Сборник игр-драматизаций, направленных на развитие ценностно-смыслового восприятия художественного образа у детей 6-7 лет.
картотека (подготовительная группа) на тему

Новаева Юлия Сергеевна

Сборник игр-драматизаций, направленных на развитие ценностно-смыслового восприятия художественного образа у детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx54.68 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник игр-драматизаций, направленных на развитие ценностно-смыслового восприятия художественного образа у детей 6-7 лет

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………. 41

Игры - инсценировки музыкально- художественных произведений

«Вдоль да по речке» инсценировка русской народной

хороводной песни................................................................................. 41

«Как у наших у ворот» инсценировкарусской народной песни …… 43

«На горе-то калина»инсценировкарусской народной песни ……… 45

«Во поле береза стояла»инсценировкарусской народной песни…… 46

«Котята - поварята» инсценировкапесни М. Ивенсон……………… 48

Игры-инсценировки по эпическим произведениям

«Глупый, маленький мышонок» инсценировка сказки С.Я.Маршака… 51

«Как муравьишка дом искал» инсценировка сказки В. Бианки……. 60

«Стрекоза и муравей» инсценировка басни И. Крылова …………… 64

«Теремок» инсценировка русской народной сказки ………………… 67

Игры-импровизации

«Как заяц стал храбрым» ………………………………..…………….. 72

«Бабушка Маланья».…………………………………………………… 73

«Бабочки»……………………………………………………………….. 74

«Котята»…………………………………………………………………. 75

«Осенние листья»………………………………………………………. 76

«Утро»…………………………………………………………………… 76

«В стране цветов»………………………………………………………. 77

Список литературы................................................................................ 78

Пояснительная записка

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.).

Под музыкальной игрой-драматизацией понимается сюжетно – ролевая игра, развитие которой идёт по законам театрального искусства и с использованием средств данного вида творчества. Педагог является организатором и участником музыкальной игры драматизации.

Музыкальная игра-драматизация - это воплощение детей в музыкальный образ.

Участвуя в музыкальных играх-драматизациях, ребенок входит в образ,перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Игра-драматизация интегративна и может найти применение в любой образовательной области.

В данном пособии представлены музыкальные игры-драматизации по следующим классификациям:

Игры - инсценировки музыкально- художественных произведений;

Игры-инсценировки по эпическим произведениям;

Игры-импровизации;

При отборе музыкальных произведений автор использует принцип доступности, который трактуется следующим образом:

  • содержание музыкального произведения должно быть представлено яркими, понятными образами, что предполагает использование преимущественно программной музыки;
  • музыкальное произведение должно иметь контрастную форму;
  • музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребенка;
  • подбор музыкальных произведений должен соответствовать возможностям детского восприятия.

Игры-инсценировки музыкально-художественных произведений

«Вдоль да по речке» (инсценировка русской народной хороводной песни)

ЦельФормирование способности воспринимать музыкальный образ.

Задачи:

1. Формирование музыкального кругозора детей через творческое воображение, фантазию.

2. Формировать умение петь в коллективе, исполнять песни выразительно.

3. Развивать ориентацию в пространстве, соответствие слов с движениями; работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей.

Демонстрирующее оборудование: игрушка – селезень, гребень (расчёска, голубые полотна 0, 70 х 2, 5 м, русские народные костюмы.

Ход игры-инсценировки хоровода.

Девочки делятся в колонны по пять человек попарно, друг напротив друга. Между ними лежат голубые полотна размером 70 см на 2, 5 метра. Выбираем ведущего – мальчика. Дети одеты в русские народные костюмы.

I куплет: Вдоль да по речке,

Вдоль да по Казанке

Сизый селезень плывёт.

Ой, да люли, ой, да люли,

Сизый селезень плывёт.

Девочки идут в центр зала, по ходу разбиваются по парам. Каждая пара берёт в руки по полотну, поднимая его то вверх, то вниз, изображая волны. Мальчик держит игрушку-селезня и проходит между пар девочек по центру под полотнами вперёд, затем назад, гордо поворачивая голову то в одну сторону, то в другую, вытягивая носок ноги.

II куплет: Вдоль да по бережку,

Вдоль да по крутому

Добрый молодец идёт.

Ой, да люли, ой, да люли,

Добрый молодец идёт.

Девочки положили полотна на пол, в каждой колонне создавая синхронно 2 хоровода, то есть круги, и двигаются хороводным шагом – правая колонна по часовой стрелке, а левая наоборот.

Мальчик проходит восьмёркой внешний круг вдоль хороводов. Руки на поясе, носки вытянуты, одновременно делая пружинистые движения ногами, поворачивая корпус вправо, влево.

III куплет: Чешет он кудри, чешет он русы,

Частым гребнем-гребешком.

Три деревни, два села,

Восемь девок, один я.

Частым гребнем-гребешком.

Девочки перестраиваются из кругов в две колонны друг напротив друга. Колонны двигаются – одна вправо, другая влево приставными шагами. В это же время мальчик двигается спиной к залу по центру между колоннами, расчесывая волосы гребнем то правой, то левой рукой до конца колонн.

IV куплет: Сам он со кудрями,

Сам он со русыми разговаривает,

Эх, чай, примечай куда чайки летят разговаривает.

Девочки образовывают тоннель высоко поднятыми руками, в который мальчик входит и идёт вдоль девочек по центру, выбирая одну из них (по типу ручейка).

V куплет: Кому мои кудри, кому мои русы

Достанутся расчесать.

Сашенька, Машенька,

Душенька-хорошенька.

Колонны из девочек образуют большой круг-хоровод, который двигается по часовой стрелке. Мальчик поклоном выбирает девочку, берёт её за руку. Затем они выполняют танцевальные движения внутри хоровода. Остальные девочки хлопают.

«Как у наших у ворот» (инсценировка русской народной песни)

Цель: Эмоциональное развитие ребенка посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1.Создать условия для раскрытия творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

2.Побуждать желание самостоятельно находить выразительные движения для раскрытия характера героев.

3. Развитие эмоциональной выразительности через пластику движений.

4. Приобщать детей к музыке, формируя простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на музыкальных инструментах.

Методические рекомендации: Музыкальное сопровождение-оркестр детских музыкальных инструментов.

Дети, исполняющие роли Мухи, Комара, Стрекозы и Муравья, одеты в костюмы персонажей.

Комар одновременно исполняет роль дирижера оркестра (в левой руке он держит скрипку, в правой - смычок, который служит дирижерской палочкой).

Оркестр размещается в левом углу зала у центральной стены. Расписные ворота – в правом углу. Хор располагается у центральной стены между оркестром и воротами, либо вдоль боковых стен зала.

Форма: Вокал (часть детей + солисты) + образные движения (главные герои)+импровизация на детских инструментах (часть детей)

Возраст участников: 5 - 7 лет

Роли: Муха, Комар, Стрекоза и Муравей, часть детей - хор, часть- оркестр

Реквизит: Расписные ворота, детские музыкальные инструменты.

Ход инсценировки:

Оркестр исполняет музыку одного куплета – это вступление. Муха выходит из ворот и останавливается, скрестив руки на груди.

1.Как у наших у ворот

Муха песенки поет. (Поют дети)

Ай, люли, вот поет. 2 раза (Поет Муха.)

2. Комар музыку ведет,

Стрекоза плясать идет.

Ай, люли, вот идет.

Комар имитирует игру на скрипке, Стрекоза выходит из ворот плясовым шагом (переменным или пружинящим).

Из ворот выходит и останавливает Муравей.

3.Стрекоза плясать идет,

Муравья с собой зовет,

Ай, люли, вот зовет. 2 раза (Стрекоза машет рукой Муравью.)

4. Муравейка, милый мой, (Стрекоза поет одна.)

Попляши-ка ты со мной (Поют все дети, а Муравей отказывается, покачивая головой.)

Ай, люли, ты со мной. Ай, люли, ты со мной.

5. Уж я рад бы поплясать, (Поет Муравей в медленном темпе, присаживаясь на корточки.)

Да устал я – мне не встать,

Ай, люли, мне не встать 2 раза

Повторяется мелодия без слов. Все дети хлопают в ладоши, а Муха, Комар, Стрекоза и Муравей весело пляшут, как хочет и умеет.

«На горе-то калина»(инсценировка русской народной песни)

(Под исполнение аудиозаписи русской народной песни «На горе-то калина»)

Цель: развивать песенное творчество дошкольников, передавать ритмопластикой характер музыки и художественные образы.

Задачи:

1Развитие эмоциональной выразительности через пластику движений.

2. Приобщать детей к музыке, формируя простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики.

  1. На горе-то калина, 
    Под горою малина (
    Девочки плавно входят и становятся в хоровод)

Припев:
Ну, что ж, кому дело, калина!
Ну, кому какое дело, малина!(
Выполняют пружинки)

  1. Там девушки гуляли,
    Там красные гуляли. (
    Ходят по кругу в одну сторону)

Припев:
Ну, что ж, кому дело, гуляли,
Ну, кому какое дело, гуляли! (
Затем в другую сторону)

  1. Калинушку ломали,
    Калинушку ломали. (
    Наклонные движения вправо и влево)

Припев:
Ну, что ж, кому дело, ломали,
Ну, кому какое дело, ломали! (
Наклонные движения вправо и влево)

  1. Во пучочки вязали,
    Во пучочки вязали, (
    Руки в стороны и смыкают в кольцо перед собой)

Припев:
Ну, что ж, кому дело, вязали!
Ну, кому какое дело, вязали! (
Руки в стороны и смыкают в кольцо перед собой)

  1. На дорожку бросали,
    На дорожку бросали.(
    Имитируют бросок)

Припев:
Ну, что ж, кому дело, бросали,
Ну, кому какое дело, бросали!(
Повторно имитируют бросок .З атем змейкой уходят)

«Во поле береза стояла» (инсценировка русской народной песни)

Цель: развивать песенное творчество дошкольников, передавать ритмопластикой характер музыки и художественные образы.

Задачи:

1Развитие эмоциональной выразительности через пластику движений.

2. Приобщать детей к музыке, формируя простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики.

Во поле береза стоял

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла. (2 р.)

(девочки идут по кругу хороводным шагом, кружатся на припадании сначала в лево потом в право, в конце медленно описывают правой рукой с веткой дугу из-за плеча и кланяются в центр круга, останавливаются лицом в центр)

Как пойду я в лес, погуляю,

Белую березу заломаю.

Люли, люли, заломаю. (2 р.)

(сходятся в центр хороводным шагом с постепенным поднятием веток, отходят спиной в и.п)

Срежу с березы три пруточка,

Сделаю себе я три гудочка.

Люли, люли, три гудочка. (2 р.)

(Бодро идут хороводным шагом по кругу, энергично покачивая обеими слева на право. Кружатся как во втором куплете)

Четвертую балалайку.

Пойду на новые сени.

Люли, люли, на сени. (2 р.)

(Двигаются топающим шагом по кругу, раздвигают ветки в стороны, образуя карусель. В конце становятся лицом в цент круга)

Стану в балалаечку играти,

Стану я старого будити,

Люли, люли, будити: (2 р.)

(Топающий шаг на месте, качая ветками из стороны в сторону. Кружатся как во втором куплете)

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли, стояла. (2 р.)

(Девочки идут по кругу хороводным шагом, кружатся на припадании сначала в лево потом в право, в конце медленно описывают правой рукой с веткой дугу из-за плеча и кланяются в центр круга, останавливаются лицом в центр)

«Котята-поварята» ( инсценировка песниМ. Ивенсон)

Цель: формировать умение эмоционально выражать художественный образ.

Задачи:

1.Создать условия для раскрытия творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

2.Побуждать желание самостоятельно находить выразительные движения для раскрытия образа героев.

3. Развитие эмоциональной выразительности через пластику движений.

4. Приобщать детей к музыке, формируя простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики.

Атрибуты к игре:

Костюмы котят - поварят:

Поварские белые колпаки или шапочки с кошачьими ушами, белые фартучки. К платьям у девочек и штанишкам у мальчиков пришиты кошачьи хвостики.

Костюм главного повара:

Белая поварская курточка из-под которой висит кошачий хвост. Белый фартук и большой поварский колпак.

Место, где играют котята, изображает кухню.

Количество участвующих может быть любым.

Ход игры:

Выбегают котята-поварята. Песенка котят-поварят.

1 кот: Он будет с начинкой - этот пирог?

2 кот: С начинкой, с начинкой!

3 кот: В нем будет творог?

4 кот: Я знаю, я знаю! Он будет грибной!

5 кот: Откуда ты знаешь? А может грибной?

6 кот: А может с капустой?

7 кот: А может с ветчиной?

2 кот: Пирог будет вкусный, с чудесной начинкой,

Румяный, поджаристый, с корочкой тонкой.

Он будет с печенкой!

Все: Он будет с печенкой, он будет с печенкой!

Возгласы: Ой, как вкусно! Мяу! Мяу!

Один: А не забыли вы о том, как он бывает строг,

Наш главный повар, дядя кот, когда печет пирог?

Другой: Лентяев не потерпит он, лентяев он прогонит вон!

Все: Придется постараться, за дело дружно взяться!

Поварята танцуют с кухонной посудой.

Один: Ой, прекратите пляс и говор! Сюда идет наш главный повар!

Все: Сам дядя Кот, сам дядя Кот! Ой, нам наверно попадет.

(Все замирают, останавливаются. Входит кот-повар. Он несет кастрюлю и ставит её на стол.)

Повар: Лентяи-лежебоки, вы не стойое руки вбоки!

Кто не хочет мне помочь, с кухни прочь, с кухни прочь.

Остальные по местам, всем работу я задам.

Несите солонку, рубите печёнку,

Кастрюлю несите, да тесто месите!

Муки не жалейте, яиц не жалейте,

Сметаны да сливок побольше налейте.

Котята стучат ложками, мешают в кастрюлях. Ритм постепенно замедляется, повар дремлет.

Звучит «Колыбельная песня»

1 кот: Тсс. кажется заснул!

2 кот: Спит. теперь я не боюсь и к кастрюле подкрадусь.

(пробует) Ох, как вкусно!

Поварята (один за другим) :

Ия чуть-чуть попробую.

Ия. Ия. Ия. И я тоже.

Повар: Вот как вы работаете, лентяи! Сейчас всех прогоню!

Поварята: Не гоните, дядя повар, всё у нас уже готово.

Один: Мы только начинку попробовали чуть-чуть.

Повар: Как так! Без разрешения! Сейчас вам попадёт!

Поварята: Просим все прощенья! Простите, дядя Кот,

Мы больше не будем, мяу!

Один: Мы ведь старались, ножами стучали,

Тесто месили, сливки лизали.

Теперь все у нас готово!

Повар: Ну, хорошо, на первый раз я, так и быть прощая вас.

Поварята: Спасибо, дядя Кот.

Повар: Теперь пирог испечь нам нужно.

А ну-ка все за мною дружно, несите тесто,

Несите фарш, и шагом марш!

(Все уходят вслед за поваром.)

1 кот (вбегая): Пирог готов! Пирог готов!

Входит повар, за ним поварята. Несут пирог, торжественно ставят его на стол.

Поварята: Да здравствует повар! Который испёк,

Такой замечательный, вкусный пирог!

Хоровод.

Мы пирог пекли, пекли,

Мы старались, как могли, как могли!

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля.

Приходите угостим, угостим, угостим,

По кусочку всем дадаим, всем дадим.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля.

Игры-инсценировки по эпическим произведениям

«Глупый, маленький мышонок» (инсценировка сказки С.Я. Маршака.)

Цель: формировать умение эмоционально выражать художественный образ

Задачи:

1.Создать условия для раскрытия творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

2.Побуждать желание самостоятельно находить выразительные движения для раскрытия характера героев.

3. Развитие эмоциональной выразительности через пластику движений.

4. Приобщать детей к музыке, формируя простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на музыкальных инструментах.

Действующие лица:

Ведущий

Мышь

Глупый Мышонок

Утята

Жаба

Поросенок

Петушок

Курочка

Цыплята

Лошадь

Щука

Кошка.

В центре зала норка Мыши. В левом углу норки колыбель Мышонка, игрушки. В правом углу норки корыто для стирки, белье. Гладильная доска.

Справа от норки Мыши деревенский домик, небольшой заборчик. За домиком виднеется пруд. Камыши, лилии.

Звучит песня: «Это присказка не сказка - сказка будет впереди»

Спор Маши и Вити.

Звенит колокольчик.

Ведущий:

Доброго здоровья, уважаемые зрители!

Сказку интересную, увидеть, не хотите ли?

Мы расскажем про мышонка, про капризного ребенка!

Все ребятушки затихли,

Колокольчики звенят.

Это сказка к нам стучится,

И порадует ребят.

Звучит песня: «Колыбельная». Мышь стелет колыбель.Подходит к играющему Глупому Мышонку, берет и укладываетв колыбель. Поёт «Спи моя радость усни».

Ведущий:

- Пела ночью Мышка в норке

Мышка:

- Спи, мышонок, замолчи,

Дам тебе я хлебной корки,

И огарочек свечи.

Ведущий:

Отвечает ей Мышонок

Мышонок:

- Голосок твой слишком тонок

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

Ведущий:

Побежала Мышка мать,

Стала уток в няньки звать.

Мышка подбегает к домику. К ней выходят утки.

Мышка:

Приходите поскорее,

Нашу детку покачать!

Под муз.Соснина «Уточки» Утки подходят к Мышонку. Мышка начинает стирать белье в корыте. Мышонок в колыбельке играет в игрушки.

Утки:

- Кря-кря-кря, Баю-бай,

Поскорее засыпай,

После дождичка в саду,

Червячка тебе найду!

Утка забирает у Мышонка игрушку и дает червячка. Мышонок отталкивает червячка. Гримасничает.

Ведущий:

Глупый Маленький Мышонок,

Говорит ему спросонок

Мышонок:

Нет, твой голос не хорош,

Очень громко ты поешь!

Утки подбирают червячка, пожимает плечами и ничего не понимая уходят. Мышка перестает стирать. Подходит к Мышонку и качает головой.

Ведущий:

Побежала Мышка мать,

Стала Жабу в няньки звать.

Мышка подбегает к пруду.

Мышка:

Приходи к нам, тетя Жаба,

Нашу детку покачать!

Появляется Жаба. Звучит музыка Филиппенко «Про лягушек и комара». Жаба поет.

Жаба:

- Тетя Жаба Вам поможет,

И ребеночка уложит,

Не печалься, мама Мышь,

Будет крепко спать малыш.

Жаба подходит к Мышонку. Качает колыбель.

Ведущий:

- Стала Жаба важно квакать

Жаба:

- Ква-ква-ква, не надо плакать!

Спи Мышонок до утра,

Дам тебе я комара.

Жаба протягивает Мышонку комара. Мышонок отталкивает комара.

Ведущий:

- Глупый Маленький Мышонок

Отвечает ей спросонок

Мышонок:

- Нет, твой голос не хорош,

Очень скучно ты поешь!

Мышонок зевает, берет в рот соску. Жаба прячет в карман комара, 
пожимает плечами и уходит. Вбегает Мама – мышка, качает головой, укладывает Мышонка.

Ведущий:

- Побежала Мышка – мать,

Дядю Петю в гости звать.

Мышка:

- Приходи к нам, дядя Петя,

Нашу детку покачать.

Выходит петушок под музыку, машет крыльями, укачивает Мышонка

Петушок:

- Ку – Ка – Ре – Ку, баю – бай!

Ку – Ка – Ре – Ку, засыпай!

Спать тебе давно пора!

Ку – Ка – Ре – Ку, до утра!

Мышонок:

- Нет, твой голос не хорош!

Слишком громко ты поешь!

Мышонок закрывает уши, петушок пожимает плечами и уходит. Прибегает Мышка.

Мышка:

- Что же делать? Как же быть?

Как сыночка уложить?

Ведущий:

- Стала думать Мышка – мать,

Надо Курицу позвать!

Мышка:

Приходи к нам, тетя Клуша,

Нашу детку покачать.

Мышка бежит к домику. Из – за домика выходит Курица.Звучит музыка Филиппенко «Цыплята

Курица:

- Куд – куда!

Ведущий:

- Поет наседка

Курица:

Не пугайся, наша детка,

Забирайся под крыло,

Там и тихо, и тепло.

Ведущий:

- Глупый маленький Мышонок,

Отвечает ей спросонок.

Мышонок:

- Нет, твой голос не хорош,

Эдак, вовсе не уснешь

Мышонок сердится, накрывается с головой одеялом.Курица пожимает плечами и уходит.Прибегает Мышка, поправляет одеяло Мышонку. Бежит к домику.

Ведущий:

- Побежала Мышка – мать

Тетю Лошадь в няньки звать

Мышка:

- Приходи к нам, тетя Лошадь,

Нашу детку покачать.

Звучит музыка Кишко «Игра с лошадкой». Лошадь выходит на середину зала и поет песенку:

Лошадь:

- Тетя Лошадь просто диво,

Лучше няньки не найдешь!

Так умна, и так красива!

Ты со мной не пропадешь!

Лошадь подходит к Мышонку с мешком овса.

Лошадь:

- И – Го – Го!

Ведущий:

- Поет лошадка

Лошадь:

- Спи,мышонок, сладко, сладко.

Повернись на правый бок – 

Дам овса тебе мешок!

Мышонок:

- Нет, твой голос не хорош!

Очень страшно ты поешь!

Мышонок испуганно прячется за ширму.Весь дрожит. Лошадь пожимает плечами и уходит.Прибегает Мышка.

Ведущий:

- Побежала Мышка – мать

Тетю Щуку в няньки звать.

Мышка:

- Приходи к нам, тетя Щука!

Нашу детку покачать!

Щука широко открывает рот.

Мышонок прислушивается.

Ведущий:

- Открывает Щука рот,

Да не слышно, что поет!

Глупый маленький Мышонок

отвечает ей спросонок.

Мышонок:

- Нет, твой голос не хорош!

Слишком тихо ты поешь!

Мышка снова бежит к домику.

Ведущий:-

-Побежала мышка-мать

Поросенка в няньки звать:

Мышка:

Приходи к нам поросенок,

Нашу детку покачать.

Звучит англ.нар.песня «Три поросенка»Поросенок подходит к мышонку.

Ведущий:

- Стал наш поросенок хрюкать,

Непослушного баюкать

Поросенок:

-Баю-баюшки хрю-хрю.

Успокойся, говорю.

Ведущий:

- Глупый маленький мышонок

Отвечал ему спросонок

Мышонок:

-Нет, твой голос не хорош.

Очень грубо ты поёшь!

Ведущий:

- Побежала мышка-мать,

Стала кошку в няньки звать

Мышка:

- Приходи к нам тетя Кошка!

Нашу детку покачать!

Кошка подходит к Мышонку и поет ему колыбельную песенку. Муз.Витлина «Серенькая кошечка»

Кошка:

-Наступает тихо ночь,

Засыпай, малышка.

Отгоню все страхи прочь,

Маленькая мышка.

Мяу – мяу, сладкий сон,

Приходи скорей.

Унесет печали он –

Станешь ты смелей.

Мышонок засыпает.

Ведущий:

-Прибежала Мышка – мать,

Поглядела на кровать.

Мышка

Приходите к нам почаще

Нашу деточку качать.

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать…

Мышка падает на колени и плачет.

Ребенок:

-Глупый маленький мышонок,

Просто в садик не ходил,

Ну, а если бы ходил,

То тогда бы, всех на свете

Наш мышонок научил:

Мышка с кошкой не друзья

Им вдвоём ходить нельзя

Свою маму надо слушать,

Ведь она у вас одна!

Все артисты выходят на поклон.Звучит песня из мультфильма «Пластилиновая ворона».

«Как муравьишка дом искал» (инсценировка сказки В. Бианки)

Цель: развивать умение передавать ритмопластикой характер музыки и художественные образы героев.

Задачи:

1. Побуждать желание самостоятельно находить выразительные движения для раскрытия характера героев.

2. Развитие эмоциональной выразительности через пластику движений.

Действующие лица:Муравей, Ветер и Ветерок, Бабочки, Божьи Коровки, Жучки и Паучки.

Атрибуты: Костюмы сказочных героев, иллюстрации серии «ДЕРЕВЬЯ» Н.В.Нищевой и Муравейника.

Репертуар:

Свиридов «Осень»

Прокофьев «Фея Осени»

Свиридов «Парень с гармошкой»

Свиридов «Вальс»

Вихарева «Жучок» - игра

Свиридов «Колдун»

Чернова «Хоровод дружбы»

Диск «Звуки леса».

Ход игры-драматизации

Дети входят в зал под фонограмму «Звуки леса» и рассматривают иллюстрации серии «Деревья» Н.В Нищевой.

Ведущая рассказывает о приходе Осени в лес и обращает внимание на иллюстрацию с изображением Муравейника.

Задаёт вопросы:

1. Кто живёт в муравейнике? (муравьи)

2. Что вы можете рассказать о муравьях? (трудолюбивые, выносливые, хорошие друзья и помощники).

С этого Муравейника началась история, которую я хочу вам рассказать(предлагает детям выбрать роли и костюмы).

У берёзки под горой Муравейник был большой,

Муравьи в нём дружно жили, дружбой крепкой дорожили! Самый младший Муравей не хотел иметь друзей!

Вверх по дереву забрался, на листочке отдохнул…

Ветер озорной промчался и листочек с ветки сдул!

Звучит музыка Прокофьева «Фея Осени»

Танец - Импровизация Ветра И Ветерка

Ведущая:

Ветер с листиком играл - то кружил им, то качал.

Муравей летал, летал...Наконец, листок упал!

Муравей в краю чужом, как теперь найти свой дом?

Видит он, что у опушки пляшут Бабочки - подружки!

Звучит музыка Свиридова «Вальс»

Танец - Импровизация Бабочек

Муравей:

Помогите, помогите! Дорогу к дому покажите!

Звучит музыка Свиридова «Осень»Муравей плачет.

Бабочка (подлетает с остальными Бабочками к Муравью):

Муравейка, не грусти! Мы поможем дом найти!

Под свою музыку Бабочки переносят Муравья на лужайку.

Бабочка:

Очень долго мы летали - наши крылышки устали!

Муравей:

Что ж, спасибо и за это! (Бабочки улетают) Муравейник, где ты, где ты?

Ведущая:

Вот Божьи Коровки встали по - порядку,

Дружно на лужайке делают зарядку!

Звучит музыка Свиридова «Парень с гармошкой». Упражнение «Весёлая зарядка»

Муравей:

Помогите, помогите! Дорогу к дому подскажите!

Звучит музыка Свиридова «Осень» Муравей плачет

Божьи Коровки:

Муравейка, не грусти!

Мы поможем дом найти!

Божьи Коровки под свою музыку переносят Муравья на полянку.

Божьи Коровки:

Очень долго мы летали -

Наши крылышки устали!

Муравей:

Что ж спасибо и за это! (Божьи Коровки улетают)

Муравейник, где ты, где ты?

Ведущая:

Тут Жучки зажужжали - они мимо пролетали!

Муравей:

Помогите, помогите! Дорогу к дому подскажите!

Звучит музыка Вихаревой «Жучок»Жучки подлетают к Муравью

Жучки:

Муравейка, не грусти!

Мы поможем дом найти!

Вместе с нами поиграй, на полянке полетай!

Игра «Жучок» Вихаревой

Жучки:

Очень долго мы летали - наши крылышки устали!

Муравей:

Что ж , спасибо и за это!(Жуки улетают)

Муравейник, где ты, где ты?

Ведущая:

Вдруг, Паучки мохнатые - лапки полосатые

Муравьишку окружили - паутину распустили!

Звучит музыка Свиридова «Колдун»

Танец - импровизация Паучков.

Ведущая:

Муравьишка закричал, всех друзей своих позвал!

Муравей:

Помогите, помогите! Вы, друзья, меня спасите!

Ведущая:

Насекомые сбежались, крепко лапками держались -

Паучки со всех ног удирали наутёк!

(Паучки убегают, насекомые встают полукругом около Муравья). Песня «Дружный хоровод» Черновой

Ведущая:

Погляди- ка, Муравейка, под горой твой Муравейник

Муравей:

Спасибо! Буду всех я любить!

Буду дружбой дорожить,

Никого не обижать, всем я буду помогать!

Ведущая:

Муравьишка дома оказался -

В Муравейник быстро он забрался!

«Стрекоза и муравей» (инсценировка басни И. Крылова)

Цель: развивать умение передавать ритмопластикой характер музыки и художественные образы героев.

Задачи:

1. Побуждать желание самостоятельно находить выразительные движения для раскрытия характера героев.

2. Развитие эмоциональной выразительности через пластику движений.

Действующие лица:

Муравей

Стрекоза

Стрекозы-подружки

Рассказчик

На первом плане слева высокий муравейник, справа высокая трава и цветы. На втором плане цветущий луг.

Рассказчик:

На лугу меж двух полей

Под раскидистым осотом

В муравейнике высоком

Жил трудяга-муравей.

Из-за травы выходит Муравей, волоча толстую гусеницу, и медленно движется к муравейнику.

Муравей:

То тяну, а то толкаю…

Но ведь толстая какая!

Над Муравьем несколько раз пролетают играющие смеющиеся стрекозы.

Муравей:

Что-то больно тяжела!

Муравей останавливается передохнуть посреди сцены. Звучит музыка «Мотылёк» С. Майкапара, появляется Стрекоза

Стрекоза(легкомысленно):

Брось ее и все дела!

Стрекоза срывает листок и накрывает им голову Муравья.

Стрекоза:

Ты, я вижу, притомился.

На вот, от жары надень!

Чем возиться целый день,

Лучше б с нами веселился!

Муравей:

А работа?

Стрекоза(беззаботно):

Подождет!

Звучит «Песня стрекозы» муз. Л. Мхитарян, стрекоза импровизирует танец.

Муравей(осуждающе):

Нет, так дело не пойдет!

Кто зимой быть сытым хочет,

Тот о том с весны хлопочет.

Муравей снова берет свою гусеницу и тащит в муравейник. Мимо пролетает стайка хихикающих стрекоз. Стрекоза улетает вместе с ними.Звучит фонограмма муз. П.И. Чайковский «Октябрь»

Рассказчик:

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима кати́т в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Ну́жда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она.

Стрекоза, закутавшись в сухой листок, медленно бредет к муравейнику и стучится. Звучит «Грустная песня Стрекозы» Л. Мхитарян

Стрекоза(жалобно):

Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

Выглядывает Муравей

Муравей:

Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

Стрекоза(восторженно):

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило.

Муравей(осуждающе):

А, так ты…

Стрекоза:

Я без души

Лето целое все пела.

Муравей:

Ты все пела? Это дело:

Так поди же, попляши!

Муравей захлопывает перед Стрекозой дверь. Стрекоза понурившись бредет прочь. Конец.

«Теремок» (инсценировка русской народной сказки)


Цель:развивать песенное творчество дошкольников, побуждать к сочинению мелодий на заданный текст; соотносить настроение музыки с различными тембрами музыкальных инструментов, передавать ритмопластикой характер музыки и образы героев.

Ход игры

Ведущая:

Ребята, я хочу пригласить вас в сказку.

Все мы знаем, все мы верим:

Есть на свете чудный терем.

А вот и теремок, он не низок, не высок.

Сядем на травушку, да посмотрим, что будет дальше.

Слышите, кто-то бежит к теремку.

Звучит «Танец» Д. Шостаковича. Выбегает Мышка, исполняет песенную импровизацию.

Мышка:

Я маленькая Мышка, я по лесу брожу.

Ищу себе домишко, ищу — не нахожу.

Тук-тук! Пустите меня!

Ведущая:

Никто Мышке не ответил. Решила она войти в теремок.

Мышка (из окна):

А теперь надо убраться в теремке.

Ведущая:

Слышите, дети, кто-то еще бежит к теремку.

Звучит музыка С. Рахманинова «Музыкальный момент», появляется лягушка.

Лягушка (песенная импровизация):

Речка, мошки и трава!

Теплый дождик, ква-ква-ква!

Я Лягушка, я квакушка!

Поглядите, какова!

Ведущая:

Увидела Лягушка теремок и давай стучаться в дверь.

Лягушка:

Тук-тук-тук! Открывайте дверь!

Мышка:

Кто там?

Лягушка:

Это я, Лягушка-квакушка! Пустите меня в теремок!

Мышка:

А что ты умеешь?

Лягушка:

Я умею песни петь. Слушай! (Песенная импровизация).

Для внучонка-лягушонка сшила бабушка пеленку.

Стала мама пеленать, а малыш давай скакать,

Из пеленки прыг да скок — и от мамы наутек.

Мышка:

Заходи!

Ведущая:

Стали они вдвоем в теремке жить. Мышка ватрушки печет, Лягушка по воду ходит. Вдруг слышат, что на полянку выбежали зайцы.

Звучит музыка И.-С. Баха «Шутка», выбегают зайцы. Они веселятся, резвятся. Звучит тема волка из Симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Зайцы разбегаются, увидев волка.

Ведущая:

Испугались зайцы волка, разбежались кто куда. А один зайчик подбежал к теремку и постучался в дверь.

Заяц:

Тук-тук!

Мышка:

Кто там?

Заяц:

Я Заяц — чуткое ушко, мое имя — Прыг-скок!

Пустите меня в теремок!

Лягушка:

А что ты умеешь?

Заяц:

А вот что!(Исполняет «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского на барабане).

Лягушка:

Заходи!

Ведущая:

Вот их в теремке трое стало. Мышка ватрушки печет, Лягушка по воду ходит, а Зайка им на барабане играет. Вдруг слышат, кто-то бежит к теремку.

Звучит музыка П. Чайковского «Юмореска», появляется Лиса.

Лиса (песенная импровизация):

Я Лисичка, я сестричка, я хожу неслышно.

Рано утром по привычке на охоту вышла.

Тук-тук! Пустите меня в теремок!

Ведущая:

Выглянула Мышка в окно и спрашивает.

Мышка:

А что ты умеешь делать?

Лиса:

Играть на треугольнике и колокольчике. Вот послушайте. (Исполняет «Танец» Д. Шостаковича).

Лягушка:

Заходи!

Ведущая:

Стали они жить вчетвером. Вдруг слышат, сучья трещат, Медведь идет.

Звучит музыка Г. Свиридова «Зима».

Медведь:

Тук-тук! Пустите меня в теремок!

Мышка:

Кто там?

Медведь:

Мишка-медведь!

Лягушка:

А что ты умеешь?

Медведь:

Могу танцевать! Я, медведь, с давних пор замечательный танцор!

Ведущая:

Давайте, дети, поможем медведю: сыграем ему, да так весело, чтобы лапы у Мишки сами в пляс пустились.

Дети и герои сказки на музыкальных инструментах исполняют «Польку» П. Чайковского

Ведущая:

Дети, мы тоже петь и плясать умеем, пойдемте и мы в теремок. Тук-тук!

Мышка:

Кто там?

Дети:

Это мы, ребята-дошколята! Пустите нас в теремок.

Лягушка:

А что вы умеете?

Дети:

Петь и танцевать.

Уж мы будем, мы будем дружить,

Будем в тереме весело жить,

И работать, и петь, и плясать.

И друг другу во всем помогать.

Дети и герои исполняют «Песенку друзей».

Игра-инсценировка может быть дополнена (заменена) новыми ее участниками. На основе опыта восприятия музыкальных произведений К. Сен-Санса «Королевский марш льва», «Слон», «Лебедь», «Ослик», «Кукушка в чаще леса», Э. Грига «Бабочка», «Ручеек», «Шествие гномов», П. Чайковского «Баба Яга», Г. Свиридова «Колдун», «Дождик». Ребята могут сочинить и инсценировать сказку с новыми «музыкальными героями».

Игры-импровизации

«Как заяц стал храбрым»

Сценарий и текст С.Мерзляковой

Музыка Т.Ломовой

Цель: развиватьумениепередавать ритмопластикой характер музыки и художественные образы героев

Задачи:

1. Побуждать желание самостоятельно находить выразительные движения для раскрытия характера героев.

2. Развитие эмоциональной выразительности через пластику движений.

Педагог:

Жил-был в лесу заяц. Всего он боялся, от всех прятался. Все звери в лесу говорили о нем: «Зайчишка-трусишка!» Грустно, обидно было ему это слышать, но ничего с собой он поделать не мог…

Звучит пьеса «Зайчик». Дети изображают зайчика, свободно выбирая способы действия (мимику, жесты, движения), передают переживания персонажа, соответствующие характеру музыки. Пьеса исполняется дважды.

Ну какой же трусишка

Этот бедный зайчишка.

У него каждый звук

Вызывает испуг…

Вот он в сторону — прыг!

Там лягушка в тот миг

Завопила: «Ква-ква!

Это мчится за мной

Зверь опаснее льва…

Я несчастная! Ква!»

Тут зайчишка ее

Успокоил, сказав:

«Ты не бойся меня!

Отнесу я тебя,

Где камыш и вода!

И не надо бояться

Меня — серого зайца!»

И теперь тот зайчишка

Никого не боится.

Вовсе он не трусишка,

Оттого веселится!

Звучит пьеса «Зайчик пляшет». Дети меняют характер движений, мимику в соответствии с характером музыки

Примечание:

Разнообразие настроений в характеристике одного и того же образа (грустный и веселый заяц; неуклюжий и танцующий медведь) способствует развитию воображения и творческих проявлений у детей. Целесообразно чаще предлагать всем детям одновременно изображать зайца или медведя, самостоятельно выбирая те или иные способы действий.

«Бабушка Маланья».

Цель: Соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики.

Задачи:

1. Побуждать желание самостоятельно находить выразительные движения для раскрытия характера героев.

2. Развитие эмоциональной выразительности через пластику движений.

Организация:

Все образуют хоровод, ведущий встает в середину. Все идут по кругу и поют:

У маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей, - останавливаются.

Вот с такими ушами,

Вот с такими глазами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой

Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах - руки в стороны; о глазах - приставляем к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове - руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде - движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.

Ничего не ели

На нее глядели

Делали вот так!

Присаживаются на корточки. руки согнуты и подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое - нибудь движение, а все ему подражают. Движение обозначается словом. Можно импровизировать дальше. У сыновей показывать - ноги, носы, губы и т. д. а движения усложнять от одного до 3 - 4.

«Бабочки»

Цель: Соотносить слово, ритм музыки и выразительное движение рук, пальцев, мимики.

Задачи:

1. Побуждать желание самостоятельно находить выразительные движения для раскрытия характера героев.

2. Развитие эмоциональной выразительности через пластику движений.

Организация:

Рекомендуемое музыкальное произведение ("Мотылек", муз. Д. Кабалевского)

На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.

Бабочка-красавица,

Очень мне уж нравится

Платьице твое!

Ты ж такая недотрога!

Мама говорит мне строго:

«Пусть летит она, не трогай

Крылышки ее! »

«Котята»

Цель: Соотносить слово, ритм музыки и выразительное движение рук, пальцев, мимики.

Задачи:

1. Побуждать желание самостоятельно находить выразительные движения для раскрытия характера героев.

2. Развивать эмоциональную выразительность через пластику движений.

3. Формировать умение импровизировать по памяти

Организация:

Воспитатель напевает английскую народную песенку в переводе С. Маршака:

Два маленьких котенка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котёнка озябли на дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, — она спросила, - не ссоритесь теперь? »

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

Дети, послушав песенку, по очереди показывают движения хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят.

«Осенние листья»

Музыкальное сопровождение: «Вальс-фантазия», муз. М.Глинки или вальс «Осенний сон», муз. А.Джойса.

Цель: развиватьумениепередавать ритмопластикой характер музыки и художественный образ музыки.

Задачи:

1. Побуждать желание самостоятельно находить выразительные движения для раскрытия характера героев.

2. Развивать эмоциональную выразительность через пластику движений.

Организация:

Педагог:

Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.

Дети импровизируют слова педагога под музыку.


«Утро»

Музыкальное сопровождение: «Утро», муз. Э.Грига; «Рассвет на Москве-реке»,муз. М Мусоргского.

Оборудование: коврики по количеству детей

Цель: развиватьумениепередавать ритмопластикой характер музыки и художественный образ музыки.

Задачи:

1. Побуждать желание самостоятельно находить выразительные движения для раскрытия характера героев.

2. Развивать эмоциональную выразительность через пластику движений.

Организация:

Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к окну и, открывая, любуются ранним утром...

«В стране цветов»

Музыкальное сопровождение: «Подснежник» («Времена года»); «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»; муз. П. Чайковского.

Цель: развиватьумениепередавать ритмопластикой характер музыки и художественный образ музыки.

Задачи:

1. Побуждать желание самостоятельно находить выразительные движения для раскрытия характера героев.

2. Развивать эмоциональную выразительность через пластику движений.

Организация:

Педагог:

В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее радостное настроение.

Дети импровизируют слова педагога под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических игр направленных на развитие нравственных качеств личности (доброжелательности, дружелюбия, взаимопомощи, бережного отношения к окружающему) у детей старшего дошкольного возраста

Сборник дидактических игр направленных на развитие нравственных качеств личности (доброжелательность, дружелюбие, взаимопомощь, бережное отношение к окружающему)  у ...

Программа нравственно-этической направленности «Развитие ценностно-смысловой сферы личности»

Программа включает в себя 4 раздела1-й раздел посвящен этике общения. Он призван раскрывать взаимосвязь внутреннего и внешнего в этике поведения людей по отношению к окружающим, приобщать дошкольников...

Сборник дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей раннего возраста

В сборнике представлены дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей группы раннего возраста. Игры можно включать как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в...

Сборник музыкальных игр , направленных на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Сборник музыкальных игр, направленных на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста /сост. Составитель Якимова М.С. /МБДОУ ПГО «Черемышский детский сад»,2019...

Сборник дидактических игр, направленный на развитие познавательной активности детей

Сборник дидактических игр, направленный на развитие познавательной активности детей...

Сборник музыкальных игр направленный на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

Данный сборник музыкальных игр предназначен для развития чувства ритма у детей 5 – 7 лет. Музыкальные игры из сборника развивают у детей чувство ритма, формируют интерес к музыкальной деятельности....

СБОРНИК дидактических игр, направленных на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста.

Сборник содержит дидактические игры, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста. Данный сборник имеет большую педагогическую значимость в развитии познавательных дей...