Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
статья (старшая группа) на тему
Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – это одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie_detey_v_usloviyah_fgos_doshkolnogo_obrazovaniya.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – это одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.
Дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, к культуре и традициям. А это и есть начало процесса формирования патриотического воспитания дошкольника. Чувство патриотизма не возникает само по себе, а это есть результат длительной работы педагогов и родителей на разных этапах развития ребенка.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать, сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в это время возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребёнок живёт, детскому саду, школе, городу.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребёнка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей своей страны, родного края. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент, как важнейшее условие в формировании личности ребенка. При этом акцент делается на процесс погружения воспитанника в истоки региональной культуры. Ведь понять и принять других, может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края, бытом и обычаями народов его населяющих.
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой и культурой малых народовФормирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее гражданско-патриотическое развитие детей. Важно с самого начала воспитывать и формировать у детей необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина общества.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы поведения. Руководя деятельностью детей, педагог формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.
Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление гражданско-патриотического воспитания детей — развивать их способности к эмпатии. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.
Список литературы:
- Завельский, Ю.В. Воспитание культурой. М., 2017.
- Леонова, Н.Н., Неточаева, Н.В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: Целевой творческий практико-ориентированный проект. В помощь педагогу ДОУ / Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева - Учитель, 2015. - 103 с.
- Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие для педагогов / М.Д. Маханева. - ТЦ СФЕРА, 2012. - 96 с.
- Мухамедьяров, Ш.Ф. Основные этапы происхождения и этническая история татарской народности М..1968 г.
- Писарева, А. Е. Уткина, В. В. «Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ.- М., 2017г.
- Ривина, Е.К. «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»: Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет// Е. К. Ривина.- Мозаика-синтез, 2010 г.
- Шаехова, Р.К. «Региональная программа дошкольного образования» – РИЦ, 2012.-208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Цель данной работы заключается в реализации комплексного подхода к развитию ребенка и осуществлении интеллектуального, социального, нравственного, физического развития дошкольников посредством о...
нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требование ФГОС ДО
Что такое патриотизм? Почему нравственно-патриотическое воспитание является одним из приоритетных напрвлений системы воспитательной работы ДОО? как вырастить из маленького человечка настоящего патриот...
Педагогический совет на тему: «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОО»
Педагогический совет...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО....
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
В настоящее время со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ особое внимание уделяется решению задач патриотического воспитания. ...
Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО."
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
«Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
laquo;Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»...