Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Волшебный мир сенсорной комнаты» для детей 3-4 года на 2020-2021 учебный год
рабочая программа (младшая группа)

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Именно от уровня сенсорного развития детей в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания ребенка. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Поэтому на этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

        Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо организовать планомерное, последовательное, целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка.

        Содержанием данной программы является формирование сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и  ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового внимания, развитие неречевого и речевого слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 51

(МБДОУ детский сад № 51)

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБДОУ детского сада № 51

Протокол № 1 от 31.08.2020 г.

   УТВЕРЖДЕНО

   Приказом МБДОУ

детского сада № 51

Приказ № 98 от 31.08.2020 г.

Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования

по познавательному развитию

«Волшебный мир сенсорной комнаты»

для детей 3-4 года

на 2020-2021 учебный год

Составили:

воспитатели,

педагоги дополнительного образования

Алексеева Янина Юрьевна

Кащеева Анастасия Дмитриевна

пос. Горки-10, 2020 г.

№ п/п

Содержание

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

1.1.1.

Актуальность программы

1.1.2.

Направленность (профиль) программы

1.1.3.

Новизна Программы

1.1.4.

Педагогическая целесообразность

1.1.5.

Отличительные особенности программы

1.1.6.

Цель и задачи реализации Программы

1.1.7.

Возраст детей, участвующих в реализации Программы

1.1.8.

Сроки реализации Программы

1.1.9.

Формы и режим занятий

1.1.10.

Планируемые результаты освоения воспитанниками содержания Программы

1.1.11.

Способы определения результативности освоения Программы

1.1.12.

Формы подведения итогов

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Содержание изучаемого курса. Учебный план.

2.2.

Основные разделы содержания

2.3.

Краткая характеристика содержания Программы

2.4.

Количество часов, отводимых на освоение Программы

2.5.

Структура занятия

2.6.

Календарно-тематическое планирование

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Методическое обеспечение и условия реализации программы

3.2.

Список литературы

3.3.

Приложение

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

Программа дополнительного дошкольного образования «Волшебный мир сенсорной комнаты» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом примерной программы и с привлечением материалов общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Сенсорная комната помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции центральной нервной системы в условиях обогащенной мультисенсорной среды.

Нормативно-правовая основа для разработки Программы:

• Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,                                 М.А. Васильевой;

• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г.                      № 1155;

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

• Устав МБДОУ детского сада № 51.

1.1.1. Актуальность программы.

Сенсорное развитие – это развитие у   ребенка процессов восприятия и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.  С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Н.П. Саккулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Актуальность выбора определена следующими факторами: сенсорное развитие является важным и необходимым условием для всестороннего развития детей. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Именно от уровня сенсорного развития детей в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания ребенка. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Поэтому на этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

        Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо организовать планомерное, последовательное, целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка.

        Содержанием данной программы является формирование сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и  ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового внимания, развитие неречевого и речевого слуха.

Учет возрастных особенностей воспитанников

Сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает.    Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе воспитания.

В младшем дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные, разнообразные свойства. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуко-высотный слух.

У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. Меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметами дети переходят к ознакомлению с предметами на основе зрения и осязания. Важнейшей особенностью восприятия детей выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания.

В результате сенсорного развития младший дошкольник усваивает сенсорные эталоны. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.

Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорного развития ребенка.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте, в процессе игр с дидактическим материалом, у детей должны сформироваться сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, форме и величине предметов.

     

1.1.2. Направленность (профиль) программы.

Направленность программы – социально-педагогическая.

Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира:

- кинестетический,

- аудиальный,

- визуальный.

Сенсорная комната предназначена для:

- реализации основной образовательной программы дошкольного образования (развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сферы, психических процессов и моторики детей);

- психокоррекции поведенческих нарушений;

- повышения уровня школьной мотивации и познавательной активности;

- налаживания детско-родительских отношений;

- социальной адаптации.

Способствует:

- улучшению эмоционального состояния;

- снижению беспокойства и агрессивности;

- снятию нервного возбуждения и тревожности;

- нормализации сна;

- ускорению восстановительных процессов после болезни;

- стимуляции мозговой активности;

- развитию исследовательской деятельности;

- коррекции двигательных нарушений.

1.1.3. Новизна программы.

Сенсорную комнату в своей профессиональной деятельности могут использовать педагоги-психологи, другие специалисты, имеющие соответствующую подготовку.

Основные области применения интерактивного сенсорного оборудования в образовательном процессе:

– занятие можно включать в комплексную систему сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сенсомоторными нарушениями, проблемами эмоционального развития, нарушениями слуха, зрения, речи и др.;

– эффективное средство обучения педагогов инновационным технологиям, методам, приемам реабилитационной, коррекционно-развивающей работы с учащимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию, в том числе с детьми-инвалидами;

– занятия, направленные на коррекцию поведения, эмоционального состояния учащихся, а также занятия с детьми «группы риска», находящиеся в трудной жизненной ситуации;

– может быть использована для проведения занятий с педагогами и другими специалистами образовательного заведения, с целью нормализации их психоэмоционального состояния.

В основу программы положены ведущие принципы работы с детьми:

  • Принцип 1: индивидуальности.

     Занятия в тёмной сенсорной комнате разрабатываются с учетом общего и эмоционального состояния ребёнка. При составлении программы занятий учитывается возраст ребёнка, корректируется время проведения занятий.

  • Принцип 2: этапности.

     В течение всей работы с ребёнком педагог-психолог знакомит ребёнка с интерактивным оборудованием и его возможностями, модифицирует или адаптирует степень сенсорной нагрузки (сложность заданий).

  • Принцип 3: дифференцированного подхода и самостоятельности.

Необходима организация полифункциональной интерактивной среды для свободной самостоятельной деятельности детей (в присутствии взрослого), для развития саморегуляции их деятельности. Использование формы работы (индивидуальная, подгрупповая), соответствующей интересам и возможностям детей 3-4 лет.

  • Принцип 4: уважения.

   Педагог, работающий с ребёнком, привлекает его к взаимодействию в разных видах деятельности в специально созданной полифункциональной интерактивной среде. Он делает это без психологического принуждения, опираясь на интерес ребёнка к содержанию и форме занятий, и активизируя его своим партнёрским участием.

  • Принцип 5: оздоровительная направленность.

   Обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

  • Принцип 6: «Не навреди!»

    Использовать любые формы работы в интерактивной среде, которые ведут к достижению поставленных целей и задач, соблюдая при этом все правила предосторожности при взаимодействии с интерактивным оборудованием.

1.1.4. Педагогическая целесообразность.

В ходе прохождения программы у обучающихся формируется адаптация к новым условиям жизни, создается чувство принадлежности к группе, положительный эмоциональный фон, дети могут овладеть определенными коммуникативными навыками, игровой деятельностью, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширить представления об окружающем мире. Так же смогут анализировать причины межличностных конфликтов и смогут самостоятельно их регулировать.

1.1.5. Отличительные особенности программы.

Отличительными особенностями являются сочетание традиционных методов психо-коррекционных занятий и инновационных технологий сенсорной комнаты, которые обеспечивают более глубокое и успешное решение проблем дошкольников. Занятия с использованием среды сенсорной комнаты являются одним из наиболее эффективных психологических аспектов в процессе адаптации детей в дошкольном учреждении. Используя оборудование «волшебной» комнаты, занятие легко превратить в игру или сказку.

Программа предполагает тесный контакт педагога-психолога с родителями в форме консультаций и бесед по актуальным вопросам развития детей дошкольного возраста в период адаптации к условиям ДОУ.

Концептуальными основаниями программы выступают:

- идея амплификации детского развития;

- идея психологической безопасности образовательной среды;

- принцип ведущей деятельности;

- принцип личностно - деятельностного подхода;

- принцип личностно- ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком.

Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребёнка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

1.1.6. Цель и задачи реализации Программы.

Цель Программы: профилактика эмоционального напряжения и развитие сенсорных эталонов в условиях сенсорной комнаты у детей старшего дошкольного возраста. Повышение уровня сенсорного развития детей.

Задачи Программы

1. Восстановление эмоционального комфорта, поддержание стремления ребенка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии.

2. Снятие тревоги, создание чувства безопасности, незащищенности.

3. Обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по форме и цвету вокруг образцов-эталонов, а также последовательному описанию формы, выполнению планомерных действий.

4. Развитие восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, целостного образа предметов.

5. Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонацию;

6. Привитие навыков социального поведения;

7. Смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

8. Развитие нравственных качеств;

9. Повышение активности и самостоятельности детей;

10. Формирование и коррекция нарушения в общении.

Ожидаемые результаты

К концу года дети должны:

  • быть успешными в предметной деятельности;
  • знать и соотносить с эталоном основные цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) и их оттенки (голубой, розовый);
  • различать и знать геометрические формы: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;
  • идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, форма, величина).

Программа способствует:

  • стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.;
  • развитию мелкой моторики;
  • созданию положительного эмоционального фона;
  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

1.1.7. Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Программа занятий рассчитана на детей второй младшей группы (3-4 года).

1.1.8. Сроки реализации программы.

Срок реализации программы 1 учебный год с 01.09.2020. по 31.05.2021.

1.1.9. Форма и режим занятий.

Программа описывает систему мер на снятие психоэмоционального напряжения, которая включает:

- релаксационные упражнения;

- релаксационные настрои и аутотренинги;

- работа с оборудованием сенсорной комнаты.

Занятия в сенсорной комнате проводятся в игровой форме по подгруппам – 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 15 минут (согласно расписанию).

Учитывая предметно-развивающую среду, в которой проводятся занятия (помещение «разбито» не несколько зон, в том числе развивающую), допускается время пребывания детей в кабинете до 20 минут при условии регламентированного соблюдения смены видов деятельности (игры с песком).

Требования к специалисту, работающему в сенсорной комнате:

- Психолого-педагогическая компетентность (психолого-педагогическое образование, обучение на полифункциональном интерактивном оборудовании сенсорной комнаты).  

- Наличие знаний и опыта работы с дошкольниками.

- Доброжелательность, открытость.

Методы работы: 

- цветотерапия;

- музыкотерапия;

- импровизация;

- сказкотерапия;

- звукотерапия;

- ароматерапия;

- мышечная релаксация.

Занятия проводятся в доброжелательной обстановке в игровой форме, как самой приемлемой формы обучения детей дошкольного возраста. Поэтому каждое занятие превращается в своеобразную игру: путешествие, поход, экскурсии, сказки.

В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Поскольку дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по много раз, занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Полученная таким образом информация лучше запоминается.

Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер, как правило, они индивидуальны в каждой группе. Во время занятий дети сидят в кругу – на подушечках или на полу. Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Программа составлена с учетом реализации  межпредметных связей по разделам:

  1. Художественно – эстетическое:

1.«Музыкальное воспитание», музыкальное сопровождение дидактических игр способствует развитию у детей эстетического восприятия.

 «Изобразительная деятельность», знакомство с цветами и их оттенками, формой и величиной предметов помогает в занятиях по лепке, аппликации и рисованию.

2. «Речевое развитие», у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата во время проговаривания названий цветов и их оттенков, сравнивания предметов по величине, названий геометрических форм.

3. «Познавательное», дети знакомятся с основными цветами спектра и их оттенками, геометрической формой и величиной предметов, учатся сравнивать предметы по одному или нескольким параметрам.

4. «Социально-коммуникативная», дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, учатся коллективной работе.

1.1.10. Планируемые результаты освоения воспитанниками содержания программы.

Сенсорное развитие играет важную роль в психологическом и социальном становлении личности ребёнка. Психическое развитие, развитие интеллектуально – познавательной сферы и речи ребенка происходит в процессе интеграции внешнего мира во внутренний. Сенсорная комната для ребенка – это идеальная обстановка, в которой он не только расслабляется, но и получает новые представления о мире, новые ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.

Планируемые образовательные результаты:

- Реализация Стандарта дошкольного образования;

- Повышение оценки качества образования;

- Индивидуализация образования;

- Успешное развитие ребенка;

- Здоровая психика участников образовательного процесса.

Дети смогут:

- Применять основные способы саморегуляции и самоконтроля;

- Управлять своим телом, дыханием;

- Передавать свои ощущения в речи;

- Расслабляться, освобождаться от напряжения;

- Выражать положительные и отрицательные эмоции;

- Уверенно вести себя в различных ситуациях;

- Оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;

- Эффективно общаться и обладать мотивацией к общению;

- Преодолевать негативные эмоции по отношению к сверстникам (агрессивность).

1.1.11. Способы определения результативности освоения программы.

– Контрольные занятия;

– Педагогическая диагностика.

 

1.1.12. Формы подведения итогов.

Подведение итогов занятий в сенсорной комнате: обсуждение самочувствия, эмоционального состояния, умение и применения способности к релаксации. 

Формы подведения итогов реализации программы: фотоотчеты, открытые занятия.

2. Содержательный раздел.

2.1. Содержание изучаемого курса. Учебный план.

№ п/п

Название раздела

Количество ООД

1.

Цвет предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету.

12

2.

Величина предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине.

8

3.

Форма предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме.

12

4.

Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно с отвлечением от третьего признака.

4

2.2. Основные разделы содержания.

Программа состоит из четырех разделов:

1. Занятия, развивающие тактильное и кинестетическое восприятие, вестибулярный аппарат.

2. Занятия, развивающие восприятие тела в пространстве, чувство равновесия, мускульного напряжения, движения глаз.

3. Занятия, развивающие ощущения тела, моторное планирование, слуховое восприятие.

4. Занятия, развивающие глазодвигательную координацию, визуальное восприятие, речь.

Занятия проводятся, в форме бесед, игр.

2.3. Краткая характеристика содержания программы.

В основе развивающих занятий – игры и игровые упражнения, задания в развивающих пособиях, направленные на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, произвольной сферы и т.п. и на развитие эмоционально-личностной сферы: формирования определённых личностных качеств (нравственно-волевых, навыков общения, самоконтроля, самоорганизованности).

Также особое внимание уделяется развитию тонкой моторики руки, общей координации, есть элементы дыхательной и координационной гимнастики, упражнения на релаксацию.

В основе занятий лежит идея использования в обучении собственной активности ребёнка в условиях коллективной игры.

Только те знания прочно усваиваются, которые добыты самостоятельно. То, что ребёнку сообщают, может пройти мимо его сознания, его собственное открытие остаётся в памяти навсегда. Кроме того, использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнёрства, взаимоответственности и т.д. Без этих навыков ребёнку трудно будет адаптироваться в дошкольном пространстве.

Сенсорное развитие играет важную роль в воспитательном и социальном становлении личности ребёнка. Психическое развитие, развитие интеллектуально-познавательной сферы и речи ребенка происходит в процессе интеграции внешнего мира во внутренний. Сенсорная комната для ребенка – это идеальная обстановка, в которой он не только расслабляется, но и получает новые представления о мире, новые ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.

2.4. Количество часов, отводимых на освоение Программы.

Занятия по программе проводятся в течение учебного года с 01.09.2020. по 31.05.2021.; один раз в неделю во второй половине дня. В год – 36 занятий. Длительность занятия: 15 минут.

2.5. Структура занятия.

Все занятия данной программы имеют следующую структуру:

 Вводная часть

 Игры на снятие психоэмоционального напряжения

 Элементы дыхательной гимнастики

 Сюрпризный момент

 Упражнения на расслабление

 Дополнительные упражнения

 Подвижная игра

 Пальчиковая гимнастика

 Релаксация

 Рефлексия

Ожидаемый результат

Данная программа даст возможность ребенку адаптироваться к новым условиям жизни, создаст у него чувство принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, дети смогут овладеть определенными коммуникативными навыками, игровой деятельностью, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире. Так же смогут анализировать причины межличностных конфликтов и смогут самостоятельно их регулировать.

Общее психофизиологическое развитие

  • Развитие физиологических, возрастных, психоэмоциональных, интеллектуальных и речевых функций;
  • активизация мышления;
  • повышение иммунитета;
  • улучшение соматического здоровья;
  • коррекция эмоционального состояния;
  • активизация деятельности;
  • нормализация сна;
  • развитие мелкой моторики.

Эмоциональное развитие

  • Обогащение эмоционального опыта;
  • преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и агрессивности;
  • стимуляция приятных и эстетических значимых переживаний;
  • формирование эмоционально спокойного состояния, способствующее снятию негативных эмоций и состояний;
  • формирование коммуникативных навыков у детей;
  • коррекция девиантного поведения.

Речевое развитие

  • Активизация словаря;
  • накопление языковых представлений;
  • формирование способности ребенка к пониманию обращенной к нему и контекстуальной речи;
  • формирование диалогической речи;
  • формирование элементов словесного планирования;
  • формирование монологической речи;
  • формирование способности связно рассказывать, выделяя основную мысль;
  • развитие выразительности речи.

Социальное развитие

  • Формирование личностной ориентации;
  • формирование способностей осознания и переживания успехи-неуспехи, результаты деятельности;
  • проекция общественных взаимодействий;
  • развитие социальных норм поведения;
  • ориентация ребенка на взрослого как на источник социального опыта;
  • формирование организационных умений
  • развитие умения переносить освоенные навыки в незнакомую ситуацию;
  • осмысление не сложных конструкций, отражающих общественные правила, нормы общения и поведения в обществе;
  • освоению теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта;
  • развитие умения подчинять свои поступки усвоенным моральным и этическим нормам;
  • формирование и развитие творческих способностей;
  • формирование развития самосознания, самоконтроля, способности адекватного отношения к себе и окружающим;
  • формирование правильное поведения в коллективе.

 

2.6. Календарно – тематическое планирование.

Месяц

№ ОД

Тема

Всего ОД

Задачи

Раздел «Цвет предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету».

Сентябрь

1

2

3

4

Д/и «Рыбки».

Д/и «Ежики».

Д/и «Чей колпачок».

Д/и «Разноцветные круги».

1

1

1

1

Знакомство детей с сенсорной категорией «Цвет», знакомство с основными цветами: красным, желтым, синим; развивать мелкую моторику рук. Закрепление умений различать и называть основные цвета.

Октябрь

5

6

7

8

Д/и «Спрячь мышку».

Д/и «Разноцветные комнаты».

Лото «Цвет».

Словесная игра «Что бывает такого цвета?».

1

1

1

1

Знакомство с основными цветами спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный); учить детей соотносить предметы по цвету.

Ноябрь

9

10

11

12

Мини-эксперимент «Синий и белый».

Мини-эксперимент «Красный  и белый».

Мини-эксперимент «Окраска воды».

Д/и «Подбери к своему цвету»

1

1

1

1

Знакомство детей с оттенками спектра: голубым и розовым цветом. Закреплять умения различать и называть цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, голубой, розовый.

Раздел «Величина предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине».

Декабрь

13

14

15

16

Д/и «Матрешка».

Д/и «Спрячь игрушки в коробки».

Д/и «Построим диванчики для большой и маленькой кукол».

Д/и «Посади бабочку на цветок».

1

1

1

1

Знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с понятиями «большой – маленький».

Январь

17

18

19

20

Д/и «Мячи».

Д/и «Куклы и медведи».

Д/и «Разложи мишкам мисочки».

Д/и «Домик для медведя, лисы и мышки».

1

1

1

1

Закреплять представления детей о величине, учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству. Развитие умения соотносить три разных предмета по величине.

Раздел «Форма предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме».

Февраль

21

22

23

24

Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №1).

Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №2).

Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №3).

Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №4).

1

1

1

1

Знакомство детей с сенсорной категорией «Форма». Познакомить детей с четырьмя плоскими геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры.

Март

25

26

27

28

Д/и «В царстве «фигурок-человечков».

Д/и «Разложи фигуры по местам!»

Д/и «Почини одежду зайчикам».

Д/и «Гости».

1

1

1

1

Развивать умение детей различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Апрель

29

30

31

32

Д/и «Найди предмет такой же формы».

Д/и «Чудесный мешочек-1».

Д/и «Чудесный мешочек-2».

Д/и «Разрезные фигурки».

1

1

1

1

Закреплять представления о 4 геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; развивать умение идентифицировать предметы по форме, называть шар, кубик, кирпичик, призма-крыша. Развивать умение составлять целое из двух частей.

Раздел «Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно с отвлечением от третьего признака».

Май

33

34

35

36

Лото «Цвет и форма».

Лото «Величина и форма».

Д/и «Магазин» (Вариант №1).

Д/и «Магазин» (Вариант №2).

1

1

1

1

Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно с отвлечением от третьего признака.

Итого:

36 занятий

3. Организационный раздел.

3.1. Методическое обеспечение и условия реализации программы.

Занятия по программе должны проводиться в помещении с хорошим освещением, вентиляцией. Площадь помещения сенсорной комнаты должна быть не менее 10 кв. м. Важно наличие окна, т. к. помещение нужно регулярно проветривать, при этом окно должно иметь светонепроницаемые шторы, так же необходимы электрические розетки.

     Затемненные окна в темной сенсорной комнате максимально усиливают влияние световых приборов на восприятие. Светонепроницаемый занавес может представлять собой жалюзи, рулонные или обычные шторы из плотной ткани. Главное, чтобы он блокировал дневной свет, сохраняя в комнате темноту или полутьму.

Мягкие модули на полу позволят создать ощущение уюта, будут способствовать безопасности детей. Ими также можно воспользоваться для разделения пространства на зоны.

Для размещения основного светового оборудования может понадобиться мебель. Она должна быть новой, современной, оригинальной и безопасной формы (углы закругленные, размер минимальный), соответствовать цвету стен.

Сенсорная комната по предметно-развивающей среде условно можно разделить на среду темной сенсорной комнаты, среду светлой сенсорной комнаты.

           Оборудование сенсорной комнаты

- Мягкая платформа для воздушно-пузырьковой трубки.

- Воздушно-пузырьковая трубка "Оптима".

- Комплект из двух акриловых зеркал для воздушно-пузырьковой трубки.

- Интерактивный сухой бассейн с пультом управления + шары + подставка.

- Акриловая зеркальная панель к сухому бассейну.

- Фиброоптический модуль "Весёлое облако".

- Зеркальный шар с мотором + источник света.

- Проекционный дизайн "Виртуальная реальность".

- Фибердуш "Солнышко" на пульте управления.

- Панно "Бесконечность".

- Мягкий кубик с пучком волокон на пульте управления.

- Фиброоптический ковер "Млечный путь".

- Музыкальное кресло-подушка большая.

- Мягкая форма "Пуфик".

- Фиброоптический занавес с деревянным гребнем.

- Мат настенный "Волна", мат напольный, детская подушечка.

- Световой модуль для рисования песком, цветная подставка, отсек для песка, набор лопаток + ножки + песок.

- Волшебная пещера, в комплектации идут маты и подушки, гирлянда и чехол поверх гирлянды.

- Интерактивная светозвуковая панель "Лестница света", 9 ячеек.

- Панель дидактическая (Субмарина).

3.2. Список литературы.

Нормативно-правовая литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Пособия:

1. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. 4 изд., исправленное и дополненное. М.: АРКТИ, 2010.

2. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия/ сост. Т.В. Селищева. - Волгоград: Учитель.

3. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие. Под ред. Л. Б. Баряевой. СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.

4. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. М.: АРКТИ, 2008.

5. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

6. «Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога» Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. М., 2003.

7. «Диагностика готовности ребёнка к школе». Под ред. Н.Е. Вераксы. М.:, 2007.

8. «Энциклопедия современных развивающих методик». В.Г. Дмитриева. М., 2009.

9. «Практический психолог в детском саду». А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. М.:, 2011.

10. «Специальная психология». Под ред. В.И. Лубовского. М., 2005.

11. «Справочник психолога ДОУ». М.А. Аралова. М., 2010.

12. «Игротерапия общения». М.А. Панфилова. М., 2000.

13. Сазонова Н.П., Новикова Н.В. «Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье». СПб., Детство-Пресс, 2010.

14. Т.Л. Шишова «Страх мой – враг мой». М., 2011.

3.3. Приложение.

Упражнения для детей в сенсорной комнате 3-4 лет нацелены на: развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного и вкусового восприятия; закрепление воспринятого предмета и свойства в слове; формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной).

«Трубка с пузырьками»

Упражнение «Поймай взглядом»

Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания.

Ход упражнения

Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки).

Дети внимательно рассматривают, происходящее в трубке.

Упражнение «Посчитаем пузырьки»

Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.

Ход упражнения

Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: «Ребята, смотрите, сколько пузырьков плавает, давайте их посчитаем».

Дети вместе с педагогом считают пузырьки, прослеживая пальчиками их движения.

Упражнения «Верх – низ»

Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации; совершенствование ориентировки в пространстве (низ-верх).

Ход упражнения

Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: «Ребята, куда поплыла эта красная рыбка?»

Дети определяют расположение рыбок (верх-низ).

«Зеркало»

Упражнение «Нарисуй себя»

Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания.

Ход упражнения

Педагог обращает внимание детей на зеркало: «Посмотрите на себя в зеркало, потрогайте свое отражение».

Затем педагог раздает детям краски и просит каждого ребенка нарисовать на зеркале себя. Ребенок обводит на зеркале контур своего лица, рисует части лица: глаза, брови, губы и т.д.

После рисования дети рассматривают свои рисунки без света и при свете.

Упражнение «Рисуем эмоции»

Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания, эмоционального мира детей.

Ход упражнения

Педагог обращает внимание детей на зеркало и просит их посмотреть на себя в зеркале, потрогать свое отражение.

Затем педагог показывает в зеркале веселую улыбку и спрашивает у детей, какая это эмоция.

Назвав эмоцию, дети должны изобразить ее на зеркале красками. В ходе, упражнения дети изображают одну какую – либо эмоцию.

При повторении упражнения следует усложнить задачу – изобразить несколько эмоций, свое эмоциональное состояние, а также состояние педагога, другого ребенка.

«Каскад»

Упражнение «Сжимаем в кулачке»

Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Ход упражнения

Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Обращается к детям: «Так как волокна мягкие, их можно сгибать. Давайте соберем волокно в ручке».

Педагог показывает детям, как можно собрать волокно в ладошке.

При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество волокон, включенное в одно задание должно постепенно увеличиваться.

Упражнение «Наматывание»

Цель: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Ход упражнения

Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, наматывая их на пальцы и проговаривая: «Волокна мягкие, поэтому они гнутся, их можно наматывать. Например, на пальчик».

Дети вместе с педагогом наматывают волокно на пальчик; на несколько пальчиков; на ладонь; на руку и т.д.

Педагог постоянно комментирует свои действия.

Упражнение «Заплетем косу»

Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Ход упражнения

Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, сплетая их и говоря: «Так как волокна мягкие, они гнуться. Давайте сплетем из них косичку».

По образцу, предложенному педагогом, дети плетут косички. Косички могут состоять из трех и более волокон.

Упражнение «Узелки»

Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Ход упражнения

Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, завязывая узелки и говоря: «Волокна мягкие, поэтому они гнуться. Давайте завяжем из них узелки».

По образцу, предложенному педагогом, дети завязывают узелки: сначала на одном волокне; затем один узелок завязывается из нескольких волокон.

«Тактильная емкость»

Упражнение «Знакомство»

Цель: ознакомление с разнообразием тактильных ощущений.

Ход упражнения

Педагог знакомит детей с разнообразием тактильных ощущений. Затем он начинает тактильное обследование предметов, называя качества поверхности.

Доставая из емкости предметы, воспитатель дает детям обследовать их поверхности на ощупь, спрашивая о признаках данных предметов.

Если при выполнении задания у детей возникают затруднения, педагог поясняет им, какие это предметы (твердый, шершавый, колючий и т.д.).

Упражнение «На ощупь»

Цель: развитие визуального канала, тактильных ощущений.

Ход упражнения

Дети вместе с педагогом повторяют, какими могут быть предметы на ощупь. Затем они группируют «тактильные предметы» по отдельным признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений.

Упражнение «По порядку»

Цель: развитие визуального канала, тактильных ощущений.

Ход упражнения

Дети вместе с педагогом называют признаки предметов из сенсорной емкости. Затем они раскладывают предметы по степени гладкости, ворсистости и т.д.

Упражнение «Характер ощущений»

Цель: развитие тактильных ощущений, памяти, воображения, эмоционального мира детей.

Ход упражнения

Педагог предлагает детям потрогать предметы и определить, каков этот предмет на ощупь. Затем он просит ребенка назвать свойства предмета по ощущениям (мягкий, добрый, твердый, колючий, злой и т.д.).

Упражнение «Эмоциональный рассказ»

Цель: развитие всех сенсорных каналов, эмоционального мира детей.

Ход упражнения

Педагог вместе с детьми составляет рассказик с помощью тактильных предметов на основе сопоставления их поверхностей. Педагог рассказывает, а ребенок выкладывает предметы один за другим по ходу рассказа, ассоциируя эмоциональное описание героя рассказа с характером поверхности предмета.

Пример: «Летела злая Баба-Яга» – ребенок выкладывает колючий предмет (ассоциация: колючий – злой).

«Набор геометрических фигур»

Упражнение «Найди пару»

Цели: формирование представлений о цвете, форме, величине предметов путем сличения; развитие слухового внимания.

Ход упражнения

Педагог предлагает детям набор геометрических фигур разной формы, величины, цвета. Каждому ребенку выдается образец, к которому он должен найти пару.

При повторении упражнения педагог постепенно увеличивает количество геометрических фигур.

Упражнение «Группировка»

Цель: формирование представлений о цвете, форме, величине предметов путем их сличения.

Ход упражнения

Детям предлагается набор геометрических фигур разной формы, величины, цвета.

Педагог предлагает детям сгруппировать одинаковые предметы: по форме, величине, цвету.

Упражнение «Разложи по порядку»

Цели: формирование представлений о цвете, форме, величине предметов путем их сличения; развитие слухового внимания, зрительной памяти.

Ход упражнения

Педагог предъявляет детям предметы, расположенные в определенном порядке, не анализируя их. Дети должны разложить предметы в том же порядке.

При повторении упражнения педагог постепенно увеличивает количество предметов.

Упражнение «Построим башенку»

Цель: совершенствование умения детей упорядочивать объекты по цвету и форме, действуя самостоятельно по образцу.

Ход упражнения

Используя набор из геометрических фигур разного цвета, формы и величины, педагог предлагает детям построить красивые башенки по образцу (зеленый кубик и оранжевый треугольник и т.д.) и проанализировать детали постройки.

Взрослый раздает детям несколько предметов разной формы, и они выполняют задание по образцу самостоятельно.

При необходимости педагог оказывает детям помощь, напоминая о том, в каком порядке должны следовать предметы.

При повторении упражнения педагог постепенно увеличивает количество предметов.

Упражнение «Какого цвета предмет?»

Цели: обучение умению называть цвета предметов, выделяя заданный цвет из нескольких разноцветных объектов; формирование умения сосредотачиваться на вопросе, правильно отвечать на него.

Ход упражнения

Педагог сообщает детям о том, что им предстоит называть цвета предметов, которые будут им предъявлены. После этого взрослый снимает салфетку с предметов, просит детей рассмотреть их, а затем задает вопросы. Пример: «Какого цвета шар?», «Какого цвета треугольник?» и т.д.

Упражнение продолжается до тех пор, пока не будут названы цвета всех предметов.

В завершение упражнения педагог может предложить детям ответить на следующие вопросы: «Какие предметы красного цвета?», «Какие предметы желтого цвета?» и т.д.

Упражнение «Какой формы предмет?»

Цель: обучение умению называть заданную форму предметов, выделяя ее из нескольких объектов; формирование умения сосредотачиваться на вопросе, правильно отвечать на него; развитие речевой активности.

Ход упражнения

Педагог сообщает детям о том, что им предстоит называть форму предметов, которые будут им предъявлены. После этого взрослый снимает салфетку с предметов, просит детей рассмотреть их, а затем задает вопросы. Пример: «Какой формы зеленый предмет?», «Какой формы красный предмет?» и т.д. Упражнение продолжается до тех пор, пока не будут названы формы каждого предмета.

Упражнение «Узнай предмет»

Цели: обучение умению запоминать название цвета, формы, величины предметов после кратковременной экспозиции, удерживать их в памяти определенное время; формирование умения сосредотачиваться на цели.

Ход упражнения

Педагог сообщает детям о том, что им предстоит запомнить цвет, форму, величину предметов, которые им будут предъявлены на короткое время.

После этого взрослый снимает салфетку с 2 предметов на 30 секунд, затем вновь накрывает их и просит детей по памяти назвать. Пример: цвет треугольника; форму красного предмета; величину треугольника.

При повторении упражнения педагог: а) заменяет предметы; б) увеличивает количество предметов.

«Ветерок»

Упражнение «Дыхание»

Цели: развитие кинестетических ощущений; обогащение сенсорного опыта.

Ход упражнения

Педагог просит детей вспомнить, каким воздухом дует «Ветерок», обращается к ним: «А чем мы можем выдумать такой же воздух? (Ротиком). Давайте попробуем выдумать холодный воздух».

Далее взрослый рассказывает и показывает детям, как можно выдуть холодный воздух, затем – теплый. Дети повторяют действия педагога.

Упражнение «Где дует ветерок?»

Цель: развитие ориентировки в структуре и ощущениях собственного тела.

Ход упражнения

Педагог включает сенсорное панно «Ветерок» и начинает дуть им на разные части тела детей. Ребята определяют через зрительный анализатор и ощущения, куда педагог направляет поток воздуха, какой это поток: холодный или теплый.

Педагог «дует» на детей сначала одним потоком воздуха, затем – другим, далее – чередует потоки.

Упражнение «Ветерок или дыхание?»

Цели: развитие ориентировки в структуре и ощущениях собственного тела; развитие тактильной памяти.

Ход упражнения

Дети закрывают глаза. Педагог включает сенсорное панно «Ветерок» и начинает дуть на разные части тела детей то дыханием, то «Ветерком».

Дети определяют, от педагога или от «Ветерка» исходит поток воздуха.

Через кинестетический анализатор дети определяют силу и температуру потока, посла чего называют части тела, на которые направлен поток.

Упражнение «Солнечный зайчик»

Цели: развитие кинестетических ощущений; развитие самосознания, воображения, мышления, эмоционального мира; релаксация.

Ход упражнения

Дети ложатся на матрац и выполняют движения в соответствии с текстом, который читает им педагог: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть его.

Погладь голову, шею, животик, руки, ноги…Солнечный зайчик забрался за шиворот – погладь его и там.

Он не озорник, – он любит тебя, и ты погладь его и подружись с ним».

Упражнение «Узнай прикосновения»

Цели: развитие кинестетических ощущений; развитие самосознания, воображения; релаксация.

Ход упражнения

Звучит спокойная музыка. Ребенок свободно ложится на матрац и закрывает глаза.

Педагог и дети рассаживаются вокруг лежащего ребенка. Каждый ребенок по очереди прикасается к лежащему ребенку, который должен угадать характер прикосновений; место, до которого дотронулись.

Все дети должны побыть в роли «лежащего».

Во время выполнения упражнения педагог следит за тем, чтобы сила прикосновений была бы для лежащего на матрасе ребенка безопасной.

При повторении упражнения педагог подсказывает детям все новые варианты разнородных прикосновений. При этом количество однородных прикосновений должно увеличиваться.

Упражнение «Я…»

Цель: развитие кинестетических ощущений, самосознания, воображения, эмоционального мира.

Ход упражнения

Дети ложатся на матрац, с закрытыми глазами слушают текст, который говорит им педагог. Звучат музыкальные отрывки, соответствующие инструкциям педагога: «Ребята, прислушайтесь (звучит рычание льва), представьте себе, что вы – львы, закройте глаза и изобразите это (дети рычат, «выпускают когти» и т.п.).

Слушайте внимательно (звучат голоса птиц), с закрытыми глазами покажите, как летают птички и т.п. (лежат камни; растут цветы, течет ручеек). Дети, лежа на матрасе с закрытыми глазами, изображают различные предметы живой и неживой природы.

«Зеркальный шар»

Упражнение «Поймай взглядом»

Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания движения.

Ход упражнения

Педагог обращает внимание детей на крутящиеся и создающий разноцветные блики («мерцающие звезды») зеркальный шар: «Смотрите, как много звезд! Заметьте, одна звездочка улыбается вам. Вон она полетела. Давайте поймаем ее глазками, – она хочет с вами поиграть»

Дети ловят взглядом звездочку.

Упражнение «Поймай ладошками»

Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.

Ход упражнения

Педагог обращает внимание детей на крутящийся и создающий разноцветные блики («мерцающие звезды») зеркальный шар: «Смотрите, как много звезд! Обратите внимание, звездочки улыбаются вам. Они хотят с вами поиграть. Вон они убегают от нас. Давайте, догоним их и поиграем с ними».

Дети ловят звездочки ладошками, весело бегают за ними, не отрывая ладошек от отражения звездочек.

Сенсорное панно «Галактика»

Упражнение «Звездное небо»

Цели: обогащение сенсорного опыта; развитие зрительного восприятия.

Ход упражнения

Дети и педагог лежат на водяном матраце, любуясь картиной «Звездного неба».

Педагог спрашивает детей, в какое время суток могут гореть звездочки.

Дети рассматривают небо, определяя цвет, форму, размер звездочек. Педагог обращает их внимание на Млечный путь, объясняет детям, что это такое.

Упражнение «Поймай звезду»

Цель: развитие кинестетического восприятия, воображения, памяти, мышления, крупной моторики, ориентировки в пространстве.

Ход упражнения

Педагог обращает внимание детей на сенсорное панно «Галактика», говорит им: «Давайте, представим себе, что звездочка упала и нужно ее поймать. Вот она, звезда, закружилась и полетела».

Каждому ребенку дается задание определить, куда полетела звездочка. Каждый должен в указанном месте «поймать» свою воображаемую звезду, делая хватательные движения, ловя ее и т.д.

Когда каждый ребенок поймает воображаемую звезду, педагог обращает внимание всех на то, что, к примеру, у Маши звездочка колючая, у Игоря – мягкая и т.п. Дети должны изобразить ощущения от названной звезды.

При повторении упражнения дети должны сами называть воображаемое качество своей звезды, а педагог постепенно усложняет задание: просит каждого ребенка «поймать» не одну, а несколько звездочек.

Упражнение «А у тебя какая звезда?»

Цели: развитие кинестетического восприятия, воображения, памяти, мышления, ориентировки в структуре собственного тела.

Ход упражнения

Дети и педагог лежат на водяном матраце, любуясь картиной «звездного неба». Педагог предлагает им представить звездопад и говорит: «Звезды посыпались с неба и падают на нас. Толе колючая звезда упала на животик, Наташе на…» И т.п. Названный ребенок, представляя, как колючая звезда колет его животик, должен изобразить это.

К каждому ребенку во время упражнения «прилетает» по одной звезде.

При повторении упражнения дети должны сами называть воображаемое качество прилетевшей звезды, а педагог постепенно усложняет задание: просит каждого ребенка изобразить телесный контакт не с одной, а с несколькими звездочками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

«Волшебный мир сенсорной комнаты» для детей 4-5 лет на 2020-2021 учебный год. Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по познавательному развитию

Цель ПрограммыОпределение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том ч...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

ПРОГРАММА дополнительного образования по познавательному развитию с использованием интерактивной песочницы для детей от 3 до 7 лет «ВСЕ ОБО ВСЕМ»

В настоящее время в нашей стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. В связи с пересмотром приор...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....