"Использование развивающей предметно-пространственной среды в работе музыкального руководителя"
материал на тему

Романенко Таисия Вячеславовна

Сообщение на семинар "Комплекс игрового оборудования для организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Федеральный образовательный проект «ДОШКОЛКА»

Семинар : «Комплекс игрового оборудования для организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации»

24.03.2016г.

Использование развивающей предметно-пространственной среды в работе

музыкального руководителя.

 «Таланты создавать нельзя,

но можно создавать почву, на которой

они особенно хорошо произрастают».

Генрих Нейгауз.

Прежде чем приступить к рассмотрению заявленной проблемы, давайте немного пофантазируем. Представьте себе ребёнка в пустой комнате. Что произойдёт? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть её: неинтересно, делать нечего.

Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий. Но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребёнок будет ею заниматься? Конечно, нет. Он займётся тем, для чего подходят окружающие его объекты.

Третий вариант. В ДОУ две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми, игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности. В одной группе воспитатель не обращает на них внимания, иногда даже выражает негативное отношение к ним. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они перестают заниматься самостоятельно музыкальной деятельностью. В другой группе воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует детям возможности музыкальной предметной среды, создаёт творческие ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.

Итак, приходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды, увлечённый музыкой, и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности. Целью музыкальной развивающей среды, в соответствии с ФГОС, является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Созданию музыкальной предметно-развивающей среды в современном ДОУ в настоящее время уделяется большое внимание. Музыкальные руководители стремятся применить инновационные подходы и принципы построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели умственного,  личностного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние. Современные исследователи (Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) утверждают необходимость создания личностноориентированного взаимодействия в музыкальной предметно-развивающей среде ДОУ. Важнейшая задача современной педагогики в настоящее время – внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья.

Задачи музыкальной предметно-развивающей среды:

* Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого

зависит, станет ли эта среда развивающей.)

* Обеспечивать самостоятельную (индивидуальную и совместную) деятельность детей, возникающую по их желанию и интересам.

* Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.

* Стимулировать развитие творческих способностей.

* Развивать музыкальность, любознательность, стремление к экспериментированию.

* Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Основные требования к организации музыкальной предметно-развивающей среды.

Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

*содержательно-насыщенной;

* трансформируемой;

* полифункциональной;

* вариативной;

* доступной;

* безопасной;

*здоровье сберегающей;

* эстетично-привлекательной.

Однако стоит заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У детей другого поколения иные физиологические, психологические особенности, кроме этого они по другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также

претерпел значительные изменения. Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, важно кардинально обдумать и пересмотреть подходы к моделированию комфортной и привлекательной музыкальной предметно развивающей среды в музыкальном зале, музыкальном группах, кабинете. Все это подталкивает многих музыкальных руководителей к поиску новых занимательных форм и инновационных подходов к созданию музыкально – развивающей среды, способствующей всестороннему развитию современных детей.

При разработке и оценке музыкальной среды следует опираться на следующие критерии её качества.

1. Качество содержания.

Содержание, разработанное с учётом деятельно-возрастного системного подхода С.Л. Новосёловой, отражает весь спектр детской музыкальной деятельности. Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие музыки—пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей; воспроизведение музыки—пособия, побуждающие к певческой, к музыкально-ритмической деятельности, к игре на детских музыкальных инструментах, а также к творческой импровизации; музыкально-творческая деятельность—пособия, побуждающие к песенному,

музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах. Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (музыкальный центр) и других технических средств (телевизор, проектор, компьютер).

Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности для музыкально-творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации для музыкально-творческой деятельности.

В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребёнок, действуя незнакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной деятельности. Содержание музыкальной среды следует соотносить с ведущим видом деятельности детей определённой возрастной группы.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

2. Качество структуры.

Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями и музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развёртывания музыкальной деятельности одним ребёнком, двумя детьми или подгруппой.

В музыкальные центры в младшей группе помещают:

* игрушки-инструменты с фиксированным звуком;

* игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты;

* неозвученные инструменты;

* атрибуты к музыкально-подвижным играм и танцам;

* музыкально-дидактические игры соответствующие возрасту;

* музыкальный центр с аудиозаписями;

* музыкальные картинки к песням.

В музыкальные центры в средней группы, кроме выше перечисленного, входят:

* металлофон;

* фланелеграф или магнитная доска;

* музыкальная лесенка 3-х ступенчатая;

* музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования;

* неозвученные инструменты.

Дополнительно к материалам средней группы музыкальные центры в старшей группе дополняются:

* музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим строем, шумовые инструменты;

* музыкальные игрушки самоделки;

* 3-х и 5-и ступенчатая музыкальная лесенка;

* портреты композиторов;

* картинки с изображением инструментов, видов деятельности, иллюстрации к музыкальным образам для восприятия.

В подготовительной группе добавляются:

* разнообразные музыкальные инструменты;

* альбомы «Мы рисуем музыку», где дети отражают свои эмоции, чувства прослушанной музыки;

* 3-х, 5-и, 7-и ступенчатая музыкальная лесенка.

В музыкальном центре должно быть одновременно 4-5 разных музыкальных инструмента, 2-3 музыкально-дидактические игры, несколько игрушек-самоделок. Обновлять центры целесообразно 1 раз в 2 месяца. Периодически помещаются портреты композиторов, с творчеством которых дети знакомятся.

Основные требования к музыкальным центрам:

* Эстетичность музыкального центра, его отдельных элементов.

* Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе.

* Педагогически грамотное руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей со стороны воспитателя.

* Удобное расположение музыкального центра.

* Соответствие предметной среды глазу, действиям руки, росту ребёнка.

Функциональный и эмоциональный комфорт детей. Оформление музыкальной среды для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего—иметь дидактическую направленность. Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.

Целостность содержания музыкальной среды, объединяющей мини-центры и все те места, где может быть организован процесс музыкального воспитания, строится на следующих основах:

Психологическая (учитывая возрастные возможности детей и ведущие виды деятельности: в раннем детстве—предметная, в дошкольном детстве— игровая). Для обеспечения подлинно творческого развития детей необходимо единство музыкальной среды, музыкального репертуара и содержательного общения с взрослыми.

Эстетическая (учитывая дизайнерские требования к проектированию;

все модули должны быть соразмерны росту, глазу и руке ребёнка, эстетически выдержаны).

Педагогическая (среда создаётся для предоставления детям возможностей активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности, поэтому она должна функционально моделировать содержание музыкально-образовательного процесса в содержании пособий, игр, предметов, модулей и т.п.) Среда должна быть системной, т. е. отвечать возрасту и содержанию музыкальной деятельности детей, целям воспитания и развития ребёнка и

уровню его подготовки.

В соответствии с этим выделяется музыкальная среда ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.

1. Музыкально-образовательная среда ДОУ

Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки, посещение кружка. На музыкальных занятиях ребёнок, как правило, впервые слышит музыкальные произведения, которые должны затронуть его душу и сердце; некоторые будут использоваться далее в исполнительной деятельности или в музыкально-сенсорных упражнениях. Здесь ребёнок получает знания, умения и навыки, здесь создаётся положительный эмоциональный фон, формируется желание и далее встречаться с музыкой, происходят различные игровые ситуации и т. п.

Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в тёплую погоду – на свежем воздухе):

- совместная с воспитателем (в сюжетно-ролевых играх с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.;

- самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчество

2. Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется нерегламентированная музыкальная деятельность детей:

- совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ);

- самостоятельная (аналогичная самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ).

3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих такие учреждения как дворец культуры, музыкальная школа, ЦДТ.

Именно так понимаемые музыкальная среда и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трёх уровней организации музыкального воспитания детей.

Цель: Довести требования к использования предметно-развивающей среды МДОУ для последующего определения потенциальных возможностей ее развития.

Задачи:

1. Повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах (мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.

2. Внедрять в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;

3. Организовывать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

4. Создавать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;

5. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-аналитический отчет о создании и использовании развивающей предметно-пространственной среды

Информационно-аналитический отчето создании и использовании развивающей предметно-пространственной среды...

«Использование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в физическом развитии детей дошкольного возраста»

Спортивный зал нашего учреждения небольшой, он составляет 81 кв. м, что очень затрудняет дать детям необходимую нагрузку. А в соответствии с СанПин (2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г №26) дети с 3-х...

Проект «Мы такие разные» (Использование развивающей предметно-пространственной среды для формирования гендерной идентичности дошкольников

Использование развивающей предметно-пространственной среды для формирования гендерной идентичности дошкольников...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием развивающей предметно-пространственной среды "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича "Поможем Волшебнице Осени".

Цель: закрепление и расширение знаний детей об осени, с использованем развиваюей  предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича.Задачи:1.Обучающие: - закреп...

«Использования развивающей предметно- пространственной среды и развития элементарных математических представлений у старших дошкольников»

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Ог...

Использование развивающей предметно - пространственной среды в организации игровой деятельности дошкольников

Использование развивающей предметно - пространственной среды в организации игровой деятельности дошкольников...

Сообщение из опыта работы. Использование развивающей предметно-пространственной среды, как метод активизации сюжетно-ролевой игры нравственно-патриотической направленности.

Понятие развивающая предметно - пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физич...