план самообразования
материал на тему

план самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_drapeza_m.b.docx43.27 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

на тему:

«Формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ дошкольного возраста»

воспитателя

Драпеза Марии Борисовны

на 2017 – 2018 учебный год

Цель: формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, закладывание фундамента гигиенической культуры у детей  с ОВЗ дошкольного возраста.

Задачи: 1. развивать культурно-гигиенические навыки;

2. формировать простейшие навыки поведения во время еды, пользоваться столовыми приборами;

3. формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;

4. формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой, не крошить хлеб, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды;

5. развивать навыки самообслуживания, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий (одеваться (раздеваться) в определенной последовательности);

6. формирование у детей интереса к предметам окружающего быта и к действиям взрослого с этими предметами через игру и показ этих действий взрослым;

7. обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами быта;

8. активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков самообслуживания и личной гигиены дома.

9. консультировать родителей по данной теме;

10. совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогики и психологии;

9. работать в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ.

Актуальность.

«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу и т.д.) является важным шагом на пути к социальной адаптации ребенка.

Дети с особенностями развития испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей – все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально-бытовой ориентировки. Несформированность мотивации к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками.

Работа по формированию культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания чрезвычайно важна, в первую очередь, для адаптации  детей с ОВЗ  в семье. Огромная эмоциональная нагрузка, лежащая на близких этих детей, как правило, усугубляется многолетним общим напряжением в этих семьях. Понятно, что близким часто легче осуществлять общий уход за ребенком, чем брать на себя тяжелый труд по выработке у него самостоятельных культурно - гигиенических навыков.

Главное для детей с ОВЗ – это максимальное овладение культурно - гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания, научить ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому педагогам, родителям необходимо выбрать оптимальные условия и формы обучения и воспитания, обеспечивающие оптимальную адаптацию таких детей в социуме, успешной социализации в будущем.

Воспитание у дошкольников с ОВЗ навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
  • продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
  • внедрение проекта «Я сам»
  • использование Интернет - ресурсов;
  • пополнять развивающую среду дидактическими играми и пособиями с учетом интеграции образовательных областей ФГОС ДО.

Ожидаемый результат:

  • повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ, педагогов, родителей;
  • реализация технологического подхода в оказании помощи и поддержки детям с ОВЗ;
  • разработка и проведение открытых просмотров, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
  • доклады, выступления, консультации на муниципальных объединениях, участие в конкурсах с само обобщением опыта;
  • публикация материалов, авторских разработок и авторских методических материалов по теме самообразования;
  • овладение детьми культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детей. Умение ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, и способствовать успешной социализации в будущем.

Ожидаемый результат у детей:

  • формирование у детей таких положительных качеств и привычек, как: бережливость, аккуратность. Самостоятельность, трудолюбие, последовательность;
  • овладение культурно - гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детей;
  • дети пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
  • проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при помощи взрослого;
  • правильно ведут себя за столом, во время еды (не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают);
  • пользуются индивидуальными предметами: полотенцем, носовым платком, салфеткой, расческой;
  • правильно пользуются мылом: аккуратно моют лицо, руки, насухо вытираются после умывания;

Предполагаемый результат для родителей:

  • повышение знаний для успешного развития детей;
  • получение консультаций по вопросам культурно-гигиенических навыков и самообслуживанию;
  • укрепление связей между МАОУ «Надежда» и семьей.

Методы деятельности:

  • личный пример работников детского сада, родителей;
  • обеспечение чистоты среды;
  • культура общения;
  • использование художественной литературы;

План работы по формированию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Месяц

Проводимые мероприятия

сентябрь

  • Диагностика культурно-гигиенических навыков;

Цель: выявить знания и умения детей;

  • Учить детей пользоваться унитазом;
  • Продолжать учить самостоятельно, снимать и одевать (трусики, шорты, колготки) в туалете;
  • Находить своё полотенце и уметь им пользоваться;
  • Есть аккуратно, пользоваться ложкой;
  • Учить детей складывать аккуратно одежду в шкафчик;
  • Практическая деятельность «Учимся умываться».

Цель: формировать умение мыть руки и лицо, пользоваться мылом и полотенцем;

  • Наглядная информация для родителей на тему: «Культурно-гигиенические навыки у детей дошкольного возраста».

октябрь

  • Чтение А.Барто «Девочка чумазая»;
  • Разучивание потешки «Руки надо чисто мыть…»;
  • Приучать детей мыть руки после туалета;
  • Продолжать учить детей пользоваться индивидуальным

полотенцем;

  • Повторить с детьми алгоритм одевания и раздевания;
  • Продолжать учить детей есть аккуратно, всегда ложкой, а не рукой;
  • Учить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
  • Беседа. «Доброе утро, расчёска!» Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней;
  • Рекомендации родителям: «Одежда детей в осенний период».

ноябрь

  • Чтение Кассиль «Приятного аппетита»;
  • Игровая ситуация «Купаться любят все…»

Цель: вызвать у детей интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побуждать к постоянному их соблюдению;

  • Продолжать учить детей мыть руки последовательно следуя алгоритму умывания;
  • Продолжать учить детей насухо вытирать руки полотенцем;
  • Продолжать учить детей во время одевания на прогулку последовательно одеваться и после прогулки убирать свою одежду и обувь на место;
  • Продолжать совершенствовать навыки культуры поведения за столом (есть аккуратно над тарелочкой, не крошить еду на стол, не крутиться во время еды и не разговаривать во время приёма пищи);
  • Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его;
  • Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным»;
  • Экспериментирование «Свойства воды» Цель: формировать у детей представления о

свойствах воды (вода капает, разливается, льется);

  • Блок познавательных занятий «Обувь»;

декабрь

  • Продолжать учить детей вешать полотенце на место;
  • Учить детей правильно мыть лицо и высмаркивать нос во время умывания;
  • Продолжать учить есть ложкой и не залезать в тарелку руками;
  • Продолжать учить детей одеваться и раздеваться последовательно, не разбрасывать свою одежду;
  • Воспитывать умение играть игрушками бережно, не разбрасывать их и убирать на место;
  • Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Просмотр м/ф «Мойдодыр»;
  • Инсценировка сюжета из сказки «Мойдодыр»;
  • Наглядная информация для родителей: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»

январь

  • Игровая ситуация «Мойдодыр детям подарил мыло»;
  • Сюжетно – ролевая игра «Сделаем Кате новую прическу»;
  • Экспериментирование «Вода теплая и холодная»

Цель: формировать у детей представление, что вода бывает теплая и холодная;

  • Чтение: потешки «Чистая водичка»;
  • Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»;
  • Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»
  • Игровая ситуация «Кукла Катя умывается» Цель: формировать у детей навыки самообслуживания культурно-гигиенические навыки, понимать назначение выполняемых действий, поощрять стремление выполнять их правильно;
  • Блок познавательных занятий «Одежда».

февраль

  • Сюжетно – ролевая игра «Накормим куклу Катю обедом»;
  • Продолжать учить последовательно, по алгоритму мыть руки и пользоваться краном и водой;
  • Прививать у детей привычку мыть руки после туалета;
  • Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть аккуратно;
  • Прививать привычку самостоятельно пользоваться салфеткой;
  • Учить пользоваться расчёской;
  • Продолжать учить бережно, обращаться с игрушками, убирать их на место;
  • Продолжать учить последовательно, одеваться и раздеваться во время тихого часа, аккуратно вешать одежду на стульчик;
  • Сюжетно-ролевая игра «Семья»: – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости».
  • Чтение: потешки «Водичка, водичка», Е. Благинина «Аленушка».
  • Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» Рассматривание иллюстраций к сказке. Просмотр м / ф «Федорино горе».
  • Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе»;
  • Наглядная информация для родителей на тему: «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».

март

  • Разучивание потешки «Зеркало любит чистые лица»,
  • Продолжать прививать привычку мыть руки с мылом;
  • Совершенствовать привычку пользоваться индивидуальным полотенцем и вешать его на место;
  • Формировать умение садиться за стол спокойно;
  • Учить правильно, нести стульчик;
  • Продолжать учить пользоваться индивидуальной расчёской;
  • Учить выворачивать колготки, кофточку и носочки;
  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умению делиться ими;
  • Игровая ситуация: «Вместе с куклой на прогулку» Цель: закрепить выполнение алгоритма одевания одежды; формировать потребность в соблюдении опрятности в саду и на улице.
  • Дидактическая игра: «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты» Цель: продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно, с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.
  • Дидактические игры «Научим куклу одеваться (раздеваться)»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы».
  • Рассматривание сюжетных картинок «Дети на прогулке» (в разные времена года).
  • Чтение: И. Муравейка «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки»
  • Чтение Е .Благинина «Научу одеваться и братца»
  • Блок познавательных занятий «Одежда, обувь. Головные уборы»;
  • Беседа с родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать».

апрель

  • Экспериментирование «Вот какая пена».

Цель: дать детям представление о мыле: оно белое, душистое; можно намыливать, смывать, образует мыльную пену. Предложить детям попускать мыльные пузыри.

  • Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты»

Цель: продолжать знакомство с трудом парикмахера. Предложить детям сделать куклам красивые прически, завязать им бантики.

  • Продолжать уделять особое внимание формированию культурно-гигиенических навыков и навыкам самообслуживания;
  • Учить пережёвывать пищу с закрытым ртом;
  • Продолжать прививать привычку сидеть за столом красиво, есть аккуратно, не торопясь;
  • Прививать привычку убирать за собой игрушки;
  • Обращать внимание на свой внешний вид;
  • Закреплять навыки вежливой культуры за столом;
  • Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • Продолжать учить складывать одежду;
  • Игровая ситуация «К нам пришла замарашка»
  • Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать».
  • Практическое упражнение «Носовой платок» Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться носовым платком, во время обращаться за помощью к взрослым.

май

  • Продолжать уделять особое внимание на формирование культурно-гигиенических навыков, культуре поведения за столом.
  • Игровая ситуация «Варвара - краса, длинная коса»
  • Игровая ситуация «Кукла Катя заболела» Цель: продолжать знакомить с трудом медицинской сестры
  • Игровая ситуация «Купание куклы Маши»
  • Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»
  • Чтение художественной литературы «Муха Цокотуха» К. Чуковского.
  • Игровая ситуация: «Водичка, водичка…». Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.
  • Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
  • Сюжетно - ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях»
  • Упражнение «Самые, аккуратные». Цель: продолжать формировать у детей уже имеющиеся навыки самообслуживания, выявлять с помощью взрослого устранять недостатки в одежде, прическе. Воспитывать опрятность.
  • Чтение К. Чуковского «Мойдодыр»


Отчет о проделанной работе за 2017 -2018 учебный год:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)

2017 – 2018 год

Изучение литературы и имеющегося  опыта по данной проблеме, знакомство с материалами интернет - ресурсов.

Прогностический

Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы

Мероприятия

Прогнозирование результатов

Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы)

Подготовка консультаций и рекомендаций для родителей по данной проблеме.

2017 – 2018







Изготовление дидактических игр и пособий, алгоритмов, атрибутов к сюжетно – ролевым играм с учетом интеграции образовательных областей ФГОС ДО

Через дидактические и сюжетно – ролевые игры обеспечить развитие познавательной активности, расширить представления об окружающей действительности, способствовать оптимальной адаптации детей в социуме и успешной социализации в будущем.

Организация и проведение игровых приемов для максимального овладения культурно гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания, и умение ориентироваться в окружающем мире самостоятельно.

Практический

Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы.

Презентация проекта

Разработка конспектов НОД по формированию у детей с ОВЗ дошкольного возраста культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

2017 -2018

Проект «Я сам» для воспитателей  МАОУ «Надежда»

Обобщающий

Подведение итогов.

Распространение опыта своей работы



Изготовление дидактического пособия «Сенсорная юбка»


Пополнить развивающую среду дидактическими играми и пособиями с учетом интеграции образовательных областей ФГОС ДО

2018






Обобщение опыта работы по теме “Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей  с ОВЗ дошкольного возраста” на МО воспитателей

Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания

Игры, направленные на формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания

 Внедренческий

Использование опыта в процессе дальнейшей работы. Распространение своего опыта в ходе дальнейшей педагогической деятельности. Публикация опыта работы над темой.

 2018


Литература:

1 .Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн. для работников дошк. учреждений/ Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова, Л.Я Каневская, В.И. Теленчи; Сост. В.И. Теленчи.-М.: Просвещение, 1987.-143с.: ил.

2 .Дерюгина М.П., От колыбели до школы и далее: Домаш. Руководство по уходу за здоровым и больным ребенком.-Мн.: Беларусь, 1993.-VIII,678с.: ил.

3. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят:  популярная литература –М., 2000

4.Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях:  методическое пособие –М., 2006

5. Доскин, В. А. Растем здоровыми [:пособие для воспитателей,  родителей и инструкторов физкультуры –М: «Просвещение», 2002 4. Расту культурным -  Москва 2011

6. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет: методическое пособие– М. : ТЦ «Сфера», 2004.

7 .Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры с водой // Дети с проблемами в развитии. – 2004. -       – С. 57 – 58.

8. Айзенберг Б. И., Кузнецова Л. В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития // Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя / сост. Н. П. Вайзман. – М.: Просвещение, 1992

9. Басилова Т. А., Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением. Дефектология, 1996, N 3

10. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб.: ИСПиП, 1998. – 124 с.

11. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. Педагогическая помощь, М.: Академия, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...