«Использование игровых технологий в совместной деятельности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста во 2 половине дня»
статья на тему
Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechat2018g.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Использование игровых технологий в совместной деятельности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста во 2 половине дня».
Воспитатель: Федорова Е.Н.
МКДОУ детский сад № 3, г.Дубовка
Волгоградской области
Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Виды педагогических технологий:
Здоровьесберегающая технология
Технология «ТРИЗ»
Технология «Проблемного обучения»
Технология «Марии Монтессори»
Игровая технология и др.
Структура образовательной технологии состоит из 3 частей:
Концептуальная часть – научная база технологии, психолого-педагогические идеи, которые заложены в фундамент;
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала;
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:
- социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС),
- образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и пр.)
Ценность педагогической технологии в том, что она:
- конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;
- создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
В ФГОС ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Ведущей деятельностью детей дошкольников, тем более младших, является игра. Поэтому в последнее время наиболее актуальным определяется проблема внедрения в образовательную практику ДОУ современных игровых технологий.
В условиях внедрения ФГОС для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?
Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Это последовательная деятельность педагога:
По отбору, разработке, подготовке игр;
Включению детей в игровую деятельность;
Осуществлению самой игры;
Подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Концептуальные основы игровой технологии:
- Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
- Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
- Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
- В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Её задачи:
- Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
- Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:
- Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
- Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
- Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
- Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
- Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
- Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях.
Руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:
- выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
- предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);
- объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;
- игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;
- организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.
- развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
С введением ФГОС встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:
- Необходимость объяснения родителям важности игры;
- Обеспечение безопасного пространства для игры;
- Наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, поддерживающей игру.
Свободное время детей не должно быть жестко программируемым. Педагог должен наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания. Ему необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьезно, с искренним интересом.
Функции игры:
- Развлекательная (пробудить интерес у ребенка)
- Коммуникативная (освоение диалектики общения)
- Диагностическая (самопознание в процессе игре)
- Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)
- Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм).
В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.
Фребель Ф. в основу своей классификации положил дифференцированного влияния игр
- на развитие ума (умственные игры)
- внешних органов чувств (сенсорные игры)
- движений (моторные игры).
Виды игр немецкого психолога К.Гросса:
1 группа по педагогическому значению: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю.
2 группа совершенствование инстинктов: семейные игры, игры в охоту, ухаживание.
В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две группы:
- Творческие игры:
- режиссерские;
- сюжетно – ролевые;
- театрализованные;
- игры со строительным материалом.
2. Игры с правилами:
- Подвижные игры:
по степени подвижности (малой, средней, большой подвижности)
по преобладающим движениям (игры с прыжками, перебежками и др.)
по предметам (с мячом, лентами, обручами, кубиками и др.)
- Дидактические игры:
по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.)
по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).
В последние годы проблема классификация детских игр вновь стала актуальна. Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, в основе которой лежит представление о том, по чей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).
В своей практической игровой деятельности с воспитанниками применяем классификацию С.Л.Новоселовой.
Выделяют три класса игр:
- Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей – самостоятельные игры)
- игра – экспериментирование (с природными объектами, со специальными игрушками для исследования, с животными)
- самостоятельные сюжетные игры (сюжетно – ролевые, театрализованные).
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого
- игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные)
- досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, театрально-постановочные, празднично-карнавальные)
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса
- традиционные или народные.
Рассмотрим поподробнее использование игровых технологий в соответствии с циклограммой совместной деятельности.
Ознакомление с художественной литературой осуществляем при помощи - театрально – игровой деятельности. У детей не только повышается речевая активность в игровой театральной деятельности, где они легко осваивают различные средства общения, в. т. ч. невербальные: жесты, мимику, движения, но и повседневная речь детей становится более эмоциональной, связной, обогащенной.
Для организации театрально-игровой деятельности в группе созданы необходимые условия: оборудована зона театрализованной деятельности, в которой находятся различные виды театра, ширмочки, реквизиты, шапочки и др. Все это доступно для детей и мобильно.
Очень любят ребята игры-драматизации. Здесь ребенок играет сам, используя при этом средства выразительности: интонацию, мимику, пантомимику. Увлекают дошкольников в театральный мир такие игры-драматизации, как пальчиковый театр, варежковый, кукольный театр, различные шапочки, маски.
Подготовка к театрализованной деятельности детей проходит в несколько этапов.
1. Прочитываем произведение, проводим по нему беседу, задаем вопросы.
2. Затем используем богатый наглядный материал.
3. Потом помогаем детям передать характер персонажей в движении.
С детьми младшей группы организовали игры-драматизации по сказкам: «Колобок», «Репка» и «Теремок».
Также в совместной деятельности с детьми использовали настольный театр Вохринцевой С. «Сказка за сказкой» для ознакомления с русскими народными сказками. А также метод «Живые картинки». Дети рассматривали картинку и рассказывали сказку.
Хотелось бы отметить, что знакомство детей с каждым новым видом театра и организация театрально-игровой деятельности, у нас проходит всегда необычно. Мы используем сюрпризные моменты, такие как, появление какого-либо предмета или нескольких предметов в театрализованном уголке – это может сказочный герой и предмет, указывающий на вид театра.
Театрализованные игры формируют мировоззрение детей, расширяют их кругозор, фантазию, память и мышление, создают ситуации для общения – все это развивает творческий потенциал ребенка, связную, диалогическую и монологическую речь.
Использование игровой технологии театральной деятельности, помогает обогащать детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую речь, активизирует словарь, способствует нравлственно - эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Руководство сюжетно – ролевой игрой.
Как известно, сюжетно-ролевая игра имеет очень важное значение в развитии ребенка младшего дошкольного возраста.
В совместной деятельности с детьми нашей группы используем технологию Солнцевой О.В. обучения сюжетно-ролевой игре.
Этапы педагогической технологии:
I этап. Обогащение опыта сюжетно-ролевой игры за счет взаимодействия с детьми в позиции «соигрока» («партнера»).
II этап. Включение детей в проблемно-игровые ситуации на основе взаимодействия педагога в позиции «помощника».
III этап. Создание условий для самостоятельного применения освоенных игровых умений в сюжетно-ролевой игре («наблюдатель»).
Воспитатель принимает на себя дополнительные роли, подключаясь к уже начатой игре ребенка. Разыгрывает вместе с ребенком ситуацию. Затем предлагает новую сюжетную ситуацию, свою новую роль.
В сюжетно-ролевой игре «Семья» ребенок начинает понимать свое значение в семье. В игре он может выполнять роль мамы, которая варит суп и кормит своего ребенка. Для этого необходимо иметь модель плиты и кастрюльки, куда можно положить какую-либо игрушку и из неё варить суп. Затем он накрывает на стол, ставит тарелку с супом и ложку и начинает кормить куклу.
Ребенок в возрасте 3 – 4 лет посещал и больницу. Можно с ребенком поиграть и в эту сюжетно-ролевую игру. Действия ребенку уже знакомы: мама приводит ребенка в больницу, доктор осматривает горло, слушает фонендоскопом, спрашивает «Где болит? » выписывает лекарство. В роли пациентов могут выступать любимые куклы, мишки и зайчики.
Любимое место для малышей – это магазин. Все дети стремятся туда после дня, проведенного в детском саду. Наблюдая за детьми 3 – 4 лет, заметили, что именно сюжетно-ролевая игра «Магазин» вызывает большой интерес.
Также играли в игру «Парикмахерская».
В возрасте 3-4 лет половая и гендерная принадлежность особенно интенсивно формируются в игровой деятельности.
Поэтому с мальчиками играли в такие сюжетно – ролевые игры, как:
«Автобус», «Автосервис».
В играх воспитатель изначально берет на себя главную, ведущую роль, объединяя детей для совместной деятельности.
Элементарное детское экспериментирование.
Игровая деятельность с элементами экспериментирования.
В нашей группе оборудован уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. Он постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересам.
Наблюдая за детьми, определили объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес у детей, в соответствии с этим составили перечень игр по экспериментированию по следующим разделам:
- игры с песком и снегом
- игры с водой
- игры с бумагой
- игры с тенью.
С помощью игровых персонажей предлагали детям простейшие проблемные ситуации. Выступая как партнер, выясняли с детьми, утонет ли резиновый мяч? Почему нельзя есть снег?
Как спрятать пуговицу? - Дети познакомились со свойствами воды – прозрачность, бесцветность, может менять цвет.
Осваивали действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ.
Мы проводили с детьми следующие игры – экспериментирования:
«Лепим колобки» (дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить)
«Разноцветные льдинки» (дети получают представления о том, что лед это замороженная вода)
«С кем подружится Капелька» (знакомить с тем, что вода бывает чистой и грязной)
«Волшебные тени» (знакомство с тем, что если светить на предмет, то появиться тень)
«Этот удивительный воздух»
И другие игры – экспериментирования в соответствии с программой «Детство».
Двигательная активность детей – это естественная потребность детей
дошкольного возраста.
Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх. Внедрение в практику системы работы по использованию подвижных игр позволит эффективнее усваивать детям новый материал, повысит уровень физического и общего развития, выносливость детского организма, снизит утомляемость.
Во второй половине дня в совместной деятельности с детьми используем сюжетные и хороводные игры, которые проводятся как на участке во время прогулки, так и в помещении группы. При этом учитываем игры, предложенные Толстиковой О.В. в методическом пособии «подвижные игры народов Урала».
В своей деятельности в работе с детьми использовали следующие подвижные игры: «По ровненькой дорожке», «Лохматый пес».
Русские народные игры: «У медведя во бору», «Стадо».
Хороводные игры: «Раздувайся, пузырь», «Ровным кругом», «Зайка» и др.
Используя в педагогическом процессе подвижные игры, не только реализуем обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: приобщаем воспитанников к народной культуре (народные игры). Это направление формируемой части образовательной программы детского сада.
Игры с правилами (обучающие).
Дидактические игры.
Игры, сделанные своими руками из бросового материала для детей младшего дошкольного возраста с целью познавательного развития, развития мелкой моторики рук и внимания (из спичечных коробков).
«Животные, детёныши и их питание ».
Задачи: упражнять детей различать домашних и диких животных, соотносить взрослого животного и детёныша, закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании.
Помимо образовательной задачи происходит отличное развитие мелкой моторики рук.
Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение взрослого животного, называет его. Определяет, какое это животное: домашнее или дикое.
Затем ищет глазами детёныша, называет его, вставляет в коробок. Правильность ответа ребёнок может проверить сам. Таким же образом, ребёнок подбирает и корм для животного.
«Сюжетно – модульные страницы»
Представляет собой панно с пришитыми пуговицами, на которое пристегиваются мягкие модули.
Модули разделены по разделам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Времена года».
Цель: закрепление учебного материала, развитие мелкой моторики, развитие речи, обогащение активного словаря.
Воспитатель просит каждого ребенка рассказать, какие картинки у него на странице. Ребенок называет и обобщает группу предметов одним словом, например, «это фрукты».
Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов игр и заданий, с использованием сюжетно – модульных страниц.
Развитие речи.
Дидактическая игра: "Составь рассказ по картинке".
Цель: развитие речи, обогащение словарного запаса детей, развитие внимания, мышления, наблюдательности.
Ход игры: Детям предлагаем посмотреть внимательно на страницу, что на ней расположено и описать пейзаж (Времена года).
Игра «Продолжи предложение».
Цель: развитие речи, обогащение словарного запаса детей, развитие внимания, мышления, наблюдательности.
Ход игры: детям предлагается внимательно посмотреть на сюжетно-модульную страницу, воспитатель задает вопросы по картине, а дети отвечают.
Например:
-Что растет в огороде?
-Что растет на дереве?
-Какая погода?
Ознакомление с окружающим миром
Игра «Выбери овощи», «Выбери фрукты».
Цель: закрепить знания детей о фруктах и овощах, внимательность, развитие мелкой моторики.
Ход игры: детям предлагается повесить яблоки на яблоню, посадить огород.
Формирование элементарных математических представлений
Дидактические игры:
-«Посчитай птичек»
-«Посчитай яблочки на дереве»,
-«Посчитай Листочки на дереве»,
-«Посчитай овощи на грядке»
Цель: закрепить счет в пределах 5, закрепить цвета, внимательность.
Ход игры: детям предлагается посчитать птичек, яблочки, листочки, овощи.
Логическое развитие
Игра «Что исчезло? »
Цель: учить детей фиксировать внимание на предметах; развивать
внимательность, наблюдательность.
Ход игры: показать детям страничку (они запоминают все детали, дети закрывают глаза, педагог убирает некоторые предметы и дети уже называют предметы, которые исчезли).
Одним из ведущих направлений развития ребенка дошкольного возраста на современном этапе является формирование элементарных математических представлений. Технологии поисково – исследовательской деятельности математического содержания, развивающих логико-математических игр на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей. Другими словами, это современные проблемно – игровые технологии математического развития дошкольников.
Схематически проблемно – игровую технологию можно представить следующим образом:
- логико-математические, развивающие игры
- логико-математические сюжетные игры
- проблемные ситуации, вопросы
- математическое экспериментирование или исследовательская деятельность
- творческие математические, логические задачи, вопросы и ситуации.
Современные логические и математические, развивающие игры разнообразны.
Нами были использованы в совместной деятельности с детьми следующие игры:
Настольно – печатные: «Цвет и форма», «Геометрическое лото» и др.
Математические головоломки, игры – забавы (пазлы, мозаики)
Развивающие игры, т.е. имеющие несколько уровней сложности, многообразные в применении: блоки Дьенеша.
С помощью альбома с заданиями «Блоки Дьенеша для самых маленьких» совместно с детьми накладывали цветные блоки на изображение. Дети испытывали радость созидателя, наблюдая, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.
Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Её значение:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность «Снегири» Познавательно- продуктивная деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий, ИКТ и пластилинографии в условиях введения ФГОС. (Средний дошкольный возраст)
Непосредственная образовательная деятельность «Снегири»Познавательно- продуктивная деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий, ИКТ и пластилинографии в у...
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
нетрадиционная техника рисования для детей дошкольного возраста...
Непосредственная образовательная деятельность «Снегири» Познавательно - продуктивная деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий, ИКТ и пластилинографии в условиях введения ФГОС. (Средний дошкольный возраст)
Создание условий, вызываемых интерес у детей к познанию живой природы, через знакомство с зимующими птицами....
Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
Умелое использование ТРИЗ успешно помогает развивать у дошкольников изобретательность, смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Основное средство работы с детьми – педагогическ...
конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста "Волшебный сундучок"
цель: уточнить и закрепить знания детей по познавательному, художественно-эстетическому и речевому развитию....
Опыт работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста
Модернизация содержания образовательного процесса, введение инноваций в технологии воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимоде...
Программа кружковой деятельности по театрализованной деятельности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста
Цель. Развитие творческих возможностей, творческой самостоятельности, эстетического вкуса.Задачи.Образовательные:- познакомить детей с различными видами театра;-создать условия для развития творч...