Консультация для воспитателей «Самообразование как один из путей повышения мастерства педагогов»
консультация на тему

Рыбакова Юлия Викторовна

Цель консультация: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.

Задачи:

 

Раскрыть сущность процесса самообразования, острую необходимость самообразования в современных условиях.

оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической литературой, выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы.

 

Планируемый результат:

Осознание педагогами необходимости в постоянном самообразовании, формирование определенных умений.

План  консультации:

1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов.

2. Организация работы по самообразованию.

3. Результаты самообразования.

4. Рефлексия.

Литература:

Белая К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ. / Справочник старшего воспитателя. N 2, 2007. с .37.

Дошкольное воспитание N 2, 2008 с. 97

Короткина О. Как организовать работу по самообразованию. /Дошкольное воспитание. N 8, 2004, с. 36

Материалы интернт-сайтов по проблеме самообразования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я чувствую себя в праве сказать: 
да здравствует самообразование во всех областях!..
Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, 
побуждаемые собственной страстью.
 Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…
К.И. Чуковский

1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов.
            2. Организация работы по самообразованию.
            3. Результаты самообразования.

 

1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов.

Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, в также изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов. Как вы понимание, что такое самообразование?
Разные источник дают следующие определения:

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п. Ожегов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

·                     Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации

·                     Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

·                     Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

·                     Изменения, происходящие в жизни общества. формируют образ педагога как «несовременного человека»

·                     Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад озабочены  тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.

·                     Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

·                     Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

·                     Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?

Источники самообразования.

В чем заключается суть процесса самообразования?

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

·                     Телевидение

·                     Газеты, журналы

·                     Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

·                     Интернет

·                     Видео, аудио информация на различных носителях

·                     Платные курсы

·                     Семинары и конференции

·                     Мастер-классы

·                     Мероприятия по обмену опытом

·                     Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

·                     Курсы повышения квалификации

 

 

 

2. Организация работы по самообразованию.

Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы, наиболее часто возникают следующие проблемы:

·                     не могут определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность

·                     не могут правильно сформулировать тему самообразования

·                     при подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе

·                     при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал

·                     не могут сформулировать цель и задачи работы (педагоги предлагают свои решения обозначенных проблем)

выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат

определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса

Не могу правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность 

  

При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе

Формулируйте  темы по схемам:

- ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;

- ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
- Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития  (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО
Например:
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

·                     Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:

Например: 
«Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий  в природу»
Определение актуальности:
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Новизна  может заключаться в новом решении вопросов,  затрагивать региональные особенности.

Подбор литературы осуществляйте следующим образом:
- просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;
- ответьте на вопрос: могу ли я  узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?
С чего начать изучение подобранной литературы:
- начните с изучения традиционных методик по данной проблеме
- изучите современные взгляды на проблему
- используйте опыт других педагогов и ДОУ

При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал

·                     По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;

·                     Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;

·                     Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;

·                     Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

Не могут сформулировать цель и задачи работы

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
Например:
Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи – пути достижения поставленной цели.
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
Схема формулирования задач:

3. Результаты самообразования.
Что дает самообразование?

Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

 

Результат.
Каждая деятельность бессмысленна, если  в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования?

·                     Повышение качества проводимой с детьми работы;

·                     Разработка конспектов. Программ, сценариев, пособий

·                     Доклады, выступления

·                     Разработка дидактических материалов, наглядности

·                     Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям

·                     Проведение семинаров,  консультаций, мастер-классов

·                     Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.

Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.

 

 

Список использованной литературы:

 

Белая К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ. / Справочник старшего воспитателя. N 2, 2007. с .37.

Дошкольное воспитание N 2, 2008 с. 97

Короткина О. Как организовать работу по самообразованию. /Дошкольное воспитание. N 8, 2004, с. 36

Материалы интернет-сайтов по проблеме самообразования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_samoobrazovanie.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Самообразование как один из путей повышения мастерства педагогов»

                                                                                               Подготовила:

                                                                                               воспитатель

                                                                                               Рыбакова Ю.В.



Цель консультация: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.

Задачи:

Раскрыть сущность процесса самообразования, острую необходимость самообразования в современных условиях.

оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической литературой, выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы.

Планируемый результат:

Осознание педагогами необходимости в постоянном самообразовании, формирование определенных умений.

План  консультации:

1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов.

2. Организация работы по самообразованию.

3. Результаты самообразования.

4. Рефлексия.

Литература:

Белая К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ. / Справочник старшего воспитателя. N 2, 2007. с .37.

Дошкольное воспитание N 2, 2008 с. 97

Короткина О. Как организовать работу по самообразованию. /Дошкольное воспитание. N 8, 2004, с. 36

Материалы интернт-сайтов по проблеме самообразования

Я чувствую себя в праве сказать: 
да здравствует самообразование во всех областях!..
Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, 
побуждаемые собственной страстью.
 Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…
К.И. Чуковский

1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов.
           2. Организация работы по самообразованию.
           3. Результаты самообразования.

 

1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов.

Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, в также изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов. Как вы понимание, что такое самообразование?
Разные источник дают следующие определения:

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п. Ожегов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации
  • Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
  • Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
  • Изменения, происходящие в жизни общества. формируют образ педагога как «несовременного человека»
  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад озабочены  тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.
  • Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
  • Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
  • Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?

Источники самообразования.

В чем заключается суть процесса самообразования?

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

  • Телевидение
  • Газеты, журналы
  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
  • Интернет
  • Видео, аудио информация на различных носителях
  • Платные курсы
  • Семинары и конференции
  • Мастер-классы
  • Мероприятия по обмену опытом
  • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
  • Курсы повышения квалификации

2. Организация работы по самообразованию.

Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы, наиболее часто возникают следующие проблемы:

  • не могут определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность
  • не могут правильно сформулировать тему самообразования
  • при подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе
  • при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал
  • не могут сформулировать цель и задачи работы (педагоги предлагают свои решения обозначенных проблем)

выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат

определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса

Не могу правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность 

  

При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе

Формулируйте  темы по схемам:

- ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;

- ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
- Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития  (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО
Например:
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

  • Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:

Например: 
«Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий  в природу»
Определение актуальности:
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Новизна  может заключаться в новом решении вопросов,  затрагивать региональные особенности.

Подбор литературы осуществляйте следующим образом:
- просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;
- ответьте на вопрос: могу ли я  узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?
С чего начать изучение подобранной литературы:
- начните с изучения традиционных методик по данной проблеме
- изучите современные взгляды на проблему
- используйте опыт других педагогов и ДОУ

При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;
  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;
  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;
  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

Не могут сформулировать цель и задачи работы

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
Например:
Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи – пути достижения поставленной цели.
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
Схема формулирования задач:

3. Результаты самообразования.
Что дает самообразование?

Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Результат.
Каждая деятельность бессмысленна, если  в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования?

  • Повышение качества проводимой с детьми работы;
  • Разработка конспектов. Программ, сценариев, пособий
  • Доклады, выступления
  • Разработка дидактических материалов, наглядности
  • Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям
  • Проведение семинаров,  консультаций, мастер-классов
  • Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.

Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.

Список использованной литературы:

Белая К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ. / Справочник старшего воспитателя. N 2, 2007. с .37.

Дошкольное воспитание N 2, 2008 с. 97

Короткина О. Как организовать работу по самообразованию. /Дошкольное воспитание. N 8, 2004, с. 36

Материалы интернет-сайтов по проблеме самообразования 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»

—Раскрыть сущность процесса самообразования, необходимость самообразования в современных условиях;—Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической л...

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОО

Обоснована роль самообразования, ка ксистема непрерывного повышения профессионализмапедагогов....

Самообразование как одна из форм повышения мастерства педагогов

Цель консультация: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию. Задачи:Раскрыть сущность процесса самообразования, острую необходимость самообразования в совреме...

Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов

Доклад "Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов"...

Консультация с молодыми специалистами по теме "Самообразование, как один из путей повышения профессионального мастерства"

Цель консультации: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.Задачи:Раскрыть сущность процесса самообразования, острую необходимость самообразования в современных у...