«Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ согласно ФГОС»
статья на тему
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ согласно ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ согласно ФГОС»
В настоящее время в науке возрос интерес к исследованию образовательной среды дошкольных учреждений. Во многом это связано с потребностями современного общества, в котором, ценность приобретает, не просто социальное развитие ребёнка, как это было в детских образовательных учреждениях долгое время, а раскрытие потенциала дошкольника, его потребности в познании мира, его мироощущение. Основное, на что обращают внимание исследователи при проектировании образовательной среды дошкольного учреждения это развитие социальных и личностных компетенций дошкольников, что является неизменным условием развития и становления гармоничной и целостной личности. Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Наш детский сад работает по программе «Детство». У детей младшего дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Поэтому групповое пространство разделено на три части: зону для спокойной деятельности (настольных игр, рассматривания книг, картинок, творческой деятельности, уединения), активную зону (связанную с активным движением, возведением крупных игровых построек, сюжетно-ролевых, подвижных и других групповых игр), рабочую зону (для организации партнерских форм занятий детей). Разделение группового пространства зависит от образовательной ситуации, вида детской деятельности, используемых материалов. Материалы могут использоваться как для игровой, так и для продуктивной и исследовательской деятельности. Стараемся сделать так, чтобы все части пространства обладали возможностью изменяться, иметь подвижные, трансформируемые границы. Пространство группы изменяется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей малышей. Для этого используются мягкие модули, маркеры игрового пространства, различные ширмы. Все элементы предметно - пространственной среды группы соответствуют требованиям по обеспечению комфортности, надёжности, безопасности их использования. Для того чтобы малыши чувствовали себя как дома интерьер группы стараемся приблизить к домашней обстановке. Для этого используем ковровые покрытия, мягкую мебель. Разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивает свободный выбор детей. Маленький ребенок постоянно изменяется, развивается. И вместе с ним должно изменяться пространство группы, т.е. быть вариативным. Игровой, дидактический, наглядный материал периодически изменяется (в зависимости от темы недели, времени года, интересов детей в данный период, реализации проекта, в соответствии со вкусами и настроением детей) с целью стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности, они находится на уровне роста детей, ребенок свободно, без помощи и особых усилий может их взять, перенести с места на место. Предметно-развивающая среда группы оснащена как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков: куклы, машины, одежда для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, книги, материал для творчества и т.п. Центры, созданные для мальчиков способствуют воспитанию мужских начал: выносливости, силы, воли, уважения к противоположному полу, сверстникам; развитию самостоятельности, справедливости, взаимопомощи. Для девочек формированию женских начал: аккуратности, бережливости, этики общения, эстетических качеств, нравственности, любви к ближнему, женственности, умению выглядеть красиво и опрятно. Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых. Интересы, привычки ребенка, поступающего в детский сад, знают только его родители. Сотрудничество с родителями играет огромную роль в оформлении предметно-развивающей среды группы.
Создавая предметно-развивающую среду группы мы учитывали все требования ФГОС ДО, отображая их во всех центрах. Старались сделать ее разнообразной, яркой, комфортной, информативно богатой, чтобы создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Организация развивающей предметно пространственной среды в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО
Статья об организации развивающей предметно пространственной среды в ДОО согласно ФГОС ДО, опубликованная в журнале "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения"...
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...