ПРОГРАММА дополнительного образования по познавательному развитию с использованием интерактивной песочницы для детей от 3 до 7 лет «ВСЕ ОБО ВСЕМ»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Аникина Ирина Николаевна

В настоящее время в нашей стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. В связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vse_obo_vsem_22-23.docx74 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

ШКОЛА № 1367

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школы № 1367

____________________Е.Н.Степанова

«___»________________2021г.

ПРОГРАММА

дополнительного образования по познавательному развитию с

использованием интерактивной песочницы

для детей от 3 до 7 лет

 «ВСЕ ОБО ВСЕМ»

ул. Гравороновская д.8 к.3

ПЕДАГОГ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аникина

Ирина Николаевна

Москва, 2022 г.

Пояснительная записка

В настоящее время в нашей стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. В связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Эксперименты бывают:

-индивидуальные или групповые-однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)

По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными: -констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление)

-сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса)-обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По способу применения эксперименты могут делиться на:

-демонстрационные

-фронтальные.

Детское экспериментирование - специально организованная деятельность способствующая становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта, саморазвитию ребенка. 

Наиболее подходящим возрастом для начала осуществления исследовательской деятельности является период с 3 до 7 лет. Специально подготовленные занятия по экспериментированию в ДОО смогут расширить представления ребенка об окружающем мире, заинтересовать его чем-то таким, с чем бы он, возможно, не столкнулся в быту. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Все это определило необходимость разработки программы дополнительного образования по познавательному развитию «Все обо всем» с использованияем интерактивной песочницы.

В основе программы «Все обо всем» лежит исследовательский метод обучения дошкольников: детское экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания.

Особенностью программы является интеграция различных видов детской деятельности. Познавательная деятельность интегрируется с другими видами деятельности: поисково – исследовательской, игровой, речевой, трудовой, изобразительной, чтение художественной литературы, музыкальной, конструктивной.

В программе предусмотрены опыты, как основной метод познавательной активности в процессе детской экспериментальной деятельности.

Программа включает в себя игровые технологии, традиционные методы и приемы: наблюдения, беседы, моделирование, планы-схемы, алгоритмы.

В ходе эксперимента:

Ребенок:

-самостоятельно находит решения, подтверждения или опровержения собственных представлений-выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Педагог:

-наблюдать за деятельностью воспитанника

-оказывать помощь воспитанникам по их обращению, тем самым побуждать мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

Программа «Все обо всем» предназначена для детей 3-7 лет в режиме дополнительных занятий во второй половине дня (с учетом 2 занятий в неделю). Форма занятий подгрупповая.

Основная цель программы - создание условий для развития и поддержания интереса к исследованиям, открытиям, овладения способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечения становления мировидения ребенка, его личностный рост.

Настоящая программа способствует решению основных задач:

1.Формировать у детей дошкольного возраста мышление, т.е. способствовать умение видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей

2.Поддержать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.

3.Расширять перспективы развития поисково-исследовательской деятельности воспитанников ДОО путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

4.Развивать познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей)

5.Развивать коммуникативные навыки, желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности

3-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

развивать у детей представления о химических свойствах веществ

-растворение различных веществ -влияние веществ на свойства других предметов

-растворение различных веществ-взаимодействие различных веществ при соединении (реакции) и их влияние на свойства других предметов

-выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования

развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях

-свет, звук, теплота, замерзание и таяние воды

-магнетизм, отражение, преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды

 

-испарении, сила тяготения, трение, электричество, инерция

развивать представление о свойствах (воды, песка, глины, воздуха, магнита, пластмассы, стекла, метала, резины)

развивать элементарные математические представления (размер)

-размер, упражнять в количественном счете

-о мерке – как способе измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины

познакомить с основными чертами рельефа планеты

-суша, леса, река, моря, океаны-солнце, луна, небо, звезды

-суша, леса, река, моря, океаны-солнце, луна, небо, звезды

-Солнечная система

-вулканы, острова, барханы-Солнечной системе и космических явлений

 

2. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр- экспериментов (различные емкости)

3. Развивать у детей умственные способности:

- развивать мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение

- формировать способы познания путем сенсорного анализа

4. Социально- личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий

Успешное решение поставленных задач возможно при использовании следующих принципов и методов обучения.

Основные принципы, заложенные в основу работы:

- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);

- динамичности (от простого к сложному);

- интегративности (синтез искусств);

- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей);

- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий);

- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»);

- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);

- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);

- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности);

-привлечение родителей в совместный с детьми исследовательский поиск.

Формы организации работы с детьми:

Форма

Цель

Место проведения

Долговременные эксперименты

серия опытов и наблюдений, и кратковременные, возникшие как ответ на детские вопросы

они проводятся как в условиях группы, так и на участке

Экспериментальные игры с водой, песком, магнитами и др. например, “Солнечный зайчик”, “Поплывет или утонет”, “Парусные кораблики” и пр.

позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей

 

они проводятся как в условиях группы, так и на участке

 

Действия с измерительными приборами, с лупой, компасом, оборудованием из стекла и др.

помогают самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности, элементарными правилами безопасности

они проводятся как в условиях группы, так и на участке

Эвристические беседы при наличии у детей богатых и точных представлений о явлениях природы. Например, Сосульки с разных сторон крыши неодинаковы по величине. Как вы думаете, почему так? – здесь капает с сосулек, а там – нет, поэтому они здесь меньше становятся. Другой ответ: здесь солнышко греет, а той стороне нет солнышка. Там только к вечеру оно будет и ненадолго. Поэтому сосульки медленно тают

позволяют закрепить знания детей о физических и природных явлений и закономерностей

они проводятся как в условиях группы, так и на участке

Чтение научной и художественной литературы

позволяют получить и закрепить знания детей о физических и природных явлений и закономерностей

они проводятся как в условиях группы

Рассматривание тематических альбомов, подборок иллюстраций, плакатов, энциклопедий

позволяют расширить представления детей о физических и природных явлений и закономерностей

они проводятся как в условиях группы

Организация коллекций и выставок

позволяют закрепить знания детей о физических и природных явлений и закономерностей

они проводятся как в условиях группы

Структура занятия:

-Выделение и постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

-Уточнение возможных решений;

-Уточнение этих возможных решений, исходя из данных;

-Анализ и вывод в соответствии с результатом решения проблемы;

-Применение выводов к новым данным;

-Обобщение полученных результатов решения проблемы.

Во время занятия проводится один – два эксперимента с детьми среднего дошкольного возраста и два – три эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста (в зависимости от сложности).

 

Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы "заземляет" негативную энергию. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим - успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти. Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. На песочном полигоне можно дать волю своей буйной фантазии. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: фигурные куличики, домики, гаражи, дворцы, города, скульптуры. Сложность песочной конструкции возрастает с мастерством юного архитектора.

Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ребёнок неоднократно создает свой мир из песка – разрушает его – создает новый – и снова и снова... благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит.

Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.

Именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Новизна программы определяется тем, что в ней практически реализован подход к организации образовательной деятельности с использованием интерактивной песочницы. Современное общество развивается быстрыми темпами, в связи с этим для развития интереса современных детей к процессу обучения необходимо использовать ИКТ. Перенос традиционных педагогических занятий в интерактивную песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:

  •                 Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  •                 Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
  •                 В-третьих, в играх с интерактивным песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
  •             В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Занятия в песочнице уменьшают невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях.

Интерактивная песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.

Таким образом, проанализировав авторские разработки, различные материалы, а так же практический опыт работы с детьми, накопленный отечественными и зарубежными педагогами практиками, можно сделать вывод о возможности интеграции информационно – компьютерных технологий и технологий традиционной работы в песочнице в работе с дошкольниками для комплексного решения воспитательно – образовательных задач, развития воображения, творческого мышления и решения задач психокоррекции. Несомненно, достоинством данной программы является универсальность её использования, интерес и доступность как взрослому, так и ребёнку.

Данная программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются ИКТ, нетрадиционные методы и способы для развития и самореализации дошкольников.

Игры с песком способствуют:

  •                 снятию эмоционального и мышечного напряжения;
  •                 профилактике и снижению импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, детских страхов;
  •                 формированию здоровой самооценки, уверенности в себе, раскрытию личности ребенка, развитию позитивной Я-концепции, способности к самопринятию;
  •                 развитию способности творчески самовыражаться;
  •                 развитию мелкой моторики, ощущений;
  •                 коррекции неэффективных стилей поведения, изменение их на более продуктивные;
  •                 разрешению внутри семейных конфликтов;
  •                 преодолению трудностей в общении;
  •                 преодолению последствий психологических травм (развод родителей и др.);
  •                 преодолению расстройств настроения;
  •                 развитию эмоциональной сферы, гуманных чувств, нравственных понятий;
  •                 развитию познавательных процессов;
  •                 развитию ответственности за свои действия;
  •                 адаптации к изменениям в жизни (переход в другую группу, другой детский сад, переезд, рождение в семье второго ребенка и др.)

Предложенная образовательная программа педагогически целесообразна, так как сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.

В ходе реализации образовательной программы необходимо руководствоваться следующими общими принципами:  

- Принцип динамичности: от простого к сложному;

- Принцип наглядности, так как у детей более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая;

- Принцип доступности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка;

- Принцип интеграции образовательных областей, позволяет отражать в играх впечатления, полученные ребёнком от окружающей действительности.

Так же необходимо соблюдать специальные принципы организации игр на песке: Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляет творческую активность. Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку действий ребенка и его идей, поощряем фантазию и творческий подход."Оживление" абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. Реальное "проживание", проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и разыгрывает ее на песке, используя для этого миниатюрные фигурки. Так он на деле убеждается в правильности или ошибочности принимаемых решений.

В процессе реализации программы необходимо дать возможность детям общаться друг с другом и взрослым, возможность обмениваться впечатлениями, проговаривать, так как радость от содержательного общения способствует обогащению их социального, коммуникативного опыта.

Данная программа направлена на достижение целевых ориентиров в соответствии с ФГОС ДО.

Цель программы: развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии. Задачи:

- Укрепить у ребенка чувство доверия к окружающему миру;

- Усилить желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

- Способствовать развитию мелкой моторики и речи; Способствовать освоению ребенком позитивных способов поведения в различных

ситуациях;

- Способствовать развитию познавательных функций (внимание, слуховая память, воображение);

- Формировать навыки умения слушать говорящего.

Основное содержание подгрупповых занятий:

Обучающие игры: Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.

Познавательные игры: С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш Мир, познакомятся с историей своего города, историческими событиями и героями.

Проективные игры. Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры по сути являются проекцией внутреннего мира ребенка, то есть переносом вовне его переживаний, желаний, умений, возможностей.

Программа направлена и на преодоление стрессовых состояний у детей, развитие эмоциональной сферы личности, психокоррекцию, поддержание психологического здоровья.

Ожидаемые результаты:

- Дети становятся более доверчивы к окружающему миру.

- У детей повысится интерес к узнаванию нового, выростит желание экспериментировать.

- Мелкая моторика развита в соответствии с возрастом.

- Ребенок способен адекватно реагировать в различных ситуациях.

- Познавательные функции развиты на более высоком уровне.

- Ребенок способен слушать своего собеседника.

  •                 Форма подведения итогов:

Фотовыставки

 Показ открытых занятий

            - Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

Приоритетной образовательной областью данной программы является познавательное развитие, которая реализуется в интеграции с другими образовательными областями.

Тематическое планирование программы

Месяц

Неделя

Занятие

Тема

Цели и задачи

Октябрь

1

1

  • Знакомство с волшебным песком и правилом поведения с ним

Выделить свойство песка: сыпучесть. - расширить знание детей о свойствах песка; - развить любознательность и активность детей  

2

  •  Знакомство с различными свойствами волшебного песка

- расширить знание детей о свойствах песка и глины; - развить любознательность и активность детей

2

1

«Могут ли растения расти без земли?»

-расширить представления; -развивать наблюдательность;- воспитывать познавательные процессы

2

«Как растут растения?»

-расширить представления; -развивать наблюдательность;- воспитывать познавательные процессы

3

1

«Твердое - жидкое»

-расширить представления; -развивать наблюдательность;- воспитывать познавательные процессы

2

«Известняк»

-сформировать представление детей о том, что как можно сделать известняк- показать детям растворимость в воде известняка

4

1

«Сделай песчаник своими руками»

-сформировать представление детей о том, что как можно сделать песчаник- показать детям затвердевание в воде песка и цемента

2

«Исследование камней»

-сформировать представление детей о классификации камней: структура, размер, цвет- дать понятие «Минералы»

Ноябрь

1

1

«Мыльные пузыри»

сформировать представление детей о том, как получаются мыльные пузыри- сформировать умение самостоятельно делать мыльные пузыри

2

«Впитывая водяные капли»

--показать детям, что вода имеет свойство впитывания;- развить любознательность

2

1

«Какие предметы могут плавать?»

- формирование у детей представление о плывучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести;

- воспитывать умение вести диалог

2

«Какие предметы тонут в воде?»

-формирование у детей представление о плывучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести;

3

1

«Делаем мыльные пузыри»

- познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку

2

«Барханы»

- сформировать представление что такое бархан;- расширить знание о ветре (какую роль играет при образовании бархана);

- вызвать интерес детей к природе пустыни;- развить любознательность

4

1

  • Сказочные дома
  • -расширить представления; -развивать наблюдательность;- воспитывать познавательные процессы

2

  • Радуга для друзей
  • -расширить представления; -развивать наблюдательность;- воспитывать познавательные процессы

Декабрь

1

1

«Почему воду нужно беречь?»

-расширить представления; -развивать наблюдательность;- воспитывать познавательные процессы

2

«Чудо - дерево»

-расширить представления; -развивать наблюдательность; воспитывать познавательные процессы

2

1

«Какими бывают камни?»

-расширить представления; -развивать наблюдательность; воспитывать познавательные процессы

2

«Все обо всем»

-расширить представления; -развивать наблюдательность; воспитывать познавательные процессы

3

1

  • Что такое вулкан?
  • -расширить представления; -развивать наблюдательность; воспитывать познавательные процессы

2

  • Строительство вулканов

-познакомить детей с понятием «вулкан», причинами его образования: движением земной коры

4

1

  • Вулканы и животные живущие по соседству

-познакомить детей с понятием «вулкан», причина ми его образования: движением земной коры

2

  • Закрепление понятий о вулкане и его строении

-познакомить детей с понятием «вулкан», причина ми его образования: движением земной коры

Январь

2

1

«Снег и вода»

-расширить представления; -развивать наблюдательность; воспитывать познавательные процессы

2

«Зимние узоры»

-расширить представления; -развивать наблюдательность; воспитывать познавательные процессы

3

1

«Что узнал Незнайка о сахарном песке и соли»

-сформировать представление детей о том, как растворяются вещества в воде; сформировать умение самостоятельно делать выводы

2

«Таяние соленого льда»

-сформировать представление детей о том, как получаются снежный соляные кристаллы -сформировать умение самостоятельно делать снежный соляные кристаллы

4

1

«Детям о низкой температуре»

-выявить условия, при которых вещества замерзают; учить делать выводы о влиянии низких температур на человека

2

«Как согреть руки?»

- выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

- воспитывать умение вести диалог

Февраль

1

1

«Узоры на стекле»

-расширить представления; - воспитывать познавательные процессы

2

«Разноцветная вода»

-выяснить способы окрашивания вода в разный цвет;-учить самостоятельно выводы

2

1

«Рассеянный песок»

-установить свойство рассеянного песка; -закрепить представление о сухом песке

2

«Песочные часы»

- закрепить и обобщить знания о песочных часах, понять их значение для человека

3

1

«О «дрожалке» и «пищалке»

познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука — дрожание предметов

2

«Крутится волчок»

-расширить представления; -развивать наблюдательность; воспитывать познавательные процессы

4

1

«Необычные кораблики»

-познакомить со свойствами стеклянных предметов; -развивать наблюдательность; усидчивость;

-учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом

2

«Мы - фокусники»

выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы; - развитие умение отвечать развернутым предложением;

- побуждать детей к самостоятельной работе

Март

1

1

«Солнце и мы»

-дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света;- познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами

2

«Солнечные зайчики»

-дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; - познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами

2

1

«Почему мячики падают на землю?»

сформировать представление детей о том, что земля является магнитом -сформировать умение самостоятельно делать компас

2

«Произведи гром своими руками»

-расширить представления; -развивать наблюдательность; - воспитывать познавательные процессы

3

1

«Мы – следопыты»

- выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы; - развитие умение отвечать развернутым предложением;

- побуждать детей к самостоятельной работе

2

«Как рождается река?»

-расширить представления; -развивать наблюдательность; воспитывать познавательные процессы

4

1

«Где быстрее наступит весна?»

-расширить представления; -развивать наблюдательность; воспитывать познавательные процессы

2

«Пар – это тоже вода»

-расширить представления; -развивать наблюдательность; воспитывать познавательные процессы

«Сухим из воды»

-расширить представления; -развивать наблюдательность; - воспитывать познавательные процессы

Апрель

1

1

«Как рождается море?»

-расширить представления; -развивать наблюдательность; воспитывать познавательные процессы

2

«Танцы теней»

-сформировать представление детей о том, как образуются тени; сформировать умение самостоятельно делать выводы

2

1

«Теневой театр»

- познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы

2

«Можно ли менять форму камней и глины»

-выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части)

3

1

«Откуда взялись острова?»

-познакомить детей с понятием «остров», причина ми его образования: движением земной коры, повышением уровня моря

2

«Путешествие Капельки»

- познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега;

- расширить представления детей о значении воды для жизни человека;

- развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения

4

1

«Чудесная коробочка»

-расширить представления; -развивать наблюдательность; воспитывать познавательные процессы

2

«Мы-волшебники»

-расширить представления; -развивать наблюдательность; воспитывать познавательные процессы

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, можем использовать интерактивную песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.

Виды детской деятельности

Интеграция образовательных областей

Цели и задачи

Игры, игровые упражнения

Игровая деятельность

социально- коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие;

Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;

Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;

Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.

В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.

«Песочный детский сад», «Игра на пианино», «Отпечатки», «Следы» и др.

Эмоционально – волевое

социально- коммуникативное развитие;

речевое развитие;

Влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей: - снизить уровень нервно-психического напряжения; - способствовать возникновению положительных эмоций.

Воспитывать взаимоотношения формировать взаимодействия;

между навыки

дружеские детьми, игрового

Помочь приобрести посредством обыгрыванияситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;

Развивать умение слушать и слышать друг друга.

«Отпечатки наших рук», «Чудесный мешочек», «Норки для мышки»,

«Песочный детский сад» ,«Победитель

злости»,

«Бусы для мамы» и др.

Сенсомоторное

познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;

Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;

Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);

Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.

«Волшебные

отпечатки на

песке»,

«Заборчики», «Я пеку, пеку, пеку», «Следы» и др.

Познавательн ое развитие ФЭМП (формировани е элементарных математичес ких представлени й)

социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие;

речевое развитие;

Формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;

Учить навыкам счета, вычислениям, измерениям; помочь детям овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.

«Откопай разгадку»

и др.

Развитие речи

социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие;

речевое развитие; художественно-

эстетическое развитие; физическое развитие.

- развивать точность понимания речи; способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания; обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных; используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству; используя игры-инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь; пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.

«Песочный детский сад», «Мое имя», «Страна слов», «Норки для мышки», «Откопай разгадку» и др.

Основная идея – используя игры в интерактивной песочнице позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.

Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально- волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:

  •                 - понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
  •                  - формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;
  •                 - гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.
  •                 - песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.

  •  Методы и приёмы
  • I. Виды познавательных игр в песке:
  1.                  игры на ознакомление с окружающим миром (познаем то, что рядом с нами: животные, реки, моря, города)
  2.                  географические игры (моделируем в песочнице климатические зоны и жизнь на них, узнаем, как живут люди в разных уголках планеты)
  3.                  фантастические игры (дети имитируют жизнь на других планетах- ландшафт Луны, поверхность Марса)
  4.                  исторические игры (строят, ломают, изучают стратегию боевых действий и снова строят)
  5.                  игры-экскурсии по городу (знакомим с родным городом и его историей).

II. Познавательные игры на песке предлагаются детям в виде дидактической сказки через:

  1.                  сенсорные игры (о своих физических и чувственных возможностях, о свойствах вещей и окружающего)
  2.                  языковые игры (поупражняться в грамматике и развить фонематический слух)
  3.                  дидактические навыки (конкретные умения и навыки, развить психические процессы)

                                    игры-загадки (развивают саморегуляцию и учат четкому выполнению учебной задачи)

При этом опора идет на зрительное, слуховое, тактильно-кинестетическое восприятие. Задействованы все анализаторы. Дети не только видят и слышат, а еще и включают «телесную» память, плюс развивают моторику.

Важно, что в такой игре дети не ученики, а «герои» сказки. Примерная структура занятия:

I. Вводная часть занятия в детском саду: 1. Особое приветствие. 2. Правила работы с песком.

II. Основная часть занятия:

1. Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности. 2. Игры и упражнения, направленные на решене основной образовательной цели занятия

III. Заключительная часть занятия:

  1. Подведение итогов.
  2. Упражнение на релаксацию. Рефлексия.
  3. Ритуал прощания.

1. Оргмомент.Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные вступления, проблемная ситуация. 2. Правила.

Необходимо ознакомить детей с правилами игры в песочной стране.

Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять! Песок — мирная страна. Можно строить и чудить, Можно много сотворить: Горы, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была Дети, поняли меня?

3. Ход занятия в детском саду. Знакомство с игрой и ее героями. Подготовка и проведение игр с песком подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям:

Рассказ детям о сказке (путешествии).

  •                  Постройка игрового пространства (сказочной страны, замков, дорожек, рек, лесов и так далее).
  •                  Знакомство с различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и прочее).
  • III. Обучающие игры

Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это те ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее — холодное, сухое — мокрое, колючее — гладкое, мягкое — твердое и т.д. Кинестетические ощущения возникают у нас и когда мы двигаемся, и когда находимся в состоянии покоя. Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому игровые занятия начинаются с развития именно этого вида чувствительности.

«Отпечатки наших рук»

С использованием режима интерактивной песочницы «Разноцветный песок», на ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук:

внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"

"Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты?

Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?" Если у ребенка появились сходные ощущения, можно обсудить возможные дальнейшие действия, направленные на то, чтобы их изменить. Может, подвигать руками? Каким цветом остаются следы от ваших рук? А если сильнее надавить на песок? Попробуйте:

  1. поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.);
  2. выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;
  3. "пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
  4. создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими- либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);
  1. "пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и наконец — мизинчиками);
  2. "поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх- вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;
  3. сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?)

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

«Что же спрятано в песке?»

Используя режим интерактивной песочницы «Рельеф земли», взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности.

«Чудесный мешочек»

Используя режим интерактивной песочницы «Рельеф земли», взрослый предварительно нагребает горы и прячет туда мелкие предметы. В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. Закапывать можно не один, а несколько предметов и игрушек и наощупь узнавать, что или кто спрятано (вариации игры) и т.п. Любой из этих вариантов игры можно предлагать ребенку в виде сказки.

«Откопай разгадку»

Используя режим интерактивной песочницы «Цвета и формы» ребенок «рассекречивает» не только цифры, но туда можно предварительно закопать буквы, геометрические фигуры, картинки с животными, цветами и д.р.

«Норки для мышки»

Используя режим интерактивной песочницы «Разноцветный песок» ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.

«Я пеку, пеку, пеку»

Используя режим интерактивной песочницы «Разноцветный песок», ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.

«Заборчики»

Используя режим интерактивной песочницы «Разноцветный песок» или «Рельеф земли» малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.

«Волшебные отпечатки на песке» Воспитатель и малыш оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.

«Следы» Используя режим интерактивной песочницы «Разноцветный песок» предложить пройтись по проложенным дорожкам ладошками, пальчиками (сгруппированными по 2, 3, 4, 5) оставляя следы. Пофантазируйте вместе с ребенком (чьи это следы?).

«Отпечатки» Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.

«Игра на пианино» Сначала предложить ребенку «исполнить произведение» на краю песочницы. Затем – на песке. Обратить внимание на движение не только пальцев рук, но и кистей.

«Страна слов»

На поверхности песка написано слово с пропущенной буквой. Ребенку предлагается написать пропущенную букву палочкой.

«Мое имя»

В песке спрятаны буквы (имя играющего). Ребенок должен найти их и составить свое имя. В последующих играх педагог добавляет буквы из других имен.

«Бусы для мамы»

«Что же делать? Где взять бузы для красавицы моей? Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!» С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.

IV. Проективные игры

В игре-занятии «Песочный детский сад» поэтапно обыгрываем целый день в детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (приход ребенка в садик, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т.д.), а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание уделяем игре с фигурками в реальных проблемных ситуациях, например, расставание с родителями или прием пищи.

Игрушка-посредник, выбранная ребенком, выполняет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочная фея выполняет роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек - «детей» в группе и демонстрирует положительное отношение к игрушке ребенка.

«Победитель злости»

В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к советчику и усиливает чувство вины за «плохое поведение».

Материалы и оборудование песочницы

Важная составляющая любой песочницы – собственно песок. Перед тем, как насыпать его в песочницу, песок следует промыть и просеять, а затем прокалить в духовке. Так он станет безопасным для детских игр.

Обязательны и игрушки для занятий в песочнице. Важно, чтобы они были разнообразными и позволяли ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть:

Фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории), причем как реальных, так и воображаемых.

  •                  Фигурки животных – домашних, диких, мифических.
  •                  Деревянные фигурки: куклы-матрешки, грибочки, листочки;
  •                  Символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек.
  •                  Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки.
  •                  Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль.
  •                  Машинки, самолеты, поезда, лодки (сухопутные, водные, космические и другие)
  •                  Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты, овощи, фрукты;
  •                  Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.
  •                  Естественные предметы: ракушки, веточки, камни, крышечки;
  •                  Домашняя утварь, флакончики из-под духов, болтики;
  •                  Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигурки.

Педагог не просто дает задание создать картину своего настроения, а перед занятием кратко объясняет детям, что обозначает каждая группа предметов. В зале для занятий может играть спокойная музыка, а может царить полная тишина – в зависимости от настроя группы и возраста детей. Для игр с песком можно использовать:

Традиционные материалы:

Совочки, формочки, машинки, различные "сокровища" буквы или цифры карточки с узорами или буквами (цифрами)

Бросовый материал:

пластиковые стаканчики, контейнеры из-под яиц

Приспособления:

«расчески» для песка из пластиковых лотков, «разравниватель» для песка (из деревянной дощечки и дверной ручки)

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в нашей «коллекции».

Условия реализации и ресурсное обеспечение программы

Реализация программы кружка предполагает наличие учебного кабинета с детскими столами и стульями.

Ресурсное обеспечение программы:

-дидактические материалы для работы с детьми (демонстрационные пособия, схемы, листочки с играми и заданиями);

- интерактивная песочница;

-раздаточный материал (цветные карандаши, фломастеры);

- технические средства обучения (мультимедийное оборудование, магнитофон, диски для создания творческого фона);

-информационное обеспечение (детская художественная литература).

Литература

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ;

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г No 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

3.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Е.Н. Вераксы, – 3-е изд. - М.: Мозаика – Синтез, 2014;

4.Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. No 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»);

5.Альбом 365 научных экспериментов, - Китай, 2010;

6.Зубкова Н. М. Научные ответы на детские «Почему». - СП.: Речь, 2010;

7.Нищева Н. В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. - М.: Детство- Пресс, 2015.

8. Зинкевич – Евстегнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2010. – 176 с.

9. Зинкевич – Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб. : Речь, 2010. – 340 с.

10. Киселева М. В. Арт- терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2006. – 160 с.

11. Кузуб Н.В. , Осипчук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб. : Речь, 2011. – 61с.

12. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. – 176.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию с использованием интерактивной доски «Страна волшебная – Здоровье!» для детей 4-5 лет.

Цели и задачи занятия:      • образовательная: дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботиться....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием интерактивного оборудования. «Путешествие в страну Математики»

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Орленок» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием интеракти...

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием интерактивной песочницы «Знакомство с пешеходным переходом»

Занятие по познавательному развити с применением интерактивного комплекса "Алмаз"интерактивная песочница, режим "Город", "Пустыня", "Природа"...

Конспект НОД «Микробы: вред и польза» по познавательному развитию с использованием интерактивных и игровых технологий по рассказам Г. Остера Про Петьку-микроба с детьми старшей группы (5-6 лет)

Цель: создание условий для расширения представлений детей о микроорганизмах и их свойствах посредствам игровых и интерактивных технологий....

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием интерактивной игры «Домашние животные» (для детей младшего дошкольного возраста)

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием интерактивной игры «Домашние животные»...

2024г. Конспект ОД "В пустыне" по познавательному развитию с использованием интерактивного пола Magium - Остров Логикум (для детей 5-7 лет)

Образовательная деятельность в подготовительной к школе группе №11 для детей с ОВЗ (нарушения зрения), с использованием интерактивного пола Magium  - Остров Логикум (для детей 5-7 лет)...