«Зимующие птицы».
материал на тему

Цель: образовательная – уточнить представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях;

Развивающая – развивать связную речь: расширять объем зрительного и слухового внимания и памяти;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

                   КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

                           В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

                     На тему «Зимующие птицы».

                                     Воспитатель: Базанова Елена

                                                               Анатольевна

Цель: образовательная – уточнить представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях;

Развивающая – развивать связную речь: расширять объем зрительного и слухового внимания и памяти;

Воспитательная – воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь к родной природе.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Беседа по теме.

Выставляю иллюстрацию зимнего леса.

Звучит аудиозапись концерта А.Вивальди «Зима».

Воспитатель: Сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром. Чернеют стволы и сучья голых деревьев. На зеленых лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука. И кажется: нет никого во всем лесу.

Звучит аудиозапись пения птиц.

- Скажите, чьи голоса мы услышали? Почему в зимнем лесу раздается пение птиц?

- Каких зимующих птиц вы знаете?

- Какие птицы живут зимой в лесу?

- Какие живут рядом с человеком, в городах, деревнях и селах?

- А каких вы знаете птиц, которые прилетают с наступлением зимы к нам?

- Подумайте, а зачем летят зимой птицы к человеку?

Ответы детей: Чтобы их покормили.

Воспитатель: Правильно, птицы летят зимой в города и поселки, чтобы кормиться. И это понятно. Но не нужно  думать, что в лесу их вовсе не остается.

Рассматриваем иллюстрацию.

     Вон под деревом мелкие крестики крошечных птичьих следов. Три пальца вперед и один назад. А по бокам две тонкие линии. Здесь черкнула птичка крыльями, когда взлетела.

     Вон там, на березе, пара птичек: они прицепились к весящим веточкам, одна даже вниз головой. Бойко перескакивают они с одного сучка на другой в поисках пищи. Желтогрудая, маленькая птичка с белыми щечками и зеленоватой спинкой. Вы ее конечно, узнали.

     Выставляю иллюстрацию синицы.

     На зиму эти птицы не улетают в теплые страны, но в поисках корма стайки синиц появляются вблизи жилья даже в городах. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своем саду.

     Если птички заметят человека, они улетают. Но если остановиться и не двигаться, синицы быстро успокаиваются. Что за беспокойные птицы? Все движения их порывисты и быстры. Никогда нельзя знать, что они сделают в следующую секунду. Как вы думаете, что они могут находить на этих березовых ветках? Вспомните, чем питаются синицы летом?

Ответы детей: жучками.

Воспитатель: Верно, летом синицы питаются насекомыми. А зимой подбирают любое семечко, какое попадется. Но недаром шныряют они по веткам. Там они находят приклеенных к веткам яички каких-нибудь бабочек, оцепеневших гусениц в трещинах коры, куколок, прикрепленных к сучкам паутинками.

А чем мы можем помочь им? Как можем подкармливать их? Где развешивать кормушки?

Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Если сыта птичка – и тепло ей под пухом и перьями. Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. При этом семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена. Также их можно кормить крошками белого хлеба. Охотно птицы едят творог и маргарин. А синицы любят клевать несоленый жир и мясо.

 Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед!

            В гости в первый день недели

            Две синицы прилетели,

            А во вторник – снегири,

            Ярче утренней зари!

                               Три вороны были в среду

                               Мы не ждали их к обеду.

                                А в четверг со всех краев-

                                Десять жадных воробьев.

                                             

                                              В пятницу в столовой нашей

                                              Голубь лакомился кашей.

                                              А в субботу на пирог

                                              Прилетело семь сорок.

Воспитатель: Ребята вы немножко отдохнули?

Сейчас я узнаю, какие вы умные, отгадаете ли вы мои загадки?

Я по дереву стучу,

Червячка достать хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.    (Дятел)

Ты откуда, ты откуда,

Прилетел к нам, красногрудый,

- Облетел я всю Сибирь.

- Как зовут тебя…?     (Снегирь)

Верещунья – белобока,

А зовут ее…?      (Сорока)

Маленький мальчишка,

В сереньком пальтишке,

По дворам шныряет,

Крошки собирает.    (Воробей)

- Как мы назовем одним словом этих птиц?

Ответы детей:  Зимующие птицы.

Звучит аудиозапись стука дятла.

Воспитатель: Чей голос мы слышим? Что вы знаете об этой птице? Опишите ее.

Выставляю иллюстрацию дятла.

Дети дают описание внешнего вида дятла.

Ребята, а вы знаете почему дятла называют лесным доктором?

Ответы детей: Он ищет под карой жучков.

Воспитатель: Правильно, питаются дятлы и насекомыми, живущими в каре и под карой деревьев, стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.

3. Повторение изученного материала.

- О каких птицах мы сегодня говорили?

- Какое полезное дело для леса делают птицы?

- Какую птицу называют лесным доктором?

- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

А теперь попробуйте сами рассказать о дятле или синице: об их внешнем виде, повадках, питании и пользе, которую они приносят нашему лесу.

Дети составляют рассказы.

4. Итог занятия.

- Что нового, интересного вы сегодня узнали?

О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить на следующем занятии?

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...