Деловая игра для педагогов ДОУ «Грамотная речь педагога – залог грамотной речи дошкольников»
консультация
Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.
Речь воспитателя должна соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираться на их опыт.
Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с дошкольниками и другими людьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Деловая игра для педагогов ДОУ
«Грамотная речь педагога – залог грамотной речи дошкольников»
подготовила учитель-логопед Бояринцева Н.И.
Цель: повышение компетентности педагогов ДОУ в вопросах профессиональной речевой культуры как компонента педагогического мастерства.
Задачи:
- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов;
- уточнить и закрепить знания педагогами компонентов правильной речи; приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей;
- совершенствовать умение педагогов применять культурные и методические требования к собственной речи при общении с дошкольниками.
«Слово – важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь. В слове аккумулируются отношения между людьми. Слово выражает идею, а идея – столбовой корень воспитания».
В.А.Сухомлинский
Ход деловой игры
Требования к речи воспитателя ДОУ
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ, работающего с детьми дошкольного возраста.
Всем известно, что речь взрослого для дошкольника является образцом, эталоном. Правильность речи, культура речи определяются той языковой средой, в которой находится ребенок: он будет говорить точно так же, как родители, бабушки, дедушки, воспитатели и его сверстники.
Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.
Речь воспитателя должна соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираться на их опыт.
Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с дошкольниками и другими людьми.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
Правильность – соответствие речи языковым нормам.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
К речи педагога предъявляются определённые требования, чтобы их вспомнить мы поиграем в игру «Да – нет».
Задание 1. Игра «Да/нет»
Я буду называть требования к речи педагога и распространённые ошибки в речи воспитателя, а Вы проанализируйте культуру своей речи и оцените каждый сам себя.
- Моя речь грамотна, литературна.
- Я прислушиваюсь к своей речи, учитываю её ошибки и погрешности, борюсь с ними путём самоконтроля.
- Я говорю не громко, регулирую силу своего голоса, чтобы каждый ребёнок мог меня услышать.
- Я говорю внятно.
- Моя речь эмоциональна, выразительна.
- Я стараюсь говорить с интонацией, т.е. умею ставить логические ударения, выделять слова, важные для содержания сказанного.
- Я владею невербальной формой общения: при общении с детьми использую жесты, мимику, визуальный контакт и прикосновения.
- К сожалению, я часто употребляю слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. («Танечка, вымой ручки! Катенька, убери чашечку со столика!»)
- К сожалению, моя речь монотонная.
- У меня ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми.
- Речь моя многословна, с наслоением лишних фраз и деталей.
- В речи люблю использовать просторечие, устаревшие слова.
- Иногда я копирую речь малышей, «сюсюканье».
- Употребляю в речи лишние слова, слова – паразиты (ну, вот, значит, это).
- Но я стараюсь читать литературные произведения, расширять словарный запас, путём самоконтроля избавляюсь от вредных слов, от грубых слов. Каждый день качественно выполняю с детьми артикуляционную гимнастику, что позволяет развить дикцию и чёткую артикуляцию звуков в моей речи.
Задание 2. Предлагаю выполнить дыхательную и артикуляционную гимнастику для улучшения техники речи, устранения речевых зажимов;
Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время.
Основой звучащей речи является правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.
Упражнения на дыхание.
СВЕЧА
Представьте перед своим лицом свечу, которую вы должны погасить, задуть. Для контроля дыхания положим руки на ребра (пальцы в сторону живота). Спокойно и плавно заполняем легкие воздухом (контролируем движение нижних ребер с боков и в сторону спины), а потом направленным потоком посылаем наружу воздушную струю. Теперь перед вами не одна, а сразу три свечи. Набираем воздух, задерживаем лишь на секунду дыхание, а затем три чуть более резких направленных выдоха. Теперь – шесть свечей…
ПОСЧИТАЕМ ЕГОРОВ
Наберем (плавно, без рывков) воздух до естественной границы вдоха, а затем на одном дыхании без перерывов и монотонно начнем считать Егоров: один Егор, два Егора, три Егора, четыре Егора. На сколько Егоров хватило дыхания? Попробуем еще раз!
Артикуляционные упражнения.
• Уколы языка в правую - левую щеки. Быстро, энергично. Короткий отдых, и вновь повторяем упражнение.
• Энергичное многократное повторение звуков т—д–т—д–т—д–т—д.
• Круговые движения языка при закрытом рте.
• Быстрое энергичное произношение губных звуков п—б–п—б–п—б–п—б. «Жевание» губами.
• Гримасы губами – влево—вправо—влево—вправо.
Натренировав артикуляционную мускулатуру, можно попробовать проявить себя в ораторских умениях.
Задание 3. Произнесение скороговорок (начиная не с очень быстрого темпа).
1 команда
От топота копыт пыль по полю летит.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, так и без Прокопа кипит укроп…
2 команда
Револьверы отрегулировали в лаборатории.
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Сшит колпак да не по—колпаковски. Вылит колокол, да не по—колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать!
Коммуникативные качества речи – это свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность.
К свойствам хорошей речи мы относим точность.
Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления: знание правил русского языка, насколько говорящий знает предмет речи, насколько эрудирован, умеет ли логически мыслить.
Задание 4
1 команда
«Разговор подруг»
- Займи мне двести рублей.
- Я не знаю у кого.
- Я тебя прошу мне занять!
- Я так и поняла, что ты меня просишь. Но скажи – у кого?
Вопрос. Почему ведущие диалога не понимают друг друга?
Предполагаемый ответ. Одна из подруг не владеет культурой речи, допускает ошибку. Ей следовало сказать: «Дай мне в долг в долг», «Дай взаймы», «Одолжи», так как глагол «занять» имеет значение «взять взаймы», а не «дать взаймы».
Вывод. В данном случае неточность речи обусловлена неточностью словоупотребления.
2 команда
«Спор в автобусе»
- Вы на следующей остановке сходите?
- Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: «Вы на следующей остановке слезаете?»
- Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Вы на следующей остановке выходите?»
- Это замуж выходят. В автобусе же говорят: «Вы встаете?»
- Ну и ну! Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, встаете ли вы?
- Тогда и оставайтесь в автобусе, если русского языка не знаете.
Вопрос. Кто прав, а кто нет? Из-за чего разгорелся спор?
Предполагаемый ответ. Правильно будет сказать: «Выходите ли вы?», так как в автобусе есть выход и вход. Однако уместен будет и вопрос «Сходите ли вы?, так как в автобусе есть ступеньки, а по ступенькам сходят.
Вывод. Необходимо знание особенностей русского языка.
Одеть и надеть
Два этих слова
Мы часто путаем
Так бестолково!
С какими существительными можно употребить глагол, объясните.
1 команда
НАДЕТЬ,
2 команда
ОДЕТЬ
Форму, пальто, ребенка, девочку, туфли, больного, куклу, шапку, бабушку, дедушку, платье, костюм
НАДЕТЬ (что-нибудь) форму пальто туфли шапку платье костюм | ОДЕТЬ (кого-нибудь) ребенка девочку больного куклу бабушку дедушку |
Морозный выдался рассвет,
Оделся в шубу старый дед.
Выходит так, что дед одет,
А шуба, стало быть, надета.
Одеть, надеть …
Давай глядеть.
Кого одеть и что надеть?
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето,
Но я не думаю, что дед
На шубу может быть надет!
Слова-паразиты в нашей речи
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. «Замусоренный» язык ничем не лучше захламленной комнаты. Слова-паразиты, слова-сорняки... От них избавиться труднее всего. Эти слова обладают свойствами прилипчивости, живучести и – незаменимости. Слова-паразиты опасны тем, что из-за частого употребления они превращаются в своеобразную вредную привычку. Какие слова мы называем словами-паразитами? Назовите их.
Набор слов и выражений: так сказать, так, вот, значит, понятно, да, собственно говоря, понимаете, видите ли, ну, это, типа, как бы, короче, как его и т.д.
Задание 5
Прочитайте предложения из газеты. Какие слова в этих предложениях лишние?
Прочитайте эти же предложения, опустив лишние слова. Изменится при этом смысл предложения?
1 команда
«По большому счету Таможенный союз не был экономически выгоден его основателям».
«Каждая школа получила возможность, скажем так, стать яркой, самобытной».
2 команда
«Я посетил, будем так говорить, сувенирный цех».
«Буквально на следующий день последовало заявление начальника».
В ряду словесных сорняков выделяют слова по социальным признакам: жаргон и сленг.
Жаргон – нелитературные слова и выражения, которые используются в непринужденном общении в группах людей, объединенных профессией, общими интересами, увлечениями (врачи, музыканты, спортсмены, студенты и т.д.)
Возникновение жаргонов связано со стремлением отдельных групп противопоставить себя обществу или другим социальным группам, отгородиться от них, используя средства языка. В отличие от общенародного языка, призванного содействовать широкому общению людей, жаргон – «тайный» язык, цель которого – скрыть смысл произносимого от «чужака».
Вспомним общеизвестные школьно-студенческие словечки: если ты не ботан и не сделаешь хорошую шпору, то автомат тебе не светит и можно легко завалиться (пролететь, срезаться, схватить пару) на экзамене, отрастить длинный хвост к следующему году.
В современном русском языке выделяют молодежный жаргон или сленг.
Появление сленга связано со стремлением молодежи ярче, эмоциональнее выразить свое отношение к предмету, явлению. Сленг находится в постоянном движении: одни жаргонизмы забываются, другие появляются и закрепляются в речи молодежи.
Задание 6
Прочитайте следующий текст. Замените сленговые слова на соответствующие слова русского языка.
1 команда
«Один фитиль такое сморозил! Подкатывает к шкету: «Дай, - говорит – велик погонять». Сел и почесал».
2 команда
«А тут училка. А он давай выпендриваться, варежку разинул, да как дерябнется». «Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек. А велик чикнулся. Во ржачка!»
Примерный перевод:
1. «Один высокий парень такое натворил! Подходит к маленькому мальчику и говорит: «Дай велосипед покататься. Сел и поехал».
2. «Подходит учительница. Он решил похвастаться. Рот открыл и тут же упал. «Сам с синяком. Учительница испугалась. Велосипед упал. Смешно!»
сленговые слова применяются бездумно. Смысл их весьма приблизителен, а происхождение чаще всего неизвестно для говорящего.
Задание 7. Игра «Скажи по-другому».
Заменить сленговые слова литературными синонимами.
1 команда Заменить слово «ПРИКОЛЬНО» словами-синонимами. (Интересно, занимательно, здорово, изумительно, забавно, оригинально, поразительно.)
2 команда Заменить слово «БЕСИТЬ» словами-синонимами. (Раздражать, сердить, злить, выводить из себя, действовать на нервы, досаждать, возмущать.
Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика.
Задание 8. Игра «Как в театре».
Игрокам одной команды нужно произнести фразу с заданной интонацией, а игрокам другой команды угадать эту интонацию.
1 команда
«Здравствуйте!» Официально
«Это я!» Таинственно
«Умница! Молодец!» Иронично
«Вы поняли меня?» С угрозой
«До встречи!» Нежно
2 команда
«Здравствуйте!» С восторгом
«Это я!» Виновато
«Умница! Молодец!» Огорченно
«Вы поняли меня?» Сухо
«До встречи!» Кокетливо
Задание 9
«Знатоки русской речи»
В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка.
Нормы устной речи: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения).
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные.
Нормы, проявляющиеся в устной и письменной речи: лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими.
Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.
Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный (1 или 2).Нужно выбрать правильный ответ.
Опросный лист № 1
- асиммЕтрия – асимметрИя
- бАнты – бантЫ
- вклЮчит – включИт
- газопрОвод – газопровОд
- диспАнсер – диспансЕр
- ломОта – ломотА
- дремОта - дремотА
- зАдать – задАть
- зАнять – занЯть
- звОнит – звонИт
- катАлог – каталОг
- красИвее – красивЕе
Опросный лист № 2
- бАловаться – баловАться
- вероисповЕдание – вероисповедАние
- врУчит – вручИт
- грУшевый – грушЁвый
- дОбыча-добЫча
- дОсуг – досУг
- жАлюзи – жалюзИ
- закУпоривать – закупОривать
- запломбИровать – запломбировАть
- исчЕрпать – исчерпАть
- кладОвая – кладовАя
- крЕмень – кремЕнь
Правильный вариант (выделен курсором)
Опросный лист № 1
- асиммЕтрия – асимметрИя
- бАнты – бантЫ
- вклЮчит – включИт
- газопрОвод – газопровОд
- диспАнсер – диспансЕр
- ломОта – ломотА
- дремОта - дремотА
- зАдать – задАть
- зАнять – занЯть
- звОнит – звонИт
- катАлог – каталОг
- красИвее – красивЕе
Опросный лист № 2
- бАловаться – баловАться
- вероисповЕдание – вероисповедАние
- врУчит – вручИт
- грУшевый – грушЁвый
- дОбыча-добЫча
- дОсуг – досУг
- жАлюзи – жалюзИ
- закУпоривать – закупОривать
- запломбИровать – запломбировАть
- исчЕрпать – исчерпАть
- кладОвая – кладовАя
- крЕмень – кремЕнь
Подведение итогов игры. Слово жюри
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: "Роль педагога в создании условий для свободной творческой деятельности дошкольника"
Консультация для педагогов на тему: "Роль педагога в создании условий для свободной творческой деятельности дошкольника". К консультации прилагается презентация из опыта работы....
Семинар - практикум для педагогов: «Правильная речь воспитателя - залог грамотной речи воспитанников»
Семинар практикум для педагогов ДОУ "Правильная речь воспитателя - залог грамотной речи воспитанников"...
Деловая игра с элементами тренинга для педагогов ДОУ Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в НОД
ЦЕЛЬ: - мотивация к нестандартности, самоанализу и самообразованию по духовно-нравственному воспитанию;- освоение практических способов взаимодействия с д...
Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»
Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...
Семинар-практикум "Правильная речь воспитателя- залог грамотной речи воспитанников"
Цель семинара-практикума:Цель: Повышение общей культуры педагогов. Повышение педагогическойкомпетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевойкультуры. Расширение знаний о значен...
Презентация "Грамотная речь педагога - залог грамотной речи дошкольников"
Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Культура речи педагога – важнейшее качество ег...