Использование сказок и сказочных сюжетов в работе с детьми с Общим недоразвитием речи ,
статья (логопедия, младшая группа) по теме
Материал сказок дает возможность детям-логопатам усвоить сложный материал в доступной,яркой ,занимательной форме,помогает им раскрыться как творческой личности ,раскрепоститься,снять напряжение!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сказки в коррекционном процессе учителя-логопеда | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад № 69
приморского района Санкт-Петербурга
«Использование сказок, сказочных сюжетов, героев сказок в работе с детьми с общим недоразвитием речи»
Санкт-Петербург
2013
«Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Увлекаясь простодушною фантазией народной сказки, детский ум нечувствительно привыкает к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями».
(А.Н. Афанасьев, исследователь русской народной сказки).
Слушая сказки, ребёнок учится звукам родной речи, её мелодике.
Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Сказка побуждает юного слушателя произносить звукоподражания («му», «мяу», «ква-ква»), короткие многократно звучащие в тексте фразы («бабка за дедку, дедка за репку»; «бил, бил — не разбил» …). Животные -герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имени прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка-квакуша, зайчишка-трусишка, лисичка-сестричка... Чем старше ребёнок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается её поэзией. Слушая русские народные сказки, маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. Начав с коротеньких бесхитростных сказок о животных, ребёнок постепенно дорастает до восприятия сложных поэтических образов волшебных сказок, которые требуют от него напряжения всех душевных сил.
Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребёнок интуитивно, с помощью чувств постигает, то что он ещё в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь. Именно сказка знакомит детей с неизменными эталонами добра и зла, причём не в назидательной форме, а так что малыш сам понимает что хорошо, а что плохо. Слушая сказки ребёнок убеждается, что мужество, стойкость, преданность способны преодолеть любое зло. Именно на этих примерах воспитываются такие важные чувства, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении цели.
Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии — необходимое условие полноценного развития личности ребёнка, залог его душевного благополучия. В дошкольном возрасте фантазия выступает как средство усвоения жизненного опыта.
Сказка не только воспитывает, учит житейской мудрости, но и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребёнку справляться со стрессовыми нагрузками. Проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни. Сказочный мир увлекает, трогают радости и печали героев, захватывает динамичность событий. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными определениями, метафорами, житейскими, яркими описаниями. Из сказок дети черпают множество познаний, знаний об окружающем мире.
Учитывая подлинный интерес ребёнка к сказке, силу её воздействия на ум, душу растущего человека, я решила использовать сказку в учебно-развивающем направлении с целью коррекции у детей с ОНР речевых и неречевых нарушений.
В результате обследования у детей выявлены нарушения в формировании грамматического строя, бедность словаря, несформированность фонематического процессов, связной речи, нарушение звукопроизношения, а так же недоразвитие слухового внимания, пространственных представлений, недостаточный объём памяти, нарушение мелкой моторики. Все эти задачи можно решать строя занятия на основе сказок, сказочных сюжетов. Сказки близки, понятны, интересны и доступны детям, поэтому их использование помогает устранять те нарушения, которые имеются у детей-логопатов.
В занятия включаются игровые задания на формирование артикуляционных укладов, для будущей постановки звуков, мимической мускулатуры. Выполняя их, ребёнок будет вырабатывать точность и координированность губ, языка, мимики. Параллельно с новыми знаниями на занятиях у детей уточняется и расширяется словарный запас. Выполняя занимательные задания по сказкам, дети учатся согласовывать слова в предложения по падежам, роду, числу, учатся образовывать новые слова. Малыши учатся составлять сложносочинённые и сложноподчинённые предложения; правильно употреблять предлоги.
Использую сюжеты сказок можно сформировать слуховое внимание и далее на его основе фонематический слух. Детей 4-5 лет учат определять первый и последний звук в слове, наличие звука в слове, всё это необходимо для последующей работы по обучению чтению и письму.
Особое внимание на занятиях уделяется подготовке руки ребёнка к письму: конструирование из счётных палочек, рисование по клеточкам, обводки, штриховки, пальчиковые игры и т. д.
Кроме этого занятия со сказочным сюжетом решает задачу развитии зрительного восприятия: форма, цвет, размер, всё это учится различать ребёнок.
На занятиях развивается память, мышление: дети заучивают загадки, стихи, текст игр; учатся разгадывать загадки; решать проблемные задачи, анализировать, группировать, обобщать.
У детей с речевой патологией речь монотонная, невыразительная, непонятная. Но сказка и здесь даёт огромное поле деятельности. Развивает выразительность речи: повышение и понижение голоса, интонацию, темп, ритм речи, силу голоса, дыхание.
И конечно огромное значение сказки играют в формировании у детей с речевой патологией связной речи. Пересказы, инсценировки, импровизации — всё это формирует красивую, полноценную речь.
Важным моментом использования сказок в коррекционном процессе является то, что участие в таких занятиях, в инсценировках даёт возможность детям-логопатам раскрепоститься, избавиться от комплекса страха, учит детей быть добрыми, внимательными друг к другу, к окружающим, даёт огромный набор положительных эмоций.
Вышесказанное подтверждает необходимость использования сказок в работе с детьми-логопатами. Знакомство детей со сказкой, разнообразные дидактивные игры на её основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствует полноценному развитию речи детей с речевыми нарушениями.
Поэтому я очень активно использую сказки, сказочные сюжеты, элементы сказочных сюжетов в своей работе. И вижу как загораются глаза детей, с каким удовольствием, желанием они слушают сказки, пересказывают их, с каким интересом рассматривают иллюстрации к сказкам, перевоплощаются в сказочных персонажей. Радость, счастье, интерес, положительные эмоции — как важно это в нашей работе.
Сказка очень близка детям и использование её на занятиях, в обучающем процессе только помогает ребёнку усвоить сложный для его восприятия материал (см. Приложение. Конспекты занятий).
В нашей работе необходима тесная связь с родителями детей. Поэтому хотелось выяснить, какое место отводится сказке в семье. С этой целью было проведено анкетирование детей (Приложение). Оно показало, что родители не очень активно используют сказки, почти исчезло традиционное чтение с домашним рассматриванием иллюстраций, обсуждением их, ответами на вопросы по содержанию сказки. Отсутствует стремление взрослых заинтересовать детей сказкой, т. е. Живое общение отодвинуто на задний план. Читают детям мало, ребёнок чаще смотрит телевизор, чем общается с книгой или ходит в театр.
В связи с этим родителям проводились консультации, разработан список сказок для домашнего чтения с последующим обсуждением, пересказом, совместным просмотром с детьми иллюстраций к сказке.
Кроме этого проводились разные проекты, в которых использовалась тематика сказок. Это проекты «Придумаем волшебную зимнюю сказку», «Как можно помочь Снегурочке из сказки «Снегурочка» остаться с бабушкой и дедушкой» (придумать продолжение сказки). Родители активно включались в работу и дети с большим интересом помогали им в придумывании сказок. А чтение сказок, их драматизация, стали настоящим праздником для детей и родителей !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фразеологических оборотов в работе с детьми с общим недоразвитием речи (из опыта работы)
Содержание 1. Фразеологический оборот- сокровищница и ценность русского языка.2. Дети с общим недоразвитием речи, их особенности развития .3. Примеры понимания детьми значений фроазеологических о...
Использование воспитателем народной тряпичной игрушки в работе с детьми с общим недоразвитие речи.
" Кто в куклы не играл - тот счастья не видал!"...
Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи
Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи...
«Использование методов ТРИЗ – РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи»
В настоящее время увеличилось количество детей со сложной структурой дефекта речи (общее недоразвитие речи, далее – ОНР). Данное речевое расстройство сказывается на формировании интеллекту...
Выступление на педсовете: Тема: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи»
laquo;Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьмис общим недоразвитие речи» Актуальность.Инновационные процессы на современном этапе развития обще...
Использование методов ТРИЗ — РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи
Использование методов ТРИЗ — РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи...
Консультация для педагогов на тему «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи»
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии,...