отчёт по самообразованию "Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы"
материал (средняя группа) на тему
отчёт по работе по данной теме, цель, задачи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с «Чайка» п. Мотыгино.
Отчет работы по самообразованию.
«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы».
Ловцевич Елена Юрьевна
2017-2018 учебный год.
Китайское изречение
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу: О.В. Дыбина « Ознакомление с предметным и социальным окружением», О.А. Соломенникова « Ознакомление с природой» в средней группе.
Цели и задачи моей работы
Цели:
- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента.
- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи.
Задачи:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
- Развивать представление об основных физических явлениях.
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды.
- Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
- Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач; для возможности радоваться сделанному открытию.
Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в своей группе я создала мини-лабораторию « Мы - исследователи», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда ( стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый материал ( камешки, песок, ракушки, семена), инструменты для опытов ( лупа, термометр, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), огород.
С детьми проводились беседы на тему: « Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
На протяжении всего учебного времени проводила НОД (непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам:
« Можно ли пить талую воду» - показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.
« Хитрые семена» - познакомила со способами проращивания семян.
« Ходит капелька по кругу» - дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
« Узнай все о себе, воздушный шарик» - знакомила детей с качествами и свойствами резины; учила устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его исследования.
« В мире стекла» - помогала детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).
« В мире пластмассы» - знакомила детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помогала выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).
« Дерево умеет плавать» - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
« Сравнение стекла и пластмассы» - знакомила детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.
« Волшебная вода» - расширяла знания детей о свойствах воды
( жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед - это вода, пар- это вода).
« Ткань и ее свойства» - познакомила с видами ткани ( ситец, лен, драп, атлас - впитывающие влагу, кожа, болонья- не впитывают влагу).
« Воздух невидимка» - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами ( невидим, легкий, не имеет запаха), прозрачный, бесцветный.
В своей работе создавала образовательные ситуации:
« Спор игрушек» - учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т.к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и память.
« На чём полетят человечки» и учила выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности: сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.
На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры:
« Подбери материал для названного предмета»
« Оглянись вокруг»
« Расскажи о предмете»
« Отгадай материал»
« Где спрятался воздух»
« Что из чего будет»
В результате НОД и опытов-экспериментов:
- ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
- познакомились с явлениями природы;
- получили представление о круговороте воды в природе;
- уточнили знания о воде, о ее состояниях;
- познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;
- дети получили представления о свойствах ткани, резины и т.д.;
- познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;
- ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.
Для себя я поставила цель на будущее продолжать работу и изучить следующую литературу: Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова « Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», О.В.Дыбина, Е.А.Сидякина, А.Ю.Кузина, С.Е.Анфисова, Л.В.Бадул « Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации ( по ФГОС).
В ходе реализации поисково-исследовательской деятельности я реализовала следующие педагогические компетенции:
- интеллектуально-педагогическая компетентность
- информационная компетентность
- регулятивная компетентность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»
План самообразования направлен на развитие исследовательской и экспериментальной деятельности....
«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Существенную роль в зтом играет поисково-познавательная деятельность....
"Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы"
Самообразование воспитателей ДОУ...
Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»
ПЛАНСАМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»на 2017-2020 учебные годыЦель работы - развитие устойч...
Самообразование по теме: "Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы"
План по самообразованию воспитателя средней группы...
Исследовательский проект по экспериментальной деятельности для детей средней группы «Волшебный камень – магнит»
Исследовательский проект...
«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы»
Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности.Задачи:• Формирование у детей среднего...