Дошкольный возраст - благоприятный период для решения задач экологического воспитания
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
Воспитание экологической культуры - долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимие его результаты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст - благоприятный период для решения задач экологического воспитания
Человек стал человеком, когда услышал шепот
листьев и пение соловья, песню кузнечика,
журчание весеннего ручья и звон серебряных
колокольчиков в бездонном летнем небе, морях
снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый
плеск волны и торжественную тишину ночи –
услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи
лет чудесную музыку жизни.
В. А. Сухомлинский
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с окружающим миром.
Катастрофическое ухудшение экологической обстановке стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства - рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе - главные направления стратегии выживания человечества.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры, осознанно- правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно- правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Он узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий - среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть все для жизни. Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
В течение многих лет в нашем детском саду ведется экологическое воспитание дошкольников. Начиналось все с создания условий для обучения новым методам воспитания детей. Экологическое образование дошкольников начинается с момента их прихода в детское учреждение. Например, я рассматривала с детьми 2-3 лет какой-нибудь природный объект (комнатное растение, птица в клетке и т. д.), вслух восхищалась красотой цветка, совершенством птицы, и предлагала ребёнку выполнить действие, направленное на удовлетворение их жизненно важных потребностей (полить цветок, насыпать корм и т.д.); это уже элемент экологического образования (я не ограничиваю рассматривание объекта, а указываю на зависимость живого существа от среды).
С 1992 года предметом пристального внимания в детском саду оказались вопросы экологического воспитания.
Задачами экологического образования дошкольников я полагаю следующие.
- Усвоение системы знаний (о ее компонентах и взаимосвязях между ними).
- Формирование представлений об универсальной ценности природы.
- Воспитание потребности в общении с природой.
- Привитие трудовых природоведческих навыков.
- Развитие экологического сознания.
- Эстетическое воспитание.
Решение этих задач, с моей точки зрения, направлено на достижение основной
цели - культурно-экологического воспитания, т. е. бережного, осознанного,
ценностно-ориентированного отношения к миру, в позитивном настрое на жизнь.
Апробация и внедрение этих задач требовали определенных усилий и особых подходов. Мое внимание было сосредоточено на нескольких направлениях:
- создание самых необходимых условий для жизни и воспитания детей;
- создание благоприятной атмосферы и внедрение принципов личностно - ориентированной педагогики в работу с детьми;
- освоение методов экологического воспитания и технологий в работе с детьми разного возраста;
- разработка новых форм взаимодействия с родителями, их экологическое просвещение.
Особое внимание уделялось трем направлениям:
- формированию экономного, бережного отношения к предметам из природного материала, а также к природным ресурсам, которые присутствуют в детской жизнедеятельности; приобщению дошкольников к ресурсосберегающей деятельности в ближайшем окружении;
- формированию здорового образа жизни детей, осознанного отношения к своему организму и здоровью в процессе проведения эколого-оздоровительной работы;
- экологическому воспитанию, в том числе путем приобщения к русскому народному творчеству.
Начиная работу по формированию у дошкольников экономного, бережного отношения к природе, особое внимание я уделяла созданию в группе атмосферы такого отношения к ресурсам материалам, нацелила на повторное использование некоторых бытовых отходов в оформлении группы, спальни, приемной, благоустройстве участка, пополнении игровых атрибутов и т.д. Так из ненужных пластиковых бутылок были сделаны совочки и формочки для игр с песком, декоративные вазы для цветов, елочные украшения. Картонные коробки послужили материалом для изготовления кукольных домов, машин. Мебель для кукол также сделали из коробок. Из обувных коробок вместе с детьми смастерили макеты улицы, морского побережья, северного полюса. Тетрапакеты и коробки от тортов приспособили для выращивания рассады и делали кормушки для птиц. Различный упаковочный материал использовали для изготовления поделок на занятиях по конструированию и ручному труду. В сборе материала для ручного труда участвовали и родители. Для их хранения отвели специальное место. Вместе с детьми отбирали все нужное для реализации своих творческих идей.
В своей деятельности я использую различные формы педагогической работы:
- экскурсии в поле, луг, парк и т.д. в разные сезоны;
- целевые прогулки за пределы участка детского сада (парк, сквер, улица);
- экскурсии в краеведческий музей;
- прогулки на участке;
- занятия в группе детского сада;
- занятия в уголке природы.
Разнообразны и методы экологического образования:
- наблюдения на экскурсиях, прогулках, занятиях, в повседневной жизни;
- игра;
- моделирование;
- экспериментирование;
- чтение природоведческой литературы;
- изобразительная деятельность;
- исследовательская деятельность;
- труд на участке и в уголке природы.
С целью формирования культуры природопользования у дошкольников мною были разработаны занятия, где дети знакомились со свойствами природных материалов и ресурсов (песок, камни, глина, воздух, вода и др.) осознали, что они являются компонентами среды обитания различных живых существ. На всех занятиях стал вопрос использования ресурсов человеком, его потребность в воздухе, воде и т.д.
Были определены показатели культуры взаимодействия с природой детей 6-7 лет:
- экологические представления, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе;
- интерес к объектам и явлениям природно-предметного труда, эмоциональная реакция на «непорядок» в их использовании, оценочные суждения о них;
- желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира.
Организация деятельности детей в уголке природы по созданию и поддержанию условий жизни ее обитателей стала одним из основных направлений моей экспериментальной работы. В уголке природы я выделила рабочие места для дежурных детей, начиная со средней группы. Дети приходили пораньше приносили из дома угощения для питомцев: морковь, капустные листья, яблоки, семечки, корочки хлеба, причем делали это по собственной инициативе. Для дежурных сшили фартуки, подготовили тряпочки, опрыскиватель, совочки, рыхлители, сито, веник, щетки, лейки.
Старшие сами распределяли обязанности - кто будет что делать. Один мыл кормушки, выкладывал корм; другой просеивал песок, убирал за собой; третий рыхлил землю, поливал и опрыскивал растения. Были оформлены уголки дежурств. Здесь же дети сеяли овес для птиц. В специальном ящике дети весной сеяли семена огородных культур: укропа, огурцов, помидор, перца, капусты, наблюдали за их ростом, поливали, рыхлили, а осенью снимали урожай.
Детям очень нравится дежурить, в уголке природы и нет таких детей, кто не хотел бы дежурить. Дети не только трудились в уголке природы, но и наблюдали за птицами, растениями, отмечали, что нового, интересного появилось у его обитателей (расцвел цветок, появился первый росток, огурец, помидор), а потом делились впечатлениями. Работа эта продолжалась от года к году, и интерес детей к ней не угасал. А теперь малыши совместно со мной дежурят, в уголке природы также приносят угощение для птицы, любуются красотой аквариума, растениями.
Я регулярно организовывала походы и экскурсии в парк, на стадион. Дети и взрослые, их сопровождавшие, во время походов и экскурсий получали большой эмоциональный заряд. Я использовала карты-схемы, маршрутные карты, в содержание походов и экскурсий включала знакомство с дарами природы, проводила дыхательную гимнастику на свежем воздухе. На занятиях по физкультуре знакомила детей с правилами поведения в лесу, разыгрывала различные ситуации, которые могли сложиться в процессе походов, рассказывала о пользе занятий на свежем воздухе.
Прогулки на речку Хопер сопровождала рассказами о правилах поведения у водоема.
Экскурсии в парк, на луг, к реке обогащали детей новыми впечатлениями, научили их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили. Природа, окружающая ребенка в городе, это не только участок детского сада. Это и деревья на его улице, и газоны вокруг его дома, и цветы в его дворе. Замечает ли их ребенок или равнодушен к ним? Какие деревья растут на вашей улице? - спрашивала я у детей. Лишь не многие смогли ответить. Тогда я организовала экскурсии по улицам нашего города. Дети узнавали знакомые деревья. Чтобы расширить представления детей я постоянно проводила прогулки и экскурсии в парк. Наш парк красивый.
В рамках эколого-оздоровительной работы был проведен блок занятий с Айболитом, цель которых - осознание детьми ценности здоровья. Проводились занятия знакомство с организмом человека и значением воздуха для человека и природы. В группе систематически проводила занятия закаливание, точечный массаж, спортивно-массовые мероприятия.
Эколого-оздоровительная работа проводится и с родителями на родительских собраниях, через индивидуальные беседы, консультации.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблюдая за животными и растениями, дети стали замечать то, что раньше не замечали. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту.
Большая работа по экологическому воспитанию дала хорошие результаты: дети стали добрее, отзывчивее, любознательнее научились сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за птицами и растениями.
А главное - земля стала ближе.
Приложение
Конспект прогулки в средней группе
Программное содержание:
Формировать представление об изменениях, происходящих с берёзой весной (набухают почки, появляются листочки, серёжки - берёзка зацветает).
Продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, уточнить представление о коре и её назначении.
Углублять представление о том, без чего берёзка не может жить.
Обогащать словарь детей за счёт слов: серёжки, почки, саженцы, красивая, стройная, белоствольная и т. д.
Закрепить правильное произношение гласных и согласных звуков.
Учить детей выполнять индивидуальные и коллективные поручения, поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.
Упражнять в прыжках в длину, высоту, беге, лазанье, метании, подлезании.
Развивать быстроту, ловкость, гибкость, выносливость.
Во всех формах организации деятельности детей развивать у них организованность, самостоятельность, инициативность, творчество, умение поддерживать дружеские отношения со сверстниками.
Предложить детям отправиться в путешествие.
-На чём можно отправиться в путешествие?
-На поезде, машине, самолёте, автобусе, корабле и т. д.
Воспитатель изображает паровоз. Он становится впереди колонны детей. Дети изображают вагоны.
Воспитатель: «Дети посмотрите, какой у нас длинный поезд, сейчас мы поедем на нём. Покажите, как колёса двигаются. Дети, согнув руки в локтях, двигают ими вперёд - назад и приговаривают: «Ту-ту-ту ». Поехали! Вот поезд наш едет, Колёса стучат,
А в поезде этом ребята сидят, «Ту-ту-ту, ту-ту-ту»,- Пыхтит паровоз, Далёко-далёко Ребят он повёз.
Стоп! Остановка! Идём гулять. Наш поезд прибыл на станцию «Берёзка»!
Наблюдение за берёзкой
Отгадайте загадки:
Белый сарафанчик, черные застёжки... У какого дерева? (У берёзки)
Ствол белеет, шапочка зеленеет Стоит в белой одежде, свесив серёжки Что это за дерево? (Берёза)
- Как вы догадались?
- Что есть у берёзы? (ствол, веточки, корни, почки, серёжки)
- Какого цвета ствол? (белый с черными полосками)
- Чем покрыт ствол берёзы? На что он похож? (ствол берёзы покрыт корой, верхний слой
коры - это тонкая, шелковистая береста, поэтому ствол берёзы похож на белый сарафанчик)
- Что делают из бересты? (лукошки, кузовки, ларчики, картины).
- Какие почки, листочки и веточки у берёзы ранней весной? Что делают из них? (Ранней весной на берёзе набухают почки, из которых появляются клейкие, нежно - зелёные листочки похожие, на треугольник с зазубринами на концах. Из почек и листочков делают разные лекарства от простуды. В них много витамина С. Из веточек делают берёзовые веники для бани). Что ещё есть на ветках? (серёжки)
Наклонить аккуратно ветку и рассмотреть их. Они длинные, тонкие, похожи на червячков. Это значит, что берёза проснулась от зимней спячки. В конце лета у неё появятся семена, из которых впоследствии вырастут молодые берёзки.
- Ребята, у берёзки большие и длинные корни. Как вы думаете, почему? (корни у берёзки длинные, большие потому, что берёзе надо крепко держаться за землю и набирать из неё много соков).
- У берёзы вкусный, сладкий сок. Кого она им угощает? (она угощает этим соком насекомых, птиц, зверей и людей).
- Если вы увидите, в лесу истекающую соком берёзу помогите ей, заткните дырочку деревянной пробкой, чтобы дерево не сгнило.
- Радостно и весело видеть белую берёзу и зимой, и весной, и летом, и осенью. Обратить внимание детей на то, что наша берёза заболела: кора потрескалась, веточки засохли.
- Давайте скажем нашей Берёзоньке добрые красивые слова, пожалеем её, обнимем, погладим кору, послушаем, что дерево прошелестит в ответ. Дидактическая игра: «Берёзка - какая она?» (кто больше скажет красивых слов о берёзке)
- Ребята, я вижу на берёзе какие-то знаки. Наверное, это берёзка нам хочет сказать о том, что ей нужно, для того чтобы она выздоровела.
- Берёзка не может жить без света: он как художник окрашивает листочки в зелёный цвет; берёзка любит свет, простор;
- Берёзка не может жить без тепла; от тепла на ней появляются листочки.
- Берёзка пьёт воду как люди; воду она получает с дождём с талой водой, пьёт её из земли.
- А почему на этой карточке ничего нет? (воздух невидим, поэтому его нет на карточке, но берёзке он необходим, она, как и мы дышит через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны). Берёзке нужен чистый воздух: от грязного воздуха она погибает, в то же время она сама очищает воздух, делает его пригодным для человека.
- Птицы тоже нужны берёзке: они поедают различных насекомых, которые могут причинить ей вред.
- Ветер переносит семена берёзки.
- Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.
- Воспитатель: Русские люди очень любят берёзу. Они сочинили про неё много стихов,
- песен, загадок». Дети загадывают загадки, читают стихи о берёзе.
- Давайте споём для нашей берёзке песенку, поводим вокруг неё хоровод. Хоровод «Ай, да берёзка!»
- Ребята, а вы хотите посадить берёзку?
- Для этого нам надо отправиться на станцию «Трудовая».
- Давайте полетим на самолётах, заведём моторы: Др-др-др-др-др! Полетели! Дети бегут змейкой друг за другом на носочках, расставив руки в стороны -У-у-у!
- Приземляемся! Аэропорт «Трудовой»
Трудовая деятельность детей
- Что потребуется нам для посадки? (саженцы, ведёрки, лейки с водой, лопата).
- Ребята, как вы думаете, куда мы будем сажать берёзки: в землю или песок?
Эксперимент.
Воспитатель вместе с детьми пробует сначала посадить «дерево» (палочку в ёмкость с песком, потом - в ёмкость с землёй. Выясняют, куда легче втыкается палочка (в песок) и почему (он рыхлый, не плотный). Уточняют, где лучше держится палочка и почему (лучше держится в земле, она плотнее). Вывод: Дерево будем сажать в землю, а для того, чтобы корням было легче дышать, добавим немного песка. Воспитатель вместе с детьми сажает дерево, обращает внимание на глубину лунок (глубокие, т. к. корни у берёзок тонкие и длинные), на расстояние между ними. В конце работы предложить детям привязать берёзки к колышкам, чтобы ветер не повалил их. Каждый день дети обещают поливать деревца, чтобы они не засохли.
А хотите попасть на станцию «Спортивную»? Дети скачут «на лошадках».
Подвижные игры и физические упражнения
- И так мы с вами на станции «Спортивная» Подвижная игра «Скворушки и кот».
Появляется мишка (переодетый ребёнок из старшей группы)
- Посмотрите, кто к нам в гости пришёл? (Мишенька - медведь).
Мишка: Ребята, я вижу, вы любите бегать. А со мной поиграть хотите? Я тоже очень люблю спортом заниматься. Повторяйте за мной.
- Медведь подлезает под верёвку, поднятую на высоту 60 см, не касаясь руками земли;
- Прыгает через ручеек, начинает с узкой его части (ширина 40 см) и с каждым прыжком
продвигается вперёд, заканчивая прыжки в широкой части (60-70см);
- Идёт по-медвежьи, опираясь на ступни и ладони по дугообразной лестнице;
- Прыгает вверх, пытаясь достать, ленточку, подвешенную на высоте 15 см выше
поднятой руки ребёнка;
- Бежит «змейкой» между деревьями, пеньками, грибочками (повторить 2 раза).
Воспитатель: Ты, мишка, наверное, устал? Сядь, посиди, а ребята, покажут тебе они какие быстрые и ловкие на работу.
Аттракционы
- «Кто быстрее разгрузит машину с шишками»
Дети строятся в 2 шеренги. С одной стороны стоит машина с шишками, с другой - пустая корзина. Первый ребёнок в каждой шеренге берёт из машины шишку и передает её рядом стоящему товарищу, последний бросает шишку в корзину.
- «Кто скорее»
Дети выстраиваются в 2 колоны. В одном метре от колонн стоит ведущий он дает мячи детям стоящим первыми. По сигналу: «мяч вверху» дети передают мяч над головой назад друг другу. Когда последний ребёнок получит мяч, он бежит к ведущему и отдает ему.
Выигрывает команда, которая раньше отдаст мяч. Медведь: Молодцы ребята! И бегать, и лазать, и прыгать умеют.
Воспитатель: А ты, Мишенька, хочешь поиграть с детьми в подвижную игру «Ловишки»? Мы тебе подарки будем приносить. Иди в берлогу, спи пока.
Подвижная игра «Ловишки»
- Посмотрите, я для Миши приготовила малину (показываю, пустую ладонь). Ах, какая
вкусная! (пробую)
- Попробуй Вика (Надя, Гоща, Ангелина ...)!
- А что ты подаришь Мише? (дети придумывают много разных «Подарков»).
- Теперь понесём подарки Мише:
В гости к Мише мы идём
И подарочки несём,
А ты, Миша, не зевай,
Наших деток догоняй! (2-3 раза)
В конце игры Мишка «угощается», благодарит всех.
Дидактическая игра «Раз, два, три, к дереву беги!»
- Мишка для вас, ребята, тоже подарки принёс и мне по секрету рассказал, куда их прятал. Будем искать? Давайте сначала посмотрим, что есть на нашей площадке: берёза, рябина, ветла.
Запомнили, что где растёт? Тогда начинаем играть: «Раз, два, три, к рябине беги! и т. д.
- Ищите, здесь где-то спрятан подарок.
Дети собирают все подарки и отправляются на станцию «Игровая». Воспитатель: Откроем коробочки? Что в них? (в коробочках игрушки: песочные наборы, совочки, мячи, скакалки, вертушки, машины, ведёрки и т. д.)
Самостоятельная деятельность детей. Дети, вы можете играть, во что хочется. Песок мы утром полили и взрыхлили; возле песочницы есть игрушки. Можно брать все: вертушки, мячи, скакалки, палки, вожжи для игры «лошадки». Только не забывайте правило: «Каждой вещи - своё место».
- Кто хочет, может остаться со мной. Я новые игры с гимнастической палкой придумала.
Поиграем!
- «Не урони»- поставить палку перед собой, придерживая её рукой. Быстрым движением перенести через палку вытянутую ногу. У кого больше удачных попыток подряд?
- «Кто перетянет?» - двое держатся за концы палки. На расстоянии 2 шагов от каждого на земле лежит какой-нибудь предмет. Задача - перетянуть соперника, суметь подобрать этот предмет.
- «Чертёжники» - задание быстро начертить ряд геометрических фигур. На выполнение - 1 минута.
- Игра - забава «Играем в шишки и каштаны».
Дети выкладывают на песке шарик, бабочку, лодочку, цветок, солнышко и т. д. шишками, каштанами.
Индивидуальная работа Поупражняться с Кристиной, Сашей, Алиной, Глебом в произношении звука «р». выучить стихотворение Вронского «Божья коровка»:
Платье в горошек у божьей коровки,
Божьей коровке плохо в коробке.
Божью коровку пальцем не трогай –
Пусть уползает зелёной дорогой,
Пусть улетает синей дорогой,
Божью коровку, не надо, не трогай!
- А вы видели божью коровку? А знаете, почему божья коровка красного цвета? (она предупреждает птиц: не ешьте меня, я невкусная).
- Вы запомнили стихотворение? Почему там сказано: «Платье в горошек у божьей коровки? А почему автор просит: «Божью коровку пальцем не трогай?» Давайте ещё раз повторим стихотворение. К концу прогулки напомнить, что нужно собрать игрушки.
Подвижная игра «Берег, парус, море» Помните правило? когда я говорю: «Берег!» вы делаете шаг назад, «Парус» - руки вверх,
«Море» - шаг назад. Начинаем. Выигрывают те, кто ни разу не ошибётся.
После игры на «Паруснике» дети возвращаются в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Цель. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Совершенствовать умение работать с методической литературой, составлять перспективно-тематические планы. ...
Доклад: "Формы работы с детьми для решения задач экологического воспитания"
Формы работы с детьми для решения задач экологического воспитания. «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.А человеку нужна Родина.И охранять природу - значит охранять родину...
«Творческий подход в решении задач экологического воспитания» Семинар с педагогами
Данный семинар поможет в работе старшему воспитателю закрепить теоретические знания педагогов и применять его в своей деятельности....
«Творческий подход в решении задач экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО»
Выступление к презентации на муниципальном семинаре для педагогов ДОУ на тему «Творческий подход в решении задач экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО»...
Семинар-практикум по экологическому воспитанию «Творческий подход в решении задач экологического воспитания»
Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии, повысить профессиональное мастерство.Задачи:1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопрос...
Доклад "Решение задач экологического воспитания детей дошкольного возраста через речевое развитие".
Экологическое воспитание дошкольников способствует формированию у ребёнка потребности в овладении речью....