«Музыкальная деятельность как средство позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья в ДОО»
консультация

Наташина Наталья Владимировна

В докладе представлен опыт достижения положительных результатов в развитии музыкальных способностей у ребёнка с ОВЗ. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальная деятельность как средство позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья в ДОО»

         

  • В докладе представлен опыт достижения положительных результатов в развитии музыкальных способностей у ребёнка с ОВЗ.
  • Раскрыта структура индивидуальных музыкальных занятий с ребёнком с синдромом Дауна, особенности  взаимодействия с родителями.
  • Проведён анализ работы по принятию «особых» детей как желаемых членов детского коллектива, их полноценном участии в общих мероприятиях, праздниках.

С каждым годом увеличивается число детей с врожденной патологией, которая резко ограничивает их возможности адаптации к современному обществу. Каждый ребенок – особенный, и все же есть дети, о которых говорят «особый» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

Могут ли дети с ограниченными возможностями здоровья воспитываться в общеобразовательном дошкольном учреждении, развиваться интеллектуально и физически, получать эстетическое и музыкальное развитие? Могу с уверенностью сказать, что могут, но для этого необходимо создать условия для их пребывания в ДОУ.

Девочка с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) посещает наш детский сад с 2-х лет  (в данный момент она в подготовительной группе компенсирующей направленности). Предварительно ребенок был обследован ПМПК. Поскольку детей с синдромом Дауна в детском саду никогда не было, появилась необходимость создать индивидуальную программу для работы с данным ребенком.

Педагоги ДОУ разработали адаптированную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья, составленную на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад № 25 «Умка», парциальной программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой. Данная программа направлена на создание условий развития ребенка с ОВЗ, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Согласно разработанному нами индивидуальному образовательному маршруту ребёнок занимается образовательной деятельностью вместе со сверстниками, но так как на фронтальных занятиях ребёнок чаще всего не справляется с заданиями без помощи взрослого, специалисты занимаются с данным ребёнком дополнительно. Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку способностей ребѐнка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребѐнка и определения зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учѐтом действий всех специалистов, работающих с ребѐнком.

Для побуждения собственной активности ребенка очень полезными являются музыкальные занятия — музыкальная терапия или лечение музыкой, поскольку дети с болезнью Дауна очень восприимчивы к музыке (как в нашем случае), с удовольствием двигаются под нее, хлопают в ладоши, напевают. Поэтому им полезны специальные игры под музыкальное сопровождение, например, катание мяча, ритмические движения, имитация действий персонажей сказок и т. п. С ними можно разучивать простые стихотворения, считалки. Важное значение имеют специальные игры, направленные на развитие общей моторики, координации движений.

Музыка предназначена не только для талантливых. Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем и прихлопываем. Пение и музыка являются неотъемлемой частью процесса обучения каждого, и особенно важны при обучении детей с синдромом Дауна. 

Уже в младшей группе на музыкальном занятии я заметила, как девочка, с огромным интересом следила за всем происходящим, слушая внимательно музыку. Всё ей было интересно, вызывало глубокий эмоциональный отклик. После окончания занятия ребёнок категорически отказывался идти в группу, ей хотелось самой нажимать на клавиши, извлекая звуки. Заходя в группу в свободное время, я часто видела, как девочка сидела за столом и играла на игрушечном пианино (или на компьютерной клавиатуре), подпевая тихонько. Конечно, ребёнок не всегда является активным участником какой-либо деятельности на занятии, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых. Поэтому, с девочкой с синдромом Дауна каждый специалист нашего ДОУ, включая и музыкального руководителя, проводит 2 раза в неделю индивидуальные занятия.

Индивидуальные музыкальные занятия проводятся во вторую половину дня 2 раза в неделю по 15 минут. Основная форма обучения на таких занятиях – логопедическая ритмика или логоритмика. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения. В связи с отставанием в речевом развитии, в младшем возрасте дети с синдромом Дауна с трудом понимают чужую речь. Однако они улавливают тон, интонацию, мимику, отдельные слова. Поэтому на индивидуальных музыкальных занятиях я включаю упражнения с использованием «звучащих жестов» (логоритмику). Очень хорошо ребёнок включается в творческую деятельность с помощью «игр со словом», так как произносит только отдельные звуки и звукосочетания, короткие слова. Пение (подпевание) - прекрасно развивает слух и голос; упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика) развивают ловкость и подвижность пальцев, улучшают речевое развитие. Пожалуй, труднее всего девочке даются упражнения и музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма. Мы хлопаем в ладошки, выполняем притопы, стучим в бубен, играем на деревянных палочках.

Особой любовью у нашей подопечной пользуется игра на детских музыкальных инструментах (металлофоне, треугольнике, ложках, маракасе). Она не только называет все эти инструменты, но знает основные приёмы игры на них. Самый любимый — glissando, звучное скольжение по всем нотам снизу вверх на металлофоне.

Главное и самое важное на таких  занятиях - это атмосфера, которая создается

особым качеством общения равных партнеров - ребёнка и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность.

Ребёнок является полноценным членом детского коллектива, принимает участие в утренниках, развлечениях, где активно проявляет себя в основных видах музыкальной деятельности (игра на детских музыкальных инструментах, танцах, играх), с удовольствием танцует парные танцы, принимает активное участие во флешмобах и т.д. И пусть она выполняет движения не так чётко и ритмично, но стремится не отставать от своих сверстников и своим стремлением дарит радость окружающим и близким.

Дети проявляют заботу по отношению к этому ребёнку, опекают, играют с ней, помогают ей в различных видах деятельности, когда это требуется.

Процесс развития, воспитания и образования ребёнка с синдромом Дауна не возможен без тесного сотрудничества с его родителями. Поэтому педагоги нашего детского сада консультируют их в вопросах сохранения и укрепления физического и психического здоровья, рекомендуют литературу для чтения с ребёнком, игры и дидактические пособия для развития мелкой моторики, внимания и т.п. Например, проведены такие консультации по музыкальному воспитанию:

  • Беседа «Музыкальная подвижная игра и ее использование в домашних условиях». 
  • Консультация «Особенности ритмического восприятия у детей с Синдромом Дауна»;
  • Игры с ребенком: «Сыграй и повтори», «Запомни и повтори». 
  • Беседа о развитии певческих умений и навыков с особенным ребенком.
  • Консультация «Подбор музыкальных игр по развитию звуковысотного восприятия».

Когда девочка ещё посещала младшую группу, мама немного стеснялась приходить на утренники, развлечения. Но сейчас, видя успехи своего ребёнка, она очень этому радуется.

Совместная работа педагогов, родителей способствуют успешной адаптации и социализации ребенка с синдромом Дауна  к условиям в детском саду. Ребёнок чувствует, что нужен людям, он верит, что у него  всё получится, а вера в себя – это та внутренняя сила, которая способна победить любые недуги.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не усваивающего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, мы обеспечиваем позитивную социализацию нашей воспитаннице и равные стартовые возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с особыми возможностями здоровья посредством проектной деятельности

Материал содержит описание работы методом проектной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью их успешной социализации в общество. Представлены примеры долгосрочных проектов...

Социализация детей с особыми возможностями здоровья посредством проектной деятельности

Материал содержит описание работы методом проектной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью их успешной социализации в общество. Представлены примеры долгосрочных проектов...

Социализация детей с особыми возможностями здоровья посредством проектной деятельности

Материал содержит описание работы методом проектной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью их успешной социализации в общество. Представлены примеры долгосрочных проектов...

«Игротерапия - как средство социализации детей с особыми возможностями здоровья»

Одним из основных  средств реабилитации  детей-инвалидов является игротерапия. Через игротерапию осуществляется интенсивная эмоциональная регуляция психологического самочувствия и обще...

АРТ-терапия как средство формирования коммуникативных навыков общения и успешной социализации детей с особыми возможностями здоровья

Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социал...