Театрализованные игры-как средство оздоровления детей
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Театрализованные игры – как средство оздоровления детей.
Валитова Г.Р.
музыкальный руководитель
МБДОУ № 61 первой категории
Эмоциональное благополучие, душевное равновесие детей напрямую связано с их здоровьем.
В настоящее время резко возросло число детей с отклонениями в соматическом, речевом и психическом развитии. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память и низкая работоспособность. Поэтому сегодня большое внимание уделяется проблеме здоровья дошкольников.
У детей дошкольного возраста еще не сформированы умения распознавать и описывать свои эмоции, им трудно выражать свое эмоциональное состояние. Из-за этого возникают конфликты со сверстниками и взрослыми. У детей появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д. Эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.
Чем мы, педагоги, можем помочь ребенку? Как процесс оздоровления сделать увлекательным? Что больше всего любят дети?
Основным и любимым видом деятельности детей является игра. Именно при помощи игры происходит умственное, нравственное и физическое развитие ребенка. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Поэтому можно смело утверждать, что разновидностью игры является театрализованная деятельность.
В своей практике работы в ДОУ для оздоровительной работы с детьми мы используем элементы театрализации.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств и переживаний ребенка, то есть развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. В процессе взаимодействия с элементами театрализации создаются благоприятные условия для активной творческой деятельности, для творческого самовыражения ребенка в естественных для него условиях игры.
Существуют следующие разновидности театрализованных игр:
- речевые игры;
- музыкальные игры;
- музыкально-дидактические игры;
- игры с элементами психогимнастики;
- игры с элементами логоритмики;
- игры-пантомимы;
- игры-имитации;
- игры-представления с куклам;
- игры-инсценировки;
- драматизация.
Давайте рассмотрим роль этих игр в оздоровлении детей.
Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной; они помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников.
Психогимнастика – это этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной и эмоционально личностной сферы).
Прежде всего, они показаны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно - психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни, а также в качестве профилактике с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
В процессе психогимнастики дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
В психогимнастику входят:
- мимические и пантомимические этюды,
- этюды игры на выражение отдельных качеств характера и эмоции,
- этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом,
- психомышечная тренировка.
Логоритмика основана на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями
Музыкальные игры развивают образное мышление и воображение ребенка. Способствуют развитию музыкального слуха, внимания и памяти, физического развития, координации движений и быстроты реакции.
Игровые действия, определяющиеся развитием музыкальных образов и текстом песни, помогают ребенку понять и повторить в движениях воплощенное в музыке содержание.
Игры - инсценировки – это более сложный этап театрализованной деятельности, где дети демонстрируют все свои навыки и умения, приобретенные в процессе обучения. Организуя театрализованные игры можно наблюдать, как дети постепенно раскрываются психологически. От занятия к занятию у них развиваются умения пользоваться жестами, движениями, мимикой. Дети учатся передавать характер и настроение героев, музыки.
Театрализованная деятельность в детском саду может затрагивать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Театрализованная деятельность может быть включена в работу различных кружков, а отдельные её виды (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и другие) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.
Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.
Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в полюбившегося героя, создавая в игровой комнате заново совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.
Целью музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, является обеспечение каждому ребенку укрепления психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни. И театрализованные игры один из способов добиться этого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему:"Подвижные игры как средство оздоровления детей".
В статье рассказывается о роли подвижных игр в оздоровлении детей....
Театрализованные игры как средство развития детей.
Участвуя в театрализованных играх, дети проявляют свое творчество и фантазии, знакомятся с окружающим миром, развивают речь....
консультация Театрализованная игра как средства обучения детей
консультация для воспитателей...
Театрализованная игра, как средство социализации детей дошкольного возраста
Значение театрализованной игры трудно переоценить. Театрализованная игра имеет коллективный характер, способствует развитию партнёрских отношений между детьми, проявлению личностных качеств. Она помог...
"Подвижные игры как средство оздоровления детей"
Прежде чем рассказать о роли подвижных игр в оздоровлении детей, хочу сказать о вреде пониженной двигательной активности, которая называется – гипокинезия....
Всероссийская научно-практическая конференция «Игра как средство самореализации и самовыражения дошкольников» 26 ноября 2022 года. Тема доклада: «Театрализованные игры как средство самовыражения детей дошкольного возраста»
Театрализованные игры как средство самовыражения для детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Театрализованные игры как средство ознакомления детей с окружающим миром»
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт - всё это пом...