Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием развивающей предметно-пространственной среды "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича "Поможем Волшебнице Осени".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Кобзева Оксана Владимировна

Цель: закрепление и расширение знаний детей об осени, с использованем развиваюей  предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича.

Задачи:

1.Обучающие: - закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях;

-обобщать и систематизировать знания детей о живой и неживой природе.

2.Развивающие:

- совершенствовать диалогическую речь: отвечать на вопросы, участвовать в беседе;

- совершенствовать навык детей образовывать относительные прилагательные;

- развивать психические процессы (мышление, память, внимание).

3. Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и охранять ее;- воспитывать культуру поведения в коллективной игре и умение осуществлять совместную творческую деятельность.                                                                                                                                                      

Вид занятия: тематическое.

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Методы по источнику знаний:  

- словесные: объяснение, беседа, словесные отчеты детей; наглядные.

Методы по характеру образовательной деятельности детей: метод проблемного изложения, частично-поисковый, активный (использование дидактических игр, анализ и оценка конкретных ситуаций).                                                                                                 

Технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, технология обучения в сотрудничестве, создание развивающей среды, социо-игровые технологии, личностно-ориентированные технологии.

Предполагаемый результат: дети имеют представления о характерных признаках осени и осенних явлениях; умеют обобщать и систематизировать знания о живой и неживой природе; активно принимают участие в поисковой деятельности, также принимают активное участие в беседе, отвечают на вопросы, умеют образовывать относительные прилагательные, умеют осуществлять совместную творческую деятельность.                                                                                                                      

Словарная работа: чечевички, увядание.                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                              

Материалы и оборудование: развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» В.В.Воскобовича с полным комплектом элементов к нему, иллюстрация «Волшебница-Осень», тарелка, яблоко, волшебный клубочек, деревья из ковролина( дуб, береза, рябина), осенние листья, корзинка, перелетные и зимующие птицы из ковролина, три домика (зеленый, оранжевый, красный), буквы «С», «О», Н», резинки, аудиозапись, использование нестандартного оборудования.            

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_volshebnitsa-osen.docx149.56 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №1 «Дружные ребята» г. Поронайска

(МБДОУ №1 «Дружные ребята»)

                                                                                         Утверждаю

                                                                                          старший воспитатель

                                        ___________Г. А. Афанасьева        

Конспект организованной образовательной деятельности                                                                 по речевому развитию с использованием развивающей                               предметно-пространственной среды                                                                                  «Фиолетовый лес»  В.В.Воскобовича                                                              «Поможем Волшебнице-Осени»

составитель:                                                                                            воспитатель                                                                          подготовительной к школе логопедической группы                                                                           О. В. Кобзева

                                                                                                                           

 

2020г.

Цель: закрепление и расширение знаний детей об осени с использованием развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича.

Задачи:

1.Обучающие:                                                                                                                                                                         - закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях;

-обобщать и систематизировать знания детей о живой и неживой природе.

2.Развивающие:

- совершенствовать диалогическую речь: отвечать на вопросы, участвовать в беседе;

- совершенствовать навык детей образовывать относительные прилагательные;

- развивать психические процессы (мышление, память, внимание).

3. Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и охранять ее;                                      - воспитывать культуру поведения в коллективной игре и умение осуществлять совместную творческую деятельность.                                                                                                                                                      

Вид занятия: тематическое.

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Методы по источнику знаний:  

- словесные: объяснение, беседа, словесные отчеты детей; наглядные.

Методы по характеру образовательной деятельности детей: метод проблемного изложения, частично-поисковый, активный (использование дидактических игр, анализ и оценка конкретных ситуаций).                                                                                                

Технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, технология обучения в сотрудничестве, создание развивающей среды, социо-игровые технологии, личностно-ориентированные технологии.

Словарная работа: чечевички, увядание.

Предварительная работа:  беседы про осень и о ее природных явлениях, рассматривание иллюстраций на тему «Осень», чтение стихотворений, дидактическая игра «Времена года», отгадывание загадок, разучивание пословиц про осень, потешек.

Материалы и оборудование: развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» В.В.Воскобовича с полным комплектом элементов к нему, иллюстрация «Волшебница-Осень», тарелка, яблоко, деревья из ковролина ( дуб, береза, рябина), осенние листья, корзинка, перелетные и зимующие птицы из ковролина, три домика (зеленый, оранжевый, красный), буквы «С», «О», Н», резинки, аудиозапись, корригирующая дорожка .          

Ход организованной образовательной деятельности:

1.Организационый момент

(игровой момент на установление контакта с детьми)

-Ребята, я очень рада всех вас приветствовать. Давайте сделаем небольшой круг.                                

                           Собрались все дети в круг,

                           Я – твой друг, и ты – мой друг.

                           Крепко за руки возьмёмся

                           И друг другу улыбнёмся.

2.Вводная часть (постановка проблемы)

(на столе стоит тарелка и лежит в ней яблоко)

- Ребята, посмотрите, что это здесь стоит на столе? Может это ваше?

- Может кто-нибудь знает для чего эта тарелка и яблоко? (предполагаемые ответы детей, может быть дети вспомнят сказку, где встречаются эти атрибуты)

- Давайте попробуем покатать яблоко по тарелочке. (Воспитатель катает яблоко по тарелочке, раздается волшебная музыка и дети слышат голос  Осени (аудиозапись))

«Я - Волшебница-Осень, живу в сказочном «фиолетовом» лесу и всегда стараюсь помочь его жителям, но однажды злой волшебник меня спрятал. Загрустили все жители этого леса. Я прошу вас найти меня, освободить и вернуть обратно в «фиолетовый лес»!»

-Ребята, вот проблема так проблема! Поможем Осени? А как мы это можем сделать? (ответы детей)

 - Осень нам оставила подсказку. Давайте еще раз покатаем наше яблочко и произнесем волшебные слова: «Катись, катись яблочко наливное, подскажи как помочь Осени?» (на тарелке, с обратной стороны наклеена иллюстрация Осени)

«Осень вы обратно вернете, если осенние приметы в волшебном лесу соберете».

                           

-Но прежде чем мы отправимся на поиски Осени, мы тоже должны стать с вами жителями этого волшебного «фиолетового леса». Давайте наденем эти волшебные браслеты (на подносе лежат резинки фиолетового цвета) и произнесем волшебные слова:  - Раз, два, три покружись, в «фиолетовом лесу» окажись!

- Ребята, ну вот мы с вами и в волшебном лесу. Нам предстоит очень долгий и нелегкий   путь через этот дремучий лес.

- Ну что, идем?- идем

 (Ходьба по корригирующей дорожке)

 

 В лес отправимся гулять, будем весело шагать (дети маршируют)

 По тропинке мы пойдем змейкой кочки обойдем (дети идут «змейкой» между  кочками)

Ноги выше поднимаем, через ручеек переступаем и снова по дорожке весело шагаем.    

3. Основная часть

- Ребята, а вот и первое задание. (Дети подходят вместе с воспитателем к «Фиолетовому лесу» и рассматривают деревья)

Задание №1 « Назови дерево и подбери к нему листочек».

- Как вы думаете, какие деревья растут в этом лесу, если он волшебный? (предполагаемый ответ детей -волшебные).

- Посмотрите все деревья одинаковые? (Нет) Давайте обратим внимание на ствол этого дерева? (показываю на ствол березы) У какого дерева есть такие черные отметины на стволе в настоящем лесу? Подумайте (ответ детей: у березы). – А почему здесь такой ствол необычный и такого цвета? (потому что лес волшебный и деревья в нем волшебные) Эти черные отметины на стволе называются чечевички. Давайте повторим все вместе это новое слово (дети проговаривают).

- Обратите свое внимание на следующее дерево, у него необычный красный ствол, почему он красный, как вы думаете? (потому что дерево волшебное). По стволу очень трудно догадаться, как оно называется, потому что дерево из волшебного леса, для вас есть подсказка (висят ягодки рябины на ветке) Догадались? (Ответ детей: рябина). А следующее дерево, как вы думаете, чем отличается от остальных? (толстый ствол)

Как вы думаете, как называется оно? (если дети не дают ответа, обращаю внимание на подсказку (на ветке дерева висит листочек с желудем) Кто догадался? Как называется? (ответ детей дуб)

- Давайте еще раз назовем эти деревья. (Ответ детей: береза, дуб, рябина)

– Ребята, посмотрите, а вы здесь больше ничего не видите? Что в корзинке лежит? (осенние листья, и  записка) «Дети, помогите, листья рассмотрите, от какого дерева они быстренько скажите». (Дети берут листочки и располагают их на деревьях и называют. В процессе действия воспитатель уточняет: если- дерево дуб- то лист какой? (дубовый), если береза- то лист какой? (березовый), если это  рябина- то лист какой? (рябиновый)). – Молодцы!

 -Как вы думаете, а что умеет делать лист осенью? (ответы детей: желтеть, шуршать, опадать, шелестеть)

- Ребята, как называется удивительное, красивое, осеннее явление природы, когда с деревьев облетают листья и накрывают землю как ковром? (ответ детей: листопад)

-Давайте и мы сделаем листопад в нашем волшебном лесу. Посмотрите здесь еще есть листочки, но они из волшебного леса. (Дети берут листочки из ковролина и моделируют их на пространстве «Фиолетового леса») Пока дети располагают листья, оставшиеся в корзинке, воспитатель читает стихотворение:

Осень, осень, листопад

Листья по ветру летят

Листья по ветру летят

Под ногами шелестят.

-Узнали мы о первой примете Осени? Как называется? (Листопад)

-Молодцы! Отправляемся дальше.

(ходьба по корригирующей дорожке)

 

В лес отправимся гулять, будем весело шагать (дети маршируют)

 По тропинке мы пойдем змейкой кочки обойдем (дети идут «змейкой» между  кочками)

Ноги выше поднимаем, через ручеек переступаем и снова по дорожке весело шагаем

Задание №2 «Три помощника»

(воспитатель выставляет на пространстве «Фиолетового леса» три домика (зеленый, красный, оранжевый)

- Ребята, у Осени есть три помощника, три осенних месяца. Они живут в этих домиках. Давайте вы прикрепите эти домики. (Дети выкладывают домики самостоятельно) В зеленом домике живет осенний месяц на букву «С». Найдите эту букву и прикрепите над зеленым домиком. Как вы думаете, как называется этот месяц? (Сентябрь); в красном домике - на букву «О». Найдите и прикрепите. Как называется он? (Октябрь), в оранжевом домике -на букву «Н». Как называется он? (Ноябрь) Давайте прочитаем слово, которое получилось. -СОН.  Осенью природа засыпает,  готовится ко зиме. Называется эта примета осени- увядание. - Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети проговаривают «Увядание») -Как вы поняли, что значит увядание осенью? (Природа засыпает, готовится к зиме)

- Нашли еще одну примету? (Да) Как называется? (Увядание)

-Молодцы! Идем дальше.

(Ходьба по корригирующей дорожке)

 

В лес отправимся гулять, будем весело шагать (дети маршируют)                                                       По тропинке мы пойдем змейкой кочки обойдем (дети идут «змейкой» между  кочками)

Ноги выше поднимаем, через ручеек переступаем и снова по дорожке весело шагаем.

Задание №3 «Осеннее солнце»

- Ребята, давайте подумаем и вспомним, какую одежду мы с вами надеваем осенью?  (ответы детей).  А почему мы с вами не можем ходить в летней одежде, ведь осенью тоже светит солнце?  (Ответы детей: солнце светит, но меньше  греет)

- А почему оно не греет, как летом? (ответы детей). (Если дети не отвечают - воспитатель сама рассказывает об этом  явлении в природе, дает им научные знания.)

- Ребята наша планета Земля вращается вокруг Солнца и в течение года изменяет свой наклон и находится намного дальше от него. Поэтому осенью солнце светит, но не греет так, как летом. По космическим меркам эта разница очень мала, но для нас очень ощутима.

- Эта еще одна очень важная примета осени – «Солнце светит, но меньше греет». (Дети  прикрепляют солнце на «фиолетовый лес»)

- Я вам предлагаю поиграть в словесную игру «Назови, какая погода».

(Воспитатель с детьми присаживается на палас и проводит игру с мячом)

Я буду преложение начинать, а вы должны его закончить.

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая,

Если дует ветер – ветренная,

Если на улице холодно? – холодная,

Если пасмурно – пасмурная,

Если сыро – сырая,

Если  хмуро – хмурая,

Если  солнечно – солнечная,

Если  ясно – ясная.

-Молодцы! Идем дальше.

(Ходьба по корригирующей дорожке)

В лес отправимся гулять, будем весело шагать (дети маршируют)                                             По тропинке мы пойдем змейкой кочки обойдем (дети идут «змейкой» между  кочками)

Ноги выше поднимаем, через ручеек переступаем и снова по дорожке весело шагаем.

Задание №4 «Зимующие и перелетные птицы»

- Ребята, что делают птицы осенью? (ответ детей: улетают) Как называют таких птиц? (ответ детей: перелетные)

-А все ли птицы улетают на юг? (Нет) А как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? (зимующие). Давайте рассмотрим птиц и назовем их. (Выкладываю на столе в ряд 4птицы, одна из них перелетная) – Какая птичка здесь лишняя? (ответ детей) Почему?

(Выкладываю на столе в ряд 4птицы, одна из них зимующая)  Какая птичка здесь лишняя? (ответ детей) Почему?

Молодцы, справились с заданием, а теперь давайте мы перелетных птиц поместим на небо в волшебном лесу, а зимующих – посадим на веточки деревьев и на землю.

-Мы с вами нашли еще одну примету Осени. Как называется? (ответы детей: «Осенью перелетные птицы улетают на юг»)

- Ребята, посмотрите, какая красота у нас получилась! Как красиво стало в волшебном, «фиолетовом» лесу. (Дети рассматривают, в этот момент звучит волшебная музыка и появляется Осень в лесу, звучит аудиозапись).

- Ребята, какие вы молодцы нашли осенние приметы, спасли меня от злого волшебника и вернули меня обратно в этот чудесный лес!

4.Рефлексия: - Ребята, мы помогли Осени? А что для этого мы с вами делали? (ответы детей: собирали приметы и т.д). Перед вами лежат осенние листья, если вам сегодня на занятии было трудно, отдайте Осени красный листочек, если легко, то желтый.

-Спасибо тебе, Осень, мы очень рады, что помогли тебе, а нам пора возвращаться в детский сад.

Давайте скажем волшебные слова: «Раз, два, три покружись в детском саду окажись!» (снимаем браслеты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием игровых, здоровьесберегающих, личностно – ориентированных технологий. для детей подготовительной к школе группы по теме: «В морских глубинах».

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо речевому развитию с использованием игровых,здоровьесберегающих, личностно – ориентированных  технологий.для детей подготовительной к шк...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в соответствии с ФГОС в старшей группе «Прогулка по осеннему лесу»

Цель: Формирование грамматического строя речи.Задачи: Закреплять знания детей по темам: «Осень», «Растения», «Животные».Упражнять: в согласовании существительных с ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием наглядного моделирования на тему: «На помощь лесным животным» с детьми среднего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: "На помощь лесным животным" с детьми среднего дошкольного возраста...

Картотека игр по речевому развитию с использованием развивающей предметно - пространственной среды "Фиолетовый лес"

Эффективное интеллектуально - творческое развитие детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности, Актуальность данных развивающих игр в том, что данные игры направлены на сохран...

Конспект Организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием ИКТ во второй младшей группе на тему: «Путеществие в сказку»

Конспект Организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием ИКТ во второй младшей группена тему: «Путешествие по сказке»...

Конспект по речевому развитию с использованием развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича «Поможем волшебнице Осени» (старшая группа)

Данный конспект может быть полезен воспитателям старших групп . А использование развивающей предметно-пространственной среды "Фиолетовый лес" В.В. Воскобовича сделает занятие интересным и ув...