Патриотическое воспитание дошкольников через организацию кружковой работы в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
статья (старшая группа) на тему
Обобщение опыта работы по организации кружковой работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию кружковой работы в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они дошкольникам? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: детям, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малова – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. [2]
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объемах патриотическое воспитание («Наследие» М.Ю.Новицкой, система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной, «Мы живём в России» Н.Г.Зеленовой, Л.Е.Осиповой и др.). Однако, ни одна из данных программ не раскрывает историю малых городов нашей страны. А работа по патриотическому воспитанию также предусматривает и знание своей малой Родины. [1]
Одним из подходов к построению модели ДОУ, дающего возможность воспитывать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, знающего историю и традиции своей малой Родины является развитие кружковой работы детского сада. Работа кружков позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье.
Начиная работу по патриотическому воспитанию мною была разработана программа кружка дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста в рамках регионального компонента образовательной программы по патриотическому воспитанию «С любовью к городу». Программа имела следующую цель и задачи:
1. Цель: формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, детского сада, города на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.
2. Задачи:
- создание и поддержка детского коллектива для реализации интересов, потребностей в самосовершенствовании, саморазвитии;
- содействие сплочению коллектива и связям с семьями, учреждениями социума, укрепление их дальнейшего взаимодействия;
- ориентация детей на получение знаний об истории своей семьи, города для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
- формирование дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых.
Ожидаемые результаты запланированной работы были обозначены следующим образом:
- сформированность осознанной принадлежности к коллективу, к истории детского сада, города;
- приобретение навыков толерантного (терпимого) отношения к людям старших поколений;
- формирование бережного отношения к природе, памятникам архитектуры, искусства;
- формирование активной позиции, ответственности за результаты своей деятельности.
Разработанная модель кружка имеет следующие направления (тематические блоки):
-сентябрь : «Здравствуй, детский сад!»
- октябрь: «Страницы истории родного города»
- ноябрь: «Семь+я»
- декабрь: «Город будущего»
- январь: «Культурное наследие»
- февраль: «Старшее поколение»
- март: «Мы- будущее нашего города»
- апрель: «В гармонии с природой»
- май: «С любовью к городу»
- июнь: «С пользой для города»
Осуществление программы кружка патриотического воспитания строится на основе реализации принципа единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ и семьями воспитанников. Программа охватывает различные виды деятельности детей старшего дошкольного возраста, которые реализуются в таких формах работы, как беседы, экскурсии, походы, праздники-путешествия, составление фотоальбомов, выставка рисунков, игры-путешествия, конкурсы и викторины, целевые прогулки и посещение выставок, встречи с интересными людьми, совместные праздники с родителями, трудовые акции и десанты. В группе был оформлен центр по патриотическому воспитанию детей. Создана библиотека детской литературы, приобретены новые дидактические игры (лото, пазлы, парные картинки, набор солдатиков российской армии), наглядные пособия (карты, фотоальбомы, видео- материалы и др.), а также атрибуты, связанные с государственной символикой.
В рамках «Театральной недели» (Блок «Культурное наследие») мы проводили театрализованные представления на тему русских народных сказок: «Теремок», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и др., а также народные развлечения – ярмарки, посиделки где дети в интересной интегрированной форме приобщаются к народным промыслам и традициям. Кроме того, каждой осенью в детском саду проходит выставка «Дары осени» в рамках проведения Осенних балов, а весной – выставка пасхальных сувениров и яиц. Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Формирование таких чувств, как любовь к природе родного края, желание беречь её и защищать осуществляется в таких формах деятельности, как акции «Посади цветок», «Чистый детский сад- чистый город», «Помощь пернатым друзьям». 9 мая, традиционно проводится торжественный праздник, посвящённый этой знаменательной дате. Задача этого праздника – проследить связь поколений, и поэтому почётные гости на нём – непосредственные участники тех событий. Многие ребята совместно с родителями создают альбомы и фотогазеты «История моей семьи в истории моей страны». В них они рассказывают о своих близких родственниках, участвовавших в важных событиях истории нашей Родины, а также готовят им поздравительные открытки и поделки.
Кружковая работа по формированию патриотизма идет в тесной связке со всеми образовательными областями. Например, в области «Художественно-эстетическое развитие» предполагаются беседы о народных промыслах, праздниках, беседы о творчестве русских художников с рассматриванием репродукций картин. Полученные знания, дети реализуют в продуктивной деятельности: лепке, декоративном рисовании, тематическом рисовании «Пейзажи родного края», «Дом, в котором мы живем», «Моя улица», конструировании «Моя улица», «Герб моей семьи». Наш город хоть и небольшой, но богат талантливыми художниками. Их работы часто экспонируются в выставочном зале краеведческого музея. У нас есть уникальная возможность приобщить детей к изобразительному искусству не через репродукции, которые зачастую оставляют желать лучшего, а посредством подлинных картин – работ художников нашего города. Работы наших художников – это прекрасный материал, с помощью которого можно успешно решать задачи нравственно-патриотического воспитания. Приобщаясь к изобразительному искусству и архитектуре города, дети учатся не только выделять образы картин, видеть перспективу, определять цветовую гамму, получают знания о жанрах и видах изобразительного искусства, формируют умения использовать техники и приемы рисования и лепки, но и узнают историю родного города, особенности его природы и архитектуры, знакомятся с его жителями. И, конечно же, у детей рождается чувство любви, и гордости за свою малую Родину, так как они реально видят и общаются с талантливыми людьми, в произведениях которых отражена красота родного края.
Работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями, формы взаимодействия с которыми также весьма разнообразны: тематические родительские собрания, круглый стол, совместные экскурсии, походы, праздники, выставки, создание фотоальбомов, плакатов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребенок и его близкие. Интересным для детей и родителей стало задание создать Герб своей семьи и генеалогическое древо. Всё это способствовало развитию в детях таких качеств, как любовь к родному дому, семье, детскому саду.
Опробованная на практике программа кружка была предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и рассчитана на один учебный год. Данная программа обеспечила благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в углубленном получении знаний о родном городе. Деятельность кружка создала условия для эмоционального благополучия ребенка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок-ребёнок, ребёнок-педагог, ребёнок-родители, родители-педагог.
Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служило одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Личностно-ориентированный подход к детям на занятиях, установка на активизацию их опыта помогли в раскрытии творческого потенциала каждого ребёнка.
Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребёнок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, познавать окружающий мир.
Таким образом, воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности детей. Участие в этом процессе должны принимать и семья, и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.
Литература:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: УЦ «Перспектива», 2008г.-248.
2. Подрезова Т.И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание./Т. И. Подрезова. – М.: Айрис-пресс, 2009. – с. 15–25.
3. Комротова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет. Методическое пособие.- М., 2007г.
4. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий./ авт.-сост. Е.Ю. Александрова и др.- Волгоград: Учитель, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
Важность патриотического воспитания. Экологическая работа как одно из средств воспитания патриотизма....
Презентация Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы.
Презентация создана на основе проводимой патриотической работы в группе....
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию краеведческой работы
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, О...
Выступление на педагогическом совете учреждения. Доклад на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности"
В данном материале представлен доклад выступления на педагогиеском совете учреждения- 13.11.2015 г....
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию краеведческой работы
Дети совсем не знают прошлого и настоящего нашей малой Родины. Что когда-то жили, работали и праздновали наши предки, чем они занимались, о чем мечтали? Помочь разобраться в этих вопросах сегодня – з...
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"
Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся пример...