"Воспитываем у дошкольников любовь к классической музыке"
статья на тему
"Воспитываем у дошкольников любовь к классической музыке"
Статья для педагогов.
Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Она формирует нравственный облик человека, развивает культуру его поведения, активизирует умственное развитие, имеет познавательное значение, оказывает влияние на процесс физического совершенствования. Значение музыки велико и разнообразно: одно произведение расслабляет, отвлекает, другое заставляет задуматься; одно дает повод для отдыха, другое учит. Человек, в том числе и ребенок, с большим удовольствием и энтузиазмом будет слушать легкую доступную музыку, ту, которая доставляет наслаждение, не заставляет заострять внимание. Поэтому для взрослого, будь то воспитатель, учитель или просто один из родителей огромной задачей является проблема поучить ребенка слушать еще и музыку, которая раскрывает высокие чувства, страсти, мысли, ту, которая сделает ребенка духовно богаче, чище, совершеннее. На это способна только та музыка, которая прошла через века, столетия и годы. Она должна была пройти через весь мир, побывать в каждой стране, чтобы стать тем, что мы сегодня называем классикой. И не важно, где она звучит: дома, на занятии в детском саду, на празднике или просто в группе во время самостоятельной деятельности, она в любом случае оказывает воздействие на ребенка, хотя он этого не замечает вообще.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospityvaem_u_doshkolnikov_lyubov_k_klassicheskoy_muzyke.docx | 67.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление образования
администрации Сергиево-Посадского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 35»
141300 г. Сергиев Посад, ул. Воробьевская, 20
тел 8 (496) 540-24-15, факс 8 (496) 540-24-15
Email: dou35sp@yandex.ru
Статья
«Воспитываем у дошкольников любовь
к классической музыке»
ПОДГОТОВИЛА:
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПЕРВОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ:
САВКИНА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА
СЕРГИЕВ ПОСАД
2018г.
Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Она формирует нравственный облик человека, развивает культуру его поведения, активизирует умственное развитие, имеет познавательное значение, оказывает влияние на процесс физического совершенствования. Значение музыки велико и разнообразно: одно произведение расслабляет, отвлекает, другое заставляет задуматься; одно дает повод для отдыха, другое учит. Человек, в том числе и ребенок, с большим удовольствием и энтузиазмом будет слушать легкую доступную музыку, ту, которая доставляет наслаждение, не заставляет заострять внимание. Поэтому для взрослого, будь то воспитатель, учитель или просто один из родителей огромной задачей является проблема поучить ребенка слушать еще и музыку, которая раскрывает высокие чувства, страсти, мысли, ту, которая сделает ребенка духовно богаче, чище, совершеннее. На это способна только та музыка, которая прошла через века, столетия и годы. Она должна была пройти через весь мир, побывать в каждой стране, чтобы стать тем, что мы сегодня называем классикой. И не важно, где она звучит: дома, на занятии в детском саду, на празднике или просто в группе во время самостоятельной деятельности, она в любом случае оказывает воздействие на ребенка, хотя он этого не замечает вообще.
Классическая музыка — это та музыка, которая, как говорят в народе, прошла и через огонь, и через воду, и через медные трубы. Из года в год меняется человек, меняются его взгляды, меняется окружающая его действительность, претерпевают изменения моральные и духовные ценности, а музыка, которая входит в мировую сокровищницу, так там и остается, не меняя своего назначения и разнообразия. Наверно, любой человек понимает причину такой стойкости, ведь музыка - это как зеркало души, отражение чувств и эмоций обычного человека. В какое время он бы не жил рядом с ним всегда идут любовь, верность, ненависть, разлука, душевная легкость и злоба, чувство прекрасного и безобразного и т.д., а ведь классическая музыка и рассказывает как раз об этом, о том окружает человека. Классическая музыка как никакая другая заставляет человека задумываться об эстетике, нравственности, гуманизме, о тонкой грани между добром и злом, хорошим и плохим. Слушая ее -человек и отдыхает и в то же время познает мир чувств и знаний. Но чтобы понимать классическую музыку, уметь наслаждаться ей, необходимо научиться слушать и слышать музыку. А учиться этому подлежит с самого разного возраста, возможно даже с внутриутробного развития она должна окружать ребенка. Хотя понимание музыки к каждому человеку приходит в свое время: одни уже в пять лет с удовольствием слушают серьезные романсы, другие в период зрелости, а некоторые так никогда и не поймут ее. И это все будет зависеть от того, привили ребенку в дошкольном детстве и школе любовь к классической музыке, научили его понимать ее или нет.
Как уже говорилось ранее, классическая музыка трудна для восприятия и понимания не только взрослым, но и ребенком. Поэтому, вопрос об обучении слушанию классической музыки стоит перед педагогами и психологами уже давно и первое, что они говорят необходимо сделать - это развивать у детей музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.
Не последнее место занимает воспитание любви к музыке, в том числе и классической, а также развитие музыкального восприятия, включающего в себя ряд факторов. Одна из центральных задач музыкального воспитания дошкольников - развитие эмоциональной отзывчивости, воспитание интереса, любви к музыке. Задача эта тесно связана с проблемой развития музыкального восприятия детей. Восприятие музыки — один из видов музыкальной деятельности, определяющий ведущий вид на протяжении всего занятия. Так одним из главных форм обучения детей было принято занятие, где решали все задачи ознакомления детей с музыкой, в том числе и произведениями классической музыки. От занятий требовалась определенная системность: систематически развивая музыкальное восприятие детей в процессе всех видов деятельности, музыкальный руководитель должен стремиться сделать музыку любимой детьми, близкой им на всю жизнь.
Не случайно музыку выделили из других видов искусства, как более доступную и понятную. А.П. Ускова уделяла большое внимание занятиям, их разнообразию. Она говорила, что одни занятия должны давать возможность детям широко проявить свои инициативу и творчество, другие занятия направлены на то, чтобы систематизировать обобщать опыт детей. То есть взрослый должен не только давать знания, но и давать детям возможность поиска ответа на свои вопросы, самостоятельному решению проблем.
Особенность музыки по сравнению с другими видами искусства - огромная возможность передавать переживания человека, его настроения, чувства, эмоционально-психологическое состояние. Побуждая к сопереживанию музыки путем осознания ее эмоционально-образного содержания. Музыкальный руководитель не только содействует глубине ее восприятия, но и воздействует на личность ребенка: развивает его речь, интеллект, обогащает чувства, формирует нравственные качества и интересы.
Еще В.А. Сухомлинский выделял огромное значение классической музыки. Он говорил, что музыка, мелодия, красота музыкальных звуков важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистой души, благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе; музыка могучее средство самовоспитания. Сухомлинский утверждал, что для него главной была установка на воспитание способности эмоционального отношения к красоте и потребность впечатлений эстетического характера. Музыкальное воспитание -выделял он - это не воспитание музыканта, а прежде всего человека. В своей работе с детьми В.А. Сухомлинский использовал только классическую музыку. Очень часто вместе с ребятами, выходя на природу для наблюдений, он использовал произведения Чайковского, Римского-Корсакова, Э. Грига, Шуберта, Шумана для более полного восприятия окружающего мира учениками. С помощью классической музыки великий педагог стремился развить у детей воображение, фантазию, творчество, он говорил, что именно «такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы». В.А. Сухомлинский не раз говорил, что музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления, она ни с чем не сравнимое средство воспитания творческих сил разума.
Огромное значение имеет классическая музыка и в развитии речи детей. Так как, анализируя произведение необходимо активизировать весь свой словарный запас, чтобы по-настоящему охарактеризовать его. Кроме того, музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая, как и речь словесная, рассказывает, но только не словами, а звуками. В этом педагоги видели большую связь речи с музыкой, они говорили, что одно позволяет развитию другому и наоборот. Музыкальное образование неразрывно связано с культурой слуха, а культура слуха - один из важнейших факторов для развития речи. А как мы знаем целенаправленное формирование у детей связанной развернутой речи -один из основных моментов подготовки к школьному обучению. Поэтому так важно научить ребенка, слушая анализировать и говорить.
Важную роль в развитии дошкольников играет такая учебная дисциплина как ритмика, она помогает ребенку точнее охарактеризовать ритм и настроение музыкального произведения, позволяет воспитать эмоциональную отзывчивость и активизировать музыкальное восприятие. Музыкально-ритмические навыки связаны с целостным восприятием музыки и выделение наиболее ярких средств музыкальной выразительности. Ребенок в детском саду должен научиться передавать характер музыки в движении, если он сможет отразить музыку в танце, значит, понял и почувствовал ее.
Уже говорилось, что большую роль для анализа музыкального произведения играют всевозможные виды игр. Так как игра - это основной вид деятельности в дошкольном возрасте, необходимо опираться на нее при ознакомлении с произведениями классической музыки. Важно с самого раннего возраста развивать музыкальные способности детей, совершенствовать музыкальный слух. Большую помощь в обучении, сенсорном воспитании детей, в решении задач их гармоничного развития оказывает музыкально-дидактические игры. Многообразные задачи, которые детям придется решать в детских играх, требуют от них не только умственных, но и волевых усилий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкально-двигательного творчества у старших дошкольников при восприятии классической музыки
В статье представлена актуальность выбранной для сообщения темы, некоторые теоретические вопросы, связанные с пониманием музыкально-ритмических движений, подход к развитию творчества при создании двиг...
«Роль классической музыки и влияние ёё на формирование музыкального вкуса дошкольника»
консультации для родителей...
Конспект музыкального занятия в рамках изучения классической музыки в детском саду: Сказочные персонажи в классической музыке
Изучение произведений классической музыки очень важны для формирования представления ребенка об окружающем мире. В данном конспекте представлены материалы для изучения произведения композиторов ...
Методическая разработка «Развитие эмоционально-познавательной сферы дошкольников через визуализацию классической музыки»
Методическая разработка посвящена проблеме формирования у детей способностей, позволяющих им в дальнейшем самостоятельно пополнять и корректировать свои...
Конспект родительского собрания в старшей группе «Воспитываем у дошкольников любовь к своему городу»
Довести до сведения родителей, что патриотическое воспитание дошкольников – это единственно верный путь успешной социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связ...
Эстетическое развитие старших дошкольников через восприятие классической музыки
Для гармонического эстетического развития дошкольников необходима взаимосвязь с литературой и художественным искусством. Восприятие классической музыки может произойти через эмоции, но необходимо чтоб...
Консультация для родителей "Как привить детям любовь к классической музыке"
Когда великий композитор, свои шедевры создавал,При этом он о чем-то думал, о чем-то он переживал,Ты слушай музыку и чувствуй, как с ней становиться легко,Ты сам поймешь, что это чувство, как божий да...