Презентация Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы.
презентация к уроку по теме
Презентация создана на основе проводимой патриотической работы в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov_cherez_organizatsiyu_ekologo.docx | 52.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы
“Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”.
К. Паустовский
Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
1 слайд – название презентации «Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы.
2 слайд – высказывания знаменитых писателей.
3 слайд – выписка из концепции патриотического воспитания граждан РФ.
4 слайд – Основные задачи патриотического воспитания: - формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
5 слайд - Система работы по патриотическому воспитанию детей: Ознакомление с предметами ближайшего окружения.
- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми, прославившими Россию;
- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
Ознакомление с явлениями общественной жизни.
- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);
- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
Ознакомление с природой.
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к родной природе;
- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
6 слайд - Формы работы по патриотическому воспитанию: - создание развивающей среды по гражданско – патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал).
7 слайд - Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте:
8-9 слайд - Семья – часть Родины. Была проведена работа с родителями, в результате были созданы генеологические деревья.
10-11 слайд - Детский сад – второй дом. Был проведена выставка рисунка на тему: «Детский сад – второй дом».
12-13 слайд – На НОД мы рассказываем о родном городе, в котором живем, знакомим с символами нашего города (флаг, герб, гимн). Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнуть только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны. И прежде чем учить детей, необходимо научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно. И от того, как он это сделает, зависит, воспримет ли ребенок эти знания, появится ли у него желание узнать что-то новое.
Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал.
14-17 слайд – Также знакомим со страной, в которой мы живем, с государственными символами.
18-19 слайд – проводится работа в природных уголках, на участке. Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
20 слайд – созданы патриотические уголки в группах.
21 слайд – проводим экскурсии в наш мини-музей «Русская изба». Знакомим с бытом наших предков.
22 слайд – на НОД знакомим с разновидностями родов войск нашей армии, а также посвященные Великой Отечественной войне.
На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что педагоги смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия!
Патриотическое воспитание дошкольников с помощью организации эколого-краеведческой работы
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной краеведческой работы, которая ведется по трем направлениям:
1. Информационный блок – переработка теоретических материалов и использование познавательных рассказов для детей.
2. Технологический блок – разработка конспектов занятий с использованием методов развивающего обучения.
3. Организационный блок – создание предметно-развивающей среды.
Одним, из приоритетных направлений в нашем дошкольном учреждении, является экологическое образование. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
На наш взгляд очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его “маленькой” Родине (об историческом и современном городе, о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и о многом другом)
Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнуть только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны. И прежде чем учить детей, необходимо научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно. И от того, как он это сделает, зависит, воспримет ли ребенок эти знания, появится ли у него желание узнать что-то новое.
Проводя анкетирование с воспитателями по данному вопросу, мы выяснили, что наибольшую трудность у них вызвала работа по знакомству дошкольников с историей родного города, его достопримечательностями.
Такая форма работы с педагогами принесла ожидаемые, положительные результаты. Итогом семинарских занятий стала презентация воспитателями: дидактических игр, представление макетов: детского сада, улиц и достопримечательностей города, а также разработка конспектов познавательных занятий.
В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе город. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.
Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на непосредственно-образовательной деятельности по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
На музыкальной непосредственно-образовательной деятельности дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “День защиты детей”, “9 Мая – День Победы” и др., где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства).
Обязательным компонентом всей работы в течение года является природоохранная деятельность детей. Ведь охранять природу – значит охранять Родину. Периодически все вместе, воспитатели, дети и родители выходят для озеленения территории детского сада и территории вокруг детского сада под названием «Посади дерево», «Встречаем весну». Это даёт ребятам понять, что они тоже являются жителями своего города и должны помогать взрослым, поддерживать порядок в нем.
В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.
В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, мы выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также имеется старый пень, земля, покрытая мхом, грибы, муравьиные дорожки и их ходы, скопление " солдатиков". Полянка с лекарственными растениями: мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы.
Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживали за цветами: рыхлили, поливали, полили, опрыскивали. На примере сорняков объясняли многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке оставили небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, мы наглядно показывали детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и объясняли о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.
Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты посещали много раз, особенно в разные сезоны года.
Мы знакомили детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовали следующие оборудования: ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использовали разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт? ", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень понравилось играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры они научились определять силу и направление ветра, его контрастность.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями использовали опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. (Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия). В каждом опыте раскрывалась причина наблюдаемого явления, дети старались самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточнялись их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствовали формированию у детей познавательного интереса к природе, развивали наблюдательность, мыслительную деятельность.
Очень приятно, когда дети задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт? ", "А они не замёрзнут? ", "А почему ему никто не помог? " В этих случаях важно донести до детей смысл произведения.
Во время тематической НОД по рисованию "Солнышко", "Светлячок", аппликации "Яблонька", "Божья коровка", лепке "Вишенки", "Гусеница" и других использовали магнитофонную запись "Звуки природы". Дети с умилением слушали "звуки природы" и работы получались намного лучше. В детском саду ежемесячно проводились конкурсы детских рисунков" Как я провёл лето", " Времена года", "Мир глазами детей", "Листопад", "Зимушка-зима", "Тает снежок, ожил лужок". Участвовали в различных конкурсах "Лучшая поделка из природного материала". Дети старались дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что педагоги смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
Важность патриотического воспитания. Экологическая работа как одно из средств воспитания патриотизма....
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы
Опыт работы ДОУ по эколого-краеведческой работе с целью приобщения детей к духовным ценностям родного края....
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы
Мы живем в интересноее и сложное время, когда многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к прошлому и настоящему нашей Родины. Опора на красоту окружающего мира, культурны...
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы
Организация эколого-краеведческой работы и ее роль в патриотическом воспитании дошкольников. Для педагогов ДОУ...
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого – краеведческой работы
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого – краеведческой работы...
Статья "Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы"
В статье представлен материал, как организовывать патриотическое воспитание через организацию эколого-краеведческой работы....
Тематический педсовет с элементами деловой игры: «Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы в условиях ФГОС ДО».
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.Задачи:1.Систематизировать и закрепить знания педагогов об организации образовательн...