Народная игрушка как средство поддержки позитивной социализации дошкольников
консультация
Особую значимость в позитивной социализации дошкольников имеет русская народная игрушка, в которой народ наиболее полно воплотил духовные ценности, значимые для успешного вхождения ребенка в социум. Если пробудить у детей интерес к народной игрушке, то при специально созданных условиях игрушка вызовет у детей яркий эмоциональный отклик, станет побудителем нравственного поведения и самовыражения ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_igrushka_kak_sredstvo_podderzhki_pozitivnoy_sotsializatsii_doshkolnikov.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Народная игрушка как средство поддержки позитивной социализации дошкольников
Дошкольное детство по праву рассматривается психологами как этап подготовки ребенка к «эре социальной зрелости» (А. В. Петровский). Усвоение ребенком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает, может проходить по-разному. Существует разделение на «позитивную» и «негативную» социализацию. Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием, благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям.
Позитивная социализация дошкольника наиболее полно осуществляется в игровой деятельности как «арифметике социальных отношений» (Д. Б. Эльконин). А игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности.
Особую значимость имеет русская народная игрушка, в которой народ наиболее полно воплотил духовные ценности, значимые для успешного вхождения ребенка в социум. Если пробудить у детей интерес к народной игрушке, то при специально созданных условиях игрушка вызовет у детей яркий эмоциональный отклик, станет побудителем нравственного поведения и самовыражения ребенка.
Среди большого многообразия народных игрушек для детей ближе и понятнее кукла. Через игру с куклой дети усваивают нравственные нормы и правила поведения в быту. Куклы являются прообразом человека, будят в ребёнке чисто человеческие, глубоко социальные эмоции любви, нежности, покровительства и заботы о детях. Все педагоги отмечают положительное влияние игр с куклой на формирование гармоничных отношений со сверстниками и усвоение социальных форм поведения.
Представляемая система работы с лоскутной народной куклой построена по принципу тематического планирования в соответствии с календарными народными праздниками и событиями. Можно выделить шесть этапов работы.
На первом этапе дети знакомятся с народным календарем. Кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, играя роль посредника в отношениях человека с миром природы. Поэтому каждый новый месяц связан с новой куклой. В первый день месяца из календаря дети узнают, какие народные праздники, и события их ожидают в ближайшее время. При этом интересную и полезную информацию о народных приметах и событиях отмечаем символами в перекидном календаре, чтобы в нужный момент воспользоваться ею.
На втором этапе в группе появляется кукла. Дети с интересом ждут начало месяца, так как знают, что к ним придет новая кукла и принесет много занимательных дел на весь месяц. Воспитатель рассказывает интересную историю о том, какой смысл несет в себе кукла. После этого у детей, как правило, возникает желание иметь такую куклу у себя. А появившаяся кукла-гостья занимает почетное место в уголке природы на весь месяц.
Следующим, третьим этапом становится подготовка к изготовлению куклы. Сначала с детьми проходит обсуждение, какие материалы необходимы для ее создания. Дома дети делятся информацией, полученной в саду, и уже вместе с родителями решают, какие материалы они могут принести из дома для изготовления своей куклы. Таким образом, в процесс, как активные агенты, включаются родители. Очевидно, что общение с родителями на этом этапе, которое можно назвать творческим общением, становится дополнительным фактором положительной социализации детей.
Четвертый этап – изготовление куклы. Следует подчеркнуть, что этот процесс происходит в свободной совместной деятельности, а не регламентирован рамками занятия. Процесс изготовления не ограничен во времени. Мотивацией у ребенка к изготовлению куклы является личная заинтересованность, а это определяет свободный характер их деятельности, они вкладывают в нее душу.
Пятый этап мы назвали деятельностно - игровым. По своему назначению народные куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые, обереговые. Поэтому дальнейшее их использование и действия с ними будет зависеть от их назначения. В соответствии с назначением куклы формируется игровая ситуация. Игрушка может выступать и как самостоятельный партнер, с которым взаимодействует ребенок, и как атрибут, посредством которого осуществляется взаимодействие двух, трех и более детей и взрослых.
В течение всего месяца народная кукла присутствует в игровой деятельности детей. Она обязательная участница сюжетно-ролевой игры «Семья». В дидактических играх, таких как: «Сравни кукол», «Найди пару», «Закончи узор» и т.п. их присутствие в разных качествах также обязательно. В народных играх каждого месяца наши куклы – главные героини. Про каждую куклу дети обязательно разучивают стихотворения, которое несет богатую информацию о народной культуре. Куклы участвуют в театральной деятельности. Используя их, дети разыгрывают различные сценки и маленькие представления. Сделанная кукла своими руками, может помочь воспитать в ребенке такие качества, как забота о младших, щедрость. Воспитатель может предложить детям изготовить и подарить куклу малышам. Заключительным мероприятием месяца является организация развлечения, которое будет соответствовать народному календарю.
Все перечисленное – это традиционные составляющие игровой деятельности с народной куклой. Но она этим не ограничивается. Большое место в этой деятельности занимает импровизация.
Шестой этап – обобщающий. С наступлением нового месяца в группу придет новая кукла. Но прежняя «хозяйка» продолжает «жить» в группе, она перемещается в мини-музей «Народной игрушки». Куклы продолжают быть востребованными детьми, они могут присутствовать в играх, в организованно-образовательной и музыкально-театральной деятельности.
Педагогическая практика и накопленный опыт демонстрирует поистине неограниченный воспитательный потенциал народной игрушки. Народная кукла знакомит детей с окружающим миром, активизирует их, она развивает нравственные, коммуникативные и другие качества, важные для социализации, знакомит с трудом взрослых, помогает общению со сверстниками.
Список литературы:
1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
2. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровая деятельность, как средство формирования позитивной социализации дошкольников»
Интерактивная форма работы с педагогическим коллективом. Педсовет - игра. В презентации содержатся игровые задания для актуализации ЗУНов педагогов по теме "Игровая деятельность"....
"Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников» (из опыта работы)
Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отра...
Перспективный план работы по самообразованию «Организация образовательного процесса на основе поддержки позитивной социализации дошкольников» на 2018-2019 учебный год
Цель:• Развитие возможностей и склонностей ребенка к успешной самореализации в образовательном пространстве в среде сверстников;• Развитие личностных качеств при освоении ребенком социальных...
Представление опыта работы по теме: "Организация образовательного процесса на основе поддержки позитивной социализации дошкольников"
Дошкольное детство – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, уникальный возрастной период и одновременно особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления,...
Пояснительная записка к презентации "Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации дошкольников"
Использование авторской педагогической сказки может стать эффективным средством усвоения нравственных ценностей и позитивной социализации детей....
Презентация "Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации дошкольников"
Использование авторской педагогической сказки может стать эффективным средством усвоения нравственных ценностей и позитивной социализации детей....
Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников»
В данной публикации описывается волонтеркая деятельность....