план самообразования
материал на тему
Предварительный просмотр:
План самообразования
на тему:
«Формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ дошкольного возраста»
воспитателя
Драпеза Марии Борисовны
на 2017 – 2018 учебный год
Цель: формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, закладывание фундамента гигиенической культуры у детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Задачи: 1. развивать культурно-гигиенические навыки;
2. формировать простейшие навыки поведения во время еды, пользоваться столовыми приборами;
3. формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
4. формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой, не крошить хлеб, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды;
5. развивать навыки самообслуживания, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий (одеваться (раздеваться) в определенной последовательности);
6. формирование у детей интереса к предметам окружающего быта и к действиям взрослого с этими предметами через игру и показ этих действий взрослым;
7. обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами быта;
8. активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков самообслуживания и личной гигиены дома.
9. консультировать родителей по данной теме;
10. совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогики и психологии;
9. работать в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ.
Актуальность.
«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу и т.д.) является важным шагом на пути к социальной адаптации ребенка.
Дети с особенностями развития испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей – все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально-бытовой ориентировки. Несформированность мотивации к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками.
Работа по формированию культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания чрезвычайно важна, в первую очередь, для адаптации детей с ОВЗ в семье. Огромная эмоциональная нагрузка, лежащая на близких этих детей, как правило, усугубляется многолетним общим напряжением в этих семьях. Понятно, что близким часто легче осуществлять общий уход за ребенком, чем брать на себя тяжелый труд по выработке у него самостоятельных культурно - гигиенических навыков.
Главное для детей с ОВЗ – это максимальное овладение культурно - гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания, научить ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому педагогам, родителям необходимо выбрать оптимальные условия и формы обучения и воспитания, обеспечивающие оптимальную адаптацию таких детей в социуме, успешной социализации в будущем.
Воспитание у дошкольников с ОВЗ навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
- продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
- внедрение проекта «Я сам»
- использование Интернет - ресурсов;
- пополнять развивающую среду дидактическими играми и пособиями с учетом интеграции образовательных областей ФГОС ДО.
Ожидаемый результат:
- повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ, педагогов, родителей;
- реализация технологического подхода в оказании помощи и поддержки детям с ОВЗ;
- разработка и проведение открытых просмотров, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
- доклады, выступления, консультации на муниципальных объединениях, участие в конкурсах с само обобщением опыта;
- публикация материалов, авторских разработок и авторских методических материалов по теме самообразования;
- овладение детьми культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детей. Умение ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, и способствовать успешной социализации в будущем.
Ожидаемый результат у детей:
- формирование у детей таких положительных качеств и привычек, как: бережливость, аккуратность. Самостоятельность, трудолюбие, последовательность;
- овладение культурно - гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детей;
- дети пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
- проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при помощи взрослого;
- правильно ведут себя за столом, во время еды (не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают);
- пользуются индивидуальными предметами: полотенцем, носовым платком, салфеткой, расческой;
- правильно пользуются мылом: аккуратно моют лицо, руки, насухо вытираются после умывания;
Предполагаемый результат для родителей:
- повышение знаний для успешного развития детей;
- получение консультаций по вопросам культурно-гигиенических навыков и самообслуживанию;
- укрепление связей между МАОУ «Надежда» и семьей.
Методы деятельности:
- личный пример работников детского сада, родителей;
- обеспечение чистоты среды;
- культура общения;
- использование художественной литературы;
План работы по формированию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания
Месяц | Проводимые мероприятия |
сентябрь |
Цель: выявить знания и умения детей;
Цель: формировать умение мыть руки и лицо, пользоваться мылом и полотенцем;
|
октябрь |
полотенцем;
|
ноябрь |
Цель: вызвать у детей интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побуждать к постоянному их соблюдению;
свойствах воды (вода капает, разливается, льется);
|
декабрь |
|
январь |
Цель: формировать у детей представление, что вода бывает теплая и холодная;
|
февраль |
|
март |
|
апрель |
Цель: дать детям представление о мыле: оно белое, душистое; можно намыливать, смывать, образует мыльную пену. Предложить детям попускать мыльные пузыри.
Цель: продолжать знакомство с трудом парикмахера. Предложить детям сделать куклам красивые прически, завязать им бантики.
|
май |
|
Отчет о проделанной работе за 2017 -2018 учебный год:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов) | 2017 – 2018 год | Изучение литературы и имеющегося опыта по данной проблеме, знакомство с материалами интернет - ресурсов. |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы Мероприятия Прогнозирование результатов Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы) Подготовка консультаций и рекомендаций для родителей по данной проблеме. | 2017 – 2018 | Изготовление дидактических игр и пособий, алгоритмов, атрибутов к сюжетно – ролевым играм с учетом интеграции образовательных областей ФГОС ДО Через дидактические и сюжетно – ролевые игры обеспечить развитие познавательной активности, расширить представления об окружающей действительности, способствовать оптимальной адаптации детей в социуме и успешной социализации в будущем. Организация и проведение игровых приемов для максимального овладения культурно гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания, и умение ориентироваться в окружающем мире самостоятельно. |
Практический | Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. Презентация проекта Разработка конспектов НОД по формированию у детей с ОВЗ дошкольного возраста культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания. | 2017 -2018 | Проект «Я сам» для воспитателей МАОУ «Надежда» |
Обобщающий | Подведение итогов. Распространение опыта своей работы Изготовление дидактического пособия «Сенсорная юбка» Пополнить развивающую среду дидактическими играми и пособиями с учетом интеграции образовательных областей ФГОС ДО | 2018 | Обобщение опыта работы по теме “Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ дошкольного возраста” на МО воспитателей Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания Игры, направленные на формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания |
Внедренческий | Использование опыта в процессе дальнейшей работы. Распространение своего опыта в ходе дальнейшей педагогической деятельности. Публикация опыта работы над темой. | 2018 |
Литература:
1 .Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн. для работников дошк. учреждений/ Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова, Л.Я Каневская, В.И. Теленчи; Сост. В.И. Теленчи.-М.: Просвещение, 1987.-143с.: ил.
2 .Дерюгина М.П., От колыбели до школы и далее: Домаш. Руководство по уходу за здоровым и больным ребенком.-Мн.: Беларусь, 1993.-VIII,678с.: ил.
3. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят: популярная литература –М., 2000
4.Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: методическое пособие –М., 2006
5. Доскин, В. А. Растем здоровыми [:пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры –М: «Просвещение», 2002 4. Расту культурным - Москва 2011
6. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет: методическое пособие– М. : ТЦ «Сфера», 2004.
7 .Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры с водой // Дети с проблемами в развитии. – 2004. - – С. 57 – 58.
8. Айзенберг Б. И., Кузнецова Л. В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития // Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя / сост. Н. П. Вайзман. – М.: Просвещение, 1992
9. Басилова Т. А., Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением. Дефектология, 1996, N 3
10. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб.: ИСПиП, 1998. – 124 с.
11. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. Педагогическая помощь, М.: Академия, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...