, объясняете ему многие понятия и посещаете с ним различные мероприятия, тем крепче будет становиться связь и доверие между вами.

Важную роль в обучении и воспитании детей выполняет игровая деятельность. Ставьте перед вашими детьми следующие задачи:

В игре «Дочки-матери» изображать любящую, заботливую маму и послушную дочь. Или в игре «Семья» передать дружеские, крепкие отношения между членами семьи; демонстрировать традиции и семейные праздники.

В игре «Профессии» знать наши местные профессии, умение имитировать их трудовую деятельность.

В игре «Ярмарка нашей страны» знать названия культур и животных, выращенных в нашей стране и т.д.

Все это окажет благотворное влияние на формирование любви и уважения к родителям, традициям и своей Родине.

Таким образом, подведем итог всему выше сказанному.

Залогом образования основных патриотических особенностей ребенка является его знакомство с самыми близкими понятиями: дом, улица, детский сад. Поэтому предлагаю применить следующие методы:

Научите вашего ребенка видеть красоту и особенности места, где вы живете (рассматривайте здания, деревья, животных, птиц и т.п.).

Не забывайте во время прогулки рассказывать о значимости каждого объекта на вашей улице.

Познакомьте вашего ребенка с деятельностью важных общественных учреждений. Например, осуществите поход в библиотеку, на почту. При этом не забывайте комментировать действия, выполняемые сотрудниками этих организаций.

Приучайте вашего ребенка к труду, совместному, чтобы он мог оценить важность благоустройства и озеленения своего двора.

Не забывайте о самообразовании, это очень важно! Вы должны грамотно доносить любую информацию вашему ребенку.

Направляйте вашего ребенка на верные поступки, на сочувствие, сострада-ние, взаимопомощь.

Читайте с ним больше литературы о родине, народе, традициях, культуре.

Напоминайте ребенку вести себя прилично в общественных местах.

Создайте или поддерживайте семейные традиции, и помогите ребенку осознать всю значимость этих событий для вашей семьи.

Выходите на прогулки, обращайте внимание вашего ребенка на достопримечательности вашей местности. Если вам известны интересные факты той или иной местности, памятника, парка и т.д. непременно сообщите вашему любознательному чаду.

Уважаемые родители, помните, для ребенка, именно вы – пример для подражания. Как вы относитесь, друг к другу, к своим родителям, к окружающим людям, к Родине, так и ваши дети будут воспринимать окружающий мир.

Наша с вами задача — воспитать настоящего патриота своей Родины, который будет ценить, хранить и уважать переданный ему опыт!

http://ds564.mskobr.ru/conditions/specialists/rekomendacii_dlya_roditelej_po_vospitaniyu_patrioticheskih_chuvstv_u_detej_srednej_gruppy/

                   Консультация для родителей

             «Роль семьи в воспитании патриотических

                            чувств у дошкольников»

Подготовила воспитатель высшей  квалификационной категории           Иванова  М.В.  

 «Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом».

С. Михалков

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения

в жизни общества, одним из центральных направлений работы с

подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Неоспорим тот факт, что основа воспитания человека закладывается в

семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей

жизни тоже должны начинаться в семье. Сейчас, в период нестабильности

в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям

нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род,

родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно

по своему содержанию: это и чувство

глубокой, духовной привязанности к

семье, дому, любовь к родным местам, и

гордость за свой народ, толерантное

отношение к другим людям, ощущение

неразрывности с окружающим, желание

сохранить, приумножить богатство

своей страны.

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью

Отечества. Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие, дорогие

каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников играют огромную роль

в становлении личности ребенка, это процесс сложный и длительный.

«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни», поэтому

то, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде

всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его

воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Помните, что успех

патриотического воспитания детей во многом зависит от родителей, от

семьи, от той атмосферы, которая царит дома.

Перед нами, взрослыми, стоит нелёгкая задача - донести всю

глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького Человека,

привить ему любовь к Родине.

У ребенка-дошкольника Родина начинается с семьи. Когда ребенок

тянется ручонками к матери и отцу - он чувствует их силу, тепло,

нежность, любовь и свою защищённость. Именно с этих ощущений

начинается его любовь к своей семье, родному дому, своей маленькой

Родине. У каждого ребёнка, у его семьи и места рождения есть своя

история, которую ему необходимо знать, уметь рассказывать и, главное,

гордиться ею.

Оглянитесь назад, вспомните своё детство, тепло

маминых рук и значимость маминых объятий,

запах родного дома, незабываемые праздники в

кругу семьи. Вспомнили? Рассказывайте детям об

этом чаще, обогащайте их знания: читайте вместе

с ними детские книги, смотрите фильмы, ходите в

походы, играйте «в богатырей», слушайте и

напевайте вместе песни о дружбе, добре, любви к

Родине, занимайтесь вместе сотворчеством

(рисуйте, лепите, вышивайте).

Может быть, у кого-то из вас сохранилась летопись семьи, рода.

Было бы прекрасно, если бы вы рассказали об этом вашему ребёнку.

С возрастом к ребёнку приходит понимание Родины уже как своей

страны, в которой он родился. И очень важно, чтобы она стала его первой

«большой» родной и любимой Землёй. Прививайте детям такие важные

понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к

врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Потому что задача

родителей заключается в том, чтобы как можно раньше пробудить в

растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать

у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и

гражданином общества.

С чего начать?

 Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для

него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

 Обращайте внимание

ребенка на красоту родного

города

 Во время прогулки

расскажите, что находится

на вашей улице, поговорите

о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты,

магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников

этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и

озеленению своего двора, участка детского сада.

 Расширяйте собственный кругозор.

 Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других

людей.

 Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего

народа

 Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное

поведение в общественных местах.

Помните, если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к

другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих

родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным, он приобрел

эмоциональный опыт, который является основой, фундаментом более

глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

http://ds564.mskobr.ru/conditions/specialists/rekomendacii_dlya_roditelej_po_vospitaniyu_patrioticheskih_chuvstv_u_detej_srednej_gruppy/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

Педсовет «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Педсовет включает в себя рассмотрение проблем нравственно патриотического воспитания, анализ анкет для педагогов, деловую игру....

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....