"Использование развивающей предметно-пространственной среды в работе музыкального руководителя"
материал на тему
Сообщение на семинар "Комплекс игрового оборудования для организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_razvivayushchey_predmetno-prostranstvennoy_sredy.docx | 22.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Федеральный образовательный проект «ДОШКОЛКА»
Семинар : «Комплекс игрового оборудования для организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации»
24.03.2016г.
Использование развивающей предметно-пространственной среды в работе
музыкального руководителя.
«Таланты создавать нельзя,
но можно создавать почву, на которой
они особенно хорошо произрастают».
Генрих Нейгауз.
Прежде чем приступить к рассмотрению заявленной проблемы, давайте немного пофантазируем. Представьте себе ребёнка в пустой комнате. Что произойдёт? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть её: неинтересно, делать нечего.
Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий. Но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребёнок будет ею заниматься? Конечно, нет. Он займётся тем, для чего подходят окружающие его объекты.
Третий вариант. В ДОУ две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми, игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности. В одной группе воспитатель не обращает на них внимания, иногда даже выражает негативное отношение к ним. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они перестают заниматься самостоятельно музыкальной деятельностью. В другой группе воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует детям возможности музыкальной предметной среды, создаёт творческие ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.
Итак, приходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды, увлечённый музыкой, и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности. Целью музыкальной развивающей среды, в соответствии с ФГОС, является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Созданию музыкальной предметно-развивающей среды в современном ДОУ в настоящее время уделяется большое внимание. Музыкальные руководители стремятся применить инновационные подходы и принципы построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели умственного, личностного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние. Современные исследователи (Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) утверждают необходимость создания личностноориентированного взаимодействия в музыкальной предметно-развивающей среде ДОУ. Важнейшая задача современной педагогики в настоящее время – внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья.
Задачи музыкальной предметно-развивающей среды:
* Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого
зависит, станет ли эта среда развивающей.)
* Обеспечивать самостоятельную (индивидуальную и совместную) деятельность детей, возникающую по их желанию и интересам.
* Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.
* Стимулировать развитие творческих способностей.
* Развивать музыкальность, любознательность, стремление к экспериментированию.
* Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Основные требования к организации музыкальной предметно-развивающей среды.
Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
*содержательно-насыщенной;
* трансформируемой;
* полифункциональной;
* вариативной;
* доступной;
* безопасной;
*здоровье сберегающей;
* эстетично-привлекательной.
Однако стоит заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У детей другого поколения иные физиологические, психологические особенности, кроме этого они по другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также
претерпел значительные изменения. Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, важно кардинально обдумать и пересмотреть подходы к моделированию комфортной и привлекательной музыкальной предметно развивающей среды в музыкальном зале, музыкальном группах, кабинете. Все это подталкивает многих музыкальных руководителей к поиску новых занимательных форм и инновационных подходов к созданию музыкально – развивающей среды, способствующей всестороннему развитию современных детей.
При разработке и оценке музыкальной среды следует опираться на следующие критерии её качества.
1. Качество содержания.
Содержание, разработанное с учётом деятельно-возрастного системного подхода С.Л. Новосёловой, отражает весь спектр детской музыкальной деятельности. Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие музыки—пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей; воспроизведение музыки—пособия, побуждающие к певческой, к музыкально-ритмической деятельности, к игре на детских музыкальных инструментах, а также к творческой импровизации; музыкально-творческая деятельность—пособия, побуждающие к песенному,
музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах. Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (музыкальный центр) и других технических средств (телевизор, проектор, компьютер).
Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности для музыкально-творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации для музыкально-творческой деятельности.
В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребёнок, действуя незнакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной деятельности. Содержание музыкальной среды следует соотносить с ведущим видом деятельности детей определённой возрастной группы.
Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.
2. Качество структуры.
Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями и музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развёртывания музыкальной деятельности одним ребёнком, двумя детьми или подгруппой.
В музыкальные центры в младшей группе помещают:
* игрушки-инструменты с фиксированным звуком;
* игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты;
* неозвученные инструменты;
* атрибуты к музыкально-подвижным играм и танцам;
* музыкально-дидактические игры соответствующие возрасту;
* музыкальный центр с аудиозаписями;
* музыкальные картинки к песням.
В музыкальные центры в средней группы, кроме выше перечисленного, входят:
* металлофон;
* фланелеграф или магнитная доска;
* музыкальная лесенка 3-х ступенчатая;
* музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования;
* неозвученные инструменты.
Дополнительно к материалам средней группы музыкальные центры в старшей группе дополняются:
* музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим строем, шумовые инструменты;
* музыкальные игрушки самоделки;
* 3-х и 5-и ступенчатая музыкальная лесенка;
* портреты композиторов;
* картинки с изображением инструментов, видов деятельности, иллюстрации к музыкальным образам для восприятия.
В подготовительной группе добавляются:
* разнообразные музыкальные инструменты;
* альбомы «Мы рисуем музыку», где дети отражают свои эмоции, чувства прослушанной музыки;
* 3-х, 5-и, 7-и ступенчатая музыкальная лесенка.
В музыкальном центре должно быть одновременно 4-5 разных музыкальных инструмента, 2-3 музыкально-дидактические игры, несколько игрушек-самоделок. Обновлять центры целесообразно 1 раз в 2 месяца. Периодически помещаются портреты композиторов, с творчеством которых дети знакомятся.
Основные требования к музыкальным центрам:
* Эстетичность музыкального центра, его отдельных элементов.
* Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе.
* Педагогически грамотное руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей со стороны воспитателя.
* Удобное расположение музыкального центра.
* Соответствие предметной среды глазу, действиям руки, росту ребёнка.
Функциональный и эмоциональный комфорт детей. Оформление музыкальной среды для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего—иметь дидактическую направленность. Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.
Целостность содержания музыкальной среды, объединяющей мини-центры и все те места, где может быть организован процесс музыкального воспитания, строится на следующих основах:
Психологическая (учитывая возрастные возможности детей и ведущие виды деятельности: в раннем детстве—предметная, в дошкольном детстве— игровая). Для обеспечения подлинно творческого развития детей необходимо единство музыкальной среды, музыкального репертуара и содержательного общения с взрослыми.
Эстетическая (учитывая дизайнерские требования к проектированию;
все модули должны быть соразмерны росту, глазу и руке ребёнка, эстетически выдержаны).
Педагогическая (среда создаётся для предоставления детям возможностей активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности, поэтому она должна функционально моделировать содержание музыкально-образовательного процесса в содержании пособий, игр, предметов, модулей и т.п.) Среда должна быть системной, т. е. отвечать возрасту и содержанию музыкальной деятельности детей, целям воспитания и развития ребёнка и
уровню его подготовки.
В соответствии с этим выделяется музыкальная среда ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.
1. Музыкально-образовательная среда ДОУ
Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки, посещение кружка. На музыкальных занятиях ребёнок, как правило, впервые слышит музыкальные произведения, которые должны затронуть его душу и сердце; некоторые будут использоваться далее в исполнительной деятельности или в музыкально-сенсорных упражнениях. Здесь ребёнок получает знания, умения и навыки, здесь создаётся положительный эмоциональный фон, формируется желание и далее встречаться с музыкой, происходят различные игровые ситуации и т. п.
Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в тёплую погоду – на свежем воздухе):
- совместная с воспитателем (в сюжетно-ролевых играх с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.;
- самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчество
2. Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется нерегламентированная музыкальная деятельность детей:
- совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ);
- самостоятельная (аналогичная самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ).
3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих такие учреждения как дворец культуры, музыкальная школа, ЦДТ.
Именно так понимаемые музыкальная среда и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трёх уровней организации музыкального воспитания детей.
Цель: Довести требования к использования предметно-развивающей среды МДОУ для последующего определения потенциальных возможностей ее развития.
Задачи:
1. Повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах (мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.
2. Внедрять в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
3. Организовывать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
4. Создавать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;
5. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-аналитический отчет о создании и использовании развивающей предметно-пространственной среды
Информационно-аналитический отчето создании и использовании развивающей предметно-пространственной среды...
«Использование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в физическом развитии детей дошкольного возраста»
Спортивный зал нашего учреждения небольшой, он составляет 81 кв. м, что очень затрудняет дать детям необходимую нагрузку. А в соответствии с СанПин (2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г №26) дети с 3-х...
Проект «Мы такие разные» (Использование развивающей предметно-пространственной среды для формирования гендерной идентичности дошкольников
Использование развивающей предметно-пространственной среды для формирования гендерной идентичности дошкольников...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием развивающей предметно-пространственной среды "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича "Поможем Волшебнице Осени".
Цель: закрепление и расширение знаний детей об осени, с использованем развиваюей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича.Задачи:1.Обучающие: - закреп...
«Использования развивающей предметно- пространственной среды и развития элементарных математических представлений у старших дошкольников»
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Ог...
Использование развивающей предметно - пространственной среды в организации игровой деятельности дошкольников
Использование развивающей предметно - пространственной среды в организации игровой деятельности дошкольников...
Сообщение из опыта работы. Использование развивающей предметно-пространственной среды, как метод активизации сюжетно-ролевой игры нравственно-патриотической направленности.
Понятие развивающая предметно - пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физич...