Тренинг грамотной речи «Ради красного словца»
методическая разработка на тему

Тимофеева Екатерина Владимировна

Цель данного тренинга: снять напряжение, чувство тревоги, способствовать поиску внутренних ресурсов повышающих уровень компетентности педагогов в вопросах профессиональной и личностной речевой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx38.44 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад №53»

Тренинг грамотной речи

«Ради красного словца»

        Подготовила:

 учитель-логопед

Тимофеева Е.В.

2017г.

Хочу говорить красиво – чудесный старт в красивый мир культуры и этики. Следя за своей речью, можно научиться говорить без лишних слов, стать воспитанным, умным, грамотным.

Наверняка в вашей среде общения есть люди, которые придерживаются нормативной лексики, имеют богатый запас слов, красивую интонацию, неторопливый темп речи. Разговор с таким человеком не только доставит эстетическое удовольствие, но и заставит вас внутренне подтянуться, следить за своей речью, не допускать вульгаризмов, слов-паразитов и других речевых сорняков. 

Речь — показатель культуры. Вырабатывайте привычки культурного человека. Даже если вы хорошо не владеете речью, учитесь, говорите не спеша, с улыбкой, не жестикулируйте. Вырабатывайте интонационную грамотность. 

Цель данного тренинга: снять напряжение, чувство тревоги, способствовать поиску внутренних ресурсов повышающих уровень компетентности педагогов в вопросах профессиональной и личностной речевой культуры.

Содержание тренинга:

1.Правила работы в группе.

  • Принцип «Я»: основное внимание каждого из нас должно быть сосредоточенно на том, что происходит с нами. Все высказывания должны строится с использованием личных местоимений единственного числа.
  • Здесь и теперь: мы говорим только о том, что происходит с нами в данный момент. Какие мысли, чувства вы переживаете в данный момент.
  • Искренность и открытость: чем более откровенными будут рассказы о том, что вас волнует и интересует, чем более искренними будут выражения ваших чувств, тем более эффективной будет ваша работа.

2. Притча:

Ведущий: цель занятия можно определить притчей:

Две лягушки забрались в погреб и попали в горшок со сметаной. Положение было безнадежным, и одна из лягушек не стала тратить силы, и пошла на дно. Другая же барахталась и вскоре ощутила что-то твердое: это она сама сбила из жидкой сметаны твердое масло. Оперлась она лапками на твердый масляный ком и выпрыгнула из горшка. Не падай духом, не умирай раньше смерти.

Ведущий: В чем, на ваш взгляд мораль данной притчи? Как ее можно трактовать в рамках нашей темы.  (Ответы аудитории).

 Ведущий: 

Я согласна с вашими мыслями… Многие из нас или наши коллеги по работе употребляют в своей речи слова-паразиты: типа, как - бы, походу, блин, это самое, короче, это самое, прикинь и другие. Но одни считают, что и так пойдет, перестают или не хотят тратить свои силы на исправления неточностей в своей речи и уходят «на дно». Другие же превратив наш могучий русский язык в «сметану», приобретают навык культурной и правильной речи.

3. Разминка.

Ведущий: Прежде чем продолжить работу проведем разминку

Упражнение «Новый круг»

Цель: снятие эмоционального напряжения

Ведущий: «Пожалуйста, встаньте все в один большой круг и возьмитесь за руки (если у Вас не хватает места для большого круга, то сделайте два или три маленьких.) Расцепите руки. Одно мгновение постойте с закрытыми глазами совершенно неподвижно, ощутите свое тело, почувствуйте свое положение в пространстве комнаты. Хорошо, если вы сумеете расслабиться и успокоиться. Когда я дам команду, вы все начните, не открывая глаз, двигаться к центру круга до тех пор, пока не сойдетесь в середине. Сделайте это очень медленно и осторожно и вновь возьмите друг друга за руки. Когда вы окажитесь в центре, то постойте там минуту спокойно, но глаз не открывайте. Потом вы должны так же медленно и спокойно, все еще не открывая глаз, снова отойти назад и там открыть глаза. Вот и все. А теперь начните снова медленно идти к центру…»

Ведущий:  Физический контакт является символом единства группы. А круг помогает нам сфокусировать внимание, внутренне упокоиться после напряженной работы, почувствовать солидарность и уважение к участникам тренинга.

4.Юмористическая пауза. Упражнение "Шушаника Минична"

Ведущий: Энергию круга мы с вами получили, теперь нам с вами нужно познакомиться, вот в такой форме: каждый участник группы получит карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите, пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например "Шушаника Минична". В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева "представьтесь, пожалуйста" и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

Марковна Перлачнивна

Прокопья Маркилацепановна

Андрия Мазаптанивна

Сусанита Рамзандоновна

Ювинила Хартепновна

Арексунрия Пивстратовна

Лизинида  Дугатрешковна

Яркосама Винигаебва

Сунекара Тушиктомовна

Аклизиада Охаревна

Пермендида Урехзововна

Самулира Вольбретовна

Холираза Передоскипна

Ведущий: Какие сложности возникли у вас при выполнении этого упражнения. Есть среди нас такие, кому было тяжело произнести имя отчество своего соседа?

Какие меры необходимо предпринять, чтобы такие сложность возникали как можно реже? Чтобы наша дикция стала четче.

5. Артикуляционный марафон

Ведущий: Нужно выполнять артикуляционную гимнастику. Гуляя по просторам интернета, удалось мне нарваться на блог театрального артиста, так вот какие упражнения для улучшения дикции он предложил своим подписчикам. Предлагаю и нам попробовать улучшить свою дикцию.

Цели:

а) провести артикуляционную гимнастику для улучшения техники речи, устранения речевых зажимов;

б) снять напряжение участников тренинга путем вовлечения их в групповое физическое действие.

Упражнения на дыхание.

СВЕЧА

Представьте перед своим лицом свечу, которую вы должны погасить, задуть. Для контроля дыхания положим руки на ребра (пальцы в сторону живота). Спокойно и плавно заполняем легкие воздухом (контролируем движение нижних ребер с боков и в сторону спины), а потом направленным потоком посылаем наружу воздушную струю. Теперь перед вами не одна, а сразу три свечи. Набираем воздух, задерживаем лишь на секунду дыхание, а затем три чуть более резких направленных выдоха. Теперь – шесть свечей…

ПОСЧИТАЕМ ЕГОРОВ

Наберем (плавно, без рывков) воздух до естественной границы вдоха, а затем на одном дыхании без перерывов и монотонно начнем считать Егоров: один Егор, два Егора, три Егора, четыре Егора. На сколько Егоров хватило дыхания? Попробуем еще раз!

Артикуляционные упражнения.

• Уколы языка в правую—левую щеки. Быстро, энергично. Короткий отдых, и вновь повторяем упражнение.

• Энергичное многократное повторение звуков т—д–т—д–т—д–т—д.

• Круговые движения языка при закрытом рте.

• Быстрое энергичное произношение губных звуков п—б–п—б–п—б–п—б. «Жевание» губами.

• Губы соединить в трубочку и «рисовать» ими окружности.

• Гримасы губами – влево—вправо—влево—вправо.

• Достать верхней губой нос (повторяем несколько раз).

• Расслабить губы и полтора десятка раз произнести «тпру» и столько же звукосочетание, похожее на «прпр…», достигая свободной и энергичной вибрации губ.

Упражнения для снятия челюстного зажима

• Закрыв рот, двигать нижней челюстью вправо—влево.

• То же, но открыв рот и гораздо более активно, чтобы явно чувствовалась работа челюстных мышц.

• «Прозеваться», контролируя работу челюстных мышц.

Произнесение скороговорок (начиная не с очень быстрого темпа).

  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Да не вылавировали.
  • Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп…
  • Револьверы отрегулировали в лаборатории.
  • На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Раз дрова, два дрова, три дрова!
  • Сшит колпак да не по—колпаковски. Вылит колокол, да не по—колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать!

Ведущий: Натренировав нашу с вами артикуляционную мускулатуру, можно попробовать проявить себя в своих ораторских умениях.

6. Мини-лекция.

Ведущий: Многие люди испытывают страх публичных выступлений, страх перед незнакомой аудиторией. На самом деле страх публичных выступлений свойственен всем людям. Но существуют эффективные методики его преодоления, которые состоят из специальных упражнений и практики.

Чтобы победить страх выступления на публике есть два типа методик: Медленные — позволяют шаг за шагом преодолеть свою неуверенность. Быстрые — работают по принципу: «Бросил человека посреди озера — пусть учится плавать».

Медленный путь. Потренируйтесь с друзьями. Соберите у себя дома всех своих друзей и попробуйте выступить перед ними. Создайте уникальный стиль. Каждый хороший оратор обладает уникальным стилем выступления. Практика. После того, как у вас появился набор образов, время опробовать их в реальной жизни. Посещайте всевозможные события, на которых у вас будет возможность выступать перед публикой.

Быстрый путь. Несколько упражнений.

«Моем автобусы»

Вы одеваетесь в костюм уборщика (уборщицы), берете  ведро с водой, тряпку и швабру, идете на ближайшую остановку общественного транспорта, желательно в выходной, чтобы в автобусах было меньше народа.

Затем заходите в автобус, и приговаривая: «Чистота – залог здоровья», начинаете мыть его вашими принадлежностями. =) При этом беседуете с озадаченными пассажирами и водителем. Проехав 5-6 остановок, вы выходите, заплатив за проезд, и повторяете это упражнение еще 5 раз.

«Продаем мороженное»

 Наверняка летом на улицах вашего города можно найти точки по продаже мороженого. Обычно это холодильник, рядом с ним стоит зонтик от солнца и девушка продает мороженое. Ваша задача – подойти к девушке и предложить свою помощь в продаже ее мороженого. Расскажите немного о себе, скажите, что проходите тренинг и это часть вашего задания.

Сочините четверостишие о компании, которой принадлежит торговая точка, после этого начните зазывать с помощью него проходящий мимо народ.

Ваша главная задача – поднять продажи в момент ваших активных действий! Делайте это в течение 20 минут. Упражнение повторите за день 3 раза на разных точках.

Я знаю, что многие скажут, а где же взять смелость для таких упражнений. Друзья, но вы же хотели быстро, а за все быстрое нужно чем-то платить, в данном случае стрессом. Но уверяю вас, что при этом с вами ничего плохого не произойдет, а панический страх при публичном выступлении превратится лишь в легкое волнение, которое только поможет вам.

Ведущий: Хочу предложить вам стать психологами и предложить ряд психологических приёмов, помогающих в борьбе со страхом публичных выступлений:

  • расслабление и напряжение всех мышц усилием воли;
  • пара глотков холодной воды;
  • спровоцированное зевание;
  • перенос веса тела с пятки на носок и обратно;
  • серия глубоких вдохов-выдохов;
  • движения челюстью, массаж скул;
  • растирание ладоней; быстрый шаг, гимнастика;
  • выбор максимально удобной позы;
  • напевание любимой мелодии.

Несколько дельных советов: 

  • Если вы чувствуете дрожь в коленках или руках, сделайте такое движение, как будто стряхиваете с них капельки воды.
  • В критичной ситуации просто признайте, что боитесь и улыбнитесь. Публика ценит честность. Но будьте осторожны. Этот приём нельзя использовать дважды.
  • При крайних обстоятельствах примите специальные средства вроде таблеток.

 7. Конкурс ораторов

Ведущий: Коллеги, теперь мы с вами знаем, как преодолеть страх перед публичным выступлением. Перейдем к практике. Нам необходимы несколько добровольцев, для проведения следующего упражнения.

Цель: дать возможность участникам группы почувствовать себя мастером ораторского искусства.

Желательно, чтобы через это упражнение прошло как можно больше участников. Оно предполагает импровизацию. Вызывается любой участник (можно по жребию). Он должен произнести речь на 2-3 минуты на любую заданную группой тему. Это задание следует обыгрывать, когда в группе сложится достаточно доброжелательное отношение друг к другу. Тогда можно называть темы, стимулирующие раскрытие личности: «Что мне принесло шестнадцатилетие», «Как я понимаю честность», «Нет ничего невозможного», «Организация свадьбы своей мечты», «Что значит быть гражданином мира?», «Чем хороша профессия «педагога» и т.д.
В конце выступления оратор награждается аплодисментами.

Ведущий: Еще раз поблагодарим наших ораторов.

Для того чтобы наши ораторские возможности стали еще богаче и грамотнее, предлагаю вам принять участие в «Своей игре»

8. «Своя игра».

Цель: проверить свою грамотность (участников группы)

Определения:

  1. Несколько слов связных по смыслу и грамматически (Предложение)
  2. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения (Антонимы)
  3. Слова, употребляемые жителями той или иной местности (Диалектные)
  4. Все слова языка (Лексика)
  5. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (Фонетика)

Ударение:

  1. вклЮчит  или включИт
  2. врУчит  или вручИт
  3. завИдно или зАвидно
  4. лАтте или латтЕ
  5. бАрмен или бармЕн

Закончи предложение:

  1. Голову моют шампунем
  2. Мать чисто прибрала в комнате, повесила на окна красивый тюль
  3. Я долго грёб вёслами, отчего на руке вздулась огромная мозоль
  4. В зале сидит компетентное жюри
  5. Чтобы крыша не текла, её нужно покрыть толем.

Найди ошибку и исправь:

  1. После драки много (хромых) храбрых
  2. Одна голова – хорошо, а две – (некрасиво) лучше
  3. Не откладывай на завтра то, что можно сделать (послезавтра) сегодня
  4. Мало хотеть – надо(клянчить) действовать
  5. Землю красит солнце, а человека – (парикмахер)труд

Составить пословицы:

  1. Язык болтает, а голова отвечает
  2. Петь хорошо вместе, а говорить порознь
  3. Ум без книги, как птица без крыльев
  4. Умный любит учиться, а дурак – учить
  5. Книга не пряник, а к себе манит.

Ведущий: Нашу речь ежедневно портят слова-паразиты, предлагаю вам потренироваться в вербальном объяснении слов, исключая слова паразиты.

9. Игра «Разъясни слово»

Цель:  развитие ораторских и, в целом, творческих способностей участников, внимания, быстроты мышления.

Слова раздаются жеребьевкой.

 Слова для объяснения: кириллица, династия, консистенция, прадед, обучение, сговор, пример, зло, конспирация, контингент, плешь, утопия, википедия, категория, намёк, материк, доблесть, выдумка, отшельник, энергия, минимализм, амёба, ресурс, концепция.

Ведущий: Какие трудности вы испытали выполняя это упражнение?

10. «Правда ли…»

Ведущий: Сейчас мы с вами сформируем условий для овладения грамотной речью.

Цель: сформировать перечень условий для овладения грамотной речью.

 Правда ли что, для того чтобы стать обладателем грамотной правильной речи необходимо:

1. Чтение книг

2. Опыт публичных выступлений

3.Упорство и желание

4 Воспитание уверенности

5 Исключение слов-паразитов

6. Краткость, точность изложения

7.Улучшать дикцию

8. Правильный темп речи

Необходимые качества записываются тезисно на доске (ватмане).

11. Рефлексия.  Закончи фразу. Сегодняшний тренинг мне показался…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитании грамотной речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома

Педагоги любой группы должны приложить немало усилий, чтобы создать неформальное объединение всех участников коррекционно-воспитательного процесса, главенствующая роль в котором, несомненно, принадлеж...

Семинар - практикум для педагогов: «Правильная речь воспитателя - залог грамотной речи воспитанников»

Семинар практикум для педагогов ДОУ "Правильная речь воспитателя - залог грамотной речи воспитанников"...

«Грамотная речь педагога – важное условие для формирования речи дошкольников».

Консультация для педагогов ДОУ «Грамотная речь педагога – важное условие для формирования речи дошкольников». Актуальность проблемы.Русский язык - один из самых богатых языков мира. Недаром о нем г...

Мастер-класс: "Грамотная речь педагога-важное условие для формирования речи дошкольников"

Презентация на тему: "Грамотная речь педагога-важное условие для формирования речи дошкольников"...

Деловая игра для педагогов ДОУ «Грамотная речь педагога – залог грамотной речи дошкольников»

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятел...

Презентация "Грамотная речь педагога - залог грамотной речи дошкольников"

       Речь  педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Культура речи педагога – важнейшее качество ег...