Методическая разработка «Развитие эмоционально-познавательной сферы дошкольников через визуализацию классической музыки»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме

            Методическая разработка посвящена  проблеме формирования у детей способностей, позволяющих им в дальнейшем самостоятельно пополнять и корректировать свои знания, ориентироваться в потоке информации, приспосабливать свои возможности к потребностям производства и общества. Это требует от них высокой интеллектуальной подготовки, одним из важнейших показателей которой является творческое развитие.  Самовыражению в танце, рисунке, в речи на основе эмоционального восприятия и оценки лучших образцов классической музыки способствует развитию эмоционально - чувственной сферы ребёнка. Опыт восприятия высоких образцов произведений разных эпох и стилей  формирует  предпочтения, вкусы ребёнка.

            Слушание музыки - уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и  общеэстетического развития.Интеграция различных видов искусств и видов художественно – творческой деятельности  даёт детям возможность ярче проявить себя в творчестве, глубже осознать и запомнить музыку.

           Методическая разработка предназначена для музыкальных руководителей, воспитателей детских садов, для людей, воспитывающих поколение любителей и ценителей классической музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №45 компенсирующего вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Музыкальный руководитель

ГБДОУ №45  Христенко Н.Г.

Развитие эмоционально-познавательной сферы дошкольников

через визуализацию классической музыки

Методическая разработка

Санкт Петербург

2018

          Методическая разработка посвящена  проблеме формирования у детей способностей, позволяющих им в дальнейшем самостоятельно пополнять и корректировать свои знания, ориентироваться в потоке информации, приспосабливать свои возможности к потребностям производства и общества. Это требует от них высокой интеллектуальной подготовки, одним из важнейших показателей которой является творческое развитие.  Самовыражению в танце, рисунке, в речи на основе эмоционального восприятия и оценки лучших образцов классической музыки способствует развитию эмоционально - чувственной сферы ребёнка. Опыт восприятия высоких образцов произведений разных эпох и стилей  формирует  предпочтения, вкусы ребёнка.

          Слушание музыки - уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и  общеэстетического развития.

Интеграция различных видов искусств и видов художественно – творческой деятельности  даёт детям возможность ярче проявить себя в творчестве, глубже осознать и запомнить музыку.

           Методическая разработка предназначена для музыкальных руководителей, воспитателей детских садов, для людей, воспитывающих поколение любителей и ценителей классической музыки.

Методическая разработка

музыкального руководителя ГБДОУ № 45 Христенко Н,Г.

Тема: «Развитие эмоционально-познавательной сферы дошкольников

             через визуализацию классической музыки»

Содержание

Введение                                                                                                       стр.3

Основная часть                                                                                  

Раздел 1 Необходимость визуализации классической музыки для

развитие эмоционально-познавательной сферы дошкольников             стр.4

Раздел 2. Сказка в музыке и живописи                                                      стр.5    

                Проект «Сказка в музыке»                                                          стр.5

                Примерная анкета для родителей                                               стр.6

                Интегрированное занятие «Встреча с Дюймовочкой»             стр.10

                Досуг «Гномы и Эльфы»                                                             стр.12  

                Праздник  «Новогодние приключения героев сказок»            стр.13

                Досуг «Сказочник В.М. Васнецов»                                            стр.18

Раздел 3. «Природа в живописи и в музыке»                                            стр.20

                Интегрированное занятия «Осень в музыке и в живописи»    стр.21

Раздел 4. Примерный годовой план  работы  

                «Маленькая филармония»                                                          стр.23

Заключение

Преимущества использования в работе интегрированных занятий       стр.25

Введение

          Как и общая культура человека, музыкальная формируется с раннего возраста. Ребёнок начинает осваивать «язык» музыки, её речь ещё до рождения. Опыт восприятия высоких образцов произведений разных эпох и стилей способствует формированию предпочтений, вкусов, оценок ребёнка. Самовыражению в танце, рисунке, в речи на основе эмоционального восприятия и оценки лучших образцов классической музыки способствует развитию эмоционально - чувственной сферы ребёнка.

          В современном мире с особой остротой стоит задача развития духовного мира человека, которую невозможно выполнить не вырастив поколение слушателей, которые могут воспринимать великие гуманистические идеалы прошлых поколений, выраженные в классической музыке, живописи.  Сочетая выразительную яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает своё мироощущение, своё отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются слушатели, воспринимающие высокие образцы искусства. Концертные залы, музеи культурной столицы России не должны пустеть.  Эту задачу помогает решить знакомство дошкольников с доступными для восприятия детей образцами классического искусства.

           В современных условиях развития общества и в свете реализации ФГОС ДО особой актуальности приобретают проблемы формирования у детей способностей, позволяющих им в дальнейшем самостоятельно пополнять и корректировать свои знания, ориентироваться в потоке информации, приспосабливать свои возможности к потребностям производства и общества. Это требует от них высокой интеллектуальной подготовки, одним из важнейших показателей которой является творческое развитие. Также в процессе восприятия высоких образцов произведений разных эпох и стилей способствует формированию предпочтений, вкусов, оценок ребёнка.  

          Для развития личности ребёнка большое значение имеет приобщение его к лучшим образцам искусства, в частности к музыке.

          Музыка - важнейшее средство эмоционального развития ребёнка. Задача педагога - привлечь внимание к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере. Постигая красоту в музыке, ребёнок учиться ценить её в жизни, в человеческих отношениях. С восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры, воспитание чувств. При восприятии и анализе музыки у дошкольника развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность. В процессе рассказа о музыке у ребёнка развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной. Воплощая свои впечатления от музыки в художественной деятельности, он становится более свободным и творческим.

          Дошкольники, слушая музыку, различную по своим  художественным достоинствам,  не могут дать ей правильную оценку. Низкий уровень произведений, звучащих вокруг малыша, дезориентирует его в представлениях о красоте музыки, ценностных эталонах.  Педагогу необходимо сориентировать ребёнка, дать ему образцы высокого искусства, сформировать вкус к хорошей музыке.

Задача цикла занятий, представленных в данной разработке

  • Увеличить багаж художественных впечатлений ребёнка
  • Развивать речь ребёнка, способность выражать свои впечатления
  • Развивать творческий потенциал ребёнка, его воображение, ассоциативное мышление
  • Давать толчок для самовыражения в движении, в музицировании

Основная часть

Раздел 1. Необходимость визуализации классической музыки для

развитие эмоционально-познавательной сферы дошкольников      

          Слушание музыки - уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общеэстетического развития.

Слушая музыку, ребёнок познаёт мир во всём его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно. Музыку называют «языком чувств», она даёт ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы ребёнка. Музыкальное искусство включает в себя и интеллектуальное начало. При восприятии и анализе музыки у дошкольника развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность. В процессе рассказа о музыке у ребёнка развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной. Воплощая свои впечатления от музыки в художественной деятельности, он становится более свободным и творческим.                    

            «Современные дети, в большинстве своём воспринимают мир зрением.  Им необходимо иметь пред собой «картинку», чтобы воображение могло оттолкнуться от  неё.  Известно, многие великие музыканты ассоциировали музыку с цветами.  Под впечатлением  от картин  рождалась музыка и наоборот, художник творил под влиянием музыкального произведения. Детям проще воспринимать эмоциональный посыл музыки, опираясь на  зрительные  впечатления.  

           Дети, особенно, младшие, предрасположены к восприятию различных видов искусств. Вместе с тем восприятие музыки представляет для них большую трудность, чем восприятие других видов искусств. Это связано со спецификой музыкального языка: музыка передает подчас сложные художественные образы, музыкальный образ развивается во времени (звучания).  Дети же оперируют главным образом конкретными представлениями о предметах и явлениях. Следовательно, ребенку необходимо помочь войти в сложный мир музыки (особенно классической). Одним из путей решения этой проблемы является использование на уроках произведений других, более доступных ребенку видов искусства и прежде всего - изобразительного искусства и художественной литературы.

           Интеграция различных видов искусств и видов художественно – творческой деятельности детей даёт им возможность ярче проявить себя в творчестве, глубже осознать и запомнить музыку. Движение под музыку - наиболее естественный для детей вид музыкальной деятельности.  В нём развиваются не только музыкальность, но и координацию движений, умение владеть своим телом.  

             

Раздел 2. Сказка в музыке и живописи

            Сказочные образы наиболее доступны детям.  Обращение к сказочным сюжетам позволяет осуществлять множество форм музыкально-педагогической работы с учащимися: театрализация сказа, рисование иллюстраций к сказке, анализ картин на темы сказок. Детям  доступны и интересны образы сказочных героев.

          Погружение в сказку  невозможно только на одном занятии. Наиболее эффективен интегрированный подход к данной теме, с привлечением воспитателей, специалистов и родителей Одним из самых  действенных методов является проектный.

Проект «Сказка в музыке»

  • По доминирующей деятельности: познавательный, практико-ориентированный
  • По количеству участников :коллективный
  • По характеру контактов:  среди детей  старшей группы
  • По продолжительности: долгосрочный (3 месяца)

Заявитель: дети  старшей  группы

Авторы  проекта:  музыкальный руководитель Христенко Н.Г.,

                                воспитетели Имбер Н.С., Мудрецова Т.

Проблема

Дети не умеют слушают классическую музыку. Родители, зачастую, не знают,  какую музыку детям дать послушать. Домашнее прослушивание музыкальных произведений не является фактором, объеденяющим семью в едином эмоциональном порыв.

Актуальность

Музыкальная культура - наиболее благодатный материал для эмоционального развития эмоциональной сферы ребёнка, формирующий личность. Как и общая культура человека , музыкальная формируется с раннего возраста. Ребёнок начинает осваивать «язык» музыки, её речь ещё до рождения. Опыт восприятия высоких образцов произведений разных эпох и стилей способствует формированию предпочтений, вкусов, оценок ребёнка. Самовыражению в танце, рисунке, в речи на основе  эмоционального восприятия и  оценки  лучших образцов классической музыки способствует музыкально – эстетическому и обще - интеллектуальному развитию детей. Сказка - наиболее понятный

для детей мир образов. Связывая мир сказочных персонажей  с  музыкальными образами, мы делаем их более понятными детям, Музыка превращается из набора отвлечённых звуков в сцену действия  героев  из мира фантазий ребёнка

Разрабатываем проект, используя методику «трех вопросов:

Что знают дети о сказочной музыке

 Дети на данный момент знают только «Бабу Ягу»

 П.И.Чайковского.

Что знают родители о важности совместного переживания музыки

Анкета для родителей

Как связать музыку и сказку

Дети совместно с родителями будут участвовать в сказочном представлении на основе музыки

Э. Грига

Примерная анкета для родителей детей старшего дошкольного возраста.

Уважаемые родители!

В целях выявления потребностей ваших детей,  просьба ответить на несколько вопросов. Ваши ответы помогут в дальнейшем организовать работу с детьми, наладить обратную связь между родителями и педагогом по музыкальному воспитанию.

  • Как часто ваш ребёнок слушает музыку? (каждый день, раз в неделю, не слушает)…………………………………………………………………..
  • Какую музыку чаще всего он слушает? (Классика, детская, популярная, другое)……………………………………………………………………
  • Вы выбираете ему музыкальные произведения, или это происходит стихийно?  ..................................................................................................
  • Источник музыки (живая музыка, телевизор, диск, компьютер,  другое)…
  • Слушаете ли вы музыку вместе с ребёнком? ……………………………..
  • Ваши пожелания музыкальному руководителю в области слушания музыки………………………………………………………………………

Цель

  1. Развитие у детей умения слушать музыку, откликаться на её  эмоциональный  посыл, выражать свои чувства в речи, движении, рисунке, творческом  музицировании.
  2. Приобщение родителей к совместному с детьми переживанию музыкальных образов.
  3. Информирование родителей о способах приобщения детей к музыкальной культуре.

 Задачи проекта

  • Формировать вкус ребёнка на основе лучших образцов классической музыки, живописи, поэзии.
  • Знакомить с творчеством композиторов ( в соответствии с возрастными особенностями восприятия ребёнка). Способствовать накоплению ребёнком опыта восприятия искусства.
  • Учить детей анализировать музыку, высказывать свои мысли.
  • Развивать творческие способности детей, умение  самовыражаться через движение, рисунок, музицирование.
  • Развивать  умение передавать эмоциональное состояние с помощью танца
  • Активизировать творческое воображение и ассоциативное мышление детей
  • Учить понимать художественную выразительность музыки, особенность её языка. 
  • Вызвать положительный отклик родителей на данную проблему. Показать родителям важность совместного переживания музыкальных образов
  • Дать родителям информацию о  сказочной музыке, доступной детям.

Этапы проекта

  • организационный. Переработка теоретических материалов.

          Планирование работы с детьми и воспитателями.

  • практический. Включение в проектную деятельность по проблеме

          художественно- эстетического воспитания детей  всех участников

          модели взаимодействия.

  • презентационный. Представление конечного продукта проекта.

Организационный

  • Обдумывание идеи проекта, сбор информации.
  • Подбор методической,  художественной литературы.
  • Планирование занятий и досугов.

Педагоги:

  • изготовлений презентаций для проекта «М.П. Мусоргский «Картинки с    

          выставки»)

  • разработка плана досуга «Встреча с Дюймовочкой»
  • разработка плана досуга  «Встреча с Гадким утёнком»
  • сочинение танцев- импровизаций  по музыке Э Грига
  • подбор видеоматериалов по сказкам «Дюймовочка» и «Гадкий

          утёнок»

  • чтение сказок  Г.Х.Андерсона
  • подбор рекомендаций для родителей

Дети:

  • помогают создавать танцы- импровизации
  • читают в группе и с родителями сказки Г.Х.Андерсена
  • рисование иллюстраций к сказкам

Родители:

  • помогают детям войти в образ ( костюмы, участие в празднике)
  • создают книжки- малышки по прочитанным сказкам
  • положительно реагируют на существующую проблему.
  • по возможности, выполняют рекомендации  по посещению  концертов

          классической музыки

Практический

Вид деятельности

Задачи

Срок исполнения,

Чтение сказки «Дюймовочка»

«Гадкий утёнок»

  • Познакомить детей с сюжетом сказки
  • Вызвать интерес детей к переживаниям героев

Март, апрель

воспитатели

Разыгрывание сценок  по сюжету сказки

  • Учить детей передавать эмоции героев
  • Учить взаимодействовать друг с другом

апрель

Воспитатели

Просмотр мультфильмов

«Дюймовочка»

«Гадкий утёнок»

  • Учить детей эмоционально откликаться на сюжет сказки, сопереживать героям
  • Учить выражать словами свои эмоции от увиденного

Интегрированное занятие «Встреча с Гадким утёнком»

  • Развивать  умение передавать эмоциональное состояние с помощью танца
  • Способствовать накоплению ребёнком опыта восприятия  музыки
  • Учить выражать словами свои впечатления от музыки

3 неделя апреля

Музыкальный руководитель

Интегрированное занятие «Встреча с Дюймовочкой»

  • Развивать умение давать с помощью танца характеристику персонажа
  • Способствовать накоплению детьми опыта восприятия  музыки
  • Учить выражать словами свои впечатления от музыки

4 неделя апреля

Музыкальный руководитель

Разучивание с детьми танцев

на музыку Э Грига

  • Учить детей вслушиваться в музыку, ощущать её характер
  • Совершенствовать умение передавать в движениях музыку

Апрель, май

Музыкальный руководитель

Презентация «М.П.Мусоргский «Картинки с выставки»

  • Познакомить детей с музыкой М Мусоргского
  • Учит детей определять характер, темп. динамику пьес

июнь

Музыкальный руководитель

Рекомендации для родителей

  • Показать важность для детей слушания  классической музыки
  • Дать рекомендации  по репертуару для слушания

май

Музыкальный руководитель

Презентационный

  • Выставка детских рисунков «Сказка и музыка»
  • Совместный с родителями досуг «Гномы и Эльфы» (По музыке            Э. Грига)
  • Круглый стол с родителями по результатам анкетирования «Слушаем музыку вместе с ребёнком»
  • Разработка репертуара для совместного слушания с детьми по теме «Сказка и музыка». Опубликование его на сайте ДОУ.

Заключительный.

Ожидаемый результат.

  • Расширение слухового опыта ребёнка
  • Расширение двигательного опыта
  • Знания ребёнка о разных жанрах искусства
  • Обогащение словарного запаса детей
  • Погружение ребёнка в мир классической музыки

Продукт.

  • Сценарий совместного досуга «Гномы и эльфы»
  • Презентация «М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»
  • Сценарий новогоднего праздника «Новогодние приключения героев сказок  Г.Х.Андерсена»
  • Рекомендации родителям  по совместному слушанию музыки с детьми
  • Выставка рисунков «Сказка в музыке»»

          В ходе проекта  на основе уже прочитанных сказок  было разработано интегрированное занятие «Встреча с Дюймовочкой»

Интегрированное занятие «Встреча с Дюймовочкой»

Для старшего дошкольного возраста

Цель: Развитие у детей умения слушать музыку, откликаться на её  эмоциональный  посыл, выражать свои чувства в речи, движении, рисунке.

Задачи:

  • Формировать вкус ребёнка на основе лучших образцов классической музыки.
  • Знакомить с творчеством композитора Эдварда Грига. Способствовать накоплению ребёнком опыта восприятия искусства.
  • Учить детей анализировать музыку, высказывать свои мысли.
  • Развивать творческие способности детей, умение  самовыражаться через движение.
  • Активизировать творческое воображение и ассоциативное мышление детей
  • Учить понимать художественную выразительность музыки, особенность её языка. 

План интегрированного занятия

Вводная часть. 

Создаётся проблемная ситуация. Детей подводят наводящими вопросами к теме данной презентации

Дети заходят в гостиную сказок (музыка «Маленькая страна»). Их встречает Фея сказок

  • Фея рассказывает о своём друге-  сказочнике Гансе Христиане  Андерсене. (слайд «Портрет Андерсона»)
  • Фея показывает героев сказок Андерсена (слайд «Герои сказок») Дети отгадывают героев .
  • Фея предлагает  детям охарактеризовать каждого героя  характерным прилагательным.

Герда -     отважная, верная.                                                    

Дюймовочка -  добрая, нежная

Гадкий утёнок - смешной, скромный, терпеливый          

Оловянный солдатик - стойкий, преданный.

Игра : Фея называет качество - дети отгадывают героя.

  • Фея предлагает отгадать загадку и отправиться в гости в сказку к Дюймовочке

Дети поют любую сказочную песню и идут цепочкой по залу

Основная часть

Слушание музыки.  Беседа (сравнительная характеристика произведения, поиск аналогов в живописи, анализ формы, жанра, средств  выразительности).

Творчество по заданной музыкой теме (двигательное, художественное, музыкальное).

  • Фея рассказывает, что дети попали в сказку к Дюймовочке. (слайд «Полураскрывшийся тюльпан) Фея предлагает детям превратиться в цветы и раскрыться на солнышке .  

Двигательная импровизация (Э.Григ «Утро»).  

Фея обращает внимание детей  на оркестр и динамику в музыке.

  • Фея предлагает вместе с Дюймовочкой  ппоплыть по ручейку на кувшинке.  (слайд «Дюймовочка плывёт на кувшинке»)

Игра «Ручеёк» (Григ «Ручеёк»)

  • Фея предлагает  детям рассказать, почему эта музыка называется «Ручеёк»
  • Фея рассказывает, как Дюймовочка встретилась с жуком . (слайд «Танец Дюймовочки с жуками») Фея обращает внимание на движения танца, просит повторить их.

Дети танцуют под музыку «Вальса» Э.Грига

  • Фея рассказывает, как Дюймовочка встречается с ласточкой  (слайд «Ласточка» )

Дети слушают музыку «Птички» Э.Грига

  • Фея обращает внимание детей на характерные особенности музыки. Особо отмечает «страшную» вторую часть. Спрашивает детей, как Дюймовочка смогла спасти ласточку. Фея предлагает детям взять музыкальные инструменты  и сыграть по показу данную пьесу в оркестре

Оркестр  (Инструменты- треугольниеи, колокольчики, трещётки, маракасы)

  • Фея рассказывает, как Дюймовочка встречается с эльфами  (слайд               « Дюймовочка и эльфы»)

Э.Григ «Танец эльфов»- дети слушают  музыку.

  • Фея предлагает рассказать: какие эльфы, исходя из музыкальной характеристики.

Заключительная часть. 

Повторение и закрепление материала. Актуализация усвоенного

  • Фея предлагает угадать о чём (о ком) музыка по фрагменту  

          Музыкальная викторина.

  • Фея  предлагает посмотреть на портрет композитора, написавшего эту музыку.  (слайд портрет Э.Грига)
  • Фея предлагает детям в группе нарисовать любимых героев сказки под музыку

После занятия необходимо передать в группу музыкальный материал для дальнейшего прослушивания и рисования под музыку.

           Дети также познакомились с творчеством композитра Э Грига  и с персонажами новежских сказок на досуге «Гномы и эльфы»

Досуг «Гномы и эльфы»

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы.

(С использованием ЭОР)

Цель: знакомство с творчеством композитора Э.Грига.

Задачи:

  1. Пополнить багаж музыкальных впечатлений.
  2. Формировать эмоциональный отклик на образы музыки.
  3. Учить выражать свои эмоции словами, жестами, эмоциями.
  4. Продолжать знакомить с инструментами симфонического оркестра.

 Оснащение: презентация «Гномы и эльфы», картинки с изображением  

                        музыкальных   инструментов, цветы эльфам, колпачки

                        гномам, шкатулка с сокровищами.

 Предварительная работа:

  1.  Чтение сказок Г.Х.Андерсона «Дюймовочка», братьев Гримм «Белоснежка»,

            сказок скандинавских писателей из сборника «Подарок тролля».

  1. Слушание пьесы М.П,Мусоргского «Гном». Рисование в группе

 рисунков к этой пьесе.

Ход досуга.( На основе презентации «Гномы и эдьфы»)

  1. Введение детей в атмосферу филармонии.
  2. Знакомство с композитором Э. Григом. Краткие сведения о композиторе. (Слайд «Портрета композитора»)
  3. Слушание музыкальной пьесы Э. Грига «Утро». В ходе прослушивания показать инструменты симфонического оркестра. (Слайд «Картины рассвета» )

Композитор нарисовал в музыке картину зарождающего утра. Музыка передаёт, как пробуждается от сна природа, просыпаются птицы, чуть шелестит ветерок в листве. появляются первые лучи восходящего солнца. Звучность музыкальных инструментов  нарастает, как бы следуя за усилением солнечного света. Сам Э.Григ говорил, что сильное звучание оркестра рисует, как «появившееся над горизонтом солнце впервые пробивает облака и заливает землю своими лучами».

  1. Предложить детям побыть цветами, которые расцветают под лучами солнца. (Слайд «Расцветающие цветы»)

Двигательная импровизация с элементами показа.

  1. Опросить детей о героях русских сказок и перейти к сказкам норвежским (Картины норвежской природы).

    Рассказ о эльфах и гномах (Слайд «Добрые гномы и эльфы)

    Ребёнок читает стихотворение Уолтера де ля Мэра «Гномы».

  1. Слушание пьесы Э.Грига «Шествие гномов». Вопросами побуждать детей высказываются о музыке. Выяснить количество частей в произведении, их характера.  (Слайд «Злой гном»)
  2. Дети читают стихотворения Т.Кубика «О гноме- рыбаке», К.Бальмонта «Находка феи». (Слайд «Гном-рыбак и маленькая фея»)
  3. Дети берут атрибуты, превращаются в гномов и эльфов и импровизируют под музыку «Шествия гномов».

   (Слайд « Злой гном  и порхающие эльфы»)

  1. Предложить детям вспомнить произведение МП..Мусоргского «Гном». Рассмотреть детские рисунки к этой пьесе.
  2. Поделиться с детьми впечатлениями от посещения «Маленькой    филармонии».

Литература: Э.Радынова «Сказка в музыке».

                       Журнал «Музыкальный руководитель» №6 2008г.

               Данный проект рекомендуется перед Новым годом. Дети живут в сказке, переживают сказку и новогодний утренник является прекрасным завершением данного проекта.

Новогодние приключения героев сказок Андерсена

Подготовительная группа

Дети вбегают в зал под «5 минут»( Т.Суворова Танц. палитра №3, №22)

Реб.1 Пришли мы к ёлочке нарядной, так долго ждали встречи с ней.

           Давайте за руки возьмёмся, начнём свой праздник поскорей.

Реб.2 Новый Год, Новый Год! Музыка плясать зовёт!

          Пусть кружится возле ёлки новогодний хоровод.

Песня В.Герчик «»К нам приходить Новый год»

Вед. Я слышу, музыка звучит, сказка волшебная к нам спеши

Е. Зарецкая «Под Новый год как в сказке»

Дети садятся на стулья. Входит Оле- Лукойе с зонтиком.

Оле. Здравствуйте, здравствуйте, милые дети! Меня вы узнали?  Скорее

         ответьте!  Я- Оле- Лукойе, волшебник из сказки, лишь ночка на ступит,

         закроете глазки -  зонтик открою над вами цветной, и сон вам приснится

         волшебный такой…

М. Сутягина песня «Оле- лукойе»

Оле. Как много  сказочных героев  на празднике собрались,

        Но всё-таки кого-то здесь не хватает в зале. Кого- ответьте, ребятишки,

         кого мы ждём?

Дети. Дедушку Мороза!

Оле. Девчонки и мальчишки, давайте его позовём. Дети зовут Деда Мороза.

         Не слышит Дедушка Мороз, быть может к садику дорогу буран снегами

         всю занёс?

        Давайте ёлочку зажжём и песню дедушке споём.

        Вот палочка волшебная, помощница моя,

        Зажечь огонь на ёлочке  поможет мне она.

       Скажем вместе: «Крибле-крабле-вилле» На ёлке вспыхнете огни.

 Дети повторяют, Оле дирижирует палочкой.  Свет гаснет,  зажигается ёлочка.

М.Старокодамский «Что за дерево такое»(Сценарии Нов. ёлки, стр.66)

Оле. Где же гость наш Новогодний, весёлый Дедушка Мороз!

         Быть может песню нашу ветер к нему, ребята не донёс?

        Но это, дети не беда! Поможет волшебство всегда.

        Волшебной палочкой взмахну, на праздник Деда приведу

Оле. «Крибле-крабле-вилле»  Открывает чёрный зонтик.

Звучит  Вивальди «Гроза», гаснет свет, вкл. шар, влетает Снежная королева.

Королева. Мороза ждёте дети?  Что ж, не дождётесь никогда!

                    Его я спрятала в своих чертогах, Вам не найти к нему дорогу!

                   Лишь палочка волшебная могла бы вам помочь,

                   Её уж больше нет у вас, я улетаю прочь.

Хватает у Оле Лукойе волшебную палочку  и улетает

Оле. Как же я так ошибся зонтиками.  Вместо дедушки вызвал к нам

         Снежную Королеву.

Вед. Так что же нам делать? Дети подарки ждут.  Как же нам без дедушки?

Оле. Со мной не сбиться вам с пути, открою зонтик мой и сказку мы возьмём

         с собой.

Крутит зонтиком, приседает, когда встаёт, показывает детям ранец.

Оле. Смотрите, что это такое, Да это же солдатский ранец из сказки

         «Огниво». Он не простой, в нём лежат сказочные предметы. Заглянем в

          ранец, может в нём есть предметы, которые могут пригодится нам в

         дороге.

Игра «Отгадай, чьи это вещи» (горошина - принцессе на горошине, горшочек - принцессе из сказки «Волшебный горшочек», рубашка из крапивы - Элизе , цветок- Дюймовочке )

Оле. Из всех вещей, нам в дороге пригодится волшебный горшочек.

        Принцессы, давайте станцуем под его волшебную музыку.

Танец принцесс. (К.Лядов «Музыкальная табакерка» Танц. ритмика 5 №6)

Последним Оле достаёт из ранца большой платок.

Оле. А это из какой сказки? Возьмём с собой, я думаю, он нам пригодится.

        Ребята, вы готовы к походу? Тогда - в путь.

Рождественская песня. (Диска Рождественские песни)

Выносится сундук, ставится под ёлкой, на сундуке сидят три собаки.

Собака. Ррр… Стой, кто идёт, проход закрыт.

Оле.  Вот ведь не было печали, Страх сжимает мою грудь.

          Пропустите нас, собачки, мы на Север держим путь.

1 собака. Мимо нас кто пройдёт, сном столетним заснёт.

2 собака. А кто загадки отгадает, того мы только напугаем.

Оле. Что за загадки такие сложные?

3 собака. Для тех, кто сказок не знает, почти невозможные.

Оле. Ребята наши сказки знают и все загадки разгадают.

1 собака. Он всем казался не пригож, и на утёнка не похож.

                 Но как всё изменилось, когда малыш тот вырос?

2 собака. Появилась девочка в чашечке цветка

                  И была та девочка чуть больше ноготка.

                  В ореховой скорлупке та девочка спала.

Оле. Вот такая девочка, как она мила.  ( Крутит зонтиком. Выводит Дюймовочку)

         К нам на праздник в детский сад пришла самая маленькая девочка из

         сказки, но она очень смелая и добрая и, конечно поможет нам найти

         дедушку Мороза.

Песенка Дюймовочки.

3 собака. Солдат домой с войны шагал и трёх собак он повстречал,

                  Богатым стал, вновь обеднел, принцессу видеть он посмел

                За это должен смерть принять, кто казни сможет помешать?

Оле . Сумели мы ответ найти, теперь не стойте на пути,

          Нам сон столетний не грозит, на север дальше путь открыт.

Собака. Да, слово надо нам держать, мы будем просто вас пугать!   Рычат.

Оле. Ребята, вспомните, как Солдат победил огромных собак!  (ответ детей) 

         Надо накрыть их платком, сейчас так и сделаю (Накрывает их платком,

         они замолкают) Вот и платочек пригодился. Пожалуй, заглянем в

         сундук (Собаки убегают) Ух ты, сколько здесь золота! Возьмём с

         собой, вдруг пригодится в пути.( берёт мешочек золота) Пойдёмте

         ребята дальше!

Новогодний вход.  (Кукоша розовый, стр38)

Танец разбойников. (из мультфильма «Бременские музыканты»)

1разб. Мы - страшные, злые разбойники. Берегитесь, прохожие, нас.

            Эй, пешеходы и конники, поджидаем в засаде мы вас.

2 разб. Что, голубчики, попались! Нас, конечно, испугались?

             Чтоб через лес шагать, надо денежку нам дать.

Оле достаёт мешочек с деньгами. Вот вам денежки, держите. Через лес нас

            пропустите!

3 разб. Трясёт мешком возле уха. Ты дальше можешь путь держать,

                                                             Мы будем  денежки считать.

Оле. Трудна дорога и сложна, везде здесь царствует зима.

          Мы через снежный лес пойдём и песню о зиме споём.

Снежинки. Летите, подружки- снежинки, давайте станцуем, пушинки!

                     Зовёт нас на бал царица- зима. Вы слышите, музыка снега

                     слышна. 

 Е. Тиличеева «Метель» (Дополнительный материал стр.13)

Оле. Перед нами тундра белая и её пройдут лишь смелые (крутит зонтик)

         Нам зонтик снова помоги, героя смелого накйди.

Выходит Герда. Чтоб друга верного спасти,

                            Мне пол- страны пришлось пройти.

                            От разбойников бежать, в снежной буре замерзать.

                            Через льды перебираться, с Королевою тягаться.

Оле. Сможешь, Герда,  указать путь, чтобы в тундре не плутать?

Герда. По тундре вас промчат олени, садитесь в нарты поскорее.

А.Филипенко «Саночки»

Оле. Вот и дворец Снежной Королевы.  Снег и буран её слуги прилежные .

         Не хочет хозяйка нас в гости пускать. Придётся на помощь солдат нам

         позвать.

Солдат. Отряд, стройся!.

              Оловянные солдаты, очень дружные ребята.

              Марширует на парад оловянный наш отряд.

Марш Солдатиков. (диск «Левой, Правой» 1, №2)

Оле.  А девочки им помогают, на подвиг солдат вдохновляют.

Танец солдат и девочек. (диск «Топ-хлоп» 1, стр. 41 )

Появляется Королева. Что за музыка гремит, кто тут у дворца шумит?

                                           Дети как сюда пришли? Как дорогу вы нашли?

Оле. Нам сказочник Андерсен путь указал,

         Много он сказок для нас написал.

         Герои смогли нам на помощь прийти,

         Преграды твои мы смогли обойти.

         Нам помогли в этом сказка и дружба,

         Они сослужили нам верную службу.

         Мы верных друзей повстречали в пути,

         Дорогу к дворцу мы сумели найти.

Г. Гладков «Песня о волшебниках».

Королева. Вы, вижу трудный путь прошли за дедушкой Морозом.

Оле. Вот только выпустить его без тебя мы не сможем.

Королева. Коль сможете из букв собрать мороза имя- возьмёте верх над

                  чарами моими.

Игра «Составь слово Дед Мороз»

Оле. Молодцы, не подвели! Теперь Мороза вы спасли.

Королева машет волшебной палочкой. Крибле-крабле-вилле! Откройтесь

                   двери ледяные!

Звучат фанфары, выходит Дед Мороз.

Дед Мороз. Здравствуйте, ребята, снова с вами я, друзья. Продолжим дети,

                      праздник!

Дети. Да!

Дед.Мороз. Злые чары все развеяны и дворца открыта дверь.

                    Но со Снежной Королевою что же делать нам теперь?

Королева. Здесь сказка подружила всех, звучит повсюду звонкий смех.

                    Я постараюсь доброй стать, давайте поскорей плясать.

Дед Мороз. Вставайте в дружный хоровод, мы песней встретим Новый год    

Песня-  игра «Дед Мороз и Валенки»  

Игра «Не опоздай»  (проводит Ведущая)

Игра на внимание «Кто что любит».

Д.М. То, что вы ловкие и быстрые, я увидел. А какие вы внимательные, я

          хочу посмотреть

          Если вы любите – говорите  да, если нет- топаете ножками.

Кто любит мандарин.                 Кто любит апельсин.

Кто любит груши .                       Кто не чистит уши.

Кто любит клубнику.                  Кто любит землянику.

Кто любит бананы.                     Кто всегда упрямый.

Кто любит мороженое.             Кто любит пирожное.

Кто любит абрикос.                    Кто не  моет нос.

Кто любит помидоры.               Кто любит мухоморы.

Кто любит с маком рогульки.  А кто капризулька.

Кто любит йогурт, творожок.   Кто кушает снежок.

Кто любит конфеты разные.    А кто ходит с руками грязными.

Кто любит праздник.                 А кто озорник, проказник.

Королева. Спасибо, Дедушка Мороз, что праздник детям ты принёс.

                   А про подарки не забыл?

 Оле. У наших детишек глазки блестят и щёчки горят.

           Дедушка Мороз, а ты не знаешь , почему?

Д.М. Конечно знаю, Они ждут подарки. Вот беда, я положил их в сундук, а

         где он- забыл.

Оле. Приду на помощь снова я, есть зонт волшебный у меня.

         Мой зонтик всех нас поведёт и Дед Мороз сундук найдёт

Дед Мороз вместе с детьми  ищет подарки. Находит сундук. Вместе  с Оле вытаскивает его посреди зала. Открывают, а там иголки   с ёлки. Раздаёт детям иголки

 Д. М. Дети, встаньте в круг, а иначе у меня волшебство не получится.

 Д.М. Становитесь, иголки, подарками с ёлки.  

 Дети повторяют вместе с дедом морозом и подбрасывают иголки.

 Световые эффекты, выключается свет. Дед Мороз раздаёт подарки.

  Д.М. Пора мне в путь, но всё же знаю,

           Зимой за нос вас пощипаю.

           Узором окна разрисую, и покатаю вас по льду,

           И снова через год приду.

         

            Музыка и живопись - эти виды искусства связаны между собой, так как любой вид искусства черпает свое содержание из жизни.  Музыка рассказывает о жизни в звуках, живопись - в красках.  Художники создают наглядные образы. Могут не только услышать, прочитать, но и увидеть яркий образ и соотнести его с музыкальным. Беспредметность музыки и ее "временная продолженность" всегда вызывали "зависть" художников, чье искусство на протяжении многих веков было ограничено предметностью и одномоментностью. Художники стремились раздвинуть границы своего искусства. И музыка как искусство, звучащая во времени стала для художников почти идеалом, так как по своей природе не была привязана к предметному изображению мира художников почти идеалом, так как по своей природе не была привязана к предметному изображению мира Дети, особенно, младшие, предрасположены к восприятию различных видов искусств. Вместе с тем восприятие музыки представляет для них большую трудность, чем восприятие других видов искусств. Это связано со спецификой музыкального языка: музыка передает подчас сложные художественные образы, музыкальный образ развивается во времени (звучания).  Дети же оперируют главным образом конкретными представлениями о предметах и явлениях. Следовательно, ребенку необходимо помочь войти в сложный мир музыки (особенно классической). Одним из путей решения этой проблемы является использование на уроках произведений других, более доступных ребенку видов искусства и прежде всего - изобразительного искусства и художественной литературы.

Интеграция искусств, их синтез (а вместе с тем и взаимовлияние органов чувств) - это соединение разных искусств в художественное целое, обладающее особым эмоциональным воздействием, которое эстетически организует духовную среду.

           Использование произведений искусств на уроках искусства  развивает  чувства и эмоциональную сферу детей. В идеале ребёнок должен воспринимать произведение искусства с включением всей гаммы чувств и ассоциаций синестезии. Можно "слышать" живопись и "видеть" музыку.

            Наиболее сложным подходом к слушанию музыки является знакомство с произведениями без предварительной подготовки. В данном случае ввести в мир сказочных образов помогает живопись. Одним из самых ярких художников- сказочников является В. М. Васнецов. Именно опираясь на его картины, анализируя их настроение, колорит, опираясь на детали изображений, можно подвести ребёнка к восприятию музыки.

  Досуг «Сказочник В.М. Васнецов»

Для подготовительной группы

Цель: Развитие у детей умения анализировать живопись, видеть её детали и сравнивать с классической музыкой. Стимулирование детей к эмоциональному отклику на прослушанною музык, выражению свои чувства в речи, движении, рисунке.

Задачи:

  • Формировать вкус ребёнка на основе лучших образцов русской живописи и классической музыки.
  • Знакомить с творчеством художника В.М.Васнецова. Способствовать накоплению ребёнком опыта восприятия искусства.
  • Учить детей анализировать живопись, сравнивать её с музыкой. высказывать свои мысли.
  • Развивать творческие способности детей, умение  самовыражаться через двигательные импровизации, музыкальное творчество
  • Активизировать творческое воображение и ассоциативное мышление детей
  • Учить понимать художественную выразительность музыки, сравнивать особенность музыкального языка и живописи

План досуга «Сказочник В.М. Васнецов»

Вводная часть.

Педагог рассказывает детям о В.М. Васнецове, о его большой семье.

В.М. Васнецов любил рассказывать сказки, он даже сам их придумывал

(слайд «Портрет В.М. Васнецова»)

Педагог узнаёт, знают ли дети, что такое музей и был ли кто-нибудь в художественном музее. Предлагает поиграть в музей, в котором он превратится в экскурсовода (слайд «Русский музей»)

Основная часть

Рассматривание картины.  Беседа (сравнительная характеристика полотна,

его колорита, мелких деталей, сравнение с музыкальным произведением).

Творчество по заданной музыкой теме (двигательное, художественное, музыкальное).

Экскурсовод знакомит с картиной «Три богатыря». Вместе с детьми анализирует героев картины ( дети определяют как зовут героев и где какой богатырь) (Слайд «Три богатыря») Экскурсовод просит рассказать о настроении картины, просит описать природу, небо. Совместно с детьми приходит к выводу о грядущей битве. Далее в ходе прослушивания отрывка из «Богатырской симфонии» А.П. Бородина экскурсовод просит придумать движения персонажей под музыку (тревожное ожидание, скачка, бой на мечах) При повторном прослушивании детям предлагается сражаться с врагами вместе с богатырями

Двигательная импровизация «Битва»

При рассматривании этой картины необходимо обратить внимание на мрачный колорит картины (тёмные цвета, нет солнца, мрачный лес) и на настроение героев ( испуганная царевна, озабоченный Иван, и огромный волк). (Слайд «Иван царевич на сором волке») Экскурсовод старается стимулировать детей к самостоятельному поиску характерных деталей. Далее детям предлагается прослушать два произведения   и самостоятельно прийти к выводу, какая из двух пьес соответствует настроению картины и почему.

Сравнение «Сказочки» С.М.Майкапара  и «Няниной сказки»

П.И.Чайковского

Экскурсовод  спрашивает, героиня какой сказки изображена на картине. (Слайд «Алёнушка») Какое настроение у девушки? Экскурсовод подчёркивает, что природа грустит вместе с девушкой и проверяет внимательность ребят, спрашивая о том, какое время года изображено на картине? Далее детям предлагается на основе известных танцевальных перестроений станцевать грустный осенний Алёнушкин хоровод

Хоровод на музыку Варламова «Не шей ты мне, матушка »

Героиню следующей картины дети узнают сразу (Слайд «Снегурочка») Но экскурсовод рассказывает им сказку о девочке- Снегурочке из Берендеева царства, о том какой красивый зимний лес. Затем дети слушают «Фею Зимы» С.С.Прокофьева. Экскурсовод предлагает детям выбрать инструменты, чтобы в оркестре изобразить волшебный мир снегурочки, а он будет их дирижёром

Оркестр С.С.Прокофьев «Фея Зимы» (колокольчики, треугольники, бубенцы, глиссандо на металлофоне)

Последняя картина в нашем виртуальном музее – «Баба Яга» (Слайд Баба Яга») Экскурсовод обращает внимание на выразительные детали внешности Бабы Яги, на её ступу,  просит найти на картине птицу, скелет, ребёнка. Картина вся полна движения  и эта стремительность очень хорошо изображена в пьесе М.П. Мусоргскокго «Баба Яга» Музыка настолько яркая, что дети чаще всего не могут усидеть на месте и экскурсовод предлагает им полетать вместе с Бабой Ягой.

Двигательная импровизация «Полёт на ступе»

Заключительная часть.

Повторение и закрепление материала. Актуализация усвоенного

Экскурсовод предлагает  по отрывку музыки указать, какой картине она соответствует

 Музыкальная викторина.

После занятия необходимо передать в группу музыкальный материал для дальнейшего прослушивания и рисования под музыку.

Раздел 3. «Природа в живописи и в музыке» 

      В ходе работы над данной темой были созданы презентации:

«Жанры живописи»

«Осень в живописи и музыке»

«Зима в живописи и музыке»

«Весна в живописи и в музыке»

«Море»

          Каждый слайд презентаций посвящен одному музыкальному произведению. Детям предлагается   после прослушивания музыки  сопоставить:  какой  из представленных пейзажей соответствует по эмоциональной окраске музыкальному произведению и объяснить почему. При этом необходимо описать пейзаж. Зачастую, детям трудно самим выразить свои впечатления.  Педагог наводящими вопросами   стимулирует их к высказыванию.  На каждом слайде есть строки поэзии, которые также подводят ребёнка к пониманию музыки.   Как подготовительный этап  к циклу «Природа в живописи и в музыке»  создана презентация «Жанры живописи». В ней детям рассказано, что такое художественный музей и какие картины в нём можно увидеть.  

         На основе каждой презентации построено несколько занятий. Детям предлагается не только рассказать о музыке, но и выразить свои впечатления через художественное творчество. Также в каждой презентации есть произведение, на основе которого можно создать совместно с детьми импровизированный танец.

      На основе презентаций можно провести конкурс чтецов. Дети могут выбрать из предложенных  в презентации стихов наиболее понравившийся.   Хочется отметить, что дети познакомились с творчеством  поэтов А.А.Майкова, Ф.И.Тютчева, Е.А.Баратынского, С.А.Есенина и, конечно, А.С.Пушкина .  Поэзия звучала в содружестве с музыкой и живописью.

 Интегрированное занятие «Осень в музыке и в живописи»

Цель: развитие у детей умения слушать музыку, откликаться на её     эмоциональный  посыл, выражать свои чувства в речи, движении, рисунке.

Задачи:

  • Формировать вкус ребёнка на основе лучших образцов классической музыки, живописи, поэзии.
  • Знакомить с творчеством композиторов и художников ( в соответствии с возрастными особенностями восприятия ребёнка).
  • Учить детей анализировать музыку, высказывать свои мысли.
  • Учить сравнивать произведения произведения музыки и живописи.
  • Развивать творческие способности детей, умение  само выражаться через движение, рисунок, музицирование.
  • Учить детей слушать музыку, откликаться на её эмоциональный посыл 

Вводная часть. 

            В начале интегрированного занятия я создаю проблемные ситуации. Наводящими вопросами стараюсь подвести детей к теме данного занятия. Рассказываю, что сегодня отправимся в музей. Затрагиваю тему, какие бывают музеи, в каких музеях бывают.

            Детям предлагаю побывать в художественном музее. Рассказываю какие художественные музеи есть в Санкт-Петербурге, просмотр слайдов с фотографиями музеев. Совместно с детьми вспоминаю о правилах поведения в музее. Затем беру на себя роль экскурсовода и читаю стихотворение:

Любое человечества созданье,

В картинах письменах, стихах.

Не принято здесь громко говорить,

И строгие глядят с портретов лица

Ты понимаешь: стоили родиться,

Чтобы узнать, как мастер мог творить.

 (Слайд «Музеи Санкт- Петербурга»)

Основная часть

Слушание музыки.  Беседа (сравнительная характеристика произведения, поиск аналогов в живописи, анализ формы, жанра, средств художественной  выразительности). Творчество по заданной музыкой теме (двигательное, художественное, музыкальное).

           Я в роли экскурсовода показываю картину И.И.Левитана «Слободка» (Слайд) и беседую с детьми об осени на картине, о её красках. Затем предлагаю детям послушать фрагмент «Осенней песни» П.И. Чайковского. Вместе с детьми беседую о том, какое настроение у картины и музыки. Вопросы детям: «Как вы думаете какое настроение было у композитора и художника, когда они создавали музыку и картину?». «Каким способом художник показывает настроение в своих картинах?». Дети стараются выявить цветосочетание, выражающее определённую эмоцию (радость или грусть).

           Я возвращаюсь к пройденному материалу, а именно какой композитор написал музыку «Осенней песни» - П.И.Чайковский. (слайд портрет П.И.Чайковского).

Далее показываю картину И.И.Левитана «Золотая осень», обращая внимание детей на слайд презентации, под музыку «Вальса» М.И.Глинки и зачитываю стихотворение  А.С.Пушкина «Унылая пора». Затем задаю вопросы детям следующего содержания: «Какое настроение у осени на данной картине?». Я предоставляю возможность детям высказаться о том, почему на данной картине (в музыке) осень другая. Детям раздаются листочки, и они на основе известных движений импровизируют танец осенних листочков.

Я (экскурсовод) обозначаю, что бывают такие осенние явления в природе и загадываю детям загадки:

Ветер тучу позовет, Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
моросит холодный…
(дождь)

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь.
(Ветер)

На улице очень неуютно в такую погоду, а порой бывает страшно. На картине  А.К. Саврасова «Осень» Деревушка у ручья» (Слайд) отражён именно такой момент в природе. Детям предлагаю внимательно рассмотреть картину, и что свидетельствует в картине непогоду в осенний период. Затем дети слушают «Осень» Вивальди и говорят об эмоциях в музыке, какую эмоцию передал Вивальди (страх, желание убежать, или наоборот затаиться). Я обращаю внимание детей на инструментовку данного произведения, вместе с детьми ищем, какими детскими инструментами можно отразить характер данного произведения, какой динамикой. Предлагаю детям музыкальные инструменты на выбор для исполнения мелодии, инструментуют отрывки из «Осени» Вивальди.

          Я акцентирую внимание детей на, что осень- это время собирать урожай. Во все времена крестьяне в это время года были уставшие и счастливые. Дети слушают произведение Р.Шумана «Весёлый крестьянин», высказываются о характере пьесы: бодрая, жизнерадостная. Демонстрирую картину «Крестьяне, идущие с сенокоса», предлагая детям рассмотреть и составить небольшой рассказ по содержанию картины: чем занимаются люди на картине, какое у них настроение. ( Слайд «Крестьяне, идущие с работы»)

            Дети, использую знакомый хоровод, идут под музыку «Весёлого крестьянина»( двигательная импровизация)

Заключительная часть. Повторение и закрепление материала. Актуализация усвоенного материала.

          Я предлагаю детям послушать отрывок из музыкального произведения и попробовать определить, настроению какой картины он соответствует.

           В группе воспитателям предлагается изобразить настроение данной осени под музыку и организуется выставка детского творчества в музыкальном зале.

Раздел 4. Примерный годовой план работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Развитие эмоционально-познавательной сферы дошкольников через визуализацию классической музыки»

          В ходе разработки данной темы для детей сложилась определённая система подачи данного материала для старших дошкольников, которая в нашем саду называется «Маленькая филармония». Дети со среднего возраста учатся, как надо себя вести в зале, когда прозвонит третий звонок. Учатся слущать, а, главное , любить музыку.

Цикл  лекций «Маленькая филармония»

Месяц

Тема

Материал

Сентябрь

«И.С.Бах и его творчество»- познакомить с творчеством И.С.Баха, продолжать знакомить с танцевальными жанрами (менуэт) (Прелюдия До мажор, менуэт, «Шутка»)

Г.Свиридов « Альбом пьес для детей»- рассказать о том, что музыка может передавать черты характера человека, учить различать выразительные интонации музыки, сходные с речевыми. (Г.Свиридов «Ласковая просьба», «Попрыгунья», «Упрямец»)

«Море»- учить слышать звуки природы, различать средства музыкальной выразительности, создающие образ: динамику, регистр, темп

Журнал «Муз. руководитель» №2 2008г

Г.Свиридов «Альбом пьес для детей»

Презентация «Море»

октябрь

 «Осень в музыке и в живописи» - учить сравнивать контрастные произведения, посвящённые одной теме.  Учить сопоставлять настроение в музыке и в картине

Знакомство с творчеством Р.Шумана «Детский альбом»

Презентация «Осень в музыке и живописи»

Журнал «Муз. руководитель»№6 2007г

ноябрь

«М.П.Мусоргский  «Картинки с выставки»- учить различать средства музыкальной выразительности, создающие образ: динамику, регистр, темп, развивать творческое начало в детях

П. И. Чайковский «Песни разных стран из «Детского альбома» - учить детей распознавать черты танцевальности в песенной музыке, побуждать к высказываниям об эмоционально- образном содержании пьесы.

Презентация «М.П. Мусогский «Картинки с выставки»

Презентация «Путешествие вместе с П.И.Чайковским»

декабрь

Сказка в музыке.

 «Дюймовочка»,

«Гадкий утёнок»- развивать образное воображение детей, умение по муз. образам вспомнить сказку.

Досуг «Гномы и эльфы»- познакомить  с норвежскими сказками, научить услышать в музыке вырвзительную характеристику сказочного персонажа

Презентация

«Дюймовочка»

«Гадкий утёнок

Презентация «Гномы и эльфы»

январь

«Зима в музыке и в живописи»- учить сравнивать контрастные произведения, посвящённые одной теме.  Учить сопоставлять настроение в музыке и в картине

Презентация «Зима в музыке и в живописи»

февраль

Игра. Сен-Санс. Карнавал животных - продолжать учить различать средства муз выразительности, двигаться , подражая походке животного в характере музыки

«Животные русского леса»- игра на отгадывание животного по его муз характеристике»

Презентация Сен- Санс «Карнавал животных»

Презентация «Животные русского леса»

март

«Жаворонок»- учить различать оттенки настроения, изобразительность музыкальных произведений  (П.Чайковский «Песнь жаворонка» Глинка «Жаворонок»)

 «Сказочник В.М. Васнецов»- учить находить сходство и различия в художественноми музыкальнои произведении на один сюжет

О.Радынова «Музыкальные шедевры»

Презентация «Сказочник В.М. Васнецов»

апрель

«Весна  в музыке и в живописи»

Учить сравнивать контрастные произведения, посвящённые одной теме.  Учить сопоставлять настроение в музыке и в картине

Презентация «Весна  в музыке и в живописи»

май

Глиер «Гимн Великому городу» познакомить с гимном Санкт- Петербурга.

Досуг «Кто живёт на полянке» - развивать наблюдательность детей, умение услышать звуки природы и сопоставить впечатления с музыкальным произведением

Презентация  с видами Санкт- Петербурга

Презентация «Птицы и насекомые»

Заключение

Преимущества использования в работе интегрированных занятий

  • Способствует формированию познавательного интереса у воспитанников; восприятию целостной картины  мира  и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  • способствуют развитию коммуникативных способностей у детей;
  • повышает уровень заинтересованности у детей на протяжении образовательной деятельности, что способствует ее эффективности;
  • Способствует развитию у детей  эмоционально- чувственной сферы;
  • формирования умения у  детей  сравнивать,  обобщать, делать выводы;
  • углубляет представление у детей  о понятии и  закономерностях,  расширяя кругозор;

Интеграция способствует снятия напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»...

Методическая разработка «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через игры с песком»

В данной работе содержится теоретическое и практическое описание реализации инновационной практики по использованию пескотерапии в работе с детьми дошкольного возраста в целях развития познавательных ...

Методическая разработка ""Развитие креативности у детей дошкольного возраста через организацию творческой деятельности"

Развитие креативных способностей дошкольников во всех видах художественно-творческой и музыкальной деятельности при создании определенных условий, способствующих формированию у них самостоятельности, ...

Эстетическое развитие старших дошкольников через восприятие классической музыки

Для гармонического эстетического развития дошкольников необходима взаимосвязь с литературой и художественным искусством. Восприятие классической музыки может произойти через эмоции, но необходимо чтоб...

Методическая разработка. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольника является неотъемлемой частью этого возраста. Рисуя, маленький человечек учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их. Рисуя, ребе...

Методическая разработка: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации»

Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью р...

Методическая разработка - Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование методического пособия М. И. Родиной «Бусоград».

Содержание «Волшебные игры феи Бусинки» рассчитано в одинаковой мере и на сильного ребёнка, и на слабого, ориентирована на развитие личности ребёнка и носит деятельный характер, направлена...