Дошкольный возраст - благоприятный период для решения задач экологического воспитания
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Малиновская Зоя Ивановна

Воспитание экологической культуры - долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимие его результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст - благоприятный период для решения задач экологического воспитания

Человек стал человеком, когда услышал шепот

листьев и пение соловья, песню кузнечика,

журчание весеннего ручья и звон серебряных

колокольчиков в бездонном летнем небе, морях

снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый

плеск волны и торжественную тишину ночи –

услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи

лет чудесную музыку жизни.

В. А. Сухомлинский

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с окружающим миром.

Катастрофическое ухудшение экологической обстановке стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства - рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе - главные направления стратегии выживания человечества.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры, осознанно- правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно- правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Он узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий - среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть все для жизни. Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

В течение многих лет в нашем детском саду ведется экологическое воспитание дошкольников. Начиналось все с создания условий для обучения новым методам воспитания детей. Экологическое образование дошкольников начинается с момента их прихода в детское учреждение. Например, я рассматривала с детьми 2-3 лет какой-нибудь природный объект (комнатное растение, птица в клетке и т. д.), вслух восхищалась красотой цветка, совершенством птицы, и предлагала ребёнку выполнить действие, направленное на удовлетворение их жизненно важных потребностей (полить цветок, насыпать корм и т.д.); это уже элемент экологического образования (я не ограничиваю рассматривание объекта, а указываю на зависимость живого существа от среды).

С 1992 года предметом пристального внимания в детском саду оказались вопросы экологического воспитания.

Задачами экологического образования дошкольников я полагаю следующие.

  1. Усвоение системы знаний (о ее компонентах и взаимосвязях между ними).
  2. Формирование представлений об универсальной ценности природы.
  3. Воспитание потребности в общении с природой.
  4. Привитие трудовых природоведческих навыков.
  5. Развитие экологического сознания.
  6. Эстетическое воспитание.

Решение этих задач, с моей точки зрения, направлено на достижение основной

цели - культурно-экологического воспитания, т. е. бережного, осознанного,

ценностно-ориентированного отношения к миру, в позитивном настрое на жизнь.

Апробация и внедрение этих задач требовали определенных усилий и особых подходов. Мое внимание было сосредоточено на нескольких направлениях:

  • создание самых необходимых условий для жизни и воспитания детей;
  • создание благоприятной атмосферы и внедрение принципов личностно - ориентированной педагогики в работу с детьми;
  • освоение методов экологического воспитания и технологий в работе с детьми разного возраста;
  • разработка новых форм взаимодействия с родителями, их экологическое просвещение.

Особое внимание уделялось трем направлениям:

  • формированию экономного, бережного отношения к предметам из природного материала, а также к природным ресурсам, которые присутствуют в детской жизнедеятельности; приобщению дошкольников к ресурсосберегающей деятельности в ближайшем окружении;
  • формированию здорового образа жизни детей, осознанного отношения к своему организму и здоровью в процессе проведения эколого-оздоровительной работы;
  • экологическому воспитанию, в том числе путем приобщения к русскому народному творчеству.

Начиная работу по формированию у дошкольников экономного, бережного отношения к природе, особое внимание я уделяла созданию в группе атмосферы такого отношения к ресурсам материалам, нацелила на повторное использование некоторых бытовых отходов в оформлении группы, спальни, приемной, благоустройстве участка, пополнении игровых атрибутов и т.д. Так из ненужных пластиковых бутылок были сделаны совочки и формочки для игр с песком, декоративные вазы для цветов, елочные украшения. Картонные коробки послужили материалом для изготовления кукольных домов, машин. Мебель для кукол также сделали из коробок. Из обувных коробок вместе с детьми смастерили макеты улицы, морского побережья, северного полюса. Тетрапакеты и коробки от тортов приспособили для выращивания рассады и делали кормушки для птиц. Различный упаковочный материал использовали для изготовления поделок на занятиях по конструированию и ручному труду. В сборе материала для ручного труда участвовали и родители. Для их хранения отвели специальное место. Вместе с детьми отбирали все нужное для реализации своих творческих идей.

В своей деятельности я использую различные формы педагогической работы:

  • экскурсии в поле, луг, парк и т.д. в разные сезоны;
  • целевые прогулки за пределы участка детского сада (парк, сквер, улица);
  • экскурсии в краеведческий музей;
  • прогулки на участке;
  • занятия в группе детского сада;
  • занятия в уголке природы.

Разнообразны и методы экологического образования:

  • наблюдения на экскурсиях, прогулках, занятиях, в повседневной жизни;
  • игра;
  • моделирование;
  • экспериментирование;
  • чтение природоведческой литературы;
  • изобразительная деятельность;
  • исследовательская деятельность;
  • труд на участке и в уголке природы.

С целью формирования культуры природопользования у дошкольников мною были разработаны занятия, где дети знакомились со свойствами природных материалов и ресурсов (песок, камни, глина, воздух, вода и др.) осознали, что они являются компонентами среды обитания различных живых существ. На всех занятиях стал вопрос использования ресурсов человеком, его потребность в воздухе, воде и т.д.

Были определены показатели культуры взаимодействия с природой детей 6-7 лет:

  • экологические представления, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе;
  • интерес к объектам и явлениям природно-предметного труда, эмоциональная реакция на «непорядок» в их использовании, оценочные суждения о них;
  • желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира.

Организация деятельности детей в уголке природы по созданию и поддержанию условий жизни ее обитателей стала одним из основных направлений моей экспериментальной работы. В уголке природы я выделила рабочие места для дежурных детей, начиная со средней группы. Дети приходили пораньше приносили из дома угощения для питомцев: морковь, капустные листья, яблоки, семечки, корочки хлеба, причем делали это по собственной инициативе. Для дежурных сшили фартуки, подготовили тряпочки, опрыскиватель, совочки, рыхлители, сито, веник, щетки, лейки.

Старшие сами распределяли обязанности - кто будет что делать. Один мыл кормушки, выкладывал корм; другой просеивал песок, убирал за собой; третий рыхлил землю, поливал и опрыскивал растения. Были оформлены уголки дежурств. Здесь же дети сеяли овес для птиц. В специальном ящике дети весной сеяли семена огородных культур: укропа, огурцов, помидор, перца, капусты, наблюдали за их ростом, поливали, рыхлили, а осенью снимали урожай.

Детям очень нравится дежурить, в уголке природы и нет таких детей, кто не хотел бы дежурить. Дети не только трудились в уголке природы, но и наблюдали за птицами, растениями, отмечали, что нового, интересного появилось у его обитателей (расцвел цветок, появился первый росток, огурец, помидор), а потом делились впечатлениями. Работа эта продолжалась от года к году, и интерес детей к ней не угасал. А теперь малыши совместно со мной дежурят, в уголке природы также приносят угощение для птицы, любуются красотой аквариума, растениями.

Я регулярно организовывала походы и экскурсии в парк, на стадион. Дети и взрослые, их сопровождавшие, во время походов и экскурсий получали большой эмоциональный заряд. Я использовала карты-схемы, маршрутные карты, в содержание походов и экскурсий включала знакомство с дарами природы, проводила дыхательную гимнастику на свежем воздухе. На занятиях по физкультуре знакомила детей с правилами поведения в лесу, разыгрывала различные ситуации, которые могли сложиться в процессе походов, рассказывала о пользе занятий на свежем воздухе.

Прогулки на речку Хопер сопровождала рассказами о правилах поведения у водоема.

Экскурсии в парк, на луг, к реке обогащали детей новыми впечатлениями, научили их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили. Природа, окружающая ребенка в городе, это не только участок детского сада. Это и деревья на его улице, и газоны вокруг его дома, и цветы в его дворе. Замечает ли их ребенок или равнодушен к ним? Какие деревья растут на вашей улице? - спрашивала я у детей. Лишь не многие смогли ответить. Тогда я организовала экскурсии по улицам нашего города. Дети узнавали знакомые деревья. Чтобы расширить представления детей я постоянно проводила прогулки и экскурсии в парк. Наш парк красивый.

В рамках эколого-оздоровительной работы был проведен блок занятий с Айболитом, цель которых - осознание детьми ценности здоровья. Проводились занятия знакомство с организмом человека и значением воздуха для человека и природы. В группе систематически проводила занятия закаливание, точечный массаж, спортивно-массовые мероприятия.

Эколого-оздоровительная работа проводится и с родителями на родительских собраниях, через индивидуальные беседы, консультации.

Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблюдая за животными и растениями, дети стали замечать то, что раньше не замечали. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту.

Большая работа по экологическому воспитанию дала хорошие результаты: дети стали добрее, отзывчивее, любознательнее научились сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за птицами и растениями.

А главное - земля стала ближе.

Приложение

Конспект прогулки в средней группе

Программное содержание:

Формировать представление об изменениях, происходящих с берёзой весной (набухают почки, появляются листочки, серёжки - берёзка зацветает).

Продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, уточнить представление о коре и её назначении.

Углублять представление о том, без чего берёзка не может жить.

Обогащать словарь детей за счёт слов: серёжки, почки, саженцы, красивая, стройная, белоствольная и т. д.

Закрепить правильное произношение гласных и согласных звуков.

Учить детей выполнять индивидуальные и коллективные поручения, поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Упражнять в прыжках в длину, высоту, беге, лазанье, метании, подлезании.

Развивать быстроту, ловкость, гибкость, выносливость.

Во всех формах организации деятельности детей развивать у них организованность, самостоятельность, инициативность, творчество, умение поддерживать дружеские отношения со сверстниками.

Предложить детям отправиться в путешествие.

-На чём можно отправиться в путешествие?

-На поезде, машине, самолёте, автобусе, корабле и т. д.

Воспитатель изображает паровоз. Он становится впереди колонны детей. Дети изображают вагоны.

Воспитатель: «Дети посмотрите, какой у нас длинный поезд, сейчас мы поедем на нём. Покажите, как колёса двигаются. Дети, согнув руки в локтях, двигают ими вперёд - назад и приговаривают: «Ту-ту-ту ». Поехали! Вот поезд наш едет, Колёса стучат,

А в поезде этом ребята сидят, «Ту-ту-ту, ту-ту-ту»,- Пыхтит паровоз, Далёко-далёко Ребят он повёз.

Стоп! Остановка! Идём гулять. Наш поезд прибыл на станцию «Берёзка»!

Наблюдение за берёзкой

Отгадайте загадки:

Белый сарафанчик, черные застёжки... У какого дерева? (У берёзки)

Ствол белеет, шапочка зеленеет Стоит в белой одежде, свесив серёжки Что это за дерево? (Берёза)

  • Как вы догадались?
  • Что есть у берёзы? (ствол, веточки, корни, почки, серёжки)
  • Какого цвета ствол? (белый с черными полосками)
  • Чем покрыт ствол берёзы? На что он похож? (ствол берёзы покрыт корой, верхний слой

коры - это тонкая, шелковистая береста, поэтому ствол берёзы похож на белый сарафанчик)

  • Что делают из бересты? (лукошки, кузовки, ларчики, картины).
  • Какие почки, листочки и веточки у берёзы ранней весной? Что делают из них? (Ранней весной на берёзе набухают почки, из которых появляются клейкие, нежно - зелёные листочки похожие, на треугольник с зазубринами на концах. Из почек и листочков делают разные лекарства от простуды. В них много витамина С. Из веточек делают берёзовые веники для бани). Что ещё есть на ветках? (серёжки)

Наклонить аккуратно ветку и рассмотреть их. Они длинные, тонкие, похожи на червячков. Это значит, что берёза проснулась от зимней спячки. В конце лета у неё появятся семена, из которых впоследствии вырастут молодые берёзки.

  • Ребята, у берёзки большие и длинные корни. Как вы думаете, почему? (корни у берёзки длинные, большие потому, что берёзе надо крепко держаться за землю и набирать из неё много соков).
  • У берёзы вкусный, сладкий сок. Кого она им угощает? (она угощает этим соком насекомых, птиц, зверей и людей).
  • Если вы увидите, в лесу истекающую соком берёзу помогите ей, заткните дырочку деревянной пробкой, чтобы дерево не сгнило.
  • Радостно и весело видеть белую берёзу и зимой, и весной, и летом, и осенью. Обратить внимание детей на то, что наша берёза заболела: кора потрескалась, веточки засохли.
  • Давайте скажем нашей Берёзоньке добрые красивые слова, пожалеем её, обнимем, погладим кору, послушаем, что дерево прошелестит в ответ. Дидактическая игра: «Берёзка - какая она?» (кто больше скажет красивых слов о берёзке)
  • Ребята, я вижу на берёзе какие-то знаки. Наверное, это берёзка нам хочет сказать о том, что ей нужно, для того чтобы она выздоровела.
  • Берёзка не может жить без света: он как художник окрашивает листочки в зелёный цвет; берёзка любит свет, простор;
  • Берёзка не может жить без тепла; от тепла на ней появляются листочки.
  • Берёзка пьёт воду как люди; воду она получает с дождём с талой водой, пьёт её из земли.
  • А почему на этой карточке ничего нет? (воздух невидим, поэтому его нет на карточке, но берёзке он необходим, она, как и мы дышит через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны). Берёзке нужен чистый воздух: от грязного воздуха она погибает, в то же время она сама очищает воздух, делает его пригодным для человека.
  • Птицы тоже нужны берёзке: они поедают различных насекомых, которые могут причинить ей вред.
  • Ветер переносит семена берёзки.
  • Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.
  • Воспитатель: Русские люди очень любят берёзу. Они сочинили про неё много стихов,
  • песен, загадок». Дети загадывают загадки, читают стихи о берёзе.
  • Давайте споём для нашей берёзке песенку, поводим вокруг неё хоровод. Хоровод «Ай, да берёзка!»
  • Ребята, а вы хотите посадить берёзку?
  • Для этого нам надо отправиться на станцию «Трудовая».
  • Давайте полетим на самолётах, заведём моторы: Др-др-др-др-др! Полетели! Дети бегут змейкой друг за другом на носочках, расставив руки в стороны -У-у-у!
  • Приземляемся! Аэропорт «Трудовой»

Трудовая деятельность детей

  • Что потребуется нам для посадки? (саженцы, ведёрки, лейки с водой, лопата).
  • Ребята, как вы думаете, куда мы будем сажать берёзки: в землю или песок?

Эксперимент.

Воспитатель вместе с детьми пробует сначала посадить «дерево» (палочку в ёмкость с песком, потом - в ёмкость с землёй. Выясняют, куда легче втыкается палочка (в песок) и почему (он рыхлый, не плотный). Уточняют, где лучше держится палочка и почему (лучше держится в земле, она плотнее). Вывод: Дерево будем сажать в землю, а для того, чтобы корням было легче дышать, добавим немного песка. Воспитатель вместе с детьми сажает дерево, обращает внимание на глубину лунок (глубокие, т. к. корни у берёзок тонкие и длинные), на расстояние между ними. В конце работы предложить детям привязать берёзки к колышкам, чтобы ветер не повалил их. Каждый день дети обещают поливать деревца, чтобы они не засохли.

А хотите попасть на станцию «Спортивную»? Дети скачут «на лошадках».

Подвижные игры и физические упражнения

  • И так мы с вами на станции «Спортивная» Подвижная игра «Скворушки и кот».

Появляется мишка (переодетый ребёнок из старшей группы)

  • Посмотрите, кто к нам в гости пришёл? (Мишенька - медведь).

Мишка: Ребята, я вижу, вы любите бегать. А со мной поиграть хотите? Я тоже очень люблю спортом заниматься. Повторяйте за мной.

  • Медведь подлезает под верёвку, поднятую на высоту 60 см, не касаясь руками земли;
  • Прыгает через ручеек, начинает с узкой его части (ширина 40 см) и с каждым прыжком

продвигается вперёд, заканчивая прыжки в широкой части (60-70см);

  • Идёт по-медвежьи, опираясь на ступни и ладони по дугообразной лестнице;
  • Прыгает вверх, пытаясь достать, ленточку, подвешенную на высоте 15 см выше

поднятой руки ребёнка;

  • Бежит «змейкой» между деревьями, пеньками, грибочками (повторить 2 раза).

Воспитатель: Ты, мишка, наверное, устал? Сядь, посиди, а ребята, покажут тебе они какие быстрые и ловкие на работу.

Аттракционы

  1. «Кто быстрее разгрузит машину с шишками»

Дети строятся в 2 шеренги. С одной стороны стоит машина с шишками, с другой - пустая корзина. Первый ребёнок в каждой шеренге берёт из машины шишку и передает её рядом стоящему товарищу, последний бросает шишку в корзину.

  1. «Кто скорее»

Дети выстраиваются в 2 колоны. В одном метре от колонн стоит ведущий он дает мячи детям стоящим первыми. По сигналу: «мяч вверху» дети передают мяч над головой назад друг другу. Когда последний ребёнок получит мяч, он бежит к ведущему и отдает ему.

Выигрывает команда, которая раньше отдаст мяч. Медведь: Молодцы ребята! И бегать, и лазать, и прыгать умеют.

Воспитатель: А ты, Мишенька, хочешь поиграть с детьми в подвижную игру «Ловишки»? Мы тебе подарки будем приносить. Иди в берлогу, спи пока.

Подвижная игра «Ловишки»

  • Посмотрите, я для Миши приготовила малину (показываю, пустую ладонь). Ах, какая

вкусная! (пробую)

  • Попробуй Вика (Надя, Гоща, Ангелина ...)!
  • А что ты подаришь Мише? (дети придумывают много разных «Подарков»).
  • Теперь понесём подарки Мише:

В гости к Мише мы идём

 И подарочки несём,

А ты, Миша, не зевай,

Наших деток догоняй! (2-3 раза)

В конце игры Мишка «угощается», благодарит всех.

Дидактическая игра «Раз, два, три, к дереву беги!»

  • Мишка для вас, ребята, тоже подарки принёс и мне по секрету рассказал, куда их прятал. Будем искать? Давайте сначала посмотрим, что есть на нашей площадке: берёза, рябина, ветла.

Запомнили, что где растёт? Тогда начинаем играть: «Раз, два, три, к рябине беги! и т. д.

  • Ищите, здесь где-то спрятан подарок.

Дети собирают все подарки и отправляются на станцию «Игровая». Воспитатель: Откроем коробочки? Что в них? (в коробочках игрушки: песочные наборы, совочки, мячи, скакалки, вертушки, машины, ведёрки и т. д.)

Самостоятельная деятельность детей. Дети, вы можете играть, во что хочется. Песок мы утром полили и взрыхлили; возле песочницы есть игрушки. Можно брать все: вертушки, мячи, скакалки, палки, вожжи для игры «лошадки». Только не забывайте правило: «Каждой вещи - своё место».

  • Кто хочет, может остаться со мной. Я новые игры с гимнастической палкой придумала.

Поиграем!

  • «Не урони»- поставить палку перед собой, придерживая её рукой. Быстрым движением перенести через палку вытянутую ногу. У кого больше удачных попыток подряд?
  • «Кто перетянет?» - двое держатся за концы палки. На расстоянии 2 шагов от каждого на земле лежит какой-нибудь предмет. Задача - перетянуть соперника, суметь подобрать этот предмет.
  • «Чертёжники» - задание быстро начертить ряд геометрических фигур. На выполнение - 1 минута.
  • Игра - забава «Играем в шишки и каштаны».

Дети выкладывают на песке шарик, бабочку, лодочку, цветок, солнышко и т. д. шишками, каштанами.

Индивидуальная работа Поупражняться с Кристиной, Сашей, Алиной, Глебом в произношении звука «р». выучить стихотворение Вронского «Божья коровка»:

Платье в горошек у божьей коровки,

Божьей коровке плохо в коробке.

Божью коровку пальцем не трогай –

Пусть уползает зелёной дорогой,

Пусть улетает синей дорогой,

Божью коровку, не надо, не трогай!

  • А вы видели божью коровку? А знаете, почему божья коровка красного цвета? (она предупреждает птиц: не ешьте меня, я невкусная).
  • Вы запомнили стихотворение? Почему там сказано: «Платье в горошек у божьей коровки? А почему автор просит: «Божью коровку пальцем не трогай?» Давайте ещё раз повторим стихотворение. К концу прогулки напомнить, что нужно собрать игрушки.

Подвижная игра «Берег, парус, море» Помните правило? когда я говорю: «Берег!» вы делаете шаг назад, «Парус» - руки вверх,

«Море» - шаг назад. Начинаем. Выигрывают те,        кто ни разу не ошибётся.

После игры на «Паруснике» дети возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Совершенствовать умение рабо­тать с методической литературой, состав­лять перспективно-тематические планы. ...

Доклад: "Формы работы с детьми для решения задач экологического воспитания"

Формы работы с детьми для решения задач экологического воспитания. «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.А человеку нужна Родина.И охранять природу - значит охранять родину...

«Творческий подход в решении задач экологического воспитания» Семинар с педагогами

Данный семинар поможет в работе старшему воспитателю закрепить теоретические знания педагогов и применять его в своей деятельности....

«Творческий подход в решении задач экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО»

Выступление к презентации на муниципальном семинаре для педагогов ДОУ на тему «Творческий подход в решении задач экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО»...

Семинар-практикум по экологическому воспитанию «Творческий подход в решении задач экологического воспитания»

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии, повысить профессиональное мастерство.Задачи:1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопрос...

Доклад "Решение задач экологического воспитания детей дошкольного возраста через речевое развитие".

Экологическое воспитание дошкольников способствует формированию у ребёнка потребности в овладении речью....