Роль семьи в воспитании грамотной речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома
статья по логопедии на тему
Педагоги любой группы должны приложить немало усилий, чтобы создать неформальное объединение всех участников коррекционно-воспитательного процесса, главенствующая роль в котором, несомненно, принадлежит семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_moya.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 101
комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга
Тема статьи:
«Роль семьи в воспитании грамотной речи детей.
Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Составила учитель-логопед: Рощупкина О.Ф.
Наши дети — это наша старость. Правильное
воспитание — это наша счастливая старость,
плохое воспитание — это наше будущее горе,
это наши слезы, это наша вина перед другими
людьми, перед всей страной.
А. С. Макаренко
Педагоги любой группы должны приложить немало усилий, чтобы создать неформальное объединение всех участников коррекционно-воспитательного процесса, главенствующая роль в котором, несомненно, принадлежит семье.
Особую значимость приобретает сотрудничество с семьей в логопедических группах.
Эффективная коррекция ОНР и сопутствующих нарушений возможна только в результате комплексного подхода, то есть при активной работе педагогов и родителей дошкольника. Педагогам следует помочь родителям стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Работа с родителями в логопедической группе тщательно планируется, осуществляется целенаправленно и регулярно.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления.
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.
К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
Словесные игры для развития грамматического строя речи:
1. «Четвёртый лишний».
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Н-р: Огурец, помидор, яблоко, лук;
Чашка, ложка, стул, чайник.
2. «Веселый счет».
Считаем всё, что можно посчитать.
Н- р: Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.
3. «Назови цвет, форму».
Ребенок должен назвать цвет, форму любого овоща, фрукта.
Н-р: Морковь (какая?) - оранжевая, треугольная.
Помидор (какой?) – красный, круглый.
4. «Назови ласково».
Ребёнку предлагается назвать ласково предмет или объект.
Н-р: Ложка- ложечка
Стул- стульчик.
5. «Назови детеныша , птенца».
Ребёнку предлагается ответить на вопросы взрослого.
Н-р: У лисы (кто? ) – лисенок.
6. «Один-много».
Предлагаем ребенку изменить слово по образцу.
Н-р: Огурец - огурцы.
Помидор - помидоры.
7. «Измени по образцу».
Предлагаем ребенку изменить слово по образцу.
Н-р: Растет - растут
Зреет – зреют
Зеленеет – зеленеют
Краснеет – краснеют.
9. «Какой сок, какая котлета?»
Предлагаем ребенку ответить на вопросы
Н-р: Сок из огурца - огуречный.
Сок из моркови - морковный.
Для проведения этих игр лучше подбирать речевой материал, относящийся к одной теме, например: овощи, фрукты, посуда.
10. «Отгадай загадку».
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки.
Н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
Для развития связной речи заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление. Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
Для развития фонематического восприятия и дальнейшего обучения грамоте можно играть в игру:
«Подбери слово».
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий:
1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
2. В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
3. Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит
развитие ребенка.
4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
5. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
6. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
7. С ребенком нужно заниматься ежедневно по 10-15 мин.
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
Консультация для родителей: «Игры и игровые задания для развития речи детей дома»...
Роль семьи в воспитании правильной речи детей. Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома
Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию правильной речи у младших дошкольников. Приведены примерные игровые упражнения для занятий с детьми в домашних условиях....
Игры и игровые задания для развития речи детей дома
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...
"Игры и игровые задания для развития речи детей дома"
Игры и игровые задания для развития речи детей дома...
Буклет для родителей «Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Буклет для родителей «Игры и игровые задания для развития речи детей дома»....
«Игры и игровые задания для развития речи детей дома»;
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования....
Консультация для родителей "Игры и игровые задания для развития речи детей дома"
Роль семьи в воспитании речи детей....