Программа кружка "Творим добро"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Эмоционально- нравственное развитие у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_podgotov_gruppa.docx | 345.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1 Пояснительная записка ……………………………..2-8
а) цели и задачи………………………………………… 4
б) отличительные особенности…………………………5
в) возрастные особенности детей ……………………..6
2 Учебно-тематический план ………………………….8-9
3 Содержание изучаемого курса ………………………10
4 Список литературы ………………………………….11
Пояснительная записка
Направленность
Эмоции занимают важное место в жизни современных людей, которая отличается быстрым темпом, множеством стрессовых ситуаций. Все это не может не затрагивать и жизнь дошкольников, которые, в отличие от взрослых, не всегда способны контролировать свои эмоциональные проявления. Неслучайно поэтому в последнее время в качестве одной из приоритетных задач дошкольной педагогики выступает забота об эмоциональном благополучии детей. В соответствии с ФГОС ДО важнейшим образовательным ориентиром является: обеспечение эмоционального благополучия детей.
По мере развития у детей-дошкольников происходят изменения в эмоциональной сфере, меняются их взгляды на мир и отношения с окружающими, способность сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, однако сама по себе эмоциональная сфера не развивается, если в этом направлении не ведётся организованная работа.
Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако, само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «я», эмоционально – потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально – психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Программа кружка «Творим добро» по развитию эмоционально-нравственной сферы дошкольников знакомит детей с различными эмоциональными состояниями, способствует формированию у детей гуманного поведения, доброте, вежливости, отзывчивости, умению сострадать ближним, любить животных и природу. Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Актуальность
В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной.
Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте, поэтому эмоционально-нравственное воспитание детей – дело большой социальной значимости.
К числу наиболее актуальных проблем, решаемых в данной системе занятий, относятся:
-создание благоприятных условий для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
-развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений эмоционально-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных и эмоциональных чувств дошкольника. Современные ученые выделяют основу для построения нового стиля общения, она составляет правило, которого следует придерживаться взрослому: «понимание, принятие и признание личности». Понимание – означает умение видеть ребёнка «изнутри», способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и ребёнка («прочитать мотивы его поведения»). Принятие – означает безусловно положительное отношение к ребёнку, его индивидуальности – независимо от того, радует он взрослых в данный момент или нет. Признание – это, прежде всего, право ребенка в решении тех или иных проблем. Предлагаемая программа разработана на основе многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с общими человеческими ценностями через сказки, стихи, из наблюдений в природе и знакомства с историей ближайшего социума.
Цель работы: воспитание у детей эмоционально-нравственных качеств.
Задачи:
- научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника;
-продолжать расширять представления детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения;
-развивать и совершенствовать умение детей распознавать эмоциональные переживания других;
-способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
-раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Отличительные особенности
Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определить, что брать за основу, на какие эмоции опираться.
С точки зрения отечественных специалистов отмечено, что для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, без ошибок и срывов.
Учитывая современные подходы к организации работы по социально-эмоциональному развитию дошкольников, в практике дошкольных учреждений сформировались правила проведения образовательной деятельности:
- Самое главное условие эффективности занятий – это добровольное участие в них детей. Мы не можем насильно «тянуть за уши» личность, чтобы она скорее выросла – мы можем лишь создать условия для ее развития. Постараться организовать и проводить образовательную деятельность так, чтобы все дети захотели принять в ней участие.
- Не оценивайте детей, не добивайтесь единственно правильного, на ваш взгляд, ответа. Такого ответа и не может быть – ведь каждая личность уникальна, каждый по – своему воспринимает окружающий мир. Более того, постоянное оценивание со стороны взрослого мешает детям раскрепоститься, выражать свои собственные мысли и чувства.
- Дети легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать их образовательной деятельностью, надо самому увлечься. Если вы с удовольствием организуете и проводите образовательную деятельность, дети это обязательно заметят, и им тоже захочется попробовать!
- Продолжительность образовательной деятельности должна соответствовать возрасту детей. Она не должна переутомлять детей, поэтому, во – первых, если вы видите, что дети уже устали, смените вид деятельности или закончите занятие; а во – вторых, образовательная деятельность должна завершаться чем – то радостным, веселым, положительным (особенно если речь шла, например, о страхе или жадности).
- Между разными видами деятельности необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих их детей, тем самым закрепляя пройденный материал. Это также способствует развитию внимательности к людям, привычки задумываться о себе, что является непременным условием формирования личности.
Возрастные особенности
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок шести лет становится все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.
Взаимодействие взрослых с детьми является важным условием формирования самостоятельности.
Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.
У детей этого возраста формируется способность управлять своим поведением в связи с ситуациями морального выбора, преобладание мотивов рассудочного характера над импульсивным, возникает потребность отделить себя от внешнего мира. Возраст 6-7 лет характеризуется «взрывом» всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику, особенно в плане интенсивности общения. Именно в дошкольный период формируются основные эмоциональные новообразования, выступающие неким результатом взаимодействия эмоциональных и познавательных компонентов развития личности.
Главное эмоциональное новообразование этого периода- становление процесса произвольной эмоциональной регуляции. Постепенно, согласно концепции Л.С.Выготского, происходит интеллектуализация детских чувств. Видоизменяются и формы выражения чувств.
Сроки реализации
Программа данного кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), продолжительностью 2018-2019 учебный год.
Название кружка | Кол-во занятий в месяц | Кол-во занятий в год | Длительность занятий | Общее астрономическое время занятий в месяц |
«Творим добро» | 2 | 16 | 30мин. | 60 мин. |
Ожидаемые результаты
Одним из важнейших ожидаемых результатов данной работы является — развитие личной ответственности, которая является функциональным качеством свободного человека. При создании благоприятных условий к концу дошкольного детства ребенок начинает проявлять это качество в разных сферах деятельности. Он уже способен чувствовать ответственность за живое существо, начатое дело, данное слово. Это чувство постепенно перерастает и в сознательное отношение к учебе.
Должен уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются — завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня.
Изучить язык эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает им пользоваться как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.
Формирование коммуникативных навыков; умения установить и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
Обучаются нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.
Учебно-тематический план
месяц | тема | цель |
октябрь | 1 «Мимические признаки эмоций» 2«Сравни героев» | 1 продолжать учить детей распознавать эмоции по выражению лица 2 развивать умение сравнивать героев произведений.(работа в группах) |
ноябрь | 1«Несовпадение настроений» 2 «Как избежать конфликта» | 1продолжать учить детей понимать настроение других, и принимать его позицию. 2 учить детей вести дискуссию, выражать свое мнение |
декабрь | 1 «Да здравствует вежливость и доброта» 2 «Каждой вещи свое место» | 1 продолжать воспитывать у детей культуру поведения и этикета. 2 воспитывать у детей уважения к труду, умение трудиться сообща. |
январь | 1 «Ты и твои друзья» 2«Добрые дела» | 1 развивать умение детей решать проблемные ситуации, вести дискуссию. 2 воспитывать желание совершать добрые поступки, умение понимать, что такое хорошо и что такое плохо. |
февраль | 1 «В гостях у сказки» 2 «Какой сегодня ты» | 1 учить распознавать эмоциональные переживания героев сказок и соотносить их со своим опытом, умение объяснять свою точку зрения. 2 формировать умение детей понять свое настроение, соотносить его с разными жизненными ситуациями. |
март | 1«Веди себя правильно» 2«Спешим на помощь» | 1закреплять правила поведения в природе и общественных местах. 2 воспитывать желание детей быть внимательнее и добрее к окружающим, оказывать посильную помощь. |
апрель | 1 «Дружба -неприязнь» 2«Анализ эмоций» | 1 учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека. 2закреплять знание детьми различных эмоций, где и когда они используются. |
май | 1«Скоро в школу» 2«Что мы Родиной зовем?» | 1 воспитывать у детей желание учиться, преодолевать трудности. 2 воспитывать любовь к Родине. |
Содержание изучаемого курса
Содержание занятий отражает систему работы с применением различных приемов:
- определенный ритуал начала занятия;
-игры – перевоплощения или игры-беседы с обсуждением и анализом различных ситуаций;
-игры с элементами изотерапии, музыкальной терапии;
-пластические этюды, обучение элементам релаксации;
-антистрессовые кинезиологические упражнения;
-просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов, сказок, рассказов;
-ритуал прощания.
-имитационные игры;
-социально-поведенческий тренинг;
-психогимнастика;
-чтение и обсуждение художественных произведений;
-дискуссии;
-обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
-примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке, танце.
Методическое обеспечение
Во время работы используются различные методы:
-словесный (заучивание, беседа, диалог, рассказывание, чтение)
-наглядный ( рассматривание картинок, фильмы, иллюстрации)
-практический (работа с красками, пластилином).
Показ презентаций, прослушивание музыки.
В результате проведения цикла занятий у детей развивается умение различать и объяснять эмоциональное состояние других людей, увеличивается количество осознанных эмоций, глубина эмоциональных переживаний, улучшается уровень передачи эмоциональных состояний в речи, развивается умение адекватно проявлять в общении со взрослыми и сверстниками свои эмоции, правильно реагировать на различные жизненные ситуации.
Библиографический список:
1 Веприцкая Ю.Е.Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6лет. Волгоград 2012.
2 Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников.– М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2005
3 Федосеева М.А.Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. Волгоград 2016.
4.Семенака С.И. Уроки добра. – М.: 2004; Учимся сочувствовать, сопереживать. – М.: 2003; Социально – педагогическая адаптация ребенка в обществе. – М.: 2004.
Список литературы рекомендуемый родителям:
1 Веприцкая Ю.Е.Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6лет. Волгоград 2012.
2 Федосеева М.А.Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. Волгоград 2016.
Чтение художественной литературы детям:
«Как рубашка в поле выросла» К.Д.Уушинский; «Штопальная игла» Г.Х.Андерсен; «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковский; «На заставе» былина; «Заветный колос» кубанская народная сказка; «Отец и сыновья» Л.Н Толстой; «Мудрый совет» В.Зотов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе по программе "Уроки добра"по теме: "Физическая и душевная боль. Учимся понимать чувства другого человека"
В данном занятии представлен материал по ознакомлению старших дошкольников с понятиями "физическая и душевная боль", проблемные ситуации по решению конфликтов,этюды на выражение эмоций и чувств. Основ...
Рабочая программа. Кружок «Добро пожаловать в экологию».
Муниципальное дошкольное образовательное...
Рабочая программа "Сказки - добрые друзья"
Программа включает пояснительную записку и планирование работы по возрастным группам....
Сценарий праздничной программы "Эти добрые слова - Бабушка и Дедушка.
Сценарий предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Совместные праздники помогут сделать бабушек и дедушек активными участниками жизни внуков в дошкольном учреждении. Добрые стихи, за...
Рабочая программа кружка "Добро пожаловать в экологию"
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Именно на нас, педагогов дошкольного образования, ...
Рабочая программа кружка "Добрый мир" в подготовительной к школе группы
Рабочая программа кружка "Добрый мир" в подготовительной к шкоел группы...
Программа кружка Добрый мир
Программа по учебно-методическому комплекту "Добрый мир" (Православная культура для малышей) автора Л.Л. Шевченко, прилагается пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...
- Мне нравится (1)