Конспект открытого НОД в старшей группе по теме: «Приобщение к устному народному творчеству русских сибиряков»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Организация непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе
по теме : «Приобщение к устному народному творчеству русских сибиряков»
Автор конспекта НОД: Некрасова Светлана Михайловна
Цель: расширение представлений знаний детей о Томске, как о своей малой Родине и любимом городе, об историческом прошлом русского народа через знакомство с устным народным творчеством.
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие: Закрепить и уточнить знания детей о своем городе. Дать понятие «малая Родина». Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за свою страну. Продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного города, через устное народное творчество. Познакомить с обрядовым фольклором.
Задачи ОО в интеграции:
Речевое развитие: развивать связную речь; развивать зрительную и слуховую память; обогащать словарный запас детей.
Физическое развитие: приобретение опыта в двигательной деятельности детей; развитие координации и гибкости.
Социально-коммуникативное развитие: Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться со сверстниками. Способствовать проявлению форм дружеского общения.
Художественно-эстетическое развитие: Расширять представления детей о многообразии окружающего мира через загадки, пословицы, народные игры.
Предпосылки УД: умение контролировать собственные действия; умение сосредоточиться на поставленной педагогом задаче; проявление активности и инициативности; позитивное отношение к работе.
Оборудование для педагога: иллюстрации одежды сибиряков , макет русской избы, доска, мольберт, магниты, карта России, карта Томской области.
Оборудование для детей: палочки, платок, мнемотаблица к пословице, миски с соком овощей, кусочки белой ткани, фартуки, палочки, подносы.
Содержание НОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры |
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) Воспитатель и дети заходят в группу. Воспитатель: Предлагаю встать в круг и поприветствовать друг друга! Кинезиологическое упражнение «Здравствуй , друг!» Встанем мы в кружочек дружно,( встали в круг) Поздороваться нам нужно. Говорю тебе, «Привет!» (помахали друг другу) Улыбнись скорей в ответ,(улыбнулись) Здравствуй, правая рука, (поднимаем руку) Здравствуй, левая рука(поднимаем руку) Здравствуй, друг, здравствуй, друг, (похлопали по плечу соседей) Здравствуй весь наш дружный круг! (обнялись)
Воспитатель: Здравствуйте , гости дорогие , гости званные и желанные! Проходите поскорее, занимайте все места. Сядем рядком, да поговорим ладком!
|
ФР/двигательная СКР, РР / коммуникативная
|
Кинезиологическое упражнение
Беседа |
Слово Движение
Аудирование |
Создание эмоционального настроя
Создание мотивации к занятию. Развитие любознательности
|
Проявляет любознательность, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми
Проявляет любознательность, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми
|
Содержание НОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап) Воспитатель: Наша беседа сегодня посвящается дорогой для каждого человека теме – речь пойдет о нашей Родине. - Ребята, вспомните, в какой стране мы живем? Ребёнок: В России. - Как раньше называлась наша страна ? Ребёнок: Русь. Воспитатель: - Какие символы нашей страны вы знаете? Ребёнок: Герб, гимн, флаг. Воспитатель: -Молодцы! Итак: мы живем в России. Воспитатель предлагает рассмотреть карту России на доске. Воспитатель: Посмотрите на карту: она занимает самую большую территорию всей земли. Протянулась с Запада на Восток на многие тысячи километров. Россия – это наша страна, наша Родина! Воспитатель: Но я хочу поговорить с вами сегодня о нашей малой Родине. Посмотрите на мольберт , на нем карта Томской области. Здесь обозначен наш город . Я выделю его магнитиком. - Как называется наш город? Ребёнок: Томск. - Почему наш город имеет такое название? Ребёнок: От названия реки Томь. - Какие сибирские реки вы знаете? Ребёнок: Томь, Ушайка. Воспитатель : Я сейчас расскажу вам легенду о сибирской реке Томи. «Это было в давние времена. На одном берегу великой сибирской реки правил князь Тоян, а на другом – князь Басандай. У Тояна был сын – храбрый и ловкий Ушай, а у Басандая – прекрасная дочь Тома. Однажды, гуляя в лесу, встретила Тома охотившегося на лося Ушая. Молодые люди полюбили друг друга и стали тайно встречаться, но не суждено им было быть вместе. Застал их жестокий Басандай и прогнал Ушая вон. Тома с горя бросилась в реку – и позже стали люди звать эту реку Томью. Узнал об этом Ушай и тоже бросился с утеса в реку, которую люди прозвали Ушайкой. На берегу этих рек спустя годы построен был Томск». Вот такая красивая легенда о нашей сибирской реке, о нашей малой Родине. - Как звали юношу и девушку ? - Где встретились Тома и Ушай? - Что произошло с Томой? - Как люди назвали реку? - Вы поняли, почему наш город называется Томск? -Молодцы, внимательно слушали легенду, все запомнили! Воспитатель: Предлагаю вам сыграть в игру «Родина» встаньте около стульчиков. Я узнал, что у меня ( показывают на себя) Речка, небо голубое ( движения пловца, показываем на небо) Воспитатель: - Ребята, а как мы, жители Томска, можем себя назвать? Ребёнок: Томичи. Воспитатель: -Молодцы! А еще ребята, наш край называют Сибирью. - Как нас еще можно назвать? Ребёнок: Мы себя можем назвать сибиряками. Воспитатель: Считается, что сибиряк – это человек, который может выжить в самых суровых условиях. Сибиряков считают смелыми, сильными, выносливыми людьми, которые ничего не боятся. Ни зверя лесного, ни холода лютого! А еще сибиряки очень творческие люди. Сибиряки сочиняли очень много сказок для детей, потешек, загадок, придумывали легенды, пословицы и поговорки, разные приметы. Раньше не все люди умели писать. И поэтому все сказки передавались из уст в уста (рассказывались) .Это называется – устное народное творчество. Наши предки, люди которые жили до нас, старались поселиться около рек, около леса. Русский народ придумал пословицу о лесе. (Воспитатель показывает мнемотаблицу.) Воспитатель: - Посмотрите на мнемотаблицу и вспомните пословицу. Ребенок: «Возле леса жить – голоду не видать!» Воспитатель: - Что же это означает? Ребенок: Лес может прокормить человека ягодой, грибами, орехами, мясом. Лес может защитить от врагов. Может обеспечить человека жильем и теплом. Воспитатель: Отгадайте загадку: Стоит жилище Деревянные бочища, Внутри печь да дрова, Ребёнок: Это …(русская изба) Воспитатель: - Из чего люди делали себе дома? Ребенок: Из деревьев. - Как называется дом на Руси? Ребенок: Дом называется – изба. Воспитатель: Дерево хорошо сохраняет тепло зимой, а летом создает прохладу в избе. Избы строили «рубили» без гвоздей , только топором. Бригада плотников могла сделать избу за один день! Ну а после тяжелой работы можно было и отдохнуть! Воспитатель: - Как отдыхали сибиряки? Ребенок: Пели песни, водили хороводы и др. Воспитатель: Народ придумал еще пословицу «Делу время, потехе час» . - Как вы понимаете эту пословицу? Ребенок: Есть время для работы и отдыха. Воспитатель: Я предлагаю вам немного отдохнуть и сыграть в игру «Сиди, сиди, Яша!» (Выбирается ведущий жеребьевкой : кто вытянет короткую палочку – тот ведущий) («Яша» стоит в центре, завязывают глаза, дети вокруг него водят хоровод) Сиди, сиди, Яша, Ты забава наша, Погрызи орехи Для своей потехи. Яша, руки протяни, Имя правильно скажи.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам вернуться на свои места. (Воспитатель показывает макет русской избы.) Воспитатель: Предлагаю вам рассмотреть макет русской избы. Но сначала, отгадайте загадку, о каком предмете быта в ней идет речь?
Попало наше тесто в горячее место, Попало – не пропало, румяной булкой стало! Ребёнок: Это печь. Воспитатель: - А почему вы решили, что это печь? Ребёнок : В печи выпекают булки, там огонь горит. Воспитатель: - Молодцы! Главное место в избе занимала печь. С печью связана вся жизнь людей , печь обогревала, лечила, кормила. И про печь русский народ сочинил пословицы: Что есть в печи, все на стол мечи. Воспитатель: -Как понимаете эту пословицу? Ребёнок : Все что хозяйка приготовила выставляет на стол. Воспитатель: Хочешь есть калачи — не сиди на печи. -Как понимаете эту пословицу? Ребёнок : Если хочешь покушать нужно потрудиться. Воспитатель: В избе вся мебель была сделана из дерева, посуда, сундуки. - Для чего нужен сундук? Ребёнок : Чтобы хранить одежду. Воспитатель: -Посмотрите, и расскажите какая одежда была раньше. (Рассматриваем иллюстрации одежды) Воспитатель: - Как называлась мужская одежда? Ребёнок : Рубаха , порты, кушак. Воспитатель: - А женская одежда? Ребёнок : Длинные рубахи, сарафаны. Воспитатель: - Чем женщины украшали головы? Ребёнок : Кокошником. Воспитатель: - Как называлась обувь из коры? Ребёнок : Лапти. Воспитатель: Молодцы! В старину мужчины носили короткие рубахи и штаны - порты ,подпоясывались кушаком. А женщины носили длинные рубахи , сарафаны и кокошники. А обувь называлась – лапти. Рубахи шили из ткани. А чтобы ткань стала яркой, красивой, её красили. - Вы знаете, чем красили ткань? Ребёнок : Нет. Воспитатель: В те времена красок не было. И ткани красили соком ягод черники и голубики, зверобоем, васильком, соком моркови и свеклы. Не верите? Сейчас вы сами в этом убедитесь. Предлагаю вам покрасить ткань , как в старину. Наденьте перед работой фартуки. Подойдите поближе к столам. На каждом столе стоят по две мисочки с отваром моркови и свеклы. Возьмите кусочки ткани и опустите их в отвар. Помешайте водичку. Теперь достаем ткань, расправляем и оставляем подсушить на тарелочке. Не забудьте вытереть руки и снять фартуки. У всех получилось? Воспитатель: - Что произошло с тканью? Ребёнок : Ткань покрасилась. Воспитатель: - В какие цвета окрасились ваши кусочки ткани? Ребёнок : В розовый и желтый. Воспитатель: - Почему получились такие цвета? Ребёнок : Морковь – желтого цвета, свекла – красного. Воспитатель: - Как вы думаете, что можно было сшить из таких тканей? Ребёнок : Рубахи, сарафаны. Воспитатель: - А для чего красили ткани? Ребёнок : Чтобы придать цвет, яркости, для красоты. Воспитатель: Парни – сибиряки и девушки-сибирячки надевали свои красивые одежды и водили хороводы, пели песни, веселились. Предлагаю вам тоже поводить хоровод «Веснянка» Солнышко, солнышко, ( Дети идут по кругу, взявшись за руки. ) Золотое донышко. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей, ( Бегут по кругу) Прилетело сто грачей, («Летят» по кругу) А сугробы тают, тают, (Медленно приседают) А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх.) |
РР,СКР / коммуникативная
СКР / коммуникативная
ПР, РР
РР /речевое
СКР / коммуникативная ФР/двигательная/
ПР, РР
ПР, РР
СКР / коммуникативная
ПР, РР
ФР, РР, СКР
ПР, РР
СКР, ПР
ХЭР
ХЭР, ПР,СКР
СКР,ФР,РР,ХЭР |
Беседа
Рассматривание, рассказывание
Рассказывание
Вопросы
Кинезиологическое упражнение
Беседа
Рассказывание
Мнемотаблица
Загадка
Беседа
Подвижная игра
Макет избы Загадка
Пословицы
Иллюстрации одежды сибиряков
Экспериментирование
Игра-хоровод
|
Слух Слово
Слух Слово
Слух
Слово
Слово Движение
Слово Слух
Слух
Слово
Слух Слово
Слух Слово
Слово Движение
Слух Слово
Слух Слово
Слух Слово
Слух Действие Слово
Слово Движение |
Вовлечь в слушание, стимулирование интереса детей.
Вовлечь в слушание, стимулирование интереса детей.
Вовлечь в слушание, стимулирование интереса детей.
Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, развитие крупной и мелкой моторики, координации движений
Развитие любознательности
Вовлечь в слушание, стимулирование интереса детей. Развитие познавательной активности
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
Развитие познавательной активности
Развитие любознательности
Развитие двигательной активности
Развитие познавательной активности
Развитие познавательной активности
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
Приобретение опыта в экспериментальном виде деятельности
Приобретение опыта в двигательном виде деятельности
|
Проявляет умение слышать других. Проявляет любознательность.
Проявляет умение слышать других. Проявляет любознательность.
Проявляет умение слышать других. Проявляет любознательность.
Достаточно хорошо владеет устной речью Может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания
Владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими
Достаточно хорошо владеет устной речью
Проявляет умение слышать других.
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
Достаточно хорошо владеет устной речью
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
Владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
Проявляет умение слышать других.
Достаточно хорошо владеет устной речью Может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других
Может контролировать свои движения и управлять ими .Владеет основными движениями.
|
Содержание НОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры |
Заключительная часть (рефлексивный этап) Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорили о нашей малой Родине. - Так что же такое Родина? Ребёнок Это место где мы живем, это наши мамы и папы, это мы, это место где стоит наш детсад. Воспитатель: - Ребята, что нового узнали из сегодняшней беседы? - Что было самым интересным? - Какое открытие вы сделали во время эксперимента? -Что бы хотели повторить?
| СКР,РР/ коммуникативная
| Беседа | Слово | Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе
| Может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей Проявляет умение слышать других.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе
по теме : «Приобщение к устному народному творчеству русских сибиряков»
Автор конспекта НОД: Некрасова Светлана Михайловна
Цель: расширение представлений знаний детей о Томске, как о своей малой Родине и любимом городе, об историческом прошлом русского народа через знакомство с устным народным творчеством.
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие: Закрепить и уточнить знания детей о своем городе. Дать понятие «малая Родина». Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за свою страну. Продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного города, через устное народное творчество. Познакомить с обрядовым фольклором.
Задачи ОО в интеграции:
Речевое развитие: развивать связную речь; развивать зрительную и слуховую память; обогащать словарный запас детей.
Физическое развитие: приобретение опыта в двигательной деятельности детей; развитие координации и гибкости.
Социально-коммуникативное развитие: Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться со сверстниками. Способствовать проявлению форм дружеского общения.
Художественно-эстетическое развитие: Расширять представления детей о многообразии окружающего мира через загадки, пословицы, народные игры.
Предпосылки УД: умение контролировать собственные действия; умение сосредоточиться на поставленной педагогом задаче; проявление активности и инициативности; позитивное отношение к работе.
Оборудование для педагога: иллюстрации одежды сибиряков , макет русской избы, доска, мольберт, магниты, карта России, карта Томской области.
Оборудование для детей: палочки, платок, мнемотаблица к пословице, миски с соком овощей, кусочки белой ткани, фартуки, палочки, подносы.
Содержание НОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры |
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) Воспитатель и дети заходят в группу. Воспитатель: Предлагаю встать в круг и поприветствовать друг друга! Кинезиологическое упражнение «Здравствуй , друг!» Встанем мы в кружочек дружно,( встали в круг) Поздороваться нам нужно. Говорю тебе, «Привет!» (помахали друг другу) Улыбнись скорей в ответ,(улыбнулись) Здравствуй, правая рука, (поднимаем руку) Здравствуй, левая рука(поднимаем руку) Здравствуй, друг, здравствуй, друг, (похлопали по плечу соседей) Здравствуй весь наш дружный круг! (обнялись) Воспитатель: Здравствуйте , гости дорогие , гости званные и желанные! Проходите поскорее, занимайте все места. Сядем рядком, да поговорим ладком! | ФР/двигательная СКР, РР / коммуникативная | Кинезиологическое упражнение Беседа | Слово Движение Аудирование | Создание эмоционального настроя Создание мотивации к занятию. Развитие любознательности | Проявляет любознательность, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми Проявляет любознательность, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми |
Содержание НОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап) Воспитатель: Наша беседа сегодня посвящается дорогой для каждого человека теме – речь пойдет о нашей Родине. - Ребята, вспомните, в какой стране мы живем? Ребёнок: В России. - Как раньше называлась наша страна ? Ребёнок: Русь. Воспитатель: - Какие символы нашей страны вы знаете? Ребёнок: Герб, гимн, флаг. Воспитатель: -Молодцы! Итак: мы живем в России. Воспитатель предлагает рассмотреть карту России на доске. Воспитатель: Посмотрите на карту: она занимает самую большую территорию всей земли. Протянулась с Запада на Восток на многие тысячи километров. Россия – это наша страна, наша Родина! Воспитатель: Но я хочу поговорить с вами сегодня о нашей малой Родине. Посмотрите на мольберт , на нем карта Томской области. Здесь обозначен наш город . Я выделю его магнитиком. - Как называется наш город? Ребёнок: Томск. - Почему наш город имеет такое название? Ребёнок: От названия реки Томь. - Какие сибирские реки вы знаете? Ребёнок: Томь, Ушайка. Воспитатель : Я сейчас расскажу вам легенду о сибирской реке Томи. «Это было в давние времена. На одном берегу великой сибирской реки правил князь Тоян, а на другом – князь Басандай. У Тояна был сын – храбрый и ловкий Ушай, а у Басандая – прекрасная дочь Тома. Однажды, гуляя в лесу, встретила Тома охотившегося на лося Ушая. Молодые люди полюбили друг друга и стали тайно встречаться, но не суждено им было быть вместе. Застал их жестокий Басандай и прогнал Ушая вон. Тома с горя бросилась в реку – и позже стали люди звать эту реку Томью. Узнал об этом Ушай и тоже бросился с утеса в реку, которую люди прозвали Ушайкой. На берегу этих рек спустя годы построен был Томск». Вот такая красивая легенда о нашей сибирской реке, о нашей малой Родине. - Как звали юношу и девушку ? - Где встретились Тома и Ушай? - Что произошло с Томой? - Как люди назвали реку? - Вы поняли, почему наш город называется Томск? -Молодцы, внимательно слушали легенду, все запомнили! Воспитатель: Предлагаю вам сыграть в игру «Родина» встаньте около стульчиков. Я узнал, что у меня ( показывают на себя) Речка, небо голубое ( движения пловца, показываем на небо) Воспитатель: - Ребята, а как мы, жители Томска, можем себя назвать? Ребёнок: Томичи. Воспитатель: -Молодцы! А еще ребята, наш край называют Сибирью. - Как нас еще можно назвать? Ребёнок: Мы себя можем назвать сибиряками. Воспитатель: Считается, что сибиряк – это человек, который может выжить в самых суровых условиях. Сибиряков считают смелыми, сильными, выносливыми людьми, которые ничего не боятся. Ни зверя лесного, ни холода лютого! А еще сибиряки очень творческие люди. Сибиряки сочиняли очень много сказок для детей, потешек, загадок, придумывали легенды, пословицы и поговорки, разные приметы. Раньше не все люди умели писать. И поэтому все сказки передавались из уст в уста (рассказывались) .Это называется – устное народное творчество. Наши предки, люди которые жили до нас, старались поселиться около рек, около леса. Русский народ придумал пословицу о лесе. (Воспитатель показывает мнемотаблицу.) Воспитатель: - Посмотрите на мнемотаблицу и вспомните пословицу. Ребенок: «Возле леса жить – голоду не видать!» Воспитатель: - Что же это означает? Ребенок: Лес может прокормить человека ягодой, грибами, орехами, мясом. Лес может защитить от врагов. Может обеспечить человека жильем и теплом. Воспитатель: Отгадайте загадку: Стоит жилище Деревянные бочища, Внутри печь да дрова, Ребёнок: Это …(русская изба) Воспитатель: - Из чего люди делали себе дома? Ребенок: Из деревьев. - Как называется дом на Руси? Ребенок: Дом называется – изба. Воспитатель: Дерево хорошо сохраняет тепло зимой, а летом создает прохладу в избе. Избы строили «рубили» без гвоздей , только топором. Бригада плотников могла сделать избу за один день! Ну а после тяжелой работы можно было и отдохнуть! Воспитатель: - Как отдыхали сибиряки? Ребенок: Пели песни, водили хороводы и др. Воспитатель: Народ придумал еще пословицу «Делу время, потехе час» . - Как вы понимаете эту пословицу? Ребенок: Есть время для работы и отдыха. Воспитатель: Я предлагаю вам немного отдохнуть и сыграть в игру «Сиди, сиди, Яша!» (Выбирается ведущий жеребьевкой : кто вытянет короткую палочку – тот ведущий) («Яша» стоит в центре, завязывают глаза, дети вокруг него водят хоровод) Сиди, сиди, Яша, Ты забава наша, Погрызи орехи Для своей потехи. Яша, руки протяни, Имя правильно скажи. Воспитатель: Ребята, предлагаю вам вернуться на свои места. (Воспитатель показывает макет русской избы.) Воспитатель: Предлагаю вам рассмотреть макет русской избы. Но сначала, отгадайте загадку, о каком предмете быта в ней идет речь? Попало наше тесто в горячее место, Попало – не пропало, румяной булкой стало! Ребёнок: Это печь. Воспитатель: - А почему вы решили, что это печь? Ребёнок : В печи выпекают булки, там огонь горит. Воспитатель: - Молодцы! Главное место в избе занимала печь. С печью связана вся жизнь людей , печь обогревала, лечила, кормила. И про печь русский народ сочинил пословицы: Что есть в печи, все на стол мечи. Воспитатель: -Как понимаете эту пословицу? Ребёнок : Все что хозяйка приготовила выставляет на стол. Воспитатель: Хочешь есть калачи — не сиди на печи. -Как понимаете эту пословицу? Ребёнок : Если хочешь покушать нужно потрудиться. Воспитатель: В избе вся мебель была сделана из дерева, посуда, сундуки. - Для чего нужен сундук? Ребёнок : Чтобы хранить одежду. Воспитатель: -Посмотрите, и расскажите какая одежда была раньше. (Рассматриваем иллюстрации одежды) Воспитатель: - Как называлась мужская одежда? Ребёнок : Рубаха , порты, кушак. Воспитатель: - А женская одежда? Ребёнок : Длинные рубахи, сарафаны. Воспитатель: - Чем женщины украшали головы? Ребёнок : Кокошником. Воспитатель: - Как называлась обувь из коры? Ребёнок : Лапти. Воспитатель: Молодцы! В старину мужчины носили короткие рубахи и штаны - порты ,подпоясывались кушаком. А женщины носили длинные рубахи , сарафаны и кокошники. А обувь называлась – лапти. Рубахи шили из ткани. А чтобы ткань стала яркой, красивой, её красили. - Вы знаете, чем красили ткань? Ребёнок : Нет. Воспитатель: В те времена красок не было. И ткани красили соком ягод черники и голубики, зверобоем, васильком, соком моркови и свеклы. Не верите? Сейчас вы сами в этом убедитесь. Предлагаю вам покрасить ткань , как в старину. Наденьте перед работой фартуки. Подойдите поближе к столам. На каждом столе стоят по две мисочки с отваром моркови и свеклы. Возьмите кусочки ткани и опустите их в отвар. Помешайте водичку. Теперь достаем ткань, расправляем и оставляем подсушить на тарелочке. Не забудьте вытереть руки и снять фартуки. У всех получилось? Воспитатель: - Что произошло с тканью? Ребёнок : Ткань покрасилась. Воспитатель: - В какие цвета окрасились ваши кусочки ткани? Ребёнок : В розовый и желтый. Воспитатель: - Почему получились такие цвета? Ребёнок : Морковь – желтого цвета, свекла – красного. Воспитатель: - Как вы думаете, что можно было сшить из таких тканей? Ребёнок : Рубахи, сарафаны. Воспитатель: - А для чего красили ткани? Ребёнок : Чтобы придать цвет, яркости, для красоты. Воспитатель: Парни – сибиряки и девушки-сибирячки надевали свои красивые одежды и водили хороводы, пели песни, веселились. Предлагаю вам тоже поводить хоровод «Веснянка» Солнышко, солнышко, ( Дети идут по кругу, взявшись за руки. ) Золотое донышко. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей, ( Бегут по кругу) Прилетело сто грачей, («Летят» по кругу) А сугробы тают, тают, (Медленно приседают) А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх.) | РР,СКР / коммуникативная СКР / коммуникативная ПР, РР РР /речевое СКР / коммуникативная ФР/двигательная/ ПР, РР ПР, РР СКР / коммуникативная ПР, РР ФР, РР, СКР ПР, РР СКР, ПР ХЭР ХЭР, ПР,СКР СКР,ФР,РР,ХЭР | Беседа Рассматривание, рассказывание Рассказывание Вопросы Кинезиологическое упражнение Беседа Рассказывание Мнемотаблица Загадка Беседа Подвижная игра Макет избы Загадка Пословицы Иллюстрации одежды сибиряков Экспериментирование Игра-хоровод | Слух Слово Слух Слово Слух Слово Слово Движение Слово Слух Слух Слово Слух Слово Слух Слово Слово Движение Слух Слово Слух Слово Слух Слово Слух Действие Слово Слово Движение | Вовлечь в слушание, стимулирование интереса детей. Вовлечь в слушание, стимулирование интереса детей. Вовлечь в слушание, стимулирование интереса детей. Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, развитие крупной и мелкой моторики, координации движений Развитие любознательности Вовлечь в слушание, стимулирование интереса детей. Развитие познавательной активности Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками Развитие познавательной активности Развитие любознательности Развитие двигательной активности Развитие познавательной активности Развитие познавательной активности Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками Приобретение опыта в экспериментальном виде деятельности Приобретение опыта в двигательном виде деятельности | Проявляет умение слышать других. Проявляет любознательность. Проявляет умение слышать других. Проявляет любознательность. Проявляет умение слышать других. Проявляет любознательность. Достаточно хорошо владеет устной речью Может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания Владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими Достаточно хорошо владеет устной речью Проявляет умение слышать других. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками Достаточно хорошо владеет устной речью Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками Владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками Проявляет умение слышать других. Достаточно хорошо владеет устной речью Может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других Может контролировать свои движения и управлять ими .Владеет основными движениями. |
Содержание НОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры |
Заключительная часть (рефлексивный этап) Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорили о нашей малой Родине. - Так что же такое Родина? Ребёнок Это место где мы живем, это наши мамы и папы, это мы, это место где стоит наш детсад. Воспитатель: - Ребята, что нового узнали из сегодняшней беседы? - Что было самым интересным? - Какое открытие вы сделали во время эксперимента? -Что бы хотели повторить? | СКР,РР/ коммуникативная | Беседа | Слово | Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе | Может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей Проявляет умение слышать других. |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 51 г. Томска
Конспект открытого НОД
в старшей группе по теме:
«Приобщение к устному народному творчеству русских сибиряков»
Воспитатель:
Некрасова С.М.
Томск 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по непосредственно образовательной деятельноси в старшей группе на тему "Приобщение детей к истокам русской народной культуре" (из истории о мужской и женской одежде0
Знакомство детей с русскими народными костюмами , их историей, традициями, приобщение детей к духовной культуре на основе использования фольклора (загадки, пословицы, поговорки), воспитание...

Конспект НОД в младшей группе «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества (закличка, песенка-потешка, загадка, чистоговорка)»
Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми младшей группы по ознакомлению с художественной литературой Тема: «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчест...

Открытое занятие на тему «Развитие звуковой культуры речи через устное народное творчество для детей 2-3 лет»
Цель: формировать правильное произношение звуков. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, дикции, фонематического слуха, речевого дыхания через загадки, песенки, потешки.Задачи:1.Форм...

Сценарий итогового мероприятия с детьми старшей группы по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через фольклор"
Сценарий музыкального спектакля по мотивам русской народной сказки "Репка"смотреть видео - http://nsportal.ru/user/419941/video...

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Устное народное творчество. Русские народные сказки" для детей с ОНР (средних и старших групп).
Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Устное народное творчество. Русские народные сказки" с графомоторными заданиями....

Открытое занятие в старшей группе по познавательному развитию на тему :" Народные промыслы . Русские мастера "
Тема: «Народные промыслы. Русские мастера».Цель: Привить интерес к различным видам русских народных промыслов, расширить кругозор детей.Задачи:1) Расширять знания детей об истории народног...
Конспект занятия по технологии «Бабушкины сказки» в средней группе на тему: «Приобщение к ценностям – дружба на примере русской народной сказки «Кот, лиса и петух»
Конспект занятия по технологии «Бабушкины сказки» в средней группе...