Статья «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО»
статья (старшая группа) на тему
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 60 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга
Статья
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО»
подготовила:
Воспитатель Высшей кв. категории:
Зосик Наталия Дмитриевна
Санкт - Петербург
2017г.
Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. В. А. Сухомлинский
Что такое Патриотизм
Патриотизм – это термин, который применяется для описания чувства любви и преданности своему народу, нации, стране или сообществу. Сам по себе, термин патриотизм является весьма обширным и неоднозначным. Он включает в себя целую массу различных чувств, и аспектов о которых мы поговорим ниже.
Что такое Патриотизм простыми словами – краткое определение.
Простыми словами, патриотизм – это любовь к своей стране, своей нации и своей культуре. Как правило, патриотизм включает в себя такие основные аспекты как:
- Особая привязанность к своей стране;
- Чувство личной идентификации со страной;
- Особая забота о благосостоянии страны;
- Готовность жертвовать собой, чтобы способствовать благополучию страны.
В некотором отношении, патриотизм это определенный социальный и моральный принцип, который вызывает у человека чувство привязанности к своей стране. Он вызывает чувство гордости за свою нацию, страну или культуру.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом.
Дошкольный возраст: время растить патриотов
Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина. Личность старшего дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанием духовно-нравственным.
Условия формирования патриотических качеств в дошкольном возрасте ФГОС ДО определяет: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-нравственному и познавательному развитию формирующегося гражданина. Для этого ребёнок должен заниматься такими видами деятельности, которые соответствуют его возрасту, вызывают у него чувство радости, влияют на гармоничное развитие способностей умственных и физических. Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его.
Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту.
Основные задачи
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников определяет круг задач, стоящих перед педагогическим коллективом детского сада по формированию у юного гражданина:
- любви к семье, дому, детскому саду, городу, области, стране в целом;
- бережного отношения к истории; понимания культурных традиций;
- гордости за спортивные и культурные успехи представителей своего народа;
- уважения к национальным особенностям своего народа;
- толерантного отношения к другим людям;
- нетерпимости к проявлениям социальных пороков.
Многогранные качества настоящего патриота формируются с младшего возраста. Происходит это бережно, постепенно, непрестанно в сопровождении любящих родителей и компетентных воспитателей.
Патриотическое воспитание: возрастные особенности
Патриотизм включает в себя:
- содержательный компонент: ребёнок овладевает представлениями и понятиями о мире, который его окружает, в объёме, доступном его возрасту;
- эмоционально-побудительный: ребёнок получает личные положительные эмоции по отношению к приобретаемым знаниям и окружающему миру, стремится расширить эти знания, испытывает потребность в социально значимой деятельности;
- деятельный компонент: ребёнок приобретает систему нравственно-волевых качеств.
То, насколько успешным будет нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, зависит, в первую очередь, от верного распределения методов и способов воспитания в соответствии с возрастными ступенями и, соответственно, возможностями и психологическими особенностями детей разного возраста:
- до четырёх лет ребёнок активно входит в окружающий мир, получает первые социальные представления, усваивает нормы общения людей;
- в пять лет общественная направленность деятельности становится доминирующей;
- в шесть лет эмоциональные переживания приобретают глубину и устойчивость, растёт осознанность деятельности, обогащается содержание нравственно-волевых качеств.
Старшие дошкольники
Патриотическое воспитание старших дошкольников осуществляется на качественно новом уровне: в этот период психологические особенности детей позволяют проводить специальную работу в данном направлении. В старшем дошкольном возрасте у ребят расширяются возможности умственного развития – это ведёт к увеличению объёма знаний об общественных явлениях. Взрослые, руководя процессом усвоения ребёнком системы новых знаний, формируют у старших дошкольников способности к анализу и сравнению, познавательные интересы, направленные в том числе на социальные явления. В этом возрасте закладывается деятельное отношение к Родине: стремление и умение проявлять заботу о близких, делать то, что важно для других, беречь труд других людей, бережно относиться к природе, быть ответственным за свои поступки. Появление мотивов социальной направленности деятельности – это основа формирования нравственно-патриотических качеств маленького гражданина.
Программа и мероприятия
Программа патриотического воспитания разрабатывается и утверждается в образовательной организации самостоятельно на основе ФГОС. Мероприятия по патриотическому воспитанию направлены на то, чтобы формировать у детей представления о мире, который их окружает, а также отношение к малой Родине и Отчизне. Все мероприятия планируются с учётом особенностей и традиций конкретного детского образовательного учреждения, города, области.
Наиболее эффективные и распространённые:
- ознакомление детей с государственными символами Российской Федерации: гербом, флагом, гимном;
- проектная деятельность в рамках празднования Великой Победы;
- подготовка и проведение праздничных концертов для ветеранов, детей войны, тружеников тыла;
- конкурсы стихов о Победе;
- акции «Письмо солдату» и «Письмо ветерану»;
- тематические встречи в городских библиотеках;
- оформление стенда «Голубь мира», «Помню и горжусь», уголков Славы, уголков Героев;
- тематические занятия «Города-герои», «Дети войны»;
- беседы о природе родного края, родном городе, области, России;
- дидактические игры («Собери флаг», «Герб города», «Моя Родина - Россия», «Государственные символы», «Расскажи про свой город»).
Патриотические чувства у дошкольников – это результат целенаправленной и систематической работы взрослых и их личного примера.
Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.
Хочется верить, что проводимая работа по патриотическому воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно - нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требование ФГОС ДО
Что такое патриотизм? Почему нравственно-патриотическое воспитание является одним из приоритетных напрвлений системы воспитательной работы ДОО? как вырастить из маленького человечка настоящего патриот...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПУТИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФГОС»
Человек как личность формируется в дошкольном возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В дошкольном возрасте закладывается личностная культура, мален...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе ...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
В настоящее время со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ особое внимание уделяется решению задач патриотического воспитания. ...
Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО."
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
2021г. Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Актуальность проекта:- утрата связи с традиционными духовно-нравственными ценностями;- превалирование материальных ценносте...