Управленческий проект «Лего конструирование и робототехника – шаг к техническому творчеству»
проект
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используется недостаточно. Обучение и развитие в детском саду можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivushka_proekt_inzheneriya.docx | 29.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Ивушка» структурное подразделение
детского сада «Светлячок»
Управленческий проект «Лего конструирование и робототехника – шаг к техническому творчеству»
Старший воспитатель Л.Н. Белоглазова
2020 год
Проект долгосрочный, рассчитан на 2 года
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Руководитель проекта: Белоглазова Л.Н. старший воспитатель
Обоснование проекта:
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используется недостаточно. Обучение и развитие в детском саду можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.
Актуальность данной темы:
Актуальность LEGO –технологии, робототехники значима и актуальна так как:
- Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;
- Позволяет педагогу сочетать обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста в режиме игровой деятельности;
- Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества у детей дошкольного возраста;
- Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет детям дошкольного возраста возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Анализ ситуации по внедрение инновационных технологий лего конструирования и робототехники.
Сильные стороны
- благоприятный психологический микроклимат в коллективе;
- педагогические кадры, владеющие технологиями обеспечения социализации и индивидуализации образовательного процесса, умеющие моделировать предметно-развивающую среду;
- удовлетворённость родителей работой ДОУ;
-связи с организациями социума;
Слабые стороны
-отсутствие научно-методической поддержки;
-малоактивная позиция родителей в образовательном процессе, связанная с дефицитом времени.
Возможности
- увеличение уровня доходов педагогических работников;
- повышение конкурентоспособности и результативности детского сада, обусловленное улучшением качества образовательного процесса;
- поиск педагогических идей по обновлению содержания образования;
-формирование профессиональной компетенции, необходимой для создания условий развития детей в соответствии с современными вызовами педагогическому сообществу.
Риски
- Личностные особенности отдельных участников образовательного процесса (родители, дети), препятствующие достижению оптимально результата.
- Увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов;
-Широкий спектр деятельности для педагогов может снизить качество предъявляемых образовательных услуг.
- Недостаточная возможность проявить личностные достижения в области LEGO – конструирования (фестивали робототехники только для детей школьного возраста) не позволит удовлетворить запросы воспитанников.
- Незаинтересованность родителей в совместных творческих проектах.
Цель проекта: Внедрение LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс
Задачи проекта:
1.Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов в ОД по конструированию (1 раз в месяц) начиная со второй младшей группы;
2.Создать в дошкольном образовательном учреждении Центр развития начального технического творчества для удовлетворения индивидуальных интеллектуальных и личностных потребностей воспитанников.
3.Организовать работу по подготовке и диссеминации опыта работы ДОУ.
4.Совершенствовать материально-технические условия для внедрения разработанной системы педагогической работы.
5.Повысить информированность родителей о положительном влиянии конструкторов нового поколения на интеллектуально - личностное развитие детей дошкольного возраста.
Новизна проекта.
Новизна проекта заключается:
- в реализации рабочей программы по развитию конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников.
- в адаптации конструкторов нового поколения
• Конструктор LEGO (разные виды сборки)
• lego Edutation
• Конструктор Wedo ресурсный набор
в образовательную деятельность детского сада для детей дошкольного возраста.
Инновационность проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения: LEGO «Wedo», программируемых конструкторов «robokids» в образовательный процесс детского сада для детей старшего дошкольного возраста.
Финансовое обеспечение проекта: на приобретение конструкторов Lego и Первые механизмы потребуется сумма в размере 80000 рублей
Ожидаемые результаты реализации проекта
В результате успешной реализации проекта планируется достижение следующих результатов:
Для воспитателей:
1.Повышение качества образовательного процесса и научно - методической работы в детском саду
2.Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов, владеющих современными образовательными технологиями
3.Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы по данному направлению на городском и региональном уровне
4.Развитие материально-технической базы детского сада, совершенствование предметно-развивающей среды
5.Образовательная программа по робототехнике для детей 3-7 лет
Для детей:
1. Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между
их назначением и строением.
2. Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
3. Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.
4. Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе,
распределении обязанностей.
5. Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться,
выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
6. Имеются представления: -о деталях конструктора и способах их соединении;
-об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
-о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
-о связи между формой конструкции и ее функциями.
Для родителей:
1. Повышен интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
2. Активизирована деятельность с родителями по конструирование и робототехнике в детском саду и дома.
Ресурсное обеспечение
LEGO – центр, оборудованный конструкторами нового поколения.
Этапы реализации проекта:
1 этап (подготовительный: январь 2020 г. -март 2020 г.) – изучение возможностей внедрения LEGO – технологий в образовательный процесс детского сада, анализ имеющихся условий, разработка инновационного проекта, формирование программы экспериментальной деятельности, повышение квалификации педагогов, организация начального обеспечения LEGO – центров в группах.
2 этап (внедренческий: апрель: 2020 – сентябрь 2022г) – практическое осуществление экспериментальной деятельности: организация работы LEGO – центров в группах, анализ промежуточных результатов эксперимента; осуществление корректировки программы экспериментальной деятельности, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO – центров в образовательном процессе: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
3 этап (обобщающий: октябрь 2022 – декабрь 2022 г) – осуществление распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентации полученных результатов.
АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА НА 2020 – 2022 ГОДЫ.
Наименование мероприятия | Цель |
1 этап подготовительный | |
Анализ методической литературы, наглядно – дидактических пособий, ресурсов сети интернет по LEGO-конструированию и робототехнике | Создать банк методических, наглядно – дидактических пособий, подобрать литературу |
Приобретение методической литературы, конструкторов LEGO Игровое LEGO оборудование. Учебный методический материал для сопровождения образовательного процесса LEGO-конструирования и робототехники в детском саду. | Создать материально-технические условия « LEGO» |
Мониторинг образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов детского сада по LEGO-конструированию и робототехнике | Повысить профессиональную компетенцию педагогов по вопросам развития конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO- конструирование и робототехнику. |
Составление плана обновления и обогащение предметно -пространственной среды и методического обеспечения по конструктивной деятельности и техническому творчеству дошкольников. | Проанализировать состояние конструктивной, развивающей предметно-пространственной среды в учреждении |
2 этап внедренческий | |
Разработка методических материалов (планов проведения семинаров, круглых столов, консультаций, практических занятий, мастер – классов) для работы с педагогами | Накапливание методического материала |
Разработка серии методических материалов по теме проекта, накопление практического материала. | Создание серии методических материалов |
Проведение педсовета по теме: «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику». | Подведение итогов первого этапа проекта и планирование второго этапа проекта |
Повышение профессиональной компетенции педагогов через разные формы методической работы (Школа молодого педагога, работа творческих групп, изучение передового опыта и т.д.). | Повышать уровень профессионально компетентности через разные формы работы |
Разработка примерных планов совместной деятельности по LEGO-конструированию | Подготовить планы совместной деятельности |
Разработка форм организации обучения по LEGO-конструированию | Описать формы обучения |
Интеграция LEGO-конструирования и робототехники с различными образовательными областями. | Создание банка данных практического и методического материала |
Изучение и внедрение в работу педагогов детского сада системы работы по LEGO- конструированию в самостоятельной и совместной деятельности во всех группах детского сада (проведение серии методических мероприятий: открытые просмотры, мастер - классы и т.д.) | Обобщение опыта |
Создание мультимедийных презентаций по темам | Создание банка мультимедийных презентаций |
Разработка технологических карт по LEGO-конструированию для всех возрастных групп. | Разработать методические пособий для работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста по. LEGO- конструированию и робототехнике. |
Разработка сценариев и проведение мероприятий (развлечения, соревнования) по LEGO-конструированию и робототехнике. | Технологические карты по LEGO-конструированию для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста (старшей и подготовительной групп). |
Методические пособия по LEGO-конструированию и робототехнике. | |
Проведение конкурсов: «Моя творческая мастерская» (видеопроекты создания построек с родителями), «Фото стенд моих построек». | Положения конкурсов, приказы, грамоты, фотоматериал, сайт детского сада. |
Практические материалы, сценарии, фото и видео материал, оформление странички на сайте детского сада, размещение в сети интернет | Освещать проведение проекта на сайтах |
Разработка плана взаимодействия с родителями, вовлечение их в образовательную деятельность через создание совместных работ. | Планирование образовательных проектов, сценарии совместных мероприятий, фото- и видеоматериал с родителями. |
Организация сетевого взаимодействия. Проведение совместных мероприятий, видео и фото материалы | Использовать сетевое взаимодействие в работе над проектом |
Разработка системы контроля (тематический, оперативный), за ходом реализации проекта и коррекции мероприятий. | |
3 этап обобщающий | |
Подведение итогов работы по внедрению LEGO-конструирования и робототехники в детском саду | Итоговые отчеты, сбор папок « Из опыта работы». |
Оформление передового опыта работы учреждения по проекту. | Оформить опыт работы, размещая на сайте детского сада |
Информирование общественности через СМИ, сайт учреждения о ходе, результатах работы учреждения по проекту. | Видео и фото, репортажи в местных СМИ, сайт учреждения. |
Создание информационного банка Методического материала собранного в ходе работы учреждения по проекту. | Издание методического пособия для работы с детьми по теме проекта. |
Диссеминация опыта работы учреждения по проекту « LEGO - конструирование и робототехника в детского сада –шаг к техническому творчеству» через различные формы методической деятельности: городские семинары, конференции, конкурсы, практические семинары, круглые столы и т.д. | Написать публичный отчет. Анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в проекте. |
Методы работы с детьми:
• Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
• Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т. д.);
• Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
• Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
• Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
• Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
• Поисковый – самостоятельное решение проблем;
• Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.
• Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.
Список литературы
- Алексанина, Н.С. Инновационная деятельность в образовании [Текст] // Мир образования – образование в мире. №
4. – М.: Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2006 - Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]:
кн. для воспитателей дет.сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2001. – 124 с - Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 32-38
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
- Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
- Уразлина Н.А. Развитие познавательной активности детей
дошкольного возраста в процессе создания объемных конструкций //
Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 33-35. - Ушакова Р.С. Развитие творчества дошкольников / Р.С.Ушакова. – М.:
Сфера, 2014. – 176 с. - Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155. - Федеральный закон об образовании в РФ от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ - «Большая книга LEGO» А. Бедфорд - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
- Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М. С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013 г.
- «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л. В., Куцакова / Творческий центр «Сфера», 2005 г.
- «Лего - конструирование в детском саду» Е. В. Фешина - М. : Творческий центр «Сфера», 2012 г.
- «Лего» в детском саду. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://festival.1september.ru /
- Творим, изменяем, преобразуем» / О. В. Дыбина. – М. : Творческий центр «Сфера», 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через лего - конструирование и робототехнику».
Конструктивная деятельность для развития начального логического мышления, творчества и конструктивных способностей детей дошкольного возраста....
«ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКУ»
Букллет«ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКУ»...
Презентация "Приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству посредством Лего-конструирования и робототехники"
1-2 слайды.Внедрение инноваций в детском саду требует новые подходы к организации образовательной деятельности.Причина: вызов времени, запрос родителей, высокая конкуренциямежду обра...
План работы по самообразованию по теме: Лего-конструирование и робототехника как основа технического творчества
План работы по самообразованию по теме: Лего-конструирование и робототехника как основа технического творчества...
Проект "Лего - конструирование и робототехника в ДОУ - первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству"
Цель проекта: создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по лего - конструированию и образовательной робототехнике, развитие к...
Проект "Лего-конструирование и робототехника в ДОУ".
Создание современной образовательной среды для всестороннего развития личности ребенка в различных видах деятельности через применение технологии ЛЕГО—конструирования....
Проект "LEGO -конструирование и робототехника - шаг к техническому творчеству"
Развитие творческого кругозора ребёнка, конструктивных умений и способностей и формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального программирования и моделирования....