"Организация конструирования лего и робототехники"
материал

Конструктор лего -удивительно яркий, красочный, полифункциональный материал, предосталяющий огромные возможности для поисковый, экспериментально - исследовательской деятельности ребенка. Конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности. Использование лего - конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_konstruirovanie.docx33.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Хатынчаана»

Муниципального района «Амгинский улус (район)»

                             Тема: «Организация конструирования лего и робототехники»

                                                                 Воспитатель: Толстоухова Алена Егоровна

                                                        с. Амга

                                                      Содержание

1.Актуальность и перспективность опыта

2.Введение

3.Наличие теоретической базы опыта

4.Литература

                         

                  Актуальность и перспективность опыта

В настоящее время родители и педагоги, заботясь об интеллектуальном развитии ребенка, отдают предпочтение «умным» играм, способствующим развитию малыша. Развивающие игры привлекают свободой выбора, непринужденностью, самореализацией, самовыражением, возможностью проявить себя в разных областях. Конструктор датской фирмы «ЛЕГО» - удивительно яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. Несомненно, конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности.

Модернизация дошкольного образования, по мнению разработчиков новой версии закона «Об образовании», предполагает, что целью и результатом дошкольного образования будет формирование жизнеспособной личности, которая характеризуется:

  1. умением принимать решения и достигать требуемого результата в неопределённых проблемных ситуациях, самостоятельно восполняя недостаток знания и информации;
  2. умением позитивно взаимодействовать с людьми других культур, языков и религий;
  3. владением информационными технологиями; умением самостоятельно учиться на протяжении жизни в контексте, как личного профессионального роста, так и социальной жизни, работать в команде на общий результат;
  4. умением отстаивать свою точку зрения, обосновывая её, вести дискуссию таким образом, чтобы она приводила к новому пониманию проблемы, а не к конфликту.

Кроме того, от 17.10.2013 года в соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 1155 введены в действие федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Он задает ориентиры развития системы дошкольного образования, направленный на формирование у дошкольников общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Достижение таких результатов возможно за счет системных обновлений, одно из которых – обновление содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности.

В свете новых федеральных государственных образовательных стандартов является актуальным использование в дошкольных образовательных учреждениях лего - технологии:

  1. использование лего - конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития   дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности: конструирование находится в образовательной области «Познавательное развитие» и интегрируется с образовательными областями «Социально-личностное развитие», «Художественно эстетическое развитие»;
  2. основой образовательной деятельности с использованием лего-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. Лего – позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
  3. использование лего-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
  4. лего-технология - средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески.
  5. лего-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.

Для эффективной организации занятий по Лего-конструированию в детском саду организована предметно-развивающая среда где проводятся занятия с детьми.

В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов использование ЛЕГО имеет свои явные преимущества - качественную подготовку детей к обучению в школе. 

                           

                                      Введение

Одной из главных целей дошкольной педагогики во все времена являлось формирование гармонично развитой во всех отношениях личности. Детское конструирование из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определенной организации может носить подлинно творческий характер.

Дети начинают заниматься Лего-конструированием, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже используются графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.

В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями.                                         
         Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.
Лего-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира. 
Конструкторы ЛЕГО – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.
Несмотря на распространенность этого вида конструктора, на широкое использование его в образовательно-воспитательной деятельности дошкольных учреждений, теоретические аспекты работы с ЛЕГО до сегодняшнего дня проработаны недостаточно, хотя отдельные проблемы применения ЛЕГО в обучении конструкторской деятельности нашли отражение в ряде работ отечественных и зарубежных авторов.
В связи с этим остается неудовлетворенной потребность многих педагогов, работающих с ЛЕГО, в научно-методической литературе, касающейся проблем ЛЕГО-конструирования в детском саду.
В данном опыте работы обобщен теоретический материал по ЛЕГО-конструированию, предложены собственные способы организации обучения конструированию на основе конструкторов ЛЕГО. Составлены конспекты занятий с использованием конструкторов ЛЕГО.

                                  Наличие теоретической базы опыта

 Занимаюсь в  кружковой работой с детьми с применением технологии Лего -конструирования. Разработанная  программа предлагает использование конструкторов LEGO как метода для обучения дошкольников конструированию, моделированию, развития научно-технического творчества.

Цель программы: развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, речи детей; воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.

Задачи

  1.   Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
  2.   Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  3.   Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
  4. Развивать операции логического мышления,
  5. Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;
  6. Развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.
  7. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
  8. Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Работа с конструкторами LEGO позволяет дошкольникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных образовательных областей - Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце каждого занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая соответствует поставленным ими же самими творческим задачам.

Каждый вид конструирования может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества. Однако это становится при определённых условиях. К ним относятся:

  1. наполнение новым развивающим содержанием каждого видам обучения конструированию;
  2. обеспечение органической взаимосвязи всех форм обучения с целью разработки взаимообогащающих видов конструирования.

Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности, воли. Развитие конструирования в дошкольном возрасте составляет основу для конструктивно-технических способностей конструктивного мышления.

Развитие конструктивного мышления детей старшего дошкольного возраста теснейшим образом связано с чувственным (цвет, дизайн, прикосновение) и интеллектуальным (языковое развитие, техническое, концептуальное мышление, способности: планировать, оценивать, классифицировать) развитием ребенка; развивает творческий потенциал (творческая фантазия, нацеленность на успех и т.д.), а также его личностные качества, способствующих успешной социализации дошкольников и младших школьников(энтузиазм, самомотивация, доброжелательность, терпение).

Лего-конструктор - это яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. В процессе выполнения конструкции у дошкольников развивается умение довести начатое дело до конца, контролировать свою деятельность и получать качественный результат, что является очень важным при обучении в школе. Активизации внимания способствует конструирование по плану, схеме, образцу, достраивание до целой фигуры.  Программа «Лего-конструирования" условно разделена на две части:
- основы конструирования

- основы творческого применения навыков конструирования

Изучая простые схемы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы со схемами. Цель первой части программы заключается в том, чтобы перевести уровень общения ребят с конструктором "на ты", познакомить с профессией инженера: изучение понятий конструкции и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), элементов черчения.

Вторая часть программы предполагает самостоятельную разработку схем задуманной постройки. Цель второй половины программы состоит в том, чтобы научить ребят грамотно выразить свою идею, спроектировать ее техническое решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию.

                                    Ведущая педагогическая идея

Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности: инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость и умение работать в коллективе.

                           Оптимальность и эффективность средств

Занятия конструированием способствуют разностороннему развитию дошкольников. Интегрирование различных образовательных областей в разработанной программе «ЛЕГО-конструирование» открывает новые возможности для реализации новых образовательных концепций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. В программе содержатся ссылки на учебные цели по каждой образовательной области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» - проектирование, создание новых моделей, интерпретация иллюстраций и схем моделей, понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов, сравнение природных и искусственных систем.  «Социально-личностное развитие» - поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями. Общение с использованием специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели. Использование интервью, чтобы получить информацию и составить рассказ. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями. Применение мультимедийных технологий для презентации идей. Участие в групповой работе в качестве «тьютора», к которому обращаются со всеми вопросами.

Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить словарный запас дошкольников. Особенно важно не упустить имеющийся познавательный интерес к окружающим его рукотворным предметам, законам их функционирования, принципам, которые легли в основу их возникновения.

Кроме этого, реализация программы «Лего-конструирование» помогает развитию коммуникативных навыков детей за счет активного взаимодействия в ходе групповой проектной деятельности.

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

-Обучение планированию этапов собственной постройки, самостоятельно находить конструктивные решения;

-Конструирование во фронтальной плоскости;

-Использование крутящихся, подвижных деталей;

-формирование навыка работы с партнёром.

 

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

-развитие фантазии и конструктивного воображения;

-развитие чувства симметрии;

-закрепление навыков анализа объекта, выделения его составных частей на основе анализа постройки;

-учить самостоятельно находить отдельные конструктивные решения.

Условия для реализации программы

 Конструирование-это вид продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предметов. Его успешность зависит от уровня развития мышления и восприятия ребенка. Чтобы построить конструкцию из строительного материала, необходимо уметь обследовать объект, разделить его на составные части - детали, оценить их размер, пространственное расположение, заменить одни детали другими в случае необходимости. Также для успешности конструирования нужно уметь представлять будущий предмет в целом - со всех сторон, спереди, сбоку; особенно представить невидимые детали. Виды конструирования:

1) конструирование по образцу;

2) конструирование по модели;

3) конструирование по замыслу;

4) конструирование по условиям - требованиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция (например, определенный размер);

5) конструирование по чертежам и наглядным схемам;

6) конструирование по теме;

Конструирование по образцу

заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора и показ способов их воспроизведения. В данной форме конструирования обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий. У детей формируются обобщённые способы анализа объектов и обобщённые представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов, построенной по принципу: от общего - к частям - к общему.

Конструирование по модели

заключается в следующем: детям в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения.

Конструирование по замыслу

обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как они будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление –достаточно трудная задача. Замыслы детей неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.

Конструирование по условиям

заключается в следующем: не давая детям образца постройки, рисунков и способов её конструирования, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение (например, сконструировать мост определённой ширины для пешеходов и транспорта). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся.

Конструирование по чертежам и наглядным схемам.

Из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться при обучении детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому конструированию по схемам и чертежам. Дети начинают конструировать и применять внешние модели в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.

Конструирование по теме.

Детям предлагают общую тематику конструирования. Они сами создают замыслы конкретных построек из конструктора и способов их осуществления. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепления знаний и умений.

 

Структура занятий.

Занятия строятся в следующей последовательности:

-приветствие;

- игровые упражнения для формирования пространственного мышления и воображения;

-непосредственно конструирование (форма организации зависит от сложности постройки, от уровня овладения конструктивными навыками);

Количество детей – 15

Форма занятий – групповая

Материально-техническое оснащение, оборудование:

            -столы, стулья (по росту и количеству детей);

            -демонстрационная магнитная доска;

-   демонстрационный столик;

-  ковер;

- технические средства обучения (ТСО) (мультимедийное устройство);

- презентации и учебными фильмами (по темам занятий)

- Наборы LEGO «Первые конструкции»

- Игрушки для обыгрывания ситуации

Дидактический материал:

  1. наглядно-демонстрационный

Основные направления и содержание деятельности

Периодичность занятий: 1 раз в неделю, длительность занятий -25- 30 минут

Учебный план

Темы

Кол-во часов

Методы и технологии

Введение

в лего-конструирование

1

Знакомство с деталями конструктора с набором Лего веду

1

Наглядные (просмотр учебного фильма, показ образцов деталей и способа действия, рассматривание таблиц)

Словесные (проблемные вопросы, инструкции)

Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность физминутки)

Октябрь

1.Парусник

2. Вездеход

3.Голодный аллигатор

1

1

1

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

Ноябрь

  1. Журавль
  2. Рычащий лев
  3. Вратарь

1

1

1

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

Декабрь

  1. Подъемный кран
  2. Мой робот
  3. Счастливый бычок
  4. Роботы помощники

1

1

1

1

1

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

Январь

  1. Снегокат
  2. Обезьянка – барабанщица
  3. Нападающий

1

1

1

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

Февраль

  1. Военная техника
  2. Аэроплан
  3. Умная вертушка
  4. Транспорт будущего

1

1

1

2

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

Март

  1. Кран
  2. Подводная лодка
  3. Мельница

2

1

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

Апрель

  1. Творческий проект
  2. Лыжник

4

1

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки) Организация выставки «Юные инженеры».

Май

  1. Мой любимый транспорт
  2. Качели
  3. Оборудование для детской площадке

1

2

2

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

  1. Результативность опыта

                        

Внедрение программы «Лего-конструирование» позволяет осваивать инновационные формы и методы работы, в значительной мере способствует повышению качества дошкольного образования.

                                

Механизм оценки получаемых результатов

Прогнозируемые результаты:

-Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

-Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

-Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.

-Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

-Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

-Имеются представления:

-о деталях конструктора и способах их соединении;

-об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;

-о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;

-о связи между формой конструкции и ее функциями.

Форма оценивания результатов:

Мониторинг уровня знаний и умений по LEGO - конструированию:

п/п

Ф.И.

  1. Умение правильно конструировать поделку по инструкции педагога
  1. Умение правильно конструировать поделку по схеме
  1. Умение правильно конструировать

поделку по образцу

  1. Умение правильно

конструировать поделку по замыслу

  1. Умение детей моделировать объекты по иллюстрациям и рисункам

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1

Уровень требований, предъявляемых  к  занимающемуся по каждому из параметров, зависит от степени мастерства.

Высшее, среднее, низкое.

Форма представления результатов:

-  выставки по легоконструированию

-  конкурсы, соревнования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рубаняк Т.Ю. Лего-конструирование и образовательная робототехника для дошкольников. (рекомендации для педагогов и родителей)

В буклете даны краткие рекомендации родителям и педагогам как использовать LEGO конструктор в развитии детей старше 3 лет....

Методическая разработка "Лего-конструирование и образовательная робототехника в дошкольной образовательной организации"

Методическая разработка «Лего-конструирование и образовательная робототехника в дошкольной образовательной организации» дополняет, развивает, вносит новые элементы в организацию психолого-педагогическ...

Творческий проект по лего-конструированию "Лего и космос"

Проект рассчитан на детей 7-го года жизни....

Методика организации занятий по конструированию и образовательной робототехнике в разных возрастных группах с применением Лего-конструкторов.

Содержание: Цели обучения лего-конструированию и робототехнике в дошкольном образовании. Задачи применения методики лего-конструирования и робототехники в разных возрастных группах. ...

дополнительная общеразвивающая программа по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий «ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РОБОТОТЕХНИКИ LEGO WeDo» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ

Программа «ЛЕГО конструирование с элементами робототехники LEGO WeDo» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и мож...