Народная игрушка как средство позитивной социализации
материал на тему
пояснительная записка к презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_prezentatsii.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация опыта работы
«Народная игрушка как средство поддержки позитивной социализации дошкольников»
воспитателя МБДОУ детского сада № 54
Воронцовой Светланы Николаевны
Текст | Слайд |
Уважаемые коллеги, представляю вам опыт работы, основанный на традициях народной педагогики, а именно на использовании народных кукол в процессе социализации ребенка. | 1 |
Дошкольное детство по праву рассматривается психологами как этап подготовки ребенка к «эре социальной зрелости». Усвоение ребенком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает, может проходить по-разному. | 2 |
Существует разделение на «позитивную» и «негативную» социализацию. Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием, благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям. | 3 |
Позитивная социализация дошкольника наиболее полно осуществляется в игровой деятельности как «арифметике социальных отношений». | 4 |
А игрушка как воплощение духовности и «жизненный нерв игры» рассматривается как вспомогательное средство игры. | 5 |
В русской народной игрушке народ воплотил духовные ценности, значимые для успешного вхождения ребенка в социум. | 6 |
Среди большого многообразия народных игрушек для детей ближе и понятнее кукла. Через игру с куклой дети усваивают нравственные нормы и правила поведения в быту. Куклы являются прообразом человека, будят в ребёнке чисто человеческие, глубоко социальные эмоции любви, нежности, покровительства и заботы о детях. Все педагоги отмечают положительное влияние игр с куклой на формирование гармоничных отношений со сверстниками и усвоение социальных форм поведения. | 7 |
В последние годы в дошкольных учреждениях интерес к произведениям народной культуры, в том числе и народной игрушке, несомненно, возрос. Но при этом народная игрушка, как правило, используется в обучении детей как образец художественной деятельности, как украшение интерьера и как средство обогащения предметной среды. Думается, что воспитательный потенциал народной игрушки гораздо шире. Моей целью как раз и являлось раскрытие этого потенциала. Если пробудить у детей интерес к народной игрушке, то при специально созданных условиях игрушка вызовет у детей яркий эмоциональный отклик, станет побудителем нравственного поведения и самовыражения ребенка. | 8 |
Использование народной игрушки позволяет осуществить комплексность образовательного процесса, обеспечивая развитие детей во всех образовательных областях. | 9 |
Представляемая система работы построена по принципу тематического планирования в соответствии с календарными народными праздниками и событиями. Можно выделить шесть этапов работы с народной куклой. | 10 |
На первом этапе дети знакомятся с народным календарем. Кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, играя роль посредника в отношениях человека с миром природы, поэтому ребята знают, что каждый новый месяц связан с новой куклой. В первый день месяца из календаря дети узнают, какие народные праздники их ожидают в ближайшее время. При этом интересную и полезную информацию о народных приметах и событиях мы отмечаем символами в перекидном календаре, чтобы в нужный момент воспользоваться ею. | 11 |
На втором этапе в группе появляется кукла. Появление куклы всегда происходит традиционно. Дети с интересом ждут начало месяца, так как знают, что к ним придет новая кукла, которая расскажет о себе интересную историю и принесет много занимательных дел на весь месяц. После рассказа воспитателя о народном историческом назначении, о том, какой смысл несет в себе кукла, у детей, как правило, возникает желание иметь такую куклу у себя. А появившаяся кукла-гостья занимает почетное место в уголке природы на весь месяц. | 12 |
Таким образом, следующим, третьим этапом становится подготовка к изготовлению куклы. Сначала мы с детьми обсуждаем, какие материалы необходимы для ее создания. Дети дома делятся информацией, полученной в саду, и уже вместе с родителями решают, какие материалы они могут принести из дома для изготовления своей куклы. Таким образом, в процесс, как активные агенты, включаются родители. Очевидно, что общение с родителями на этом этапе, которое можно назвать творческим общением, становится дополнительным фактором положительной социализации детей. В группе мы договариваемся когда, в какой день, будем мастерить куклу. | 13 |
Итак, 4 этап – изготовление куклы. Следует подчеркнуть, что этот процесс происходит в свободной совместной деятельности, а не регламентирован рамками занятия. Процесс изготовления не ограничен во времени. Мотивацией у ребенка к изготовлению куклы является личная заинтересованность, а это определяет свободный характер их деятельности, они вкладывают в нее душу. | 14 |
5 этап мы назвали деятельностно - игровым. По своему назначению народные куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые, обереговые. Поэтому дальнейшее их использование и действия с ними будет зависеть от их назначения. В соответствии с назначением куклы формируется игровая ситуация. Игрушка может выступать и как самостоятельный партнер, с которым взаимодействует ребенок, и как атрибут, посредством которого осуществляется взаимодействие двух, трех и более детей и взрослых. В течение всего месяца народная кукла (хозяйка месяца) присутствует в игровой деятельности детей. Она обязательная участница сюжетно-ролевой игры «Семья». | 15 |
В дидактических играх, таких как: «Сравни кукол», «Найди пару», «Закончи узор» и т.п. их присутствие в разных качествах также обязательно. | 16 |
Не забываем о народном календаре. В народных играх каждого месяца наши куклы – главные героини. | 17 |
Про каждую куклу дети обязательно разучивают стихотворения, которое несет богатую информацию о народной культуре. | 18 |
Куклы участвуют в театральной деятельности. Используя их, дети разыгрывают различные сценки и маленькие представления. | 19 |
Сделанная кукла своими руками, может помочь воспитать в ребенке такие качества, как забота о младших, щедрость. Воспитатель может предложить детям изготовить и подарить куклу малышам. | 20 |
Заключительным мероприятием месяца является организация развлечения, которое будет соответствовать народному календарю. Все перечисленное – это традиционные составляющие игровой деятельности с народной куклой. Но она этим не ограничивается. Большое место в этой деятельности занимает импровизация. | 21 |
6 этап – обобщающий. С наступлением нового месяца в группу придет новая кукла. Но прежняя хозяйка месяца продолжает «жить» в нашей группе, просто она перемещается в мини-музей «Народной игрушки», который у нас создан. Куклы продолжают быть востребованными детьми, они могут присутствовать как « гостьи» в играх, в организованно-образовательной и музыкально-театральной деятельности. | 22 |
Педагогическая практика и накопленный опыт демонстрирует поистине неограниченный воспитательный потенциал народной игрушки. Народная кукла знакомит детей с окружающим миром, активизирует их, она развивает нравственные, коммуникативные и другие качества, важные для социализации, знакомит с трудом взрослых, помогает общению со сверстниками. Основываясь на традициях своего народа, народная игрушка приобщает ребёнка к культуре, воспитывая в нём национальные черты эстетического искусства. | 23 |
Спасибо за внимание! | 24 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровые занимательные технологии как средство позитивной социализации дошкольников» опыт работы
Сущность опыта заключается в создании оптимальных условий для формирования позитивной социализации дошкольников посредством определенной системы игровой занимат...
ПРОЕКТ Социально-коммуникативное развитие, как средство позитивной социализации и формирования личности детей старшего дошкольного возраста через патриотическое воспитание
Нельзябыть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкол...
«Музыкальная деятельность как средство позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья в ДОО»
В докладе представлен опыт достижения положительных результатов в развитии музыкальных способностей у ребёнка с ОВЗ....
Народная игрушка как средство поддержки позитивной социализации дошкольников
Особую значимость в позитивной социализации дошкольников имеет русская народная игрушка, в которой народ наиболее полно воплотил духовные ценности, значимые для успешного вхождения ребенка в социум. Е...
Педсовет по теме: "Социально-коммуникативное развитие как средство позитивной социализации и формирования личности дошкольников"
Материал содержит разработку педсовета для педагогических работников ДОУ. Цель: Систематизация работы по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»Задачи:...
Сюжетно - ролевая игра как средство позитивной социализации старшего дошкольника.
Характерной особенностью нашего времени является активизация гуманистических тенденций в воспитании и обучении подрастающего поколения ( Ш.А. Амонашвили, Р.С. Буре, Н.Ф. Голованова, А.В. Петровс...
«Народная игрушка как средство социализации дошкольников»
Народная игрушка — это собирательный образ, который является педагогическим инструментом. Это не просто игра — это культурный объект, взаимодействия с которой решаются задачи духовного, нр...