Доклад: "Формы работы с детьми для решения задач экологического воспитания"
статья на тему
Формы работы с детьми для решения задач экологического воспитания.
«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу - значит охранять родину»,
М.М. Пришвин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_s_detmi_dlya_resheniya_zadach_ekologicheskogo_vospitaniya.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Лямбирский детский сад №2 «Родничок»
Доклад на тему:
«Формы работы с детьми для решения задач экологического воспитания.»
Выполнила: Воспитатель
Пивкина Л.П.
2018 год
Формы работы с детьми для решения задач экологического воспитания.
«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу - значит охранять родину»,
М.М. Пришвин.
Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа - могучий древний источник познания и воспитания человечества. От Аристотеля и Авиценны до наших дней естествоиспытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира живой природы.
Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы сами должны научиться любить ее.
Экологические проблемы - это не только результат загрязнения окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия дефицита экологического сознания. Формирование экологического сознания, экологической культуры - это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Началом этого пути является дошкольное детство.
Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры.
Формирование начал экологической культуры - это становление, осознание правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, сохраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе богатств материальные или духовные ценности.
«Отношение» - конечный результат экологического воспитания дошкольников.
Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является то, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы. Воспитатель должен уметь правильно отобрать по- знавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.
Передача экологических знаний - это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Отношение разных детей неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент.
Преобладание познавательного аспекта в отношении - это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе.
Об эстетической направленности отношения можно говорить, если внимание ребёнка сосредоточено на внешних (сенсорных) качествах природных явлений и объектов.
При ярко выраженной гуманистической направленности отношения имеют место сочувствие, обеспокоенность, действенная готовность к оказанию помощи.
Методы экологического воспитания.
Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.
В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.
Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.
Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.
В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
Основные формы экологического воспитания:
- Непосредственно образовательная деятельность
Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения. Можно выделить несколько типов занятий:
Первично-ознакомительный тип занятий:
Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, т.е. наглядность, позволяющая формировать у детей отчетливые и правильные представления.
Обобщающий тип занятий:
позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об объектах и явлениях природы, выделить ряд значимых признаков для группы знакомых объектов, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы,развивают абстрактное мышление.
Углубленно-познавательный тип занятия:
Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их.
- Экскурсии
Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Экскурсии как форма занятий проводятся, начиная со среднейгруппы. Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения в природе.Намечает воспитатель экскурсию исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.
- Экологические праздники и досуги
Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком.Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы - их организует воспитатель.
- Ознакомление детей с природой в повседневной жизни
Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на участке детского сада, организует разнообразные игры с природным материалом- песком, глиной, льдом, листьями и т. д. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. В группе необходимо создать соответствующую РППС,которая предусматривает построение вариативного развивающего пространства, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, участников совместной деятельности. Она должна быть доступной, т. е. обеспечивать свободный доступ воспитанников к материалам, пособиям, объектам природы. Безопасной, т. е. все ее элементы должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования. И включать в себя не только природный уголок, но и центр познавательной активности для экспериментирования с различными материалами, наблюдения за природными явлениями и объектами неживой природы.
1.5. Труд
Интересная и разнообразная работа проводится в цветнике и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.). Эта работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.В старшей и подготовительной к школе группах возможна организация дежурств по участку весной и летом или закрепление групп детей за грядкой, клумбой. Труд и наблюдения в уголке природы с детьми воспитатель проводит ежедневно. Форма организации деятельности разная (в зависимости от возраста). К отдельным трудовым поручениям привлекаются дети, начиная с младшей группы.
1.6. Организация выставок и конкурсов творческих работ
1.7. Участие в детских экологических конкурсах, олимпиадах
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников
Немалое значение в воспитании детей имеет пример родителей. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества:
-Анкетирование, проведение опросов
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон),
-Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
- Участие в выставках, смотрах-конкурсах. - Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - важная составляющая процесса гармоничного развития. Не стоит забывать об этом и как можно больше вниманию уделять решению поставленных задач, действуя слаженно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Цель. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Совершенствовать умение работать с методической литературой, составлять перспективно-тематические планы. ...
Дошкольный возраст - благоприятный период для решения задач экологического воспитания
Воспитание экологической культуры - долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимие его результаты....
«Творческий подход в решении задач экологического воспитания» Семинар с педагогами
Данный семинар поможет в работе старшему воспитателю закрепить теоретические знания педагогов и применять его в своей деятельности....
«Творческий подход в решении задач экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО»
Выступление к презентации на муниципальном семинаре для педагогов ДОУ на тему «Творческий подход в решении задач экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО»...
Семинар-практикум по экологическому воспитанию «Творческий подход в решении задач экологического воспитания»
Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии, повысить профессиональное мастерство.Задачи:1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопрос...
Доклад "Решение задач экологического воспитания детей дошкольного возраста через речевое развитие".
Экологическое воспитание дошкольников способствует формированию у ребёнка потребности в овладении речью....