Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационной период.
методическая разработка на тему
ФГОС ДО указывает на необходимость поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. В связи с этим использование театрализованных игр является весьма актуальным. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития инициативы ребенка, его творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план самообразования | 77.46 КБ |
Предварительный просмотр:
нова
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида № 10
г. Лениногорска» МО ЛМР РТ
_________ / Н.М. Ахметшина
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
2013-2018 гг.
Мугиновой Минзили Тауфиковны
Личные данные педагога
1.1. | Фамилия | Мугинова |
1.2. | Имя | Минзиля |
1.3. | Отчество | Тауфиковна |
1.4. | Должность, по которой аттестуется работник | Воспитатель |
1.5. | Место работы | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №10 г.Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан с 1991 |
1.6. | Населенный пункт (город, район) | Республика Татарстан, г. Лениногорск |
1.7. | Стаж (педагогический) | 30 лет |
1.8. | Стаж (по занимаемой должности) | 30 лет |
1.9. | Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи) | среднее специальное, Чистопольское педагогическое училище, специальность «Дошкольное воспитание», квалификация воспитатель |
1.10. | Курсы повышения квалификации | «Обеспечение качественного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования» Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», октябрь 2015 г., 72 часа. «Реализация основной образовательной программы дошкольного образования с учетом региональных этнокультурных ценностей» в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» июнь 2018 г,в объеме 64 часа. |
1.11. | Профессиональная переподготовка. | |
1.12. | Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения | Первая квалификационная категория, с 2013 года до января 2018 года. |
1.13. | Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты Управления образования, МОиН РТ и РФ и проч., год награждения Иные поощрения | Почетная грамота администрации Лениногорского муниципального района |
Содержание
Пояснительная записка
1. Программа повышения профессионального уровня педагога в межаттестационный период
- Основные направления повышения профессионального уровня
- Формы представления результатов повышения профессионального уровня
- Методические материалы повышения профессионального уровня
- Перспективный план по повышению профессионального уровня
2. Работа над методической темой самообразования
- Методическая тема, цель и задачи
- Ожидаемые результаты и формы отчета
- Этапы работы над методической темой самообразования
- Календарный план работы над методической темой самообразования
3. Теоретические основы методической темы самообразования
4. Практические наработки по методической теме самообразования
Список используемой литературы
Приложение 1
Самооценка педагога: качество реализации ООП ДОУ.
Приложение 2
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя на основе профессионального стандарта «Педагог»
Пояснительная записка
Инновационный путь развития является стратегической позицией Республики Татарстан, поэтому возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности. В этих условиях необходимы активизация профессионального потенциала педагогов дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми.
Педагогическая практика показывает, что современный воспитатель должен быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях, быть профессионально и психологически готовым к обновлению нормативно-правовой базы, методик, форм и средств воспитательно-педагогической работы, форм и методов организации собственной деятельности, которая основывается на строгом соблюдении принципов современного образования. Кроме того сфера труда воспитателя предъявляет особые требования к его личностным качествам. При этом необходимо, чтобы педагог был нацелен на перспективность в своей работе, открыт к динамическому обогащению необходимыми знаниями и умениями, уверен в себе и способен достигать профессионально значимых результатов.
Однако возникает правомерный вопрос: готов ли современный педагог к новшествам в сфере дошкольного образования профессионально и личностно? Каждый воспитатель дошкольной организации даст свой ответ на этот вопрос и, к сожалению, не всегда положительный. Таким образом, возникает противоречие между требованиями, предъявляемыми к современным педагогам детских садов и их объективными профессиональными возможностями.
Настоящий план призван помочь педагогу адаптироваться к требованиям, предъявляемым обществом к современному воспитателю. План соотносится с ключевыми направлениями социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Татарстан, реализацией приоритетных направлений национальной образовательной политики.
Цель повышения профессионального уровня:
Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи повышения профессионального уровня:
1. Развитие профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
2. Овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС ДО.
3. Изучение, применение, апробирование и использование современных педагогических технологий работы с дошкольниками.
4. Разработка методических материалов по теме самообразования
5. Организация экспериментальной и инновационной деятельности соответствии с ФГОС.
Предполагаемый результат:
1. Повышение своего профессионального уровня в условиях ФГОС ДО.
2. Повышение качества реализации ООП ДОУ.
3. Повышение эффективности использования современных технологий при организации работы в соответствии с ФГОС ДО.
4. Разработка рабочих программ, методических материалов и пособий в соответствии с ФГОС ДО.
5. Рост мотивации и творческого потенциала воспитанников.
6. Повышение личной результативности и результативности воспитанников в участиях в конкурсах различных уровней.
7. Повышение уровня активности по распространению опыта работы.
8. Умение оказать практическую помощь коллегам.
1. Программа повышения профессионального уровня педагога в межаттестационный период
1.1. Основные направления повышения профессионального уровня
- Изучение нормативных актов в области дошкольного образования.
- Изучение психолого-педагогической литературы, педагогической периодики.
- Работа над темой самообразования.
- Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса (методические пособия, авторские программы, дидактические игры). Рецензирование и установление авторства.
- Изучение и внедрение в педагогическую деятельность разнообразных современных педагогических технологий.
- Выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
- Самоанализ педагогической деятельности по оценке качества реализации ООП ДОУ.
- Участие в заседаниях педагогических советов, муниципальных методических объединениях, вебинарах.
- Участие в реализации программы развития ДОУ.
- Обучение на курсах повышения квалификации.
- Обобщение собственного опыта педагогической деятельности:
- публикации (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.);
- участие в семинарах;
- участие на конференциях.
- Участие в рабочих, экспертных, проблемных группах, временных творческих коллективах.
- Показ открытых ОД, различных мероприятий с воспитанниками.
- Реализация проектов.
- Личное участие в конкурсах различных уровней.
- Участие воспитанников в конкурсах и мероприятиях различных уровней.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
- Руководство кружком (реализация дополнительных форм образования).
- Взаимодействие с родителями.
- Формы представления результатов повышения профессионального уровня
- ОД,
- Методическая продукция,
- Портфолио,
- Творческий отчет,
- Мастер-класс,
- Творческая мастерская,
- Педагогический проект,
- Профессиональные конкурсы,
- Обобщение опыта работы,
- Фотоматериалы.
- Методические материалы повышения профессионального уровня
- Индивидуальный план по повышению профессионального уровня.
- План по самообразованию.
- Комплексно-тематический план на учебный год.
- Проекты (конспекты) занятий, утренников, развлечений.
- Подготовка картотеки дидактических, словесных, сюжетно – ролевых, подвижных игр.
- Перспективный план по повышению профессионального уровня
№ | Направление работы | Учебный год | ||||
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | ||
Аттестация (указать уровень) | * | * | ||||
Курсы повышения квалификации | * | * | ||||
Посещение мастер-классов | * | * | ||||
Выступление на ММО | * | * | * | |||
Выступление на педсовете | * | * | * | * | * | |
Участие в семинаре | * | * | * | * | * | |
Публикации | * | * | * | * | ||
Участие в очных профессиональных конкурсах | * | * | ||||
Участие в очных конференциях | * | |||||
Участие в профессиональных интернет-конкурсах | * | * | * | * | ||
Участие в профессиональных интернет-конференциях | * | * | ||||
Участие в профессиональных интернет-олимпиадах | * | * | ||||
Участие в профессиональных интернет-фестивалях | * | |||||
Разработка авторской программы (методического пособия) | * | |||||
Подготовка воспитанников к участию в очных конкурсах, фестивалях, олимпиадах | * | * | * | |||
Подготовка воспитанников к участию в заочных конкурсах | * | * | * | |||
Подготовка воспитанников к участию в заочных олимпиадах | * | * | ||||
Открытые показы ОД | * | * | * | * | * | |
Открытые мероприятия с воспитанниками | * | * | * | * | ||
Экспериментальная, инновационная деятельность | * | |||||
Самоанализ | * | * | * | * | * |
2. Работа над методической темой самообразования
2.1. Методическая тема, цель и задачи
«Развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности на татарском языке»
Актуальность
ФГОС ДО указывает на необходимость поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. В связи с этим использование театрализованных игр является весьма актуальным. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития инициативы ребенка, его творческих способностей.
Цель: Развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности на татарском языке
Задачи:
1. Повышение педагогической компетентности в области развития инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности на татарском языке.
2. Создание условий для развития инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности на татарском языке
3. Поддержка семьи и повышение уровня родительской компетенции в вопросах развития инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности на татарском языке.
Форма самообразования: индивидуальная.
Источники самообразования:
• методическая литература,
• журналы,
• изучение опыта других педагогов,
• семинары и конференции,
• курсы повышения квалификации,
• мастер-классы,
• открытые занятия коллег,
• сеть Интернет,
• профессиональное общение с коллегами.
Перечень вопросов по самообразованию:
• изучение психолого-педагогической литературы;
• разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
• проектная и исследовательская деятельность;
• анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности воспитанников;
• продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
• планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса.
2.2. Ожидаемые результаты и форма отчета
Ожидаемые результаты:
для педагога:
- овладение формами, методами и приемами работы по использованию развитию инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности на татарском языке
для воспитанников:
- раскрытие инициативы, творческого потенциала;
- повышение общей культуры ребенка;
- позитивное взаимодействие детей в коллективе;
- речевое раскрепощение ребенка;
для родителей:
- повышение уровня родительской компетенции в вопросах развития инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности на татарском языке.
Форма отчета:
Обобщение опыта работы в форме методических рекомендаций.
Выступления из опыта работы на педсоветах, семинарах, конференциях, фестивалях.
Организация мастер-классов.
Участие в конкурсах.
2.3. Этапы работы над методической темой самообразования
1 этап. Организационно-теоретический
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Определение темы, обоснование ее актуальности | 1-й год работы над темой |
2 | Постановка целей, задач работы | |
3 | Составление плана работы по самообразованию | |
4 | Изучение нормативных документов | |
5 | Детальное изучение методической литературы по теме самообразования | |
6 | Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных над работой по теме самообразования, выделение этапов работы | |
7 | Прогнозирование результатов | |
8 | Систематизация теоретического материала: оформление теоретического обоснования темы самообразования | |
9 | Проведение обследования детей (диагностика «на входе») | |
10 | Выступление на итоговом педагогическом совете о промежуточных результатах по методической теме самообразования |
2 этап. Накопительно-практический
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Изучение технологий, методик | 2-й, 3-й, 4-й года работы над темой |
2 | Апробация и внедрение технологий, методик | |
3 | Составление конспектов | |
4 | Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования для проведения деятельности | |
5 | Разработка дидактических игр, картотек | |
6 | Создание развивающей предметно-пространственной среды | |
7 | Привлечение родителей к реализации методической темы самообразования | |
8 | Освещение темы на своем сайте | |
9 | Проведение открытых мероприятий различного уровня | |
10 | Ознакомление педагогов ДОУ со своей деятельностью по реализации методической темы самообразования | |
11 | Участие в работе творческих групп | |
12 | Ознакомление педагогов Лениногорского муниципального района со своей деятельностью по реализации методической темы самообразования | |
13 | Участие в профессионально-методических мероприятиях различного уровня. | |
14 | Демонстрация результатов деятельности детей | |
15 | Выступление на итоговом педагогическом совете о промежуточных результатах по методической теме самообразования (ежегодно) |
3 этап. Заключительно-презентационный
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Проведение обследования детей (диагностика «на выходе») | 5-й год |
4 | Самоанализ и самооценка проделанной работы | |
2 | Систематизация практического материала | |
3 | Оформление опыта работы | |
5 | Подготовка материала к распространению в формате докладов, публикаций, мастер-классов | |
6 | Выступление на педагогическом совете «Из опыта работы» | |
7 | Публикации в печатных изданиях | |
8 | Выступления из опыта работы на семинарах, конференциях, фестивалях | |
9 | Участие в педагогических конкурсах | |
10 | Трансляция педагогического опыта на персональном сайте в Социальной сети работников образования: публикации разработок ОД и сценариев праздников, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. | |
11 | Проведение открытых мероприятий различного уровня | |
12 | Предоставление опыта работы в методический кабинет на выставку «Передовой педагогический опыт» | |
13 | Аттестация | |
14 | Планирование деятельности и перспектив развития |
2.4. Календарный план работы над методической темой самообразования
Дата | Запланированные мероприятия |
2014-2015 учебный год | |
Сентябрь | Изучение темы,обоснование ее актуальности. |
Октябрь | Показ младшим дошкольникам сказки “Шалкан” |
Ноябрь | Распространение опыта работы в рамках МММ. |
Декабрь | Участие республиканском конкурсе “Сәхнә көзгесе” |
Январь | Освещение на сайте «Сабыем» сценарий праздника. |
Февраль | Показ сказки « Теремок» демонстрация результатов деятельности детей. |
Март | Просмотр телепередачи “Күчтәнәч” |
Апрель | Проведение праздника “Мы наследники Тукая” |
Май | Показ сказки» Заюшкина избушка» Итоговый отчет. |
Июнь | Приготовить пальчиковый театр. |
Июль | Приготовить костюм соловья. |
Август | Приготовить кукольный театр. |
Дата | Запланированные мероприятия |
2015-2016 учебный год | |
Сентябрь | Подбор литературы составление планов. |
Октябрь | Создание развивающей предметно-пространственной среды. |
Ноябрь | Участие Всероссийский интернет конкурсе.”Фея новых знаний” |
Декабрь | Показ сказки” Үги кыз” Школа гимназия № 11 |
Январь | Консултация для воспитателей. |
Февраль | Участие региональном конкурсе”Моң чишмәсе” |
Март | Показ сказки «Өч кыз» на зональном семинаре. |
Апрель | Показ сказки детям детского сада №5 .”Батыр әтәч” |
Май | Выступление на педагогическом педсовете. |
Июнь | Приобрести детские костюмы для выступления. |
Июль | В мире сказок. Рисуем сказки |
Август | Приготовить куклы-варежки. |
Дата | Запланированные мероприятия |
2016-2017 учебный год | |
Сентябрь | Составление конспектов. |
Октябрь | Участие в Республиканском конкурсе «Саяр» |
Ноябрь | Консультация для родителей,привлечение к реализации темы. |
Декабрь | Выступление со сказкой на родительском собрание.»Колобок» |
Январь | Трансляция сказки на канале НТВ “Күчтәнәч” |
Февраль | Доклад из опыта работы на тему сомообразования. |
Март | Региональный фестиваль конкурс “Моң чишмәсе” |
Апрель | Участие Республиканском конкурсе “Литературная Россия. |
Май | Итоговый отчет сказка “ Ботливая утка” |
Июнь | Собрать диски. |
Июль | Хороводная игра “Күрсәт әле үскәнем” |
Август | Приготовить брошюру «Веселый язычок» |
Дата | Запланированные мероприятия |
2017-2018 учебный год | |
Сентябрь | Изучить методическую тему, выбирать новые технологии. Собрать театрализованные игры для развития инициативы и творчества. Использовать интернет ресурсы. |
Октябрь | Пополнение методической копилкой на личном сайте. |
Ноябрь | Участие в конференциях с методической темой”Театрализованная деятельность дошкольников” |
Декабрь | в школу гимназию отправит диск со сказкой “Урман кызы”и демонстрация деятельность детей. |
Январь | Консультация для педагогов на тему”Как развивать инициативу у детей? Из опыта работы. |
Февраль | Встреча ”Кунак ашы-кара каршы” |
Март | Участие в региональном конкурсе “Моң чишмәсе” |
Апрель | Отправить материал в журнал “Тылсымлы куллар”кроссворд “Сказки Тукая” |
Май | Итоговый отчет на педагогическом совете. |
Июнь | Транцлясия педагогического опыта отправить сценарий сказок на сайт “Сабыем” |
Июль | Оформить опыт работы в папку. |
Август | Планирование на следующей учебный год планы. |
Дата | Запланированные мероприятия |
2018-2019 учебный год | |
Сентябрь | Пополнение методической копилки,собрать репертуар. |
Октябрь | Участие в республиканском театральном фестивале-конкурсе «Сайяр» |
Ноябрь | Выступление на педагогическом вторнике из опыта работы.”Развитие творчества и таланта у детей в процессе театральной деятельности”. |
Декабрь | Публичное выступление театральной студии «Ак каен» в школе-гимназии №11 |
Январь | Публикация сценариев праздников на электронным сайте журнале”Мәгариф” |
Февраль | Пополнение методической копилки на личном сайте |
Март | Участие и транцлясия опыта через различные конкурсы. |
Апрель | Транцлясия педагогического опыта: публикация сценариев сказок на сайте “Сабыем” |
Май | Диагностика детей. Итоговый отчет на педагогическом совете. |
Июнь | Мы рисуем любимых героев. Размещение галелеи ДОУ |
Июль | Обобщить опыт работы по теме самообразования. Отчет. |
Август | Планирование деятельности и перспектив развития. |
3. Теоретические основы методической темы самообразования
3.1. Инициатива и творческие способностей детей дошкольного возраста
В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг». Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе – умение, практические навыки.
Для развития детской инициативы нужно давать простые и интересные задания, например, театральные задания, этюды. В моей деятельности нет понятия «не знаешь», «не прав». Я стараюсь помочь детям с помощью других детей и самое главное хвалить ребенка. Ведь очень важно в самом начале работы не загубить в ребенке желание играть. Он может ошибаться и не правильный ответ имеет место быть. Ведь ребенок в начале долгого пути и ему очень важно знать, что он делает правильно, он молодец, он хороший. Ребенок, которого хвалят, уверен в себе, не боится проявлять инициативу. Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, а не авторитарного общения. Поэтому я использую педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, которое является условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка. В своей работе использую прием право выбора ролей, которая, на мой взгляд, наиболее приемлема для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор.
Творчество – постоянный спутник детского развития. Творческая деятельность ребенка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта (Выготский Л. С. и другие). Театрализованная игра как один из видов детской игры содержит в себе элементы различных видов творчества, в этом и заключается ее наибольшая ценность (Артемова А. В)
Творчество – это активная форма самовыражения. Причем самовыражение может осуществляться через слово или движение, стихотворение или мелодию. Мое педагогическое руководства – будить воображение ребенка, создать условия для того, чтобы как можно больше творчества проявляли сами дети. Самое важное является умением активизировать воспитанников, развивать их способности.
Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в театральной деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные этапы личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником образовательного процесса, что происходить в театральной деятельности.
3.2. Театрализованная деятельность в жизни дошкольников
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка. Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Основатель Московского кукольного театра С.В. Образцов высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
В условиях реализации ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Широкое использование театрализованных игр направлено на:
- усвоение и активизацию словаря;
- совершенствование лексико-грамматического строя речи, словообразования;
- формирование речевого дыхания, слухового восприятия;
- развитие выразительности речи;
- развитие памяти, внимания, умения творчески мыслить;
- развитие у детей мелкой и общей моторики;
- развитие уверенности в себе, организованности;
- воспитание дружеских взаимоотношений;
- преодоление речебоязни.
В Республике Татарстан проживают семьи, в которых дети воспитываются в условиях двуязычия. В то же время в связи с утратой татарами родного языка не в каждой семье могут обеспечить полноценное воспитание ребенка, приобщение его к национальной культуре, родному языку.
Поэтому передо мной встала такая проблема: как помочь детям развить творческие способности именно на татарском языке. Развитие творческих способностей – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя сказки татарского народа, дети знакомятся с бытом, костюмами. Так же театрализованная деятельность на татарском языке помогает детям в совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Развитие реи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Таким образом, выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности, которые, кстати, пользуются у детей неизменной любовью.
Театрализованная деятельность настолько активизирует детей, что у ребенка автоматически включается память, он запоминает все. Играя роль, ребенок хочет изобразить свой персонаж, поэтому внимание переключается на сам образ, и проще идет запоминание в татарской речи. Театрализованная деятельность показывает, что если ребенок ошибается, то сказочный герой не может, поэтому ребенок будет делать в 2-3 раза старательнее и правильнее. После таких занятий, сказок, драматизаций растут знания детей. Иногда реплики персонажей очень нравятся, а потому особенно запоминаются, и тогда дети повторяют их со своими сверстниками и родителями – это помогает обогащению словаря. Поэтому при обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств татарского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой татарского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, движения).
Особое внимание я уделяю режиссерским играм, играм-драматизациям, ведь именно в них наиболее ярко развивается воображаемая ситуация и творчество. Драматизация ближе, чем любой другой вид творчества, связана с игрой, являющейся неотъемлемой частью детства, и содержит в себе элементы разных видов творчества. Дети сами могут сочинять, импровизировать роли, инсценировать готовый литературный материал. Это является творчеством, понятным и нужным, прежде всего самим детям. Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по желанию ребенка создавать для него все необходимые условия.
Дети, играющие основные роли, очень вырастают, поэтому иногда сочиняем маленькие роли для более застенчивых детей. Эти роли дают возможность ребенку резко вырасти и догнать своих товарищей.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно - от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика деятельности, идеи знакомятся с окружающим миром во всем многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и практически неограниченна и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.
Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества; способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех: взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия.
3.3. Развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности на татарском языке
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры- драматизации;
- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения;
- отдельные упражнения по этике.
Занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений, их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:
1) развитие речи и навыков театрально- исполнительской деятельности;
2) создание атмосферы творчества;
3) социально- эмоциональное развитие детей.
Театрализация состоит из следующих приемов:
1. Игры и упражнения на выражение различных эмоций (мимика);
2. Игры и упражнения на развитие пантомимики;
3. Игры-импровизации с использованием музыкальных произведений;
4. Игры и упражнения направленные на развитие речевой выразительности.
Каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию,
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей,
- распределение ролей по карточкам,
- проигрывание ролей в парах.
При этом возникают две проблемы:
*Что делать, если ролей не хватает на всех детей;
*Кто будет играть отрицательных персонажей.
Первую проблему помогают решить подгрупповая организация занятий. Парное проигрывание ролей.
Вторая проблема- исполнение ролей отрицательных персонажей- несколько сложнее и требует глубокого, вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети хотят исполнять роли добрых, сильных, находчивых персонажей и не хотят исполнять роли добрых, сильных, находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, нечестных. Поэтому следует подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все: и дети и взрослые- артисты, которые должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли, причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее. Целесообразно, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.
Необходимо хвалить ребенка, любить, быть другом и тогда он будет творить. Воспитатель должен всячески поддерживать творческие начинания ребенка и ребенок будет развиваться личностью. Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо давление на «артистов» и «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как играют другие. Любая стрессовая ситуация может уничтожить желание ребенка играть, а следовательно, отпадет необходимость в использовании им иностранной речи. Педагогу следует помнить, что поддержать интерес к игре можно лишь при сохранении положительно окрашенного эмоционального фона на занятии. Для этого дети на занятиях должны чувствовать себя комфортно:
- не утомляться;
- быть раскрепощенными;
- сохранять заинтересованность.
Чем более комфортны условия на занятиях, тем интенсивнее происходит усвоение иноязычной речи.
На занятиях по обучению татарского языка театрализованные игры можно организовать на разных этапах:
- первый этап - ознакомление детей с новыми словами;
- второй этап - повторение пройденного материала;
- третий этап - закрепление, активное пользование языком.
На самом первом этапе работы можно включать игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов и пантомимики, что является своеобразным прологом к будущим театрализованным играм, заодно знакомить детей с новыми словами.
Перевод с одного языка на другой затрудняет создание образа языка и замедляет реакцию ребенка. Поэтому занятия практически полностью необходимо вести на татарском языке за исключением тех немногих моментов, когда использование русского языка помогает создать необходимое эмоциональное напряжение. А чтобы у ребенка возникло желание говорить с педагогом, необходимо дать ему понять, что в первую очередь педагога волнует не форма высказывания, а взаимопонимание между ними, которое легко добиться использованием жестом. Один из самых простых и надежных способов: использование жестов. Многие дети порой бессознательно прибегают к помощи жестов при попытке выразить мысль или вспомнить что-либо. А на занятиях по обучению языку необходимо практически каждую фразу ввести в сопровождении того или иного жеста и вплоть до полного усвоения фразы сопровождать им. Педагогу часто бывает достаточно показать жест, чтобы ребенок вспомнил необходимое слово.
Широко применяются пальчиковые игры, подвижные игры со словами, игровые упражнения по обучению жестам, такие, как «Сейчас я папа (мама, бабушка…)», «Сейчас я медведь (лиса, волк…)», «Я мою лицо (руки, глаза…)» и т.д.
Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительнее становится мимика детей, движения приобретают большую уверенность, управляемость. Учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях другого человека.
На втором этапе можно перейти к театрализованным играм, для этого подбирать материал, насыщенный глагольной, прилагательной лексикой. Кроме того, тексты выбирать таким образом, чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи, активизировать словарь.
Ситуацию речевого общения можно усложнить, введя в игру персонажи (куклу би-ба-бо, игрушку), которые помогают перенести диалог со сцены в зрительскую аудиторию. Дети с удовольствием вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы, которые куклы предлагают рассмотреть.
На следующем третьем этапе, когда развивается речь без зрительной опоры, закрепляются навыки связной речи, можно разыгрывать с детьми театрализованные игры по знакомым произведениям (авторским или фольклорным). Дети могут инсценировать лишь хорошо известные сказки, рассказы или стихи, в которых большое место занимает диалог и которые при разыгрывании легко превращаются в маленькие пьески или сценки. Для инсценировок можно использовать разные по жанру литературные тексты и предлагать инсценировать их в разных видах театра. Так, один и тот же текст дети инсценируют с куклами би-ба-бо, в варежковом или настольном театре, разыгрывают, как драматический спектакль.
На этом этапе работы можно предложить детям «оживить» картинки («Насекомые за чаепитием», «Звери на уроке», «Семья вечером» и т.д.) – придумать диалог и «сыграть» его в любом виде театра.
Таким образом, я считаю, что каждый ребенок индивидуален, к каждому нужен свой подход, важно давать детям, как можно больше инициативы в театральной деятельности. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Приобщает его к духовному богатству.
Систематическая работа по развитию инициативы творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности дает высокие результаты, способствует улучшению социального статуса ребенка.
Результаты своей работы буду демонстрировать в различных конкурсах, родительских собраниях, на страницах СМИ.
Список используемой литературы
1. Нормативно-правовые документы
1. Конституция Российской Федерации (принята референдумом12.12.93)
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89)
3. Конституция Республики Татарстан от 06.11.92 г.;
4. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
5. Закон РТ от 08.07.1992 N 1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»
6. Постановление КМ РТ от 17 июня 2015 г. N 443 «Об утверждении Стратегии развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы»
7. Постановление КМ РТ от 19.06.2016 № 570 «Об утверждении Концепции развития национального образования в Республике Татарстан до 2030 года»
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
9. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
10. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
11. Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года №08-249;
- Методическая литература
- Артемов Л.В. Театрализованные игры детей. – М.: Провещение, 2014.
- Балалар бакчасында проект эшчәнлеге. Яр Чаллы, 2012.
- Гончарова Н. Театрализованные игры в коррекции заикания.// Дошкольное воспитание. – Москва, 1998. - №3. – С.82.
- Журнал «Магариф
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. - М.: АРКТИ, 2014.
- Мещерякова В.Н., Абитова Г.А. Татарский язык – язык Родины.
- Мигунов Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. – М.: Детство Пресс, 2016.
- Поддьяков Н. «Игровая позиция» - важнейшее качество личности дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2015. - №8. – С.66.
- Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под редакцией Н.А. Ветлугиной
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – М.: Эксмо, 2015.
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя коррекционного учреждения Ибатуллиной Любовь Семеновны 2011-216 гг.
Данный план поможет учителям, воспитателям составить собственный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период с 2015г. по 2020г.
Цели профессионального развития:· В течение учебного года продолжать внедрять...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период учителя-логопеда
Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции речи у детей дошкольного возраста....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период...