"Организация конструирования лего и робототехники"
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_konstruirovanie.docx | 33.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Хатынчаана»
Муниципального района «Амгинский улус (район)»
Тема: «Организация конструирования лего и робототехники»
Воспитатель: Толстоухова Алена Егоровна
с. Амга
Содержание
1.Актуальность и перспективность опыта
2.Введение
3.Наличие теоретической базы опыта
4.Литература
Актуальность и перспективность опыта
В настоящее время родители и педагоги, заботясь об интеллектуальном развитии ребенка, отдают предпочтение «умным» играм, способствующим развитию малыша. Развивающие игры привлекают свободой выбора, непринужденностью, самореализацией, самовыражением, возможностью проявить себя в разных областях. Конструктор датской фирмы «ЛЕГО» - удивительно яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. Несомненно, конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности.
Модернизация дошкольного образования, по мнению разработчиков новой версии закона «Об образовании», предполагает, что целью и результатом дошкольного образования будет формирование жизнеспособной личности, которая характеризуется:
- умением принимать решения и достигать требуемого результата в неопределённых проблемных ситуациях, самостоятельно восполняя недостаток знания и информации;
- умением позитивно взаимодействовать с людьми других культур, языков и религий;
- владением информационными технологиями; умением самостоятельно учиться на протяжении жизни в контексте, как личного профессионального роста, так и социальной жизни, работать в команде на общий результат;
- умением отстаивать свою точку зрения, обосновывая её, вести дискуссию таким образом, чтобы она приводила к новому пониманию проблемы, а не к конфликту.
Кроме того, от 17.10.2013 года в соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 1155 введены в действие федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Он задает ориентиры развития системы дошкольного образования, направленный на формирование у дошкольников общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Достижение таких результатов возможно за счет системных обновлений, одно из которых – обновление содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности.
В свете новых федеральных государственных образовательных стандартов является актуальным использование в дошкольных образовательных учреждениях лего - технологии:
- использование лего - конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности: конструирование находится в образовательной области «Познавательное развитие» и интегрируется с образовательными областями «Социально-личностное развитие», «Художественно эстетическое развитие»;
- основой образовательной деятельности с использованием лего-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. Лего – позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
- использование лего-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
- лего-технология - средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески.
- лего-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.
Для эффективной организации занятий по Лего-конструированию в детском саду организована предметно-развивающая среда где проводятся занятия с детьми.
В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов использование ЛЕГО имеет свои явные преимущества - качественную подготовку детей к обучению в школе.
Введение
Одной из главных целей дошкольной педагогики во все времена являлось формирование гармонично развитой во всех отношениях личности. Детское конструирование из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определенной организации может носить подлинно творческий характер.
Дети начинают заниматься Лего-конструированием, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже используются графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.
В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями.
Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.
Лего-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира.
Конструкторы ЛЕГО – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.
Несмотря на распространенность этого вида конструктора, на широкое использование его в образовательно-воспитательной деятельности дошкольных учреждений, теоретические аспекты работы с ЛЕГО до сегодняшнего дня проработаны недостаточно, хотя отдельные проблемы применения ЛЕГО в обучении конструкторской деятельности нашли отражение в ряде работ отечественных и зарубежных авторов.
В связи с этим остается неудовлетворенной потребность многих педагогов, работающих с ЛЕГО, в научно-методической литературе, касающейся проблем ЛЕГО-конструирования в детском саду.
В данном опыте работы обобщен теоретический материал по ЛЕГО-конструированию, предложены собственные способы организации обучения конструированию на основе конструкторов ЛЕГО. Составлены конспекты занятий с использованием конструкторов ЛЕГО.
Наличие теоретической базы опыта
Занимаюсь в кружковой работой с детьми с применением технологии Лего -конструирования. Разработанная программа предлагает использование конструкторов LEGO как метода для обучения дошкольников конструированию, моделированию, развития научно-технического творчества.
Цель программы: развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, речи детей; воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.
Задачи
- Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
- Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
- Развивать операции логического мышления,
- Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;
- Развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.
- Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
- Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Работа с конструкторами LEGO позволяет дошкольникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных образовательных областей - Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце каждого занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая соответствует поставленным ими же самими творческим задачам.
Каждый вид конструирования может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества. Однако это становится при определённых условиях. К ним относятся:
- наполнение новым развивающим содержанием каждого видам обучения конструированию;
- обеспечение органической взаимосвязи всех форм обучения с целью разработки взаимообогащающих видов конструирования.
Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности, воли. Развитие конструирования в дошкольном возрасте составляет основу для конструктивно-технических способностей конструктивного мышления.
Развитие конструктивного мышления детей старшего дошкольного возраста теснейшим образом связано с чувственным (цвет, дизайн, прикосновение) и интеллектуальным (языковое развитие, техническое, концептуальное мышление, способности: планировать, оценивать, классифицировать) развитием ребенка; развивает творческий потенциал (творческая фантазия, нацеленность на успех и т.д.), а также его личностные качества, способствующих успешной социализации дошкольников и младших школьников(энтузиазм, самомотивация, доброжелательность, терпение).
Лего-конструктор - это яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. В процессе выполнения конструкции у дошкольников развивается умение довести начатое дело до конца, контролировать свою деятельность и получать качественный результат, что является очень важным при обучении в школе. Активизации внимания способствует конструирование по плану, схеме, образцу, достраивание до целой фигуры. Программа «Лего-конструирования" условно разделена на две части:
- основы конструирования
- основы творческого применения навыков конструирования
Изучая простые схемы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы со схемами. Цель первой части программы заключается в том, чтобы перевести уровень общения ребят с конструктором "на ты", познакомить с профессией инженера: изучение понятий конструкции и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), элементов черчения.
Вторая часть программы предполагает самостоятельную разработку схем задуманной постройки. Цель второй половины программы состоит в том, чтобы научить ребят грамотно выразить свою идею, спроектировать ее техническое решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию.
Ведущая педагогическая идея
Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности: инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость и умение работать в коллективе.
Оптимальность и эффективность средств
Занятия конструированием способствуют разностороннему развитию дошкольников. Интегрирование различных образовательных областей в разработанной программе «ЛЕГО-конструирование» открывает новые возможности для реализации новых образовательных концепций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. В программе содержатся ссылки на учебные цели по каждой образовательной области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» - проектирование, создание новых моделей, интерпретация иллюстраций и схем моделей, понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов, сравнение природных и искусственных систем. «Социально-личностное развитие» - поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями. Общение с использованием специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели. Использование интервью, чтобы получить информацию и составить рассказ. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями. Применение мультимедийных технологий для презентации идей. Участие в групповой работе в качестве «тьютора», к которому обращаются со всеми вопросами.
Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить словарный запас дошкольников. Особенно важно не упустить имеющийся познавательный интерес к окружающим его рукотворным предметам, законам их функционирования, принципам, которые легли в основу их возникновения.
Кроме этого, реализация программы «Лего-конструирование» помогает развитию коммуникативных навыков детей за счет активного взаимодействия в ходе групповой проектной деятельности.
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
-Обучение планированию этапов собственной постройки, самостоятельно находить конструктивные решения;
-Конструирование во фронтальной плоскости;
-Использование крутящихся, подвижных деталей;
-формирование навыка работы с партнёром.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
-развитие фантазии и конструктивного воображения;
-развитие чувства симметрии;
-закрепление навыков анализа объекта, выделения его составных частей на основе анализа постройки;
-учить самостоятельно находить отдельные конструктивные решения.
Условия для реализации программы
Конструирование-это вид продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предметов. Его успешность зависит от уровня развития мышления и восприятия ребенка. Чтобы построить конструкцию из строительного материала, необходимо уметь обследовать объект, разделить его на составные части - детали, оценить их размер, пространственное расположение, заменить одни детали другими в случае необходимости. Также для успешности конструирования нужно уметь представлять будущий предмет в целом - со всех сторон, спереди, сбоку; особенно представить невидимые детали. Виды конструирования:
1) конструирование по образцу;
2) конструирование по модели;
3) конструирование по замыслу;
4) конструирование по условиям - требованиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция (например, определенный размер);
5) конструирование по чертежам и наглядным схемам;
6) конструирование по теме;
Конструирование по образцу
заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора и показ способов их воспроизведения. В данной форме конструирования обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий. У детей формируются обобщённые способы анализа объектов и обобщённые представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов, построенной по принципу: от общего - к частям - к общему.
Конструирование по модели
заключается в следующем: детям в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения.
Конструирование по замыслу
обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как они будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление –достаточно трудная задача. Замыслы детей неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.
Конструирование по условиям
заключается в следующем: не давая детям образца постройки, рисунков и способов её конструирования, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение (например, сконструировать мост определённой ширины для пешеходов и транспорта). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся.
Конструирование по чертежам и наглядным схемам.
Из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться при обучении детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому конструированию по схемам и чертежам. Дети начинают конструировать и применять внешние модели в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.
Конструирование по теме.
Детям предлагают общую тематику конструирования. Они сами создают замыслы конкретных построек из конструктора и способов их осуществления. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепления знаний и умений.
Структура занятий.
Занятия строятся в следующей последовательности:
-приветствие;
- игровые упражнения для формирования пространственного мышления и воображения;
-непосредственно конструирование (форма организации зависит от сложности постройки, от уровня овладения конструктивными навыками);
Количество детей – 15
Форма занятий – групповая
Материально-техническое оснащение, оборудование:
-столы, стулья (по росту и количеству детей);
-демонстрационная магнитная доска;
- демонстрационный столик;
- ковер;
- технические средства обучения (ТСО) (мультимедийное устройство);
- презентации и учебными фильмами (по темам занятий)
- Наборы LEGO «Первые конструкции»
- Игрушки для обыгрывания ситуации
Дидактический материал:
- наглядно-демонстрационный
Основные направления и содержание деятельности
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, длительность занятий -25- 30 минут
Учебный план
№ | Темы | Кол-во часов | Методы и технологии |
Введение в лего-конструирование | |||
1 | Знакомство с деталями конструктора с набором Лего веду | 1 | Наглядные (просмотр учебного фильма, показ образцов деталей и способа действия, рассматривание таблиц) Словесные (проблемные вопросы, инструкции) Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность физминутки) |
Октябрь 1.Парусник 2. Вездеход 3.Голодный аллигатор | 1 1 1 | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации) практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки) | |
Ноябрь
| 1 1 1 | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации) практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки) | |
Декабрь
| 1 1 1 1 1 | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации) практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки) | |
Январь
| 1 1 1 | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации) практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки) | |
Февраль
| 1 1 1 2 | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации) практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки) | |
Март
| 2 1 | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации) практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки) | |
Апрель
| 4 1 | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации) практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки) Организация выставки «Юные инженеры». | |
Май
| 1 2 2 | Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия) Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации) практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки) |
- Результативность опыта
Внедрение программы «Лего-конструирование» позволяет осваивать инновационные формы и методы работы, в значительной мере способствует повышению качества дошкольного образования.
Механизм оценки получаемых результатов
Прогнозируемые результаты:
-Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
-Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
-Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.
-Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
-Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
-Имеются представления:
-о деталях конструктора и способах их соединении;
-об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
-о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
-о связи между формой конструкции и ее функциями.
Форма оценивания результатов:
Мониторинг уровня знаний и умений по LEGO - конструированию:
№ п/п | Ф.И. |
|
|
поделку по образцу |
конструировать поделку по замыслу |
| |||||
н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | ||
1 |
Уровень требований, предъявляемых к занимающемуся по каждому из параметров, зависит от степени мастерства.
Высшее, среднее, низкое.
Форма представления результатов:
- выставки по легоконструированию
- конкурсы, соревнования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рубаняк Т.Ю. Лего-конструирование и образовательная робототехника для дошкольников. (рекомендации для педагогов и родителей)
В буклете даны краткие рекомендации родителям и педагогам как использовать LEGO конструктор в развитии детей старше 3 лет....
Методическая разработка "Лего-конструирование и образовательная робототехника в дошкольной образовательной организации"
Методическая разработка «Лего-конструирование и образовательная робототехника в дошкольной образовательной организации» дополняет, развивает, вносит новые элементы в организацию психолого-педагогическ...
Творческий проект по лего-конструированию "Лего и космос"
Проект рассчитан на детей 7-го года жизни....
Методика организации занятий по конструированию и образовательной робототехнике в разных возрастных группах с применением Лего-конструкторов.
Содержание: Цели обучения лего-конструированию и робототехнике в дошкольном образовании. Задачи применения методики лего-конструирования и робототехники в разных возрастных группах. ...
дополнительная общеразвивающая программа по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий «ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РОБОТОТЕХНИКИ LEGO WeDo» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ
Программа «ЛЕГО конструирование с элементами робототехники LEGO WeDo» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и мож...
Программа по Лего-конструированию и образовательной робототехнике "Лего-мастер"
Рпсчитана на средний дошкольный возраст...
Программа по Лего-конструированию и образовательной робототехнике "Фиксики"
Программа расчитана на возраст детей от 5 до 7 лет...