Проект "Вода- источник жизни на Земле!"
проект (подготовительная группа) по теме

МАКСУДОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА

Тип проекта: Информационно-исследовательский

Вид проекта: Групповой

 

 Цель:

 Предполагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей подготовительного к школе возраста и в соответствии с ФГОС Реализация проекта проходила через следующие образовательные области: (познание, речевая социально- коммуникативная, художественно-эстетическая) В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воздуха и воды, их значении в жизни человека, у детей формируются естественные представления об объектах неживой природы. В ходе работы над проектом дети ответят на вопросы: Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать? 

 

Актуальность проекта:

Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса через развитие познавательно – исследовательского поведения ребёнка. Исследование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребёнок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребёнка. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной её разработанности в плане развития ребёнка. 

 

Объект проекта:

окружающая среда человека

 Предмет проекта:

экспериментальные исследования свойств воды и воздуха

Цель: с помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе и воде у детей подготовительного к школе возраста.

 

Задачи:

 1. Обучать детей исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.

2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

4. Расширять представления о значимости воздуха и воды в жизни человека. Развивать экологическое сознание. 

 

Материалы:

Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»; микроскоп, пробирки, сосуды, лабораторная посуда; весы; емкости для игр с водой разного объема и формы; силиконовые формы, и т.д.

Утилизированный материал:

пробки, проволока; разные виды бумаги; красители – гуашь, краски акварельные; мерные ложки, резиновые груши.

Прочие материалы:

воздушные шары, свечи, коктейльные трубочки, мяч. 


 Этапы реализации проекта:

 Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Обобщение и уточнение представлений у детей о функциях и свойствах воздуха и воды. (Чтение художественной литературы, рассматривание картин с природными явлениями).

Консультации для родителей по данной проблеме.

I этап – подготовительный

Организация работы над проектом.

Теоретическая часть:

составление перспективно-тематического плана работы с детьми, разработка конспектов и описание проведения опытов, консультирование родителей по теме: «Эксперимент в детском саду и дома».

Практическая часть:

 Игры – эксперименты по данной проблеме.

Связь с другими видами деятельности:

игровая, продуктивная, познавательно- исследовательская (самостоятельные опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы).

II этап - основной, с участием детей «Эксперименты с воздухом и водой».

III этап - заключительный 


 

 Предполагаемый результат:

 После завершения проекта дошкольники смогут:

 - Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (или совместно с взрослыми);

 - Осуществлять поиск информации (самостоятельно или с взрослыми);

 - Собирать, обобщать и оценивать факты, формировать и представлять собственную точку зрения.

 

Ноябрь

1 неделя. Проект начинается с уточнения представлений детей о функциях и свойствах воздуха и воды. Оценивается уровень знаний детей о воздухе и воде.

2 неделя. Уточняется представление детей о функциях и свойствах воды. Оценить уровень знаний о воде.

3 неделя. Проводится консультация с родителями на тему: «Опытно- экспериментальная деятельность с детьми в детском саду».

4 неделя. Знакомство с материалом и оборудованием для исследовательской деятельности. Поддерживать и развивать интерес у ребенка к исследованиям, опытам.

 

Декабрь

1 неделя. Расширять представления у детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет ни запаха, не имеет вес. Работа начинается с того, что воспитатель ставит перед детьми задачу обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства – невидимость. Дети проводят опыт и делают выводы. Имеет ли запах воздух? Дидактическая игра «Узнай по запаху».

 2 неделя. Предложить детям взвесить воздух и как это можно сделать при помощи весов. Дети взвешивают воздушные шарики и делают вывод, что без воздуха весят одинаково, также как и надутые. Поинтересоваться у детей, в какой знакомой игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катится, ее можно бросать. Если в нем появится хоть одна дырочка, то весь воздух выйдет.

3 неделя. С помощью опытов закрепить у детей представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.). 4 неделя. Обобщаются результаты исследования о воздухе. Проводится самостоятельная работа в уголке – лаборатории.

 

Январь

1 неделя. Уточнить знания детей о свойствах соли, продолжать знакомить с её видами. Развивать наблюдательность, воображение, фантазию.

2 неделя. Формирование представлений о соли и её свойствах. Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.

3 неделя. Познакомить детей со свойствами соли – появление кристаллов. Развивать умение, делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности.

 

 Практическая значимость проекта:

Для общества – ребенок, овладевающий навыками поисково-исследовательской деятельности, способен самостоятельно решать возникающие задачи, что и необходимо для школьного обучения. Для ребенка – развитие познавательных навыков, личностных качеств.

После проведения всех опытов, бесед, посвященных изучению воздуха, воды и соли, у детей стойко сформировалось представление о таких понятиях, как воздух, вода и соль, их свойствах. Многочисленные опыты вызывали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

 

По окончании экспериментов детям были заданы вопросы:

Готовы ли вы поделиться опытом и знаниями с другими детьми? Какие у вас были трудности? Что помогло справиться с заданием? Хотите ли вы продолжить опыты? Дети с улыбками, радостно отвечали на вопросы, и выразили желание продолжить опыты.

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА : https://nsportal.ru/maksudova-lyudmila-nikolaevna

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voda_istochnik_zhizni_na_zemle.docx34.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тип проекта: Информационно-исследовательский

Вид проекта: Групповой

 Цель:

 Предполагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей подготовительного к школе возраста и в соответствии с ФГОС Реализация проекта проходила через следующие образовательные области: (познание, речевая социально- коммуникативная, художественно-эстетическая) В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воздуха и воды, их значении в жизни человека, у детей формируются естественные представления об объектах неживой природы. В ходе работы над проектом дети ответят на вопросы: Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать? 

 

Актуальность проекта:

Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса через развитие познавательно – исследовательского поведения ребёнка. Исследование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребёнок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребёнка. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной её разработанности в плане развития ребёнка. 

Объект проекта:

окружающая среда человека

 Предмет проекта:

экспериментальные исследования свойств воды и воздуха

Цель: с помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе и воде у детей подготовительного к школе возраста.

Задачи:

 1. Обучать детей исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.

2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

4. Расширять представления о значимости воздуха и воды в жизни человека. Развивать экологическое сознание. 

Материалы:

Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»; микроскоп, пробирки, сосуды, лабораторная посуда; весы; емкости для игр с водой разного объема и формы; силиконовые формы, и т.д.

Утилизированный материал:

пробки, проволока; разные виды бумаги; красители – гуашь, краски акварельные; мерные ложки, резиновые груши.

Прочие материалы:

воздушные шары, свечи, коктейльные трубочки, мяч. 


 Этапы реализации проекта:

 Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Обобщение и уточнение представлений у детей о функциях и свойствах воздуха и воды. (Чтение художественной литературы, рассматривание картин с природными явлениями).

Консультации для родителей по данной проблеме.

I этап – подготовительный

Организация работы над проектом.

Теоретическая часть:

составление перспективно-тематического плана работы с детьми, разработка конспектов и описание проведения опытов, консультирование родителей по теме: «Эксперимент в детском саду и дома».

Практическая часть:

 Игры – эксперименты по данной проблеме.

Связь с другими видами деятельности:

игровая, продуктивная, познавательно- исследовательская (самостоятельные опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы).

II этап - основной, с участием детей «Эксперименты с воздухом и водой».

III этап - заключительный 


 Предполагаемый результат:

 После завершения проекта дошкольники смогут:

 - Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (или совместно с взрослыми);

 - Осуществлять поиск информации (самостоятельно или с взрослыми);

 - Собирать, обобщать и оценивать факты, формировать и представлять собственную точку зрения.

Ноябрь

1 неделя. Проект начинается с уточнения представлений детей о функциях и свойствах воздуха и воды. Оценивается уровень знаний детей о воздухе и воде.

2 неделя. Уточняется представление детей о функциях и свойствах воды. Оценить уровень знаний о воде.

3 неделя. Проводится консультация с родителями на тему: «Опытно- экспериментальная деятельность с детьми в детском саду».

4 неделя. Знакомство с материалом и оборудованием для исследовательской деятельности. Поддерживать и развивать интерес у ребенка к исследованиям, опытам.

Декабрь

1 неделя. Расширять представления у детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет ни запаха, не имеет вес. Работа начинается с того, что воспитатель ставит перед детьми задачу обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства – невидимость. Дети проводят опыт и делают выводы. Имеет ли запах воздух? Дидактическая игра «Узнай по запаху».

 2 неделя. Предложить детям взвесить воздух и как это можно сделать при помощи весов. Дети взвешивают воздушные шарики и делают вывод, что без воздуха весят одинаково, также как и надутые. Поинтересоваться у детей, в какой знакомой игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катится, ее можно бросать. Если в нем появится хоть одна дырочка, то весь воздух выйдет.

3 неделя. С помощью опытов закрепить у детей представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.). 4 неделя. Обобщаются результаты исследования о воздухе. Проводится самостоятельная работа в уголке – лаборатории.

Январь

1 неделя. Уточнить знания детей о свойствах соли, продолжать знакомить с её видами. Развивать наблюдательность, воображение, фантазию.

2 неделя. Формирование представлений о соли и её свойствах. Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.

3 неделя. Познакомить детей со свойствами соли – появление кристаллов. Развивать умение, делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности.

 Практическая значимость проекта:

Для общества – ребенок, овладевающий навыками поисково-исследовательской деятельности, способен самостоятельно решать возникающие задачи, что и необходимо для школьного обучения. Для ребенка – развитие познавательных навыков, личностных качеств.

После проведения всех опытов, бесед, посвященных изучению воздуха, воды и соли, у детей стойко сформировалось представление о таких понятиях, как воздух, вода и соль, их свойствах. Многочисленные опыты вызывали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

По окончании экспериментов детям были заданы вопросы: 

Готовы ли вы поделиться опытом и знаниями с другими детьми? Какие у вас были трудности? Что помогло справиться с заданием? Хотите ли вы продолжить опыты? Дети с улыбками, радостно отвечали на вопросы, и выразили желание продолжить опыты.

Приложение к проекту.

ЦАРИЦА – ВОДИЦА

ЗАНЯТИЕ ПО ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель:

 Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.

Программное содержание:

 - способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

 -развивать речь, мышление, любознательность;

 -развивать умение делать выводы, умозаключения;

 -воспитывать аккуратность при работе.

Оборудование: 

прозрачные стаканчики, ёмкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кис- лота, молоко, картина, краски, кисточка, платок, воронка, растительное масло, пипетка, травяной настой.

Методы и приёмы:

 -организационный приём;

-художественное слово;

-уточнение, опросы, игровые приёмы;

 -опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

Организация детей: 

Дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования. Вводная часть:

- Вы слыхали о воде ?

Говорят, она везде !

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

 Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить;

Без неё нам не прожить.

Н.Рыжова

В: - ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды. 

Опыт 1.

Оборудование :

- Кубик, шарик, вазы

Ход опыта:

В: какой формы эти предметы?(ответы детей).

-А имеет ли форму вода? Для этого возьмём узкую банку и наполним её водой. Перельём эту воду в широкую банку.

 Форма, которую принимает вода, всё время изменяется.

Вывод:

Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода- жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге растекается, в ямках собирается, а в землю впитывается. Итак, вода не имеет формы

 

Опыт 2.

Оборудование :

 - один стакан с водой, другой с молоком

Ход опыта:

 Возьмём картинку и поставим её за стаканом с водой. -Нам видно картинку?(ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. -Что мы обнаружили? через воду рисунок виден, а через молоко нет.

Вывод:

Вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунём её в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через неё на картинку. Рисунок не виден.

Вода прозрачная жидкость.                                                                                            

Опыт 3.

Оборудование:

 - сахар, соль, мука, подсолнечное масло, аскорбиновая кислота

 Ход опыта:

 -А есть ли у воды вкус?

Дети пробуют воду и высказывают своё мнение.

Один ребёнок размешивает в воде сахар, другой - соль, третий – аскорбиновую кислоту.

-Теперь попробуйте воду снова. Что изменилось?

У воды появился вкус. Вода стала сладкая, солёная, кислая

Вывод:

 своего вкуса у воды нет.

 - А что случилось с веществами, которые попали в воду? (ответы детей).

-А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось и масло, оно осталось на поверхности.

Опыт 4.

 Оборудование: 

-2 яйца (сваренное в крутую)

-соль

-вода

-2 ёмкости

Ход опыта:

 - Положили 2 яйца в разные ёмкости с водой. Они утонули.

- В одну ёмкость с яйцом насыпали соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности.

Вывод: - Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче солёной воды и оно поднялось на поверхность.

Опыт 5. 

Оборудование:

 -Краски акварельные, силиконовые формочки, кисти, вода

Ход опыта:

-Подкрашиваем воду акварельной краской любого цвета

-Наливаем в формочку

-Замораживаем в морозильнике

 -Вытаскиваем льдинку из формочки, перегнув форму

-Выкладываем получившиеся изделия

Вывод:

 - Вода принимает форму изделия, и сохраняет цвет краски после заморозки

 НЕВИДИМКА-ВОЗДУХ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Цель:

Совершенствовать представления детей о воздухе.

 Программное содержание:

 - формировать представление о воздухе, его свойствах ;о роли в жизни живых существ.

- развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию. - развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента.

Оборудование:

- весы подвесные;

-2 одинаковых воздушных шара;

- стакан с водой;

-трубочки для коктейлей;

-пустой стакан;

-прозрачная ёмкость с водой;

-целлофановые пакеты;

-пузыри.

Предварительная работа:

 беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций.

Методы и приёмы:

-организационный приём;

 -художественное слово;

-уточнение, опросы, игровые приёмы;

-опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

Организация детей: 

Дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.

Вводная часть

В: -ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Помните, мы с вами говорили о живой и не живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе (люди, животные, растения)?

-А что относится к не живой природе (камни, вода, воздух, почва, звёзды)? Молодцы! А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

 С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас. ( воздух )

Правильно, это воздух.

Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе?

Вся наша планета окутана воздушным покрывалом.

Воздух – везде : на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.

Чтобы доказать, что воздух есть, мы в нашей лаборатории проведём опыты. 


Опыт 1.

Оборудование: 

- Целлофановые пакеты

Ход опыта

-Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

 -Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом?

 -Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

 - Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет.

-Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: мы его не видим, но чувствуем.


Опыт 2.

Оборудование:

 - Стаканы с водой, трубочки

Ход опыта:

-Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля.

Вставьте трубочки в воду и подуйте в них.

-Что вы видите?

 -Что выходит из воды с пузырьками?

- Откуда он берётся?

Вывод:

 Пузырьки поднимаются на поверхность потому, что воздух легче воды

Опыт 3.

Оборудование: 

-8 кусков верёвки по 40 см

-большой пластиковый пакет

-двухсторонний скотч

- игрушечный человечек

Ход опыта:

Из пакета вырезали круг и прикрепили к нему верёвки и человечка.

Сложили парашют и бросили его как можно выше. Парашют опускается медленно

Вывод: 

- При спуске под куполом оказывается большое количество воздуха.

Сила сопротивления воздуха уменьшает скорость падения


Опыт 4.

Оборудование: 

- 3 апельсина, вода, ёмкость

Ход эксперимента:

 - Положили апельсин в емкость с водой. Он плавал на поверхности Почистили другой апельсин. Положили в воду. Он утонул.

 

Вывод: 

Неочищенный всплыл, потому что поверхность кожуры пористая, содержит воздух, который держит апельсин на поверхности Эксперименты вместе с родителями.

УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛЬ ЗАНЯТИЕ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: 

вызвать интерес к изучению свойств соли.

Программное содержание:

- Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности;

- Уточнить знания детей о свойствах соли ее; продолжать знакомить с ее видами;

Развивать наблюдательность, воображение, фантазию, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;

- Формировать представления о соли и её свойствах;

- Продолжать развивать речь как средство общения.

- Упражнять в использовании нетрадиционного приёма декорирования;

Материал и оборудование: 

три вида соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, воронки, цветная соль, баночки для декорирования.

Ход занятия.

Приветствие:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём,

И с гостям поздороваемся!

Поудобнее садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Сегодня я приглашаю вас в научную лабораторию. Отгадав загадку и узнаете с каким веществом мы будем проводить опыты.

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Воспитатель: - Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем.

-Ребята, а что вы знаете про соль? (Ответы детей).

Показ презентации.

Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная (Слайд).

- А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. (Слайд)

Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ. (Слайд)

В древности люди добывали соль. Они сушили растения, которые имели солёный вкус, а затем сжигали на костре. Золу использовали в пищу. (Слайд)

Прошло очень много времени, прежде чем они научились получать соль из морской воды. (Слайд)

Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. (Слайд)

Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. (Слайд).

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. (Слайд).

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль?

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Слайд).

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом. На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. Надевайте фартуки и проходите за столы.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд)

Опыт 1.

Ход опыта:

У вас на столах, на тарелочках, 3 вида соли, давайте рассмотрим ее. Какого она цвета? (Она белого цвета). Пахнет? ( Не имеет запаха).

- Возьмите увеличительное стекло и рассмотрите соль, что вы увидели? (Соль похожа на зернышки, кристаллики). Да, соль – это кристаллическое вещество. Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод:

соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха.

Опыт 2.

Ход опыта:

- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по три ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

А кто заметил, в какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

(В тёплой воде соль растворилась быстрее).

А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод:

Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Опыт 3.

Ход опыта:

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмите яйцо и опустите его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).

А теперь возьмите другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Вывод: 

В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.

Опыт  4.

Ход опыта:

Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

Вывод:

Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду.

Физкультминутка.

Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация рыб).

Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны).

Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко (имитация ныряния).

Вторая сказала:- ведь здесь глубоко (грозят указательным пальцем).

Третья сказала:- мне хочется спать (руки лодочкой под ухо).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи).

Пятая крикнула:- здесь крокодил (руками имитируют пасть крокодила).

Плывите скорее, чтоб не проглотил (убегают).

А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Оказывается солью можно украсить интерьер комнаты. Посмотрите сколько цветной соли я для вас приготовила. Сейчас мы с вами будем засыпать соль в баночки. (Дети вместе с воспитателем делают цветные баночки).

Для закрепления материала проводится игру «Что мы знаем о соли».

(Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Вода-источник жизни на Земле"

Всем известна особая любовь детей к играм с водой. В повседневной работе с детьми я часто сталкиваюсь с постоянными вопросами детей о воде:Почему вода мокрая?Почему мокрые вещи, если их положить на со...

Исследовательский проект с детьми "Вода - источник жизни на земле"

Исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по изучению свойств воды.Задачи проекта:Формирование  знаний детей о значении воды в природе и для человекаПривитие навыков э...

Презентация "Вода - источник жизни на земле"

Презентация знакомит детей подготовительной группы с водой и ее свойствами....

Проект "Вода как источник жизни на земле"

Исследовательский проект  «Вода- источник жизни на земле»«Никогда не лейте зря воды потому,что из – за её отсутствия в пустынепогибает человек».М. Цветаева Вид ...

проект "Вода-источник жизни на земле"

Проектная деятельность в старшей группе тема: "Подводный мир"...

Экологический проект: «Вода-источник жизни на земле».

Цель:Раскрыть факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты...

Проект "Вода- источник жизни на Земле"

Цель: Раскрыть факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты.Задачи: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле. Ознакомить дошкольников со свойствами в...