«Организация предметно-пространственной среды ДОУ, как условия воспитания детей раннего возраста».
тест по теме
"Организация предметно-пространственной среды ДОУ, как условия воспитания детей раннего возраста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetnaya_sreda.docx | 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация пространственно-предметной среды
дошкольного образовательного учреждения как условия
воспитания детей раннего возраста».
Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.
В этот период маленький человек активно познает окружающий мир, осваивает способы действий в быту, игре, на занятиях.
Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Группа раннего возраста находится на первом этаже. Пространственная среда: раздевалка, группа, отдельно расположена спальня.
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.
Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления опыта ребенка, т.к. каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения с взрослыми и сверстниками.
Предметно - развивающая среда отвечает санитарно-гигиеническим, эстетическим и педагогическим требованиям. Вся мебель подобрана с учетом возраста, роста детей и представлена так, чтобы каждый ребенок мог найти место удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния.
Для удобства организации разнообразной деятельности детей в группе выделены несколько уголков.
Уголок сенсорного развития детей. Для освоения сенсорных навыков в уголке собран материал для освоения детьми представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, кубики, игрушки-вкладыши, мозаика). Здесь же расположены и различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения.
Уголок конструирования. Здесь имеется различный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины.
Спортивный уголок оснащен оборудованием для выполнения обще-развивающих упражнений - флажки, султанчики, платочки, гимнастические палки; для развития дыхания – волшебные бутылочки, вертушки; для профилактики плоскостопия - массажные дорожки, нагрудные знаки для подвижных игр. Все оборудование подобрано с учетом возрастных особенностей детей, ярко оформлено, доступно руке ребенка. Дети самостоятельно могут менять содержание центра, выбирать то или иное оборудование для игр, использовать его в других центрах группы.
Уголок изобразительной деятельности. Имеется материал для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.). Уголок гармонично дополняют репродукции картин, которые меняются в зависимости от времени года.
Оборудован музыкально- театральный уголок с разными видами театра (пальчиковый, настольный, театр игрушек и др.) и наборами музыкальных инструментов: металлофон, бубен, барабан и др.
Уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут группы раннего возраста. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, которые сшили для детей их мамы. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно атрибуты: бусы, шапочки, ленты, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр.
Выделены и другие участки группы, где ребята часто играют или просто находятся. («Таксофон», «Медпункт», «магазин»).
В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п., Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.
Дидактический стол в группе расположен так, чтобы к нему можно было свободно подойти. Стол наполнен игровыми дидактическими материалами, игрушками, объемными геометрическими фигурами (шары, кубы); предметами-вкладышами.
Уголок воды и песка помогает воспитателю в решении одной из важных задач в развитии ребенка: педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. В центре имеется оборудование для ознакомления детей со свойствами неживой природы – тазы, ведерки, различные емкости, леечки, сачки, плавающие игрушки и предметы, губки, совочки, грабельки, фигурки из полиэтилена для аппликации с водой. Такое разнообразие привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка. Живой уголок создан для формирования бережного и доброжелательного отношения к природе. Аквариум с обитателями водного мира, цветы с крупными и мелкими листьями, мини – огород, где выращиваем с детьми лук, рассаду овощей и цветов. Здесь же полка с образцами природного материала, с которыми мы знакомим детей при изготовлении поделок на занятиях по изобразительной деятельности, альбомы, знакомящие детей с временами года.
Созданы условия для экспериментирования ребенка со звуками. В группе имеются различные озвученные игрушки (петушок, колокольчик, звучащие кубики). Игры со звучащими игрушками развивают у малышей умение прислушиваться.
Оборудованный музыкально-театральный уголок с разными видами театра (пальчиковый, настольный, театр игрушек и др.) и наборами музыкальных инструментов: металлофон, бубен, барабан и др..
Уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут группы раннего возраста. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, которые сшили для детей их мамы. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно атрибуты: бусы, шапочки, ленты, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр.
Выделены и другие участки группы, где ребята часто играют или просто находятся. («Таксофон», «Медпункт», «магазин»).
Центр развития речи представлен дидактическими играми, разнообразными альбомами, картинками, способствующими развитию речи детей. Содержание уголка меняется в соответствии с поставленными задачами определенной тематики.
Такая организация предметно-пространственной развивающей среды группы раннего возраста кажется нам наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка третьего года жизни и способствует его благоприятному развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРАКТИКЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а так...
Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях введения ФГОС"
Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях ФГОС"...
« Организация предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ для воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения»
В данной работе описана роль развития познавательной активности и исследовательского поведения у детей с нарушением зрения в особой, специально организованной...
Организация предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей раннего возраста.
С сентября 2018г мы реализуем программу «Теремок» - Ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для амплификации развития ребёнка с учётом его индивид...
«СенсориУМ новая предметно-пространственная развивающая среда в поддержке исследовательского поведения детей раннего возраста в ДОУ»
Новый вид детской деятельности – исследовательского конструирования...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОО В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОО В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСПодготовила: Балашова Е. В.,воспитатель МКДОУ д/с «Улыбка»...
Предметно-пространственная развивающая среда как средство эмоционального развития детей раннего возраста.
Тематика эмоционального развития детей очень актуальна. Анализ педагогической литературы позволил определить противоречие между методическим обеспечением эмоционального развития детей раннего возраста...