Исследовательский проект с детьми "Вода - источник жизни на земле"
проект (подготовительная группа) по теме
Исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по изучению свойств воды.
Задачи проекта:
- Формирование знаний детей о значении воды в природе и для человека
- Привитие навыков экономного расходования воды в домашних условиях
- Формирование элементарных научных знаний
- Формирование эстетической оценки воды в природе (красота озер, сверкающего снега ,капель росы и т.д.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_issledovatelskoy_raboty.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект
«Вода – источник жизни»
Цель проекта:
- Уточнить представления детей о значимости воды для всего живого на земле
- Развивать исследовательские умения детей
- Развивать зрительную и слуховую память, внимание, мышление
- Воспитывать любовь к родному краю
Задачи проекта:
- Формирование знаний детей о значении воды в природе и для человека
- Привитие навыков экономного расходования воды в домашних условиях
- Формирование элементарных научных знаний
- Формирование эстетической оценки воды в природе (красота озер, сверкающего снега ,капель росы и т.д.)
Гипотеза:
Рациональное использование воды человеком будет способствовать увеличению запасов пресной воды.
Объект исследования:
В качестве объекта исследования была выбрана вода – как источник жизни на земле, что обусловлено рядом причин.
Загрязняющие вещества в основном от производственной деятельности человека оказывают большое влияние на водные пространства. Своей деятельностью люди стали наносить непоправимый ущерб. Человек слишком много берет и слишком мало делает для охраны водных пространств. Поэтому необходимо воспитывать у детей осознанное бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Учить экономичному использованию воды, в быту. Экологически грамотному поведению возле водоемов.
Вода самое удивительное и единственное вещество, которое может в природных условиях находиться одновременно в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Вода переходит из одного состояния в другое, совершается круговорот воды в природе.
В то же время детей всегда занимали игры с водой: ребенок бесконечно может переливать воду, разливать ее по различным емкостям, ловить рыбу, пускать кораблики. Эти игры приносят радость. Воду можно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, развитие мелкой моторики, зрительной памяти. В то же время дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету и величине, выделять лишние и уметь объяснять свой выбор. То есть проводить исследовательскую работу.
Исходя из всего этого, мной была выбрана тема: «Вода – источник жизни».
Подготовительный этап.
В ходе работы над проектом использовали следующие материалы и оборудование:
- Материалы для проведения опытов, цветные картинки с изображением водоемов, подбор загадок о воде (в разных состояниях), плакат с изображением воды на земле
Формы работы детей:
- Представление рассказов на тему: «Путешествие капельки» (с использованием опорных рисунков)
- Проведение практических опытов
- Отгадывание загадок
- Подбор материала для газеты (домашнее задание)
- Самоанализ детьми работы на занятии с помощью карточек «Экологический светофор»
- Анкетирование (выявление знаний детей о пользе воды)
- Исследовательская работа.
Формы работы родителей:
- Оформление плакатов на тему: «Где в природе есть вода»
- Проведение исследовательской работы с водой вместе с детьми в домашних условиях
После ознакомления детей, родителей, воспитателей с темой проекта «Вода – источник жизни на земле» было проведено анкетирование детей. На вопрос «Для чего нужна вода?», ответы детей были разделены на три группы:
- Потребительская (дети отвечали: пить, стирать, мыть руки, варить суп …)
- Смешанная – наряду со значением для человека, указывалось значение воды для объектов природы (ответы детей: чтобы люди пили; чтобы животные пили; рыбки плавали…)
- Природоцентрическая – указывает только значение воды для объектов природы (ответы детей: чтобы поливать цветы, чтобы птички пили)
Исследовательский этап
На основе анкетирования были сделаны выводы, что преобладала потребительская группа, и это было понятно. Знаний у детей было мало, а повседневный опыт детей и личный интерес отражались в ответах: пьет чай, моет руки, поит животных, поливает растения. И поэтому мы решили начать с того, чтобы выяснить «Где и кому в детском саду нужна вода?» Посоветовавшись с детьми, начали поиск – путешествие по группе. Перед нами стояла задача: выяснить, где живут капельки и какую они приносят пользу. Дети ходили по группе и останавливались в определенных зонах: уголок природы, возле аквариума, около мойки в подсобном помещении, в игровом уголке, в туалетной комнате, в умывальной комнате, у стола, на котором стоит графин с водой. Дети рассказывали о значении воды и приклеивали бумажные капельки. Затем отправились в путешествие – поиск по всему детскому саду и выяснили, где еще нужна вода: на кухне, в прачечной, для обитателей живого уголка …
Дети слушали взрослых, сами делали выводы: о том, что вода необходима для жизни в детском саду. Также они привели пример: что когда случилась авария с водопроводом, детский сад не работал.
В группе оформили уголок художественной деятельности: где совершили путешествие по картинам художников, изобразивших воду в разных состояниях. Сочинили и написали сказки на тему «Путешествие капельки», а к ним нарисовали рисунки.
Значительное место было отведено творческим процессам: восприятию произведений искусства, изобразительной деятельности, словесно - литературному творчеству (рисованию иллюстраций к рассказам, запись рассказов о воде с их последующим оформлением в альбом). Работу над проектом осуществляли вместе с семьёй. Были организованы индивидуальные консультации по теме: «Какая вода нам нужна». Были проведены беседы с родителями по темам: «Вода в жизни человек», «Вода нужна всем».
Привлекали родителей к изготовлению материалов для опытов, консультировала по организации опытов в домашних условиях. Рекомендовала просмотр вместе с детьми телепередач на природоведческую тему.
Совместная работа с родителями помогла закрепить знания детей о воде.
В результате кропотливой работы по формированию жизненной позиции, оказалось, что дети изменили свое отношение к воде, научились сравнивать, обобщать, выражать свои чувства, рассказывать об узнанном другим детям. Когда проходила конференция «Шаг за шагом» в детском саду детям других групп были показаны досуг и развлечение.
Опыты.
Чтобы пробудить в ребенке любознательность, желание узнать больше, были проведены элементарные опыты. В результате беседы с детьми, появилась идея о создании газеты, вместе выбрали название «Капелька». Детям было дано домашнее задание, чтобы они вместе с родителями подобрали материал для газеты. Родителей заинтересовала идея о создании газеты, они выполнили домашнее задание, а некоторые принесли небольшие сочинения «Об использовании воды в домашних условиях». Для разнообразия работы использовались физминутки. Например:
«Дождик»
Дождик капнул на ладошку,
(поочередное поднимание рук вверх)
На цветы (круговое движение правой и левой рукой)
Льется, льется – ой-ей-ей! (покачивание головой)
Побежали мы домой (бег на месте).
Проводились игры с водой. Например: «Спиралька».
Действия: Из тонкой проволоки свернуть небольшую спираль, слегка смазать ее маслом и опустить в воду. Пипеткой или соломинкой капнуть мыльный раствор – спиралька начнет вращаться.
В ходе цикла занятий использовались карточки «Экологический светофор». На правильный ответ ребенок показывал зеленый кружок, неверный ответ – красный кружок; слушали произведения музыкальной фонетики «Коллекция звуков».
Заключительный этап
Исследовательский проект «Вода – источник жизни на Земле» проходит интересно, что обусловлено полученными знаниями детей. Дети стали экономичнее, бережнее расходовать воду не только в детском саду, но и дома. Например: В.Лукьяненко: «Когда я чищу зубы, то закрываю кран, а для полоскания воду пью из стаканчика. А еще я сделал замечание папе, что машину нельзя мыть возле озера».
Дети узнали много нового о свойствах воды в ходе экспериментальной деятельности.
Итог работы с дошкольниками:
- сформирована система знаний на основе форм и методов работы
- приобретены элементарные умения
- оценивание состояния воды, доступной их возрастному пониманию
- Оценивание своих поступков и поступков других людей по отношению к воде
- Дети соблюдают правила поведения возле водоемов, а также дети готовы сами участвовать в охране и защите водных ресурсов, в опытническо-исследовательской работе.
Главным показателем экологической воспитанности дошкольников будет их практическая деятельность и поведение в природе, приобретение природоохранительных умений и навыков.
Использованная литература:
- С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры»
- Н.А.Рыжова «Вода - волшебница»
- Журнал «Дошкольное воспитание» №7,11 – 2003, №7 – 2005, №8 – 2006
- Журнал «Ребенок в детском саду» №3,6 – 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Вода-источник жизни на Земле"
Всем известна особая любовь детей к играм с водой. В повседневной работе с детьми я часто сталкиваюсь с постоянными вопросами детей о воде:Почему вода мокрая?Почему мокрые вещи, если их положить на со...
Проект "Вода как источник жизни на земле"
Исследовательский проект «Вода- источник жизни на земле»«Никогда не лейте зря воды потому,что из – за её отсутствия в пустынепогибает человек».М. Цветаева Вид ...
проект "Вода-источник жизни на земле"
Проектная деятельность в старшей группе тема: "Подводный мир"...
Исследовательский проект "Вода - источник жизни на Земле"
Вода входит в состав всех живых организмов. От загрязненной воды страдают животные и растения, она вредна и для жизни человека. Поэтому чистую воду надо беречь! Данная тема является особо актуальной в...
Познавательно – исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Вода – источник жизни на земле»
Не всегда дети задумываются о том, что вода это самое важное вещество на Земле. Все знают, что вода - основа жизни. Науке ещё не известно такое живое вещество, которое могло бы обходиться без во...
Презентация среднесрочный проект по экспериментально - исследовательской работе в старшей группе ДОУ (экологическое воспитание) "Вода - источник жизни на Земле"
Презентация среднесрочный проект по экспериментально - исследовательской работе в старшей группе ДОУ (экологическое воспитание) "Вода - источник жизни на Земле" Часть 1. "Свойства воды...
Исследовательский проект "Вода-источник жизни на Земле!"
Исследовательский проект "Вода-источник жизни на Земле!" с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать в качестве образца педагогам детского сада...