Проект "Вода- источник жизни на Земле!"
проект (подготовительная группа) по теме
Тип проекта: Информационно-исследовательский
Вид проекта: Групповой
Цель:
Предполагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей подготовительного к школе возраста и в соответствии с ФГОС Реализация проекта проходила через следующие образовательные области: (познание, речевая социально- коммуникативная, художественно-эстетическая) В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воздуха и воды, их значении в жизни человека, у детей формируются естественные представления об объектах неживой природы. В ходе работы над проектом дети ответят на вопросы: Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?
Актуальность проекта:
Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса через развитие познавательно – исследовательского поведения ребёнка. Исследование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребёнок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребёнка. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной её разработанности в плане развития ребёнка.
Объект проекта:
окружающая среда человека
Предмет проекта:
экспериментальные исследования свойств воды и воздуха
Цель: с помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе и воде у детей подготовительного к школе возраста.
Задачи:
1. Обучать детей исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
4. Расширять представления о значимости воздуха и воды в жизни человека. Развивать экологическое сознание.
Материалы:
Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»; микроскоп, пробирки, сосуды, лабораторная посуда; весы; емкости для игр с водой разного объема и формы; силиконовые формы, и т.д.
Утилизированный материал:
пробки, проволока; разные виды бумаги; красители – гуашь, краски акварельные; мерные ложки, резиновые груши.
Прочие материалы:
воздушные шары, свечи, коктейльные трубочки, мяч.
Этапы реализации проекта:
Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Обобщение и уточнение представлений у детей о функциях и свойствах воздуха и воды. (Чтение художественной литературы, рассматривание картин с природными явлениями).
Консультации для родителей по данной проблеме.
I этап – подготовительный
Организация работы над проектом.
Теоретическая часть:
составление перспективно-тематического плана работы с детьми, разработка конспектов и описание проведения опытов, консультирование родителей по теме: «Эксперимент в детском саду и дома».
Практическая часть:
Игры – эксперименты по данной проблеме.
Связь с другими видами деятельности:
игровая, продуктивная, познавательно- исследовательская (самостоятельные опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы).
II этап - основной, с участием детей «Эксперименты с воздухом и водой».
III этап - заключительный
Предполагаемый результат:
После завершения проекта дошкольники смогут:
- Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (или совместно с взрослыми);
- Осуществлять поиск информации (самостоятельно или с взрослыми);
- Собирать, обобщать и оценивать факты, формировать и представлять собственную точку зрения.
Ноябрь
1 неделя. Проект начинается с уточнения представлений детей о функциях и свойствах воздуха и воды. Оценивается уровень знаний детей о воздухе и воде.
2 неделя. Уточняется представление детей о функциях и свойствах воды. Оценить уровень знаний о воде.
3 неделя. Проводится консультация с родителями на тему: «Опытно- экспериментальная деятельность с детьми в детском саду».
4 неделя. Знакомство с материалом и оборудованием для исследовательской деятельности. Поддерживать и развивать интерес у ребенка к исследованиям, опытам.
Декабрь
1 неделя. Расширять представления у детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет ни запаха, не имеет вес. Работа начинается с того, что воспитатель ставит перед детьми задачу обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства – невидимость. Дети проводят опыт и делают выводы. Имеет ли запах воздух? Дидактическая игра «Узнай по запаху».
2 неделя. Предложить детям взвесить воздух и как это можно сделать при помощи весов. Дети взвешивают воздушные шарики и делают вывод, что без воздуха весят одинаково, также как и надутые. Поинтересоваться у детей, в какой знакомой игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катится, ее можно бросать. Если в нем появится хоть одна дырочка, то весь воздух выйдет.
3 неделя. С помощью опытов закрепить у детей представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.). 4 неделя. Обобщаются результаты исследования о воздухе. Проводится самостоятельная работа в уголке – лаборатории.
Январь
1 неделя. Уточнить знания детей о свойствах соли, продолжать знакомить с её видами. Развивать наблюдательность, воображение, фантазию.
2 неделя. Формирование представлений о соли и её свойствах. Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
3 неделя. Познакомить детей со свойствами соли – появление кристаллов. Развивать умение, делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности.
Практическая значимость проекта:
Для общества – ребенок, овладевающий навыками поисково-исследовательской деятельности, способен самостоятельно решать возникающие задачи, что и необходимо для школьного обучения. Для ребенка – развитие познавательных навыков, личностных качеств.
После проведения всех опытов, бесед, посвященных изучению воздуха, воды и соли, у детей стойко сформировалось представление о таких понятиях, как воздух, вода и соль, их свойствах. Многочисленные опыты вызывали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
По окончании экспериментов детям были заданы вопросы:
Готовы ли вы поделиться опытом и знаниями с другими детьми? Какие у вас были трудности? Что помогло справиться с заданием? Хотите ли вы продолжить опыты? Дети с улыбками, радостно отвечали на вопросы, и выразили желание продолжить опыты.
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА : https://nsportal.ru/maksudova-lyudmila-nikolaevna
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_voda_istochnik_zhizni_na_zemle.docx | 34.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип проекта: Информационно-исследовательский
Вид проекта: Групповой
Цель:
Предполагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей подготовительного к школе возраста и в соответствии с ФГОС Реализация проекта проходила через следующие образовательные области: (познание, речевая социально- коммуникативная, художественно-эстетическая) В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воздуха и воды, их значении в жизни человека, у детей формируются естественные представления об объектах неживой природы. В ходе работы над проектом дети ответят на вопросы: Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?
Актуальность проекта:
Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса через развитие познавательно – исследовательского поведения ребёнка. Исследование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребёнок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребёнка. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной её разработанности в плане развития ребёнка.
Объект проекта:
окружающая среда человека
Предмет проекта:
экспериментальные исследования свойств воды и воздуха
Цель: с помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе и воде у детей подготовительного к школе возраста.
Задачи:
1. Обучать детей исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
4. Расширять представления о значимости воздуха и воды в жизни человека. Развивать экологическое сознание.
Материалы:
Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»; микроскоп, пробирки, сосуды, лабораторная посуда; весы; емкости для игр с водой разного объема и формы; силиконовые формы, и т.д.
Утилизированный материал:
пробки, проволока; разные виды бумаги; красители – гуашь, краски акварельные; мерные ложки, резиновые груши.
Прочие материалы:
воздушные шары, свечи, коктейльные трубочки, мяч.
Этапы реализации проекта:
Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Обобщение и уточнение представлений у детей о функциях и свойствах воздуха и воды. (Чтение художественной литературы, рассматривание картин с природными явлениями).
Консультации для родителей по данной проблеме.
I этап – подготовительный
Организация работы над проектом.
Теоретическая часть:
составление перспективно-тематического плана работы с детьми, разработка конспектов и описание проведения опытов, консультирование родителей по теме: «Эксперимент в детском саду и дома».
Практическая часть:
Игры – эксперименты по данной проблеме.
Связь с другими видами деятельности:
игровая, продуктивная, познавательно- исследовательская (самостоятельные опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы).
II этап - основной, с участием детей «Эксперименты с воздухом и водой».
III этап - заключительный
Предполагаемый результат:
После завершения проекта дошкольники смогут:
- Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (или совместно с взрослыми);
- Осуществлять поиск информации (самостоятельно или с взрослыми);
- Собирать, обобщать и оценивать факты, формировать и представлять собственную точку зрения.
Ноябрь
1 неделя. Проект начинается с уточнения представлений детей о функциях и свойствах воздуха и воды. Оценивается уровень знаний детей о воздухе и воде.
2 неделя. Уточняется представление детей о функциях и свойствах воды. Оценить уровень знаний о воде.
3 неделя. Проводится консультация с родителями на тему: «Опытно- экспериментальная деятельность с детьми в детском саду».
4 неделя. Знакомство с материалом и оборудованием для исследовательской деятельности. Поддерживать и развивать интерес у ребенка к исследованиям, опытам.
Декабрь
1 неделя. Расширять представления у детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет ни запаха, не имеет вес. Работа начинается с того, что воспитатель ставит перед детьми задачу обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства – невидимость. Дети проводят опыт и делают выводы. Имеет ли запах воздух? Дидактическая игра «Узнай по запаху».
2 неделя. Предложить детям взвесить воздух и как это можно сделать при помощи весов. Дети взвешивают воздушные шарики и делают вывод, что без воздуха весят одинаково, также как и надутые. Поинтересоваться у детей, в какой знакомой игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катится, ее можно бросать. Если в нем появится хоть одна дырочка, то весь воздух выйдет.
3 неделя. С помощью опытов закрепить у детей представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.). 4 неделя. Обобщаются результаты исследования о воздухе. Проводится самостоятельная работа в уголке – лаборатории.
Январь
1 неделя. Уточнить знания детей о свойствах соли, продолжать знакомить с её видами. Развивать наблюдательность, воображение, фантазию.
2 неделя. Формирование представлений о соли и её свойствах. Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
3 неделя. Познакомить детей со свойствами соли – появление кристаллов. Развивать умение, делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности.
Практическая значимость проекта:
Для общества – ребенок, овладевающий навыками поисково-исследовательской деятельности, способен самостоятельно решать возникающие задачи, что и необходимо для школьного обучения. Для ребенка – развитие познавательных навыков, личностных качеств.
После проведения всех опытов, бесед, посвященных изучению воздуха, воды и соли, у детей стойко сформировалось представление о таких понятиях, как воздух, вода и соль, их свойствах. Многочисленные опыты вызывали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
По окончании экспериментов детям были заданы вопросы:
Готовы ли вы поделиться опытом и знаниями с другими детьми? Какие у вас были трудности? Что помогло справиться с заданием? Хотите ли вы продолжить опыты? Дети с улыбками, радостно отвечали на вопросы, и выразили желание продолжить опыты.
Приложение к проекту.
ЦАРИЦА – ВОДИЦА
ЗАНЯТИЕ ПО ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель:
Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Программное содержание:
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
-развивать речь, мышление, любознательность;
-развивать умение делать выводы, умозаключения;
-воспитывать аккуратность при работе.
Оборудование:
прозрачные стаканчики, ёмкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кис- лота, молоко, картина, краски, кисточка, платок, воронка, растительное масло, пипетка, травяной настой.
Методы и приёмы:
-организационный приём;
-художественное слово;
-уточнение, опросы, игровые приёмы;
-опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
Организация детей:
Дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования. Вводная часть:
- Вы слыхали о воде ?
Говорят, она везде !
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить;
Без неё нам не прожить.
Н.Рыжова
В: - ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды.
Опыт 1.
Оборудование :
- Кубик, шарик, вазы
Ход опыта:
В: какой формы эти предметы?(ответы детей).
-А имеет ли форму вода? Для этого возьмём узкую банку и наполним её водой. Перельём эту воду в широкую банку.
Форма, которую принимает вода, всё время изменяется.
Вывод:
Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода- жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге растекается, в ямках собирается, а в землю впитывается. Итак, вода не имеет формы
Опыт 2.
Оборудование :
- один стакан с водой, другой с молоком
Ход опыта:
Возьмём картинку и поставим её за стаканом с водой. -Нам видно картинку?(ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. -Что мы обнаружили? через воду рисунок виден, а через молоко нет.
Вывод:
Вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунём её в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через неё на картинку. Рисунок не виден.
Вода прозрачная жидкость.
Опыт 3.
Оборудование:
- сахар, соль, мука, подсолнечное масло, аскорбиновая кислота
Ход опыта:
-А есть ли у воды вкус?
Дети пробуют воду и высказывают своё мнение.
Один ребёнок размешивает в воде сахар, другой - соль, третий – аскорбиновую кислоту.
-Теперь попробуйте воду снова. Что изменилось?
У воды появился вкус. Вода стала сладкая, солёная, кислая
Вывод:
своего вкуса у воды нет.
- А что случилось с веществами, которые попали в воду? (ответы детей).
-А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось и масло, оно осталось на поверхности.
Опыт 4.
Оборудование:
-2 яйца (сваренное в крутую)
-соль
-вода
-2 ёмкости
Ход опыта:
- Положили 2 яйца в разные ёмкости с водой. Они утонули.
- В одну ёмкость с яйцом насыпали соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности.
Вывод: - Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче солёной воды и оно поднялось на поверхность.
Оборудование:
-Краски акварельные, силиконовые формочки, кисти, вода
Ход опыта:
-Подкрашиваем воду акварельной краской любого цвета
-Наливаем в формочку
-Замораживаем в морозильнике
-Вытаскиваем льдинку из формочки, перегнув форму
-Выкладываем получившиеся изделия
Вывод:
- Вода принимает форму изделия, и сохраняет цвет краски после заморозки
НЕВИДИМКА-ВОЗДУХ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель:
Совершенствовать представления детей о воздухе.
Программное содержание:
- формировать представление о воздухе, его свойствах ;о роли в жизни живых существ.
- развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию. - развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента.
Оборудование:
- весы подвесные;
-2 одинаковых воздушных шара;
- стакан с водой;
-трубочки для коктейлей;
-пустой стакан;
-прозрачная ёмкость с водой;
-целлофановые пакеты;
-пузыри.
Предварительная работа:
беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций.
Методы и приёмы:
-организационный приём;
-художественное слово;
-уточнение, опросы, игровые приёмы;
-опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
Организация детей:
Дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.
Вводная часть
В: -ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Помните, мы с вами говорили о живой и не живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе (люди, животные, растения)?
-А что относится к не живой природе (камни, вода, воздух, почва, звёзды)? Молодцы! А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас. ( воздух )
Правильно, это воздух.
Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе?
Вся наша планета окутана воздушным покрывалом.
Воздух – везде : на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.
Чтобы доказать, что воздух есть, мы в нашей лаборатории проведём опыты.
Опыт 1.
Оборудование:
- Целлофановые пакеты
Ход опыта
-Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
-Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом?
-Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
- Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет.
-Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: мы его не видим, но чувствуем.
Опыт 2.
Оборудование:
- Стаканы с водой, трубочки
Ход опыта:
-Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля.
Вставьте трубочки в воду и подуйте в них.
-Что вы видите?
-Что выходит из воды с пузырьками?
- Откуда он берётся?
Вывод:
Пузырьки поднимаются на поверхность потому, что воздух легче воды
Опыт 3.
Оборудование:
-8 кусков верёвки по 40 см
-большой пластиковый пакет
-двухсторонний скотч
- игрушечный человечек
Ход опыта:
Из пакета вырезали круг и прикрепили к нему верёвки и человечка.
Сложили парашют и бросили его как можно выше. Парашют опускается медленно
Вывод:
- При спуске под куполом оказывается большое количество воздуха.
Сила сопротивления воздуха уменьшает скорость падения
Опыт 4.
Оборудование:
- 3 апельсина, вода, ёмкость
Ход эксперимента:
- Положили апельсин в емкость с водой. Он плавал на поверхности Почистили другой апельсин. Положили в воду. Он утонул.
Вывод:
Неочищенный всплыл, потому что поверхность кожуры пористая, содержит воздух, который держит апельсин на поверхности Эксперименты вместе с родителями.
УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛЬ ЗАНЯТИЕ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель:
вызвать интерес к изучению свойств соли.
Программное содержание:
- Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности;
- Уточнить знания детей о свойствах соли ее; продолжать знакомить с ее видами;
- Развивать наблюдательность, воображение, фантазию, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
- Формировать представления о соли и её свойствах;
- Продолжать развивать речь как средство общения.
- Упражнять в использовании нетрадиционного приёма декорирования;
Материал и оборудование:
три вида соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, воронки, цветная соль, баночки для декорирования.
Ход занятия.
Приветствие:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём,
И с гостям поздороваемся!
Поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Сегодня я приглашаю вас в научную лабораторию. Отгадав загадку и узнаете с каким веществом мы будем проводить опыты.
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Воспитатель: - Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем.
-Ребята, а что вы знаете про соль? (Ответы детей).
Показ презентации.
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная (Слайд).
- А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?
Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. (Слайд)
Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.
В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ. (Слайд)
В древности люди добывали соль. Они сушили растения, которые имели солёный вкус, а затем сжигали на костре. Золу использовали в пищу. (Слайд)
Прошло очень много времени, прежде чем они научились получать соль из морской воды. (Слайд)
Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. (Слайд)
Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. (Слайд).
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. (Слайд).
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль?
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Слайд).
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.
В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом. На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. Надевайте фартуки и проходите за столы.
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд)
Опыт 1.
Ход опыта:
У вас на столах, на тарелочках, 3 вида соли, давайте рассмотрим ее. Какого она цвета? (Она белого цвета). Пахнет? ( Не имеет запаха).
- Возьмите увеличительное стекло и рассмотрите соль, что вы увидели? (Соль похожа на зернышки, кристаллики). Да, соль – это кристаллическое вещество. Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод:
соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха.
Опыт 2.
Ход опыта:
- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)
- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по три ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.
А кто заметил, в какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?
(В тёплой воде соль растворилась быстрее).
А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод:
Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.
Опыт 3.
Ход опыта:
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмите яйцо и опустите его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).
А теперь возьмите другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Вывод:
В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.
Опыт 4.
Ход опыта:
Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.
Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.
Вывод:
Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду.
Физкультминутка.
Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация рыб).
Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко (имитация ныряния).
Вторая сказала:- ведь здесь глубоко (грозят указательным пальцем).
Третья сказала:- мне хочется спать (руки лодочкой под ухо).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи).
Пятая крикнула:- здесь крокодил (руками имитируют пасть крокодила).
Плывите скорее, чтоб не проглотил (убегают).
А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Оказывается солью можно украсить интерьер комнаты. Посмотрите сколько цветной соли я для вас приготовила. Сейчас мы с вами будем засыпать соль в баночки. (Дети вместе с воспитателем делают цветные баночки).
Для закрепления материала проводится игру «Что мы знаем о соли».
(Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Вода-источник жизни на Земле"
Всем известна особая любовь детей к играм с водой. В повседневной работе с детьми я часто сталкиваюсь с постоянными вопросами детей о воде:Почему вода мокрая?Почему мокрые вещи, если их положить на со...
Исследовательский проект с детьми "Вода - источник жизни на земле"
Исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по изучению свойств воды.Задачи проекта:Формирование знаний детей о значении воды в природе и для человекаПривитие навыков э...
Презентация "Вода - источник жизни на земле"
Презентация знакомит детей подготовительной группы с водой и ее свойствами....
Проект "Вода как источник жизни на земле"
Исследовательский проект «Вода- источник жизни на земле»«Никогда не лейте зря воды потому,что из – за её отсутствия в пустынепогибает человек».М. Цветаева Вид ...
проект "Вода-источник жизни на земле"
Проектная деятельность в старшей группе тема: "Подводный мир"...
Экологический проект: «Вода-источник жизни на земле».
Цель:Раскрыть факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты...
Проект "Вода- источник жизни на Земле"
Цель: Раскрыть факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты.Задачи: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле. Ознакомить дошкольников со свойствами в...