Проект Лего и робототехника
проект (подготовительная группа) на тему
Внедрение Лего-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lego_i_robototehnika.docx | 149.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ҡояшҡай»
Тема: « ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКA
ДОУ»
Выполнила:
Кустыбаева А.А, воспитатель
МБДОУ «Ҡояшҡай»
СОДЕРЖАНИЕ
Информационная карта проекта
Актуальность проекта
Цели и задачи проекта
Постановка и обоснование проблемы
Инновационность проекта
Содержание проекта
Алгоритм реализации проекта
Этапы реализации проекта
Заключение
Приложение 4. Игры для детей подготовительной к школе группы
ИФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Полное название проекта | «Лего - конструирование и робототехника в дошкольном образовательном учреждении» |
Автор проекта | Кустыбаева Алия Азатовна, воспитатель |
Цель проекта | Внедрение Лего -конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ. Развития интеллектуальных и творческих способностей, посредством использования конструктора Лего совместно с педагогами и родителями . |
Задачи проекта | - Развитие интереса к техническому конструированию . - -Повысить интерес родителей к Лего-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми. -Формирование мотивации к позновательной деятельности и умения работать в команде -Развитие коммуникативных компетенций . |
Актуальность проекта | Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью Лего-конструкторов и робототехники. Актуальность Лего-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как: -являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, |
Познавательное и Социально- коммуникативное развитие); -позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); -формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и творчества; -объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. | |
Ожидаемые результаты
|
-о деталях конструктора и способах их соединении; -об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; -о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; -о связи между формой конструкции и ее функциями. |
Сроки реализации
| С 3сентября 2018 по 3 мая 2019 года |
Механизм реализации | 1. этап : сентябрь-декабрь: разработка и реализация педагогических проектов «Лего-конструирование и робототехника». 2.этап : январь-май 2019 год: по презентация продуктов детской деятельности,собранных командами из разного Лего - конструктора |
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.
Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.
Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, могу сказать , что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. Дети начинают заниматься Лего-конструированием, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже используются графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.
В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями.
.
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОО можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGOконструкторов и робототехники.
Кроме того, актуальность Лего-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
На сегодняшний день, Лего- конструкторы активно используются воспитанниками в игровой деятельности. Идея сделать Лего- конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего проекта.
В данном проекте обобщен теоретический материал по Лего-конструированию, предложены собственные способы организации обучения конструированию на основе конструкторов LEGO. Составлены конспекты занятий с использованием конструкторов LEGO.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Внедрение Лего -конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ. Развития интеллектуальных и творческих способностей, посредством использования конструктора Лего совместно с педагогами и родителями .
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: обеспечить целенаправленное применение LEGO- конструктов в образовательном процессе детского сада:
- Разработать и апробировать дополнительную образовательную программу технической направленности « LEGO МИР» с использованием программируемых конструкторов LEGO для детей старшего дошкольного возраста;
- Повысить образовательный уровень педагогов за счет обучения LEGO технологии.
- Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
- Разработать механизм внедрения LEGO-конструирования и робототехники, как дополнительной услуги.
Развивать интерес к техническому конструированию
В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере.
Проведя анкетирование и проанализировав результаты анкеты педагогов детских образовательных учреждений в пг. Междуреченский, позволил выявить противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между:
- Требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада конструкторами LEGO, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием LEGO - конструкторов;
- Необходимостью создания в ДОУ инновационной предметноразвивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;
- Возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния LEGO- технологий на развитие личности дошкольников;
Вывод: выявленные противоречия указывают на необходимость и возможность внедрения LEGO - конструирования и робототехники в образовательном процессе детского сада, что позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.
Основная идея проекта заключается реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в детском саду с использованием конструкторов LEGO.
Реализация идеи проекта с использованием LEGO- технологии проходит в нескольких направлениях.
I. НАПРАВЛЕНИЕ
В рамках обязательной части общеобразовательной программы ДОО предполагается реализация ОД с использованием LEGO конструкторов, начиная с младшего дошкольного возраста (возрастная категория с 3 до 7 лет). Системность и направленность данного процесса обеспечивается включением LEGO- конструирования в регламент образовательной деятельности детского сада, реализуется в рамках образовательной области «Познание», раздела «Конструирование», на основе методических разработок М.С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС». LEGO- конструирование начинается с трехлетнего возраста: детям вторых младших групп предложен конструктор LEGO DUPLO. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ:
-Обучение планированию этапов собственной постройки, самостоятельно находить конструктивные решения;
-Конструирование во фронтальной плоскости; -Использование крутящихся, подвижных деталей; -формирование навыка работы с партнёром.
В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO - конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ:
-развитие фантазии и конструктивного воображения;
-развитие чувства симметрии;
-закрепление навыков анализа объекта, выделения его составных частей на основе анализа постройки;
-учить самостоятельно находить отдельные конструктивные решения.
Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные LEGO -постройки дети используют в сюжетноролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO -элементы в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.
Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих МЕТОДОВ:
- Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
- Эвристический - метод творческой деятельности (создание
творческих моделей и т.д.);
- Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
- Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
- Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
- Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью
педагога;
- Поисковый – самостоятельное решение проблем;
- Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.
- Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, проектно-ориентированное обучение – это систематический учебный метод, вовлекающий ребёнка в процесс приобретения знаний и умений с помощью широкой исследовательской деятельности, базирующейся на комплексных, реальных вопросах и тщательно проработанных заданиях.
II. НАПРАВЛЕНИЕ
Реализуется расширение и углубление содержания конструкторской деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста за счет использования программируемых конструкторов нового поколения LEGO-
Состав групп: 8-10 чел.
Формирование группы происходит по желанию воспитанников и является стабильным. Возрастная категория: с 5 до 7 лет. Содержание образовательной деятельности раскрыто в рабочей программе « LEGO МИР», предполагающей 2 ступени обучения:
- ступень - «Новичок» для детей 5-6 лет. Дети знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек в программе LEGO- «WеDо». Организация образовательной деятельности, на данном этапе, выстраивается в индивидуальных и подгрупповых формах работы с детьми;
- ступень - « Робототехник» (возрастная категория: с 6 до 7 лет) предполагает освоение LEGO - конструирования с использованием робототехнических конструкторов: LEGO- «WeDO», «ROBO-KIDS»;
Конструкторы данного вида предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников подготовительных групп целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет расширить и углубить технические знания и навыки дошкольников, стимулировать интерес и любознательность к техническому творчеству, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать гипотезы. На этом этапе работы предполагается организация совместной проектной деятельности, активное привлечение родителей к техническому творчеству.
III. НАПРАВЛЕНИЕ
Третье направление предполагает активное обучение педагогов LEGO технологии, как за счет курсовой подготовки, так и организации обучающих семинаров-практикумов, мастер - классов, открытых
НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЕКТЕ:
- Воспитанники детского сада;
- Педагоги детского сада;
- Родители воспитанников;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
- Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.
- Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
- Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
- Имеются представления:
- о деталях конструктора и способах их соединении;
- об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
- о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
- о связи между формой конструкции и ее функциями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Выводы и оценка продуктивности реализации проекта планируется сформулировать на основе самоанализа результатов педагогической деятельности.
В результате успешной реализации проекта планируется достижение следующих результатов:
1.Создание в ДОУ новых условий обучения и развития дошкольников, через организацию целенаправленного образовательного процесса с использованием LEGO - конструирования (начиная со второй младшей группы), в рамках реализации основной части образовательной программы детского сада.
2.Выраженная активность родителей в совместной образовательной деятельность с детьми по приобщению к техническому творчеству;
.
- Программа дополнительного образования по конструированию с использованием конструкторов LEGO (с приложениями перспективного тематического планирование по 2 возрастным группам; ряда конспектов занятий);
Высокий образовательный уровень педагогов за счет обучения LEGO -технологии.
Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует:
- Обеспечению работы в рамках ФГОС;
- Формированию имиджа детского образовательного учреждения;
- Удовлетворённости родителей в образовательных услугах ДОУ;
- Повышению профессионального уровня педагогов;
- Участию педагогов в конкурсах различных уровней;
- Участию воспитанников ДОУ в фестивалях робототехники.
В результате обобщения предполагается диссеминация результатов:
- принятие участия в конкурсах различного уровня организационно-методической направленности по темам, отражающим инновационную деятельность в ДОУ,
- принятие участия в конкурсах и фестивалях робототехники и технического творчества.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профессионально - ориентированной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТА.
Проект разработан для педагогов ДОУ, в рамках внедрения ФГОС
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.
Не забываем, что роль ведущего в старшем дошкольном возрасте берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление.
Чья команда быстрее построит.
Цели:
- учить строить в команде, помогать друг другу
- развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.
Дети разбиваются на 2 команды. Каждой команде дается образец постройки, например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребёнок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.
Найди такую же деталь, как на карточке.
Цель: закреплять названия деталей LEGO-конструктора
Дети по очереди берут карточку с чертежом детали LEGO-конструктора, находят такую же и прикрепляют ее на плату. В конце дети придумывают название постройки.
Таинственный мешочек.
Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь
Педагог держит мешочек с деталями LEGO-конструктора. Дети по очереди берут из него одну деталь, отгадывают и всем показывают.
Разложи детали по местам.
Цель: Закреплять названия деталей LEGO-конструктора
Детям даются коробочки и конструктор. На каждого ребенка распределяются детали по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто соберет без ошибок, тот и выиграл.
Светофор.
Цель:
-закреплять значение сигналов светофора
- развивать внимание, память
- вариант: Педагог – «светофор», дети – «автомобили». Педагог показывает красный свет, «автомобили» останавливаются, желтый – приготавливаются, зеленый – едут.
- вариант: Светофор и пешеходы переходят дорогу на зеленый свет.
- вариант: На красный свет дети приседают, на желтый – поднимают руки вверх, на зеленый – прыгают на месте.
Волшебная дорожка.
Дети сидят в кругу (вокруг стола), у каждого ребенка есть конструктор. Дети делают ход по кругу. Первый кладет любой кирпичик, а последующие кладут кирпичик такого же цвета, либо такого же размера.
Приложение
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ.
Назови и построй.
Цели:
-закреплять названия деталей LEGO-конструктора «Дакта»; -учить работать в коллективе.
Оборудование: набор LEGO-конструктора «Дакта»
Педагог дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора. Ребенок называет ее и оставляет у себя. Когда каждый ребенок соберет по две детали, педагог дает задание построить из всех деталей одну постройку, придумать ей название и рассказать о ней.
LEGO-подарки.
Цель: Развивать интерес к игре и внимание.
Оборудование: игровое поле, человечки по количеству игроков, игральный кубик (одна сторона с цифрой 1, вторая с цифрой 2, третья с цифрой 3, четвертая – крестик (пропускаем ход)), LEGO-подарки.
Дети распределяют человечков между собой. Ставят их на игровое поле. Кидают по очереди кубик и двигают человечков по часовой стрелке. Первый человечек, прошедший весь круг, выигрывает, и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается, пока все подарки не разберут.
Не бери последний кубик.
Цель: развивать внимание, мышление.
Оборудование: плата с башней.
Играют два ребенка, которые по очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот проиграл.
Запомни расположение.
Цель: развивать внимание, память.
Оборудование: набор LEGO-конструктора «Дакта», платы у всех игроков. Педагог строит какую-нибудь постройку из восьми (не более) деталей. В течение короткого времени дети запоминают конструкцию, потом педагог ее убирает, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.
Построй, не открывая глаз.
Цели:
-учить строить с закрытыми глазами;
-развивать мелкую моторику моторику рук, выдержку.
Оборудование: плата, наборы конструкторов.
Перед детьми лежат плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь. У кого интересней получится постройка, того поощряют.
Рыба, зверь, птица.
Цель: развивать память, внимание.
Оборудование: кирпичик LEGO.
Педагог держит в руках кирпичик LEGO Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, дает по очереди всем детям кирпичик и говорит: «рыба». Ребенок должен сказать название любой рыбы, затем дает другому и говорит: «птица» или «зверь». Кто ошибается или повторяет, выбывает из игры.
Познакомьтесь с десятками и единицами.
Составляем десятки из деталек. Целый десяток – это десять кирпичиков вместе.
Такой десяток можно взять в руку!
Выкладывайте числа, которые будут составлять 4 целый десятка, например, и еще пять кирпичиков. Или три десятка и семь отдельно кирпичиков. Скажите, что каждый кирпичик – это единица.
Далее пробуйте задавать вопросы, типа: составь число, в котором два десятка и три единицы и так далее.
Пересчитайте, сколько это – два десятка и три единицы. Научитесь класть десятки слева, единицы справа. Можно научиться записывать числа, прочитывать.
А теперь десять десятков! Целых сто деталей!
Сто – любимое детьми число. Постепенно из “загадочного” (у меня сто штук машин, а мой папа сто раз так умеет и так далее) превращается в реальное.
Сравнивайте “похожие” числа: 23 и 32, 45 и 54 и так далее.
Просите к исходному числу добавить десяток или добавить три десятка, то же – только единицы. Потом аналогично убавляйте десятки и единицы.
Играем в магазин.
Пусть детали будут монетками. Каждая деталь стоит столько, сколько “кнопочек” на ней.
Товаром будут любые игрушки, но не “LEGO”. А деньгами придумайте интересное название. Например, “легушки”.
Научите ребёнка, как сдавать сдачу. То есть, если игрушка стоит два игрека, то, давая “кубик”, который “стоит” четыре “легушки”, покупателю должны сдать сдачу 2 “легушки”.
Используйте детали одного типа – кирпичики, кубики, “двушки” (детали с двумя “пупырышками”) и “однушки” (с одним).
Зеркало.
Положите посередине панели палочку – это будет “зеркало”. Расположите на панельке с левой стороны от палочки в ряд (или одну под другой – башенкой, или узором) две-три-пять фигур.
Попросите расставить рядом такие же фигуры в обратном порядке, как в зеркале.
Со временем увеличивайте количество элементов в игре.
Знакомство с орнаментом.
Возьмите панель – это будет коврик. Мальчики в большинстве своём не любят такие задания, но девочкам – то, что надо. Из деталей конструктора (базовых кирпичиков, потому что среди них много повторяющихся) выложите простейший орнамент – дорожку в центре “коврика”, в которой фигуры будут следовать одна за другой. Попросите ребенка продолжить орнамент.
- Выкладывайте дорожки с «пробелам», то есть, пропуская небольшое (равное) расстояние между деталями.
- Сделайте на “коврике” дорожку вдоль краев так, чтобы на углах были одинаковые фигуры. Попросите ребенка продолжить орнамент или придумать свой орнамент, построенный по этому же принципу.
- Сделайте на “коврике” орнамент, ориентированный на центр – в центре одна фигура, вокруг – другие детали. Попросите ребенка продолжить или придумать свой орнамент, построенный по этому же принципу.
Орнамент под диктовку.
Предложите ребенку сделать узор на панели, располагая детали определенным образом под вашу диктовку:
- Положи в верхний правый угол – синий кирпичик, в центр – красный кубик и т.д.
- Положи синюю полоску с четырьмя точками в любом месте, справа от неё – красный кирпичик, под ним – еще синий и так далее.
- Положи четыре кубика так, чтобы крайний слева был красный , а справа от синего лежал только один красный.
Придумайте сами подобные задания, с пропусками, с выкладыванием фигур по диагонали друг от друга и т.д. Но де устраивайте занятия ради занятий. Пусть такое задание будет в процессе игры в роботов или космонавтов. Ну или ещё какого-нибудь сюжета.
Комбинаторика.
Предложите ребенку три кубика разных цветов. Пусть выстроит и зарисует все возможные дорожки из этих кубиков так, чтобы сочетание цветов было каждый раз разным. Требуется найти все возможные варианты решения задачи.
Подсказка для взрослых – ответов всего шесть.
Еще задание – четыре кубика двух цветов, найти разные сочетания двух цветов. Попробуйте найти все варианты из пяти кубиков двух цветов (2+3).
Строим копии шедевров мировой архитектуры.
Если вы знакомите ребенка с историей мирового искусства и архитектуры (по репродукциям и фотографиям) или знаменитыми постройками своего города, можете попросить ребенка попробовать изобразить кубиками тот или иной знаменитый архитектурный объект.
Объясняем, что такое дроби.
С помощью “Лего” вы можете объяснить ребёнку много сложных понятий. Например, чтобы узнать, что такое дроби, не обязательно покупать специальное пособие. Можно использовать любимое “Лего”.
Сложите несколько башенок, в каждой 12 кирпичиков.
Одна состоит из 6 кирпичиков одного цвета и 6 – другого.
Вторая поделена на три части: 4 кирпичика одного цвета, 4 – второго, 4 – третьего.
Далее: на четыре части по 3 кирпичика разного цвета.
Затем на 6 частей по 2 кирпичика.
Сравните башни. Они одинаковые. Каждая из них – целая. Верно?
На сколько частей она разделена? На две. Каждая часть называется половинка. Или по-другому – одна вторая. Разделите на части, сравните их, убедитесь, что они одинаковые.
Далее так же познакомьтесь с другими дробями.
Попробуйте сравнивать, что больше – одна вторая или одна третья части.
Прибавляйте к одной второй две вторых. Или к двум четвертым – одну вторую. Складывайте части вместе и сравнивайте, сколько получилось целых и еще какая часть.
Минимальная часть – одна двенадцатая. Если никакая другая не получается, то складывайте из двенадцати частей.
Периметр и площадь.
Знакомство с периметром
Постройте любой квадрат или прямоугольник из кубиков. Дайте ребенку в руки небольшую игрушку. Пусть игрушка «пройдет» вокруг всей фигуры и посчитает, сколько сторон кубиков она прошла (единицей измерения служит длина стороны кубика). Чтобы ребенок не сбился, откуда он начал, стартовый кубик пусть будет одного цвета, а все остальные другого. Когда путь будет пройден, скажите, что длина всех сторон вместе называется словом
«периметр». А вот более строгое определение: «Длина линии, ограничивающей фигуру, называется периметром».
Предложите ребенку сосчитать периметры у других фигур, выстроенных из кубиков (не обязательно прямоугольных).
Предложите ребенку быстро, не пересчитывая, на глаз сказать, периметр какой фигуры из двух вами сложенных больше, чем у другой. А затем проверить свой ответ пересчитав.
Пусть ребенок попробует сложить фигуру с заданным вами периметром. Это, конечно, может получиться не с первого раза.
Если предыдущее задание ребенку удается, пусть пробует сложить две фигуры с одинаковым периметром, но разные по форме. А затем еще и сравнит, поровну в них кубиков или нет.
Предложите сложить фигуру периметром больше или меньше, чем заданная. Знакомство с площадью
Сложите из кубиков любую плоскую фигуру на основе (фигура должна быть заполнена кубиками, а не просто контур!). Для начала попроще и поменьше. Предложите ребенку пальцем сосчитать все кубики, которые составляют фигуру. Скажите, что общее их количество называется площадью фигуры. Сколько места занимает фигура с некоторых единицах измерения, так в числовом виде выражается ее площадь. А единица измерения – квадратик – сторона кубика. Впрочем, показать проще, чем объяснить, даже если объяснять простыми словами. Поэтому сложите несколько фигур разной формы и площади и вместе с ребенком сосчитайте их площадь.
Предложите ребенку самостоятельно сосчитать площади других фигур, выстроенных из кубиков.
Постройте фигуру из кубиков двух цветов, пусть ребенок сосчитает площадь, которую занимают кубики красного цвета, и площадь, занятую синими кубиками.
Пусть ребенок попробует сложить фигуру с заданной вами площадью. Это тоже не всегда получается с первого раза.
Если предыдущее задание ребенку удается, пусть складывает две фигуры с одинаковой площадью, но разные по форме. А затем сравнит, поровну в них кубиков или нет.
Декартовы координаты.
Еще одна “изысканная” забава для старших.
Панель можно разделить (фломастером) на квадраты а сбоку от панели положите бумагу с цифрами. Научите ребёнка определять координаты нужного квадрата. Ставьте детали на нужные клетки.
Удобнее разделить на квадраты по четыре “пупырышка”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: Легоконструирование и робототехника
Тема проекта: Легоконструирование и робототехника.Автор проекта: Белолюбская Вера Васильевна, воспитатель, МБДОУ Баягинского детсада «Ньургуһун» МР Таттинский улус Республики Саха (Якутия)...
"Организация конструирования лего и робототехники"
Конструктор лего -удивительно яркий, красочный, полифункциональный материал, предосталяющий огромные возможности для поисковый, экспериментально - исследовательской деятельности ребенка. Конструктор с...
Управленческий проект «Лего конструирование и робототехника – шаг к техническому творчеству»
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используется недостаточно. Обучение и развитие в детском саду можно реализовать в образовательной среде с помощ...
Авторская программа по лего - конструированию «Робототехника и лего - конструирование»
Программа «Робототехника и лего - конструирование» (далее Программа) определяет содержание и организацию образовательного процесса по «Лего – конструированию» с детьми...
Проект "Лего - конструирование и робототехника в ДОУ - первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству"
Цель проекта: создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по лего - конструированию и образовательной робототехнике, развитие к...
Проект "Лего-конструирование и робототехника в ДОУ".
Создание современной образовательной среды для всестороннего развития личности ребенка в различных видах деятельности через применение технологии ЛЕГО—конструирования....
Интерактивные технологии лего-конструирование – робототехника.
Интерактивные технологии лего-конструирование – робототехника....