Формирование экологического сознания у дошкольников.
статья на тему
Статья в сборник международной педагогической конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskogo_soznaniya_u_doshkolnikov.docx | 28.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Нутрихина Евгения Валентиновна
педагог 1 квалификационной категории
МБОУ « Приморская СШ» п.Рикасиха
С учетом все ухудшающегося состояния природы на планете, самой актуальной становится проблема экологии. Формирование высокого уровня экологической культуры населения может изменить эту ситуацию в лучшую сторону. Первым шагом в этом направлении является экологическое воспитание в дошкольном возрасте.
Ключевые слова: актуальная проблема, экологическое образование, дошкольный возраст, эколого-развивающая среда, взаимодействие с семьёй, экологические технологии, экология.
Формирование экологического сознания у дошкольников
« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебристых колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В.А.Сухомлинский
На современном этапе развития общества наиболее актуальной становится проблема взаимоотношения человека с окружающей средой. Это вызвано резким ухудшением нашей среды обитания, а в результате – понижением уровня жизни людей. Здоровье человека на 20% зависит от экологических условий и на 80% от всего прочего, и первый компонент мы можем изменить путём изменения своего отношения к природе.[4] Нынешняя экологическая ситуация такова, что теперь нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. Спасение природы стало одним из категорических условий сохранения жизни на Земле. Указом президента РФ от 5.01.2016 года, 2017 год в Российской Федерации объявлен годом экологии. [3 ]
Практики, занимающиеся проблемами экологии, давно уже вынесли окончательный вердикт: либо человек меняет свое отношение к природе (и сам, соответственно, меняется), либо ему будет суждено быть стертым с лица Земли. Хочется верить, что этот год пройдёт под эгидой экологии и дошкольном образовании. Дошкольный возраст - самый ценный этап в развитии экологической культуры. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Только маленькому ребёнку можно сказать, что сломить ветку у дерева, все равно, что сломать палец человеку, ему больно. Что у муравья важная работа, он строит свой дом, кормит и защищает свою семью. Благодаря приоритету наглядно - образного мышления, образы, созданные в детстве, остаются с нами на всю жизнь. Подкреплённые чувствами, они создают соответствующую позицию ребёнка относительно природы и своего места в ней.
Экологическое воспитание является важнейшим условием гармонично развитой личности. Главная цель – воспитать у детей любовь к природе, желание стать её защитником, сформировать экологические знания, умение бережно распоряжаться её богатствами.
Экологическое образование дошкольников рассматривается как непрерывный процесс обучения, воспитания, развития ребёнка и подразумевает формирование:
-рациональных отношений ребёнка с окружающим миром во всех его проявлениях: природном, социальном, культурном;
-системных, научных практических знаний, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к природе и социально – предметной среде. [7 ]
В экологическом образовании решается ряд взаимосвязанных задач:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника
- развитие познавательного интереса к миру природы
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения
- воспитание гуманного, бережного и заботливого отношения к природе и окружающему миру в целом; развития чувства симпатии к объектам природы
Сегодня нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от педагога: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умения создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому. [8] Только через личные ощущения и переживания человек осознаёт себя в природе. Маленький ребенок основы экологической культуры начинает усваивать в пределах своего места обитания; там где он может непосредственно потрогать, понюхать, посмотреть своими глазами что-то (растение или животное), понаблюдать за чем-то. Поэтому в дошкольном образовании необходим региональный компонент. При введении регионального компонента в процесс экологического воспитания, педагог выступает носителем как общечеловеческих ценностей и культуры, так и традиций региона. В дошкольном учреждении должна быть встроена теоретико-практическая система повышения квалификации педагогов по введению регионального компонента в процесс экологического воспитания в любой приемлемой форме. [5] Это могут быть консультации на данную тему, круглые столы, деловые игры, семинары- практикумы, совместное планирование занятий и проектной деятельности.
Эколого-развивающая среда имеет большое значение для экологического воспитания дошкольников. Её создание и поддержание способствует эффективной реализации данного направления в деятельности ДОУ. Нужно отметить, что в нашем учреждении педагоги постоянно работают над обновлением эколого-развивающей среды в группах. В экологических центрах представлены различные пособия, дидактические игры экологического содержания, множество книг о природе, мини- лаборатории для экспериментирования, создаются условия для наблюдения за животными и растениями; проводятся конкурсы эколого-развивающей среды в группах. Окружающая нас природа является всегда доступным, неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития детей. Систематическое восприятие живой природы, её красота, когда окружающие ребёнка растения и животные не болеют, находятся в хорошем состоянии благодаря созданным для них условиям,- пробуждает в детях чувство красоты, гармонии. [6] Они стремятся отобразить свои впечатления в рисунках, поделках. Это важный момент, и педагогу следует поддержать творческий поиск детей, показать, что так рождается художник. Пейзажисты, художники народных промыслов – все они любят природу, наблюдают её, чувствуют её красоту, а потом отображают это в своих произведениях. Организованные мини-выставки репродукций художественных картин в детском саду – это прелюдия посещения музеев, начало духовного развития. Еще лучше если сам педагог увлекается туризмом, путешествиями по родному краю и сохраняет все свои впечатления на фотографиях. Тогда организуется фотовыставка, желательно привлекать к этому родителей, поскольку семья является ведущим институтом в воспитании ребёнка. Решение задач экологического образования невозможно без непосредственного участия семьи. Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» окончательно утвердил ведущую роль родителей в воспитании ребёнка. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на развитие у ребёнка основ экологического мировоззрения. Именно она выполняет функцию первоначального образца экологически культурного человека. Вопрос взаимодействия с родителями воспитанников очень важен в экологическом образовании. И именно партнёрство с родителями целесообразно рассматривать как основной ресурс реализации ФГОС ДО. [1] Существует множество форм взаимодействия с родителями в экологическом образовании: природоохранные акции, участие в конкурсах, участие в проектно – исследовательской деятельности, фотовыставки. Недавно мы с нашими детьми и их родителями организовали научно-практический семинар « Мы хотим вам рассказать». В его рамках мы проводили занимательные эксперименты, исследовали свойства объектов, слушали сообщения детей о своих домашних питомцах. Акции « Поможем птицам пережить зиму» стали для нас традицией. Изготовленные родителями кормушки мы развешиваем на территории детского сада и регулярно кормим птиц в холодное время. Родители принимают участие в благоустройстве и озеленении участков для прогулок. Были неоднократно организованы фотовыставки: « Друг, который не предаст», « Как я провёл лето». Говоря о результатах этой работы, нужно отметить, что данная деятельность направлена на создание условий развития ребёнка, его творческих способностей на основе сотрудничества. Детский сад постоянно находится в режиме развития своей деятельности, используя современные методики и технологии. На современном этапе существуют разные экологические подходы к обучению детей. Знание разнообразных методов, приёмов и технологий позволяет воспитателям грамотно реализовать задачи экологического воспитания. Из многообразия экологических технологий можно выделить: традиционное обучение с младшего возраста, педагогика сотрудничества, игровые технологии, технологии проблемного обучения, технологии обучения на основе знаковых и схематичных моделей, технология уровней дифференциации, технология индивидуального бучения, технология педагогических мастерских, экологическая сказка. Исходя из своей многолетней практики, я могу с уверенностью сказать, что для детей дошкольного возраста не существует понятия «важно». В этом возрасте доминанта – понятие «интересно». Ведущей деятельностью для маленького человечка является игра, поэтому мы познаём окружающий нас мир, играя. Дошкольникам играть всегда очень интересно, поэтому игра проходит через все экологические технологии. А через теснейшую связь с практикой, т.е. через участие в конкретных экологических мероприятиях ребёнок осознает и понимает своё отношение к природе. Подводя итог своего выступления, мне хочется сказать, что длинный путь к цели начинается с маленького шага в заданном направлении. Большой целью в экологическом образовании я считаю – формирование высокого уровня экологической культуры широких слоёв населения. А первым маленьким шажком в этом направлении – экологическое воспитание в семье и дошкольном учреждении. Оно стоит в самом начале лестницы экологического образования человека. И мы, как педагоги – практики, должны быть активными в этом вопросе и не стоять в стороне. Как нельзя лучше, к нашей деятельности подходит экологический лозунг « Мысли глобально, действуй локально». Ребёнок, заботящийся о птицах и деревьях, культурно выбрасывающий обертку от мороженого в урну, не мучающий домашних животных, – вот что нужно на начальном этапе экологического воспитания. Культивируя такие простые правила, в будущем общество сможет сформировать целые поколения, формирующие правильную ноосферу.
Список информационных источников:
1.http://moh-school.ru/documents/prikazfgosooo/ Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2010
2. http://vmeste.opredelim.com/docs/101300/index-3698-9.html Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2014
3. http://special.kremlin.ru/acts/news/51142 Президент России официальный сайт.
4.Журнал « Дошкольная педагогика» №1 2015.-.ООО Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС».- с.16-17
5.Журнал « Методист дошкольного образовательного учреждения» №15 2015.- Издательство « ТЦ СФЕРА».- с 74
6.Николаева С.Н. Юный эколог.- Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2004.-с.89, 91.
7.Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада.- ООО «Издательство « Детство – Пресс», 2009. – с.3 – 5.
8.Саморукова П.Г. Мир природы и ребёнок.- СПб: АКЦИДЕНТ, 1998.- с.3
9.Федотова А.М. Познаём окружающий мир, играя.- Издательство « ТЦ СФЕРА», 2014.- с.5-6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На тему "Формирование экологического сознания старших дошкольников в процессе ознакомления их с миром деревьев"
Конспекты родительских собраний проектная деятельность по экологическому воспитанию детей....
Использование современных технологий в системе работы по формированию экологического сознания ребенка – дошкольника
На сегодняшний момент существуют различные виды современных образовательных технологий. Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников можно использовать следую...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»
Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...
Консультация для воспитателей "Экологические акции в ДОО как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников"
Консультация для воспитатей"Экологические акции в ДОО как активния форма работы по формированию экологического экологического сознания дошкольников"...
План по самообразованию воспитателя на тему «Инновационные технологии и методики формирования экологического сознания у дошкольников»
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков...
Консультация для педагогов "Формирование экологического сознания старших дошкольников посредствам включения родителей в образовательный процесс ДОУ"
Консультация для педагоговФормирование экологического сознания старших дошкольников посредствам включения родителей в образовательный процесс ДОУ...
Формирование экологического сознания старших дошкольников посредством поисково-исследовательской деятельности
Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывест...