«Народная игрушка как средство социализации дошкольников»
материал (старшая группа)

Народная игрушка — это собирательный образ, который является педагогическим инструментом. Это не просто игра — это культурный объект, взаимодействия с которой решаются задачи духовного, нравственного воспитания подрастающего поколения. Через игру с народной игрушкой детей приобщают к народной культуре. А. П. Усова отмечает, что через народное творчество дети усваивают язык своего народа, его обычаи, нравы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Народная игрушка23.14 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

Карбач Нины Валерьевны

по теме

 «Народная игрушка как средство социализации дошкольников»

        

Задачи:

  • Формировать представления о разнообразии и роли традиционной русской игрушки, истории ее возникновения.
  • Воспитание национальной культуры у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России.
  • Познакомить детей с народными игрушками, играми.
  • Способствовать проявлению познавательной активности, творческого воображения, самостоятельности в продуктивной деятельности.
  • Воспитывать интерес к русской народной игрушке.

Актуальность:

      В современном мире, во время развития информационных технологий, люди все реже вспоминают культуру своего народа, практически не посещают музеи, не проявляют должного внимания к истории своего края, не умеют различить народные промыслы.

 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

   В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.

      Народная игрушка — это собирательный образ, который является педагогическим инструментом. Это не просто игра — это культурный объект, взаимодействия с которой решаются задачи духовного, нравственного воспитания подрастающего поколения. Через игру с народной игрушкой детей приобщают к народной культуре. А. П. Усова отмечает, что через народное творчество дети усваивают язык своего народа, его обычаи, нравы.

       Сопровождая игру прибаутками, частушками, ребенок постигает поэтическое слово, выразительные интонации, которые являются важным средством воспитания любви к Родине и к окружающей природе, так как поэтический текст многих народных игр передаёт красоту русской природы.

    Дети и игрушки представляют собой единой целое. На разных возрастных этапах дети играют в разные игры, которые усложняются с возрастом ребенка. На основе использования игрушки формируется игровая ситуация. В своих играх дети копируют отношения к взрослому миру, обществу. Народная игрушка может выступать для ребенка в качестве игрового партнера, может быть атрибутом в игровой деятельности, для взаимодействия между детьми и взрослыми. Она развивает фантазию, мышление ребенка, помогает усвоить социальные статусы, позволяет передать социальный опыт. Играя, ребенок соединяет свои эмоции и действия, познает окружающий мир. Личность ребенка обогащается и расширяется в тех ролях, которые он проживает во время игры. Поэтому взрослым важно обращать внимание на то, чем играют дети, какую действительность они переносят в игровой сюжет. Вовлекая народную игрушку в игру, дети закрепляют традиционные народные связи.
     Через игрушку с раннего возраста происходит формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам.

Социализация ребёнка обеспечивается благодаря выполнению следующих педагогических условий:

 ‒ погружение детей, родителей и воспитателей в единую культурную среду;

 ‒ комплексное использование средств народного воспитания;

‒ создание ситуаций, в которых детям передаётся социальный опыт;

 ‒ дифференцированный подход к детям, находящимся на разном уровне игрового взаимодействия;

 ‒ воспитание у детей эмоционально-положительного отношения друг к другу и их отражение в собственной игровой деятельности;

 ‒ включение народной игрушки во все виды деятельности детей.

 Таким образом, ребёнок постепенно погружается в эту художественную деятельность, а игрушка становится элементом значимого с педагогической точки зрения культурного наследия народа.


    Рассмотрев эти положения, я пришла к выводу, что в своей работе необходимо обратиться к истокам народной игрушки.

 Изучить материал по теме «Народная игрушка как средство социализации дошкольника», составить план самообразования.
 

 

Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой, практический.

Реализация плана по самообразованию 2023г.-2024г.

Сентябрь:

Дети:

- Рассматривание иллюстраций с народными игрушками.

- Беседа «В какие куклы играли наши бабушки»

- Слушанье народных песенок.

Родители:

- Анкетирование «Игрушка в жизни ребенка»

Октябрь:

Дети:

- Беседа «Что мы знаем о деревянной игрушке?»

- Аппликация «Русская матрешка»

- Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»

Родители:

- Консультация «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»

Ноябрь:

Дети:

- Беседа «Как выглядели куклы раньше»

- Чтение М.А. Пожарский «Свернута из тряпки кукла у параши»

- Рисование «Укрась игрушку»

Родители:

- Консультация «История возникновения народной игрушки»

Декабрь:

Дети:

- Беседа «Как играть с глиняными игрушками»

- Игровая ситуация «Куклы водят хоровод»

- Народная игра «Краски»

Родители:

Привлечь родителей к пополнению мини – музей «Народная игрушка»

Январь:

Дети:

- Изготовление русской тряпичной  куклы

-  Просмотр презентации «Народные игрушки»

Родители:

Оформление буклета «Тряпичная кукла»

Февраль:

Дети:

- Составление творческих рассказов «Моя любимая кукла»

- Просмотр мультфильма «Буратино»

Родители:

- Совместная деятельность детей и родителей «Моя матрешка»

Март:

- Составление рассказов из опыта на тему «Как мы отмечали масленицу»

- Народная игра «Пятнашки»

Родители:

- Продолжать привлекать родителей к пополнению мини – музея.

Апрель:

Дети:

- Лепка русской народной игрушки

- Пальчиковая игра «Наша кукла гуляла»

Родители:

- Мастер класс для родителей «Кукла – травница»

Май:

Дети:

- Беседа «Сравним дымковскую и гжелевскую игрушку»

- Народная игра « Жмурки»

Родители:

- Предложить для ознакомления картотеку подвижных народных игр.

По результатам работы по теме «Народная игрушка как средство социализации дошкольников»  у  детей расширились представления о русских народных промыслах, народной игрушке, научились различать особенности характерные для игрушек различных промыслов, познакомились с миром природы, трудом взрослых. 

Пополнилась  и обновилась предметно-развивающая среда игрушками, созданными на основе народных промыслов, созданы коллекции: «Тряпичные народные куклы», «Сине-голубая гжель», «Русские матрёшки», игрушки из дерева, джута.

Повысилась моя компетентность : расширились знания в краеведческом направлении, созданы дидактические пособия, картотека игр народных подвижных игр, изготовлен лэпбук «Матрешка», собраны истории игрушек: матрешка, обрядовые тряпичные куклы, куклы – обереги, дымковская, гжелевая, джутовая игрушка.

Родители активно вовлечены в совместную с детьми деятельность, расширены знания об истории происхождения народных игрушек, о важности присутствия в жизни и воспитании ребенка русской народной игрушки,   были оформлены выставки совместных работ. 

 Приготовлены консультация «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»,  «История возникновения народной игрушки».

Оформлен буклет «Тряпичная кукла».

Изучена литература:

  1. Поверин А. «Русская народная глиняная игрушка».- Издательство Академии акварели., Москва.2017г, - 85стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игрушки как средство всестороннего развития дошкольников

Презентация составлена с целью раскрытия особого значения народной игрушки для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Информация оформлена на 15 слайдах, иллюстрируется фотографиями предме...

Народная игрушка как средство развития художественного творчества старших дошкольников.

Творчество - интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период. Широкое включение в педаг...

«Народная игрушка, как средство развития творческих способностей у дошкольников»

Народная игрушка как средство развития художественного творчества старших дошкольников. ... - развивающие (развитие мелкой моторики рук...

Народная игрушка как средство позитивной социализации

пояснительная записка к презентации...

Народная игрушка как средство поддержки позитивной социализации дошкольников

Особую значимость в позитивной социализации дошкольников имеет русская народная игрушка, в которой народ наиболее полно воплотил духовные ценности, значимые для успешного вхождения ребенка в социум. Е...

Проект «Народная игрушка как средство приобщения старших дошкольников к русской народной культуре» (для детей подготовительной к школе группы 6-7 лет)

Проект позволит ребёнку познакомиться  с декоративно-прикладным искусством, народной игрушкой, окажет позитивное влияние на развитие умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, н...