Методическая разработка НОД в средней группе "Первоцветы"
методическая разработка (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Экологический проект в средней группе
«Первоцветы»
Тип проекта: познавательно – исследовательский, групповой
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Срок проекта: краткосрочный (2 недели)
Актуальность:
При проведении занятия по экологии на тему: «Весна - красна» у детей возник интерес и много вопросов при рассмотрении вопроса о первоцветах. Вопросы возникали следующего характера:
Почему первоцветы так называются?
Почему они появляются первыми?
Почему им не холодно?
Почему они не замерзают?
Какие из них появляются самыми первыми?
И у всех детей появилось желание их увидеть в природе.
Желание детей узнать больше о первых цветах, и обусловило выбор темы данного проекта, так как дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.
Рядом с детским садом находится участок хвойного леса, в котором можно наблюдать цветение первоцветов.
Цель проекта: дать представление о ранних цветах – первоцветах: узнать, какие первые цветы появляются на территории детского сада, в лесу, выяснить, почему надо беречь первоцветы, создать фотоальбом «Первоцветы».
Развитие мышления, воображения, связной речи.
Задачи: закрепления представлений о весне и её приметах,
ознакомления детей с растениями – первоцветами, воспитания бережного отношения к ним,
развития умения любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту,
развития творчества, мышления, фантазии,
развития познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
воспитания любви и бережного отношения к природе
активизации совместной деятельности родителей и детей
Предполагаемый результат:
Усвоение детьми необходимых знаний по теме: « Первоцветы».
У детей сформировать устойчивый интерес к природе.
Обогащение словаря детей.
Успешное интеллектуально- личностное развитие детей.
Развитие познавательной активности детей.
Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
1 этап: подготовительный. Подбор литературы и материалов для реализации проекта. Сбор и разработка методических материалов по проблеме проекта.
2 этап:
Форма работы | Содержание деятельности |
Рассматривание иллюстраций «Весенние первоцветы» | Закрепить знания детей о весне и её приметах; расширять представления о весенних первоцветах; развивать речь детей. |
Конспект НОД в средней группе «Первоцветы» | формировать у детей представление о первоцветах, закрепляя признаки ранней весны; познакомить детей с одним из первых первоцветов – «мать – и – мачехой», уточнить, из каких частей состоит растение, воспитывать бережное отношение к растениям, желание заботиться о них. |
«Беседа о первоцветах» | Учить детей различать и правильно называть первые весенние цветы, выделять характерные особенности, уточнить знания о значении их в природе. Воспитывать бережное отношение к Первоцветам, природе, помочь увидеть красоту. |
Рассматривание иллюстраций «Подснежник». | Познакомить детей с весенним цветком - подснежником. |
НОД в средней группе «Первые весенние цветы» | Расширить представления детей о характерных признаках весны; -закреплять представление о цветах (стебелек, листочки, бутон) ; -знакомить с растительным миром; |
Чтение рассказов Н. Усовой «Фиалка», «Ландыш» | Уточнить и расширить знания детей о первоцветах, вызвать интерес к первоцветам, упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов в заданном слове. |
Познавательная беседа « Подснежники» | формировать у детей представление о первоцветах, |
Словесная игра «Опиши цветок» | Развивать умение описывать растение и находить его по описанию. |
Чтение рассказа П. Соловьёвой «Подснежник» Заучивание стихотворения П. Соловьёвой «Подснежник» | Формировать знания детей о подснежнике. Закреплять знания детей о подснежнике. |
Настольная игра «Собери цветок» | Уточнить, из каких частей состоит цветок. |
Аппликация «Мать и мачеха» | Создавать композицию из готовых деталей, наклеивая их на фон |
Составить рассказ о первоцветах | Представьте, что вы превратились в подснежник, расскажите, что с вами происходило в лесу? |
Игра хороводная «Мы на луг ходили» | Развивать чувство ритма, сочетать движения со словами. |
Занятие «Первые цветы» | учить передавать колорит весеннего цветка; совершенствовать умения и навыки детей в рисовании; развивать способность самостоятельно подбирать и рисовать цветы; закреплять знания цветов и умения аккуратного пользования гуашью |
Заучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик» | Помочь детям запомнить новое стихотворение, закрепить знания о внешнем виде одуванчика. |
Изготовление общей раскраски: «Первоцветы» | Дети рисуют контур первоцвета для последующего раскрашивания другим ребенком. |
Выставка детских работ | Представить результат детского творчества. |
Ожидаемый результат: У детей сформированы знания о первоцветах.
Развивается познавательная активность детей.
Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к цветам.
Умеют отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
Совместная работа с родителями.
Создание альбома «Весенние цветы»
Развлечение «Мы весенние цветочки»
«Беседа о первоцветах»
Цель: Учить детей различать и правильно называть первые весенние цветы, выделять характерные особенности, уточнить знания о значении их в природе. Воспитывать бережное отношение к Первоцветам, природе, помочь увидеть красоту.
Ход занятия:
Незнайка с корзиной цветов (картинки, рисунки)
Н. - Спасибо светлому дню, теплому солнцу, первым весенним цветам!
В. - Незнайка, что это ты такой веселый, даже забыл с нами поздороваться.
Н - Здравствуйте, ребята, я очень тороплюсь. Меня пригласили на день рождения. Я бегал в лес, чтобы нарвать большой букет весенних цветов.
В. - Незнайка, никогда больше не делай этого! Ребята, можно ли собирать весенние цветы? - Нет.
Ребята, давайте расскажем Незнайке, почему нельзя собирать букет из весенних цветов. А ты, Незнайка садись и слушай.
Ребята, какое сейчас время года (Весна). Какой месяц (Март) Кто мне скажет, что происходит весной (Становится теплее, тает снег, поднимают свои головки первые цветы)
Давайте покажем, как расцветают цветы на полянке.
Игра "Цветок"
Утром рано он закрыт (кисти рук сомкнуты в цветок)
Но к полудню ближе (набухает, делает бутон)
Раскрывает лепестки (раскрывается, делится на лепестки)
Красоту их вижу.
К вечеру цветок опять
Закрывает венчик (пальцы сомкнуты нераскрытый цветок)
И теперь он будет спать
До утра, как птенчик (руки под щеку)
Какой цветок ,первым поднимается из - под снега, узнаете из загадки:
Первым вылез из-под снега, на проталинке,
он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник-ветреница)
Кто хочет, найди подснежник в корзинке у Незнайки. Вот какой подснежник красивый. Почему его называют подснежником (вылезает из-под снега) Этот цветок можно назвать храбрым (Мороза не боится) А еще его называют ветреницей. (Потому что всегда качается на своем стебельке, даже от малейшего ветра) Он появляется первым и торопится порадовать нас своими белыми цветами.
Какой еще цветок появляется весной? Мать и мачеха. У него чудесный золотистый цвет. Он большого солнца маленький портрет. Посмотрите и расскажите о цветке. (У него желтые лепестки, похожие на лучики солнца) Серединка тоже желтая, похожая на корзинку. Пчелки очень любят собирать нектар с цветов мать и мачехи. Мать и мачеха – лекарственное растение. Обратите внимание на листочки. Нижняя сторона листочка мягкая, теплая и нежная как рука вашей мамы. А верхняя сторона холодная и неприятная. Поэтому это растение и называют мать и мачеха. Листочки и цветы заваривают и пьют от кашля во время болезни. Поэтому к этим цветам все должны относиться очень бережно, полюбоваться и уйти.
А это, ребята, какой цветок в корзинке у Незнайки?
Это прозвище недаром, От простуды излечиться,
У красивого цветка. Вам поможет Медуница.
Капля сочного нектара, В лес пойдете, не забудьте
И душиста и сладка. Медунице поклониться.
Незнайка, ты запомни, что медуницу легко узнать по цветкам: на стебельке цветки и розовые и красные и фиолетовые и синие. Вот какая медуница разноцветная. К ней со всех сторон летят пчелы и шмели.
Медуница – лекарственное растение, Наши дети знают, что из медуницы нельзя делать букеты!
Ребята, а что нужно цветам для роста? (Свет, тепло и вода) .
Свет и тепло нам что дает? Солнце? Давайте скажем ему спасибо. Но ведь солнышко не только нужно растениям. Мы ведь тоже любим, играть на солнышке, правда?
Игра "Солнышко и дождик"
Давайте спрячемся за спинки стульчиков! Это - ваш домик. Однако солнышко светит, идем гулять: Светит солнышко в окошко
Наши глазки щурятся,
Мы захлопали в ладошки
И бегом на улицу!
Хоровод "Пришла весна"
Смотрите, туча надвигается, прячьтесь скорее в дом.
Дождик, дождик лей, лей
Капай, капай не жалей.
Дождик, дождик пуще,
Будет травка гуще.
Тучка спряталась за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе лучистое.
Если б мы его достали
Мы б его расцеловали!
Прошел дождь, выходите из домика. Садитесь на скамеечку. (Звенит колокольчик) .Ребята, какой цветок так чудесно звенит?
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень-
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит лес,
И птицы и цветы.
Давай послушаем, а вдруг
Услышим я и ты.
Кто , найдет этот цветок у Незнайки в корзинке. Этот цветок красивый? Да, он боится, что его сорвут, и поэтому прячется под деревьями. Он растет очень долго. Проходит пять или шесть лет и только потом он начинает цвести, дарить нам свою красоту и очень тонкий душистый запах. Разводятся они семенами и поэтому если мы их сорвем, то не будет семян и не ,вырастут, новые ландыши.
Ну как Незнайка, будешь рвать цветы? Молчит. Ему наверно стыдно за свое поведение. А вы ребята будите рвать цветы? Нет! Правильно, ребята.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок.
Если вместе я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Иди Незнайка, и больше не рви цветы.
А где же берут цветы, чтобы подарить на день рождения? - спросите вы.
Эти цветы специально выращивают в садах, теплицах и продаются в цветочных магазинах.
Все эти цветы, о которых мы сегодня говорили, называются первоцветы. Многие из них стали редкими растениями, и поэтому они нуждаются в защите. И если вы увидите вот такой знак (зачеркнутая рука, рвущая цветок) как вы поступите? Сорвете? Давайте повесим плакат (знак) у входа в детский сад, чтобы все знали, что цветов в природе осталось очень мало. Цветы нужно охранять и беречь!
Конспект занятия «Первые цветы»
Цель: развивать у детей творческое воображение.
Задачи: учить передавать колорит весеннего цветка; совершенствовать умения и навыки детей в рисовании; развивать способность самостоятельно подбирать и рисовать цветы; закреплять знания цветов и умения аккуратного пользования гуашью; воспитывать любовь к изобразительному искусству и природе.
Оборудование и материал: иллюстрации с цветами, бумага А4, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетка.
Предварительная работа: чтение и заучивание наизусть стихов о весенних цветах; тонирование бумаги, рассматривание цветов.
Ход занятия
Воспитатель.
Наступила весна. Солнце стало пригревать, и на проталинках распустились первые цветы, ребята какие? (подснежники) Правильно! А какие еще знаете весенние цветы? (нарциссы, ромашки, подснежники, ландыши, мимоза, тюльпаны и т. д.) Много цветов растет весной! Любой цветок красив и прекрасен! У каждого есть свой неповторимый запах, а как вы думаете, что у них общее? Правильно, у каждого цветка есть стебель, бутон, лепестки и листочки. Давайте полюбуемся на них! Рассматривают иллюстрации.
Воспитатель. А вы знаете стихи о цветах?
Дети читают стихи.
Подснежник
Прорастает сквозь снежок
Прорастает сквозь снежок,
К солнечным лучам, цветок,
Маленький и нежный,
Беленький подснежник.
(Н. Маслей)
Мимозы
Лишь сойдут морозы,
расцветут мимозы.
На нахохленных цыплят
Веточки похожи.
(Т. Можайка)
Ландыши
Как горошинки резные
На высокой ножке,
Ландыши цветут лесные
Прямо у дорожки.
(Н. Нехаева)
Ромашка
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые
Эти ромашки,
Вот-вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.
(Е. Серова)
Тюльпан
Лишь пригрело солнце ярко,
но ещё совсем не жарко.
Разноцветный сарафан
Одевает наш тюльпан
(Д. Демон)
Физкультминутка
«Цветы»
(Дети сидят на корточках)
1, 2, 3 – выросли цветы! (медленно поднимаются)
К солнцу потянулись - (тянутся на носках)
Высоко:
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал,
Стебелек качал (наклоны в стороны)
Влево качнулись,
Низко пригнулись.
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не ломай! (грозят пальцем)
Пусть они цветут, растут,
Детям радость несут(развести руки в стороны)
Воспитатель. Ребята, а давайте нарисуем тюльпан.
(Воспитатель показывает приемы рисования вазы и тюльпана; рисует стебель, бутон, листочки, подбирая необходимые цвета). Дети рисуют (во время рисования можно включить тихую мелодию).
Воспитатель в конце занятия хвалит всех детей, отмечает удачные работы. Делает выставку работ. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
НОД в средней группе «Первые весенние цветы»
Образовательная область: «Художественное творчество»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Чтения художественной литературы».
Программное содержание:
-расширить представления детей о характерных признаках весны;
-закреплять представление о цветах (стебелек, листочки, бутон) ;
-знакомить с растительным миром;
-развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
-развивать способность самостоятельно рисовать цветы, используя нетрадиционные формы рисования - мятой газетой;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- продолжать учить составлять целое из частей;
-развивать логическое мышление, сосредоточенность, внимание;
Раздаточный материал: затонированная голубой краской бумага, вырезанные из зеленой бумаги листочки для цветка, желтая гуашь, салфетки, цветные иллюстрации с изображениями первоцветов.
Подготовительная работа: чтение рассказов, стихов о весне; рассматривание иллюстраций с изображением первоцветов; наблюдение за весенними изменениями в природе.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу поговорить с вами о цветах, но сначала хочу, чтобы вы отгадали загадку:
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно, это весна. Всё живое в природе - животные, люди, растения ждут прихода весны! А почему ее все так ждут? Ребята, что приносит нам весна?
Дети: Тепло.
Воспитатель: Правильно, весной становиться много солнечного света и тепла. Начинается весна с таяния снега, затем земля полностью освобождается от снега, на реках тает лед. Природа пробуждается от зимы: на деревьях набухают почки, прилетают перелетные птицы, появляется первая травка и первые весенние цветы. Какой же первый цветок отгадайте загадку:
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Дети: Подснежник.
Воспитатель: Правильно, это подснежник. Его так назвали,
потому что прорастает он под снегом. Он появляется с первым солнечным
теплом, очень красивый и самый нежный цветок. После того, как прогреется земля, появляются еще цветы. А какие вы отгадайте сами:
Смотрит солнышко – росток.
Не травинка, не листок:
Появился самый первый.
Желтый маленький цветок
Дети: Мать-и-мачеха.
Воспитатель: А еще появляется очень красивый, нежный цветок:
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
Дети: Ландыш.
Воспитатель: Давайте полюбуемся этими красивыми цветами, которые приносит нам весна. Показывает рисунки с изображением весенних цветов: Ландыш, тюльпанов, мать-и-мачехи, нарциссов и другие.
Воспитатель: Дети, а можно ли рвать первоцветы?
Дети: Нельзя.
Воспитатель: Правильно. Читает детям стихотворение Т. Собакиной
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ-
Если МЫ сорвем цветы
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты.
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в гости прилетел Пчелёнок. Он такой грустный и печальный и просит вашей помощи. Он такой рассеянный, что перепутал все картинки (показываю маленькие картинки). Вот он и просит вашей помощи, чтобы мы с вами из этих маленьких картинок сложили большую картинку с изображением цветка. Ребята, поможем Пчелёнку в беде?
Вот посмотрите, какие надо картинки сложить из маленьких.
Настя, поможет Пчелёнку сложить картинку – вот тебе картинка большая и надо же такую сложить из маленьких картинок (так и всем остальным детям раздала целые карточки и их части). Все ребята кладут перед собой картинку и складывают ее. В процессе работы слежу вместе с Пчелёнком, как дети выполняют задание, предлагаю чаще смотреть на образец.
Молодцы, ребята, теперь Пчелёнок зовет нас на лужок поиграть. Раз, два, три превращаемся в цветы.
Физкультминутка:
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. Потягивания, руки в стороны.
К солнцу тянутся цветы,
С ними потянись и ты. Потягивания, руки вверх.
Ветер дует иногда,
Только это не беда. Машут изображая ветер.
Наклоняются цветочки,
Опускают стебелёчки. Наклоны.
А потом они встают
И по-прежнему цветут. Встают изображая «головки» цветов поднятыми руками.
Воспитатель (говорит за пчелёнка): Дети, вы такие молодцы, знаете на моей лужайке очень мало цветов. Нарисуйте, мне, пожалуйста, весенних цветов, а я отнесу их на свою лужайку и буду собирать нектар.
Воспитатель: Поэтому я предлагаю вам, нарисовать, весенние цветы и любоваться ими на наших рисунках. Для этого нам нужно вспомнить, что есть у цветка? Дети перечисляют строение цветка: стебелек, листочки, бутон. Воспитатель: У нас на участке уже появились первые цветы. Как они называются? Дети: Мать-и-мачеха. Воспитатель показывает картинку первоцвета.
Воспитатель: Давайте их нарисуем. Но сначала выполним гимнастику для наших пальчиков:
Цветём мы в вешней роще который год подряд.
(Показать руками крону деревьев, загибают пальчики к ладошке, как- будто считают)
Вам пишет эти строки подснежников отряд.
(Имитация письма пальчиком по ладошке; «букет» из раскрытых ладошек)
Ребята,мы боимся! Нас все хотят сорвать!
(Обхватить себя руками,как-будто испугались)
Ребята!Мы боимся холодных цепких рук!
(повторить движения первой строки 4-стишия; растопыренные пальцы согнуть как когти)
Земля в зелёном цвете.
(«Нарисовать» перед собой круг-Землю)
Прекрасна и добра
(Погладить себя по головке)
Мы к вам взываем, дети:
(Движение рук вперёд ладонями вверх)
«Нас защитить пора!»
Стебель будем рисовать ватными палочками. А бутоны будете рисовать мятой газетой. Листочек приклеим, когда цветок будет готов. Дети приступают к работе, затем устраивается выставка детских работ Пчелёнок хвалит каждого ребенка.
Воспитатель:(говорит за Пчелёнка) Спасибо, ребята, теперь наша лужайка стала богаче и ярче на цветы! Вы, молодцы, до свидания!
Конспект занятия аппликация «Мать и мачеха».
Задачи: Художественное творчество:
Совершенствовать навыки детей в умении выполнять работы в технике
аппликации ; умение разрезать квадрат по диагонали.
Закрепить навыки детей в аппликации, полученные ранее.
Закрепить представление о жёлтом цвете.
Познание:
Закрепить и расширить представления детей о весне: приметы,
признаки.
Познакомить с первыми весенними цветами, которые растут в лесу и в
поле (подснежник, мать-и-мачеха). Показать сходство и различие этих
цветов.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Социализация: Развивать творческие способности детей.
Закрепить умение детей выполнять работу, используя нетрадиционные
техники аппликации.
Коммуникация:
Закрепить умение детей использовать в речи прилагательное «жёлтый»
в роде, числе и падеже.
Развивать речь, зрительное, слуховое внимание и коммуникативные
способности детей.
Предварительная работа:
Чтение произведений о весне. Разучивание стихов, пословиц,
поговорок по теме. Рассматривание картин из серии «Времена года. «Весна пришла».
Материал и оборудование: жёсткие кисти; клей, ножницы; бумага
различной фактуры жёлтого и зелёного цвета.
Ход занятия:
Травка зеленеет,
Солнышко теплее греет.
День прибывает,
Когда это бывает? (весной) .
Сегодня я хочу вам рассказать, ребята, сказку.
Называется она «Жёлтая сказка»
За зимой пришла весна (Проснулся медвежонок от зимнего сна
и пошёл прогуляться по весеннему лесу (. Был тёплый, весенний
день. Пригревало ласковое, ЖЁЛТОЕ солнышко . Кое-где
выглядывали травинки, но цветов ещё не было. Мишка огляделся по
сторонам, сел на пригорок и спросил:
Солнышко, ведь уже весна, но почему нет цветов?
Сейчас будут, – ответило солнышко. И вместе со своими ЖЁЛТЫМИ
лучиками кинуло на полянку горсточку ЖЁЛТЫХ цветов .
Лепестки у этих цветов топорщились и были похожими на ЖЁЛТЫЕ лучики
солнца.
Знаешь, как они называются? – спросило солнышко у медвежонка.
Конечно, знаю! Это одуванчики! – ответил медвежонок.
А вот и нет! Эти цветы называются мать-и-мачеха. Они весной появляются
самые первые. Посмотри, даже листьев у них нет, а цветы
теплятся на полянке под моими ЖЁЛТЫМИ лучиками.
А я шёл по лесу и видел подснежники. Значит, первыми появляются
подснежники, – ответил медвежонок.
Верно! – сказало солнышко. Этим подснежник и мать-и-мачеха похожи – это
самые первые весенние цветы . Но разница состоит в том, что
подснежник – лесной цветок, а мать-и-мачеха – полевой. Посмотри, какие
они разные: у подснежника лепестки широкие, белого цвета, а лепестки у
цветов мать-и-мачеха топорщатся в разные стороны и они ЖЁЛТОГО цвета.
Я всё понял! – сказал медвежонок. В лесу появляются первые белые
подснежники, а на лесной полянке – ЖЁЛТЫЕ цветы мать-и-мачеха.
Так значит эти цветы злые? – спросил медвежонок. Моя мама медведица
рассказывала мне сказки, в которых все мачехи злые.
Солнышко улыбнулось и ответило:
Мать-и-мачеха – добрый цветок. Его так назвали потому, что листья у этого
цветка особенные : одна сторона тёплая, мягкая, нежная, как
твоя мама. А другая – холодная, слегка шероховатая.
Как все мачехи в сказках, – сказал медвежонок.
ЖЁЛТОЕ солнышко засмеялось и подарило ещё одну горсть ЖЁЛТЫХ
цветов.
Физ. минутка (движения по тексту):
Наши пальчики – бутончики-цветочки,
Распускают ЖЁЛТЫЕ лепесточки.
Солнца ЖЁЛТЫЕ лучики на лугу веселились
И цветочки распустились.
Ребята, давайте, и мы сделаем свою поляну из цветов мать-и-мачеха, как в «Жёлтой сказке».
Вы ребята, молодцы!
Потрудились от души!
На полянке выросли цветы небывалой красоты!
Вы цветочки свои возьмите
И маме домой отнесите!
«Жёлтую сказку» о них расскажите,
И надолго знания свои сохраните!
Конспект НОД «Первоцветы»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание: формировать у детей представление о первоцветах, закрепляя признаки ранней весны; познакомить детей с одним из первых первоцветов – «мать – и – мачехой», уточнить, из каких частей состоит растение, его характерные особенности морфологии и размножения, выявить роль в природе; воспитывать бережное отношение к растениям, желание заботиться о них.
Материал: картинки с изображением мать – и – мачехи, её основный частей. Предварительная работа: беседы о приходе весны, первоцветах, значении растений в природе и для человека; рассматривание картинок с изображением первоцветов, чтение художественной литературы о них.
Ход занятия:
Раздаётся стук в дверь, появляется Старичок – Лесовичок:
- Здравствуйте, ребята! Шёл сейчас к вам, смотрю вокруг и не пойму: зима ещё или весна уже наступила? (Весна!)
Старичок – Лесовичок: А как вы узнали, что уже весна пришла? ( Солнышко стало припекать, снег подтаял. Стал серым. Появились проталинки, кое-где побежали ручейки талой воды. На пригорках, из-под снега, показались первые растения. Прилетели грачи).
Ребёнок:
Под самым карнизом,
Под самым оконцем
Забралось в сосульки
Весеннее солнце.
Сверкая, бегут по сосулькам слезинки
И тают сосульки – весёлые льдинки
(И. Демьянов)
Старичок – Лесовичок: Но ведь ещё холодно.
Дети: Так ведь это ранняя весна. А в это время года бывает и холодно. Может даже снег выпасть, а по ночам случаются заморозки.
Старичок – Лесовичок: А вы говорили, что можно встретить первые растения. А знаете, как одним словом называют растения, которые первыми встречают весну? (если дети затрудняются ответить, то воспитатель помогает им, задавая наводящие вопросы, подводя к слову – первоцветы)
Старичок – Лесовичок: А какие первоцветы вы знаете? (подснежники)
Ребёнок:
Плакала снегурочка
Зиму провожая
Шла за ней печальная
Всем в лесу чужая.
Там, где шла, и плакала,
Трогая берёзы
Выросли подснежники-
Снегурочкины слёзы.
(Т.Белозёров)
Старичок – Лесовичок: А я по дороге к вам видел ещё одно растение из первоцветов. Хотите узнать какое? (Да) Тогда собирайтесь. (Дети собираются). Давайте сядем в волшебный паровозик и отправимся в путь.
Дети становятся друг за другом, раздаётся гудок «у-у-у-у-у-у» и «поезд» отправляется до станции «Первоцветы».
Старичок – Лесовичок: Ребята, что вы видите на этой полянке? (Растения) Это растения тоже первоцвет, и называется оно мать – и – мачеха. Повторите его название. (Дети повторяют)
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим мать – и – мачеху и опишем её. Из каких частей она состоит? (Корень, стебель, цветок) А нам виден корень? (Нет) Почему? (Потому что он под землёй). Тогда давайте рассмотрим корень на картинке. (Показывает картинку) У мать – и – мачехи очень мощное корневище. Оно имеет несколько разветвлений, на которых образуются почки, из них вырастают новые растения. Теперь опишите стебель, пожалуйста. Какой он? (Тонкий, короткий) Это не длинные стебли, на них растут буроватые чешуйки, которые плотно прилегают к стеблю. Посмотрите поближе. Чем покрыт стебель? (Лёгким пушком) Как вы думаете, какая польза растению от пушка и чешуек? (Пушок и чешуйки защищают мать – и – мачеху от холода ранней весной). Что находится сверху стебелька? (Цветок). Какой он по форме? (Круглый) Какого цвета? (Жёлтого). На цветы какого растения похож цветок мать – и – мачеха? (На одуванчик).
Ребёнок:
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца,
Маленький портрет.
(О. Высоцкая)
Воспитатель: Если вы внимательно рассмотрите этот цветок, то увидите, что он не простой. А состоит из множества мелких цветочков. Это для того, чтобы выжить в холодную погоду. Один такой маленький цветочек просто замёрзнет, а вместе им ничего не страшно.
Ребята, а чего же мы не видим сейчас у этого растения? (Листьев. Они появятся позже, в конце весны – начале лета. Из бурых чешуек вырастут листья). Посмотрите на картинку. Какие листья по цвету, форме? (Эти листья необычные. Крупные, тёмно-зелёного цвета: сверху они гладкие жёсткие, а снизу беловатые, покрытые мягким ковриком волосков). Когда по ним проведёшь рукой, они как будто тёплые. За эту особенность растение и получило название: верхняя сторона листьев – неласковая «мачеха», нижняя – добрая «мать». Запомнили, почему это растение так называется? (да) Молодцы.
Старичок – Лесовичок: А я вот что ещё знаю про мать – и – мачеху. Когда у неё заканчивается срок цветения, происходит ещё одно удивительное превращение. Её стебелёк начинает быстро расти, вытягивается и выносит высоко вверх созревающие семена. Природа снабдила их маленькой воздушной подушкой – парашютиком, которая помогает семечку улететь подальше от материнского растения, посмотрите на картинку (показывает картинку. Когда семечко приземляется, парашютик отпадает. Так мать – и – мачеха размножается семечкам. Вспомните, как ещё она размножается? (почками на корневище) Я предлагаю в начале лета встретиться ещё раз с мать – и – мачехой и увидеть всё своими глазами. Согласны? (Да) А теперь давайте понюхаем цветочки. Пахнут? (Да) Пчёлы очень любят эти цветки, они собирают с них нектар, причём в то время, когда других цветущих растений нет. В свою очередь мать – и – мачеха бережёт капельки сладкого драгоценного нектара. Знаете как? (Утром она накрывает цветки, а перед ненастьем и на ночь закрывает, сохраняя нектар). Проснувшись после долгой суровой зимы, пчёлы и шмели летят к цветкам этого удивительного растения за мёдом. Пчеловоды с давних пор знают об этом замечательном качестве мать – и – мачехи и любят её за это. А ещё высушенные листья и цветки этого растения применяют как лекарство для лечения кашля.
Физминутка. О.В. Узорова
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
(Потягивания – руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы
С ними потянись и ты.
(Потягивания – руки вверх).
Воспитатель: Ребята, правда, интересное растение? (Да)
Давайте ещё раз повторим, как оно называется. (Дети отвечают)
-Почему оно так называется?
-Почему мать – и – мачеха является первоцветом?
- Что ей помогает выжить ранней весной в холодную погоду?
- Какими способами размножается это растение?
- Почему пчёлы любят мать – и – мачеху?
- Для чего используют высушенные листья и цветы растения?
Старичок – Лесовичок: (читает стихотворение)
На проталинке – первый цветок
Как же он беззащитен и мал!
Резкий ветер его трепал,
Пригибал стебелёк к земле,
Леденил в предрассветной мгле,
Но отважный цветок устоял!
Опущусь перед ним на колени,
Прикоснусь к лепесткам рукой –
Сколько мудрости и терпения
В этой капельке золотой!
Т. Шарыгина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по музыке (средняя, старшая, подготовительная к школе группы) по теме: Учебно-методическое пособие "Музыкальный калейдоскоп" по развитию музыкально-ритмических способностей детей
Авторские разработки музыкально-ритмических композиций. Движение под музыку - самый эффективный метод развития музыкальности....
Методическая разработка для детей средней группы"Воспитываем пешехода"
Изучение правил дорожного движения- конечно дело нужное, но главная задача все же не в этом. Суть заключается в том, чтобы "привить" детям устойчивые навыки безопасного поведения в любой ситуации. Поэ...
методическая разработка занятия в средней группе по математике "В стране геометрических фигур"
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность с доминирующей образовательной областью познание с детьми среднего дошкольного возраста «В с...
Методическая разработка для детей средней группы «Комплексно-тематическое планирование по ПДД» на 2013-2014 уч.год.
Методическая разработка на тему П.Д.Д. позволяет предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах.Знакомить с этими правилами,собл...
Методическая разработка занятия в средней группе на тему: Мой любимый город - Самара.
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство челове...
методическая разработка (окружающий мир, средняя группа) по теме "Во саду ли, в огороде"
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи в средней группе по теме "Овощи- Фрукты"Цель: Развитие познавательной и экспериментальной деятельности детей. ...
Методическая разработка НОД в средней группе(Познавательное развитие.Окружающий мир.) на тему"Дикие животные средней полосы России"
Методическая разработка (окружающий мир)средняя группа.Дети в игровой форме вспоминают лесных животных их детенышей,а также , чем дикие животные питаются, и какие у них дома....