Метод моделирования в конструктивной деятельности дошкольников
статья на тему
Метод моделирования в конструктивной деятельности дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet._metod_modelirovaniya_v_konstruktivnoy_deyatelnosti_doshkolnikov.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №2006
Материал подготовила
Брагина Людмила Николаевна
Тема: «Метод моделирования в конструктивной деятельности дошкольников».
Конструирование в общеобразовательных программах дошкольного образования было всегда обязательным компонентом. Данный вид деятельности, способствующий развитию творческой активности детей и экспериментированию, нашёл своё увлекательное и современное продолжение в игровом наборе «Стройкайе».
Проблемой моделирования занимаются многие известные педагоги. В современной дидактической литературе распространено представление о моделировании как об одном из методов обучения, хотя, как научный метод моделирование известно, очень давно.
В. А. Штофф определяет модель как «средство отображения, воспроизведения той или иной части действительности с целью ее более глубокого познания от наблюдений и эксперимента к различным формам теоретических обобщений».
В своих исследованиях Л. А. Венгер указывал, что сама конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети учатся понимать признаки предметов реального мира.
Для детей младшего дошкольного возраста этапы конструирования выглядят так:
1) знакомство детей с реальным объектом (целиком, потом показывает, из каких частей он состоит, объясняет их практическое назначение. Например, «Домик» - стены, окна, дверь, крыша и т. п., объясняет, какова их форма и пространственное расположение по отношению друг к другу. Далее педагог останавливается на деталях, из которых состоят эти части, и их пространственном расположении. Порядок обследования должен соответствовать последовательности возведения постройки.
2) воспитатель показывает ребенку образец постройки, а затем учит приемам создания простых конструкций из ограниченного количества деталей. Это конструирование включает действия на основе подражания, действиям воспитателя, собственные усилия ребенка в сочетании с действиями самоконтроля, а также прямую помощь со стороны воспитателя.
3) воспитатель с самого начала мотивирует постройку и необходимость ее сооружения событиями несложного и понятного детям сюжета. Постройка приобретает для ребенка определенный смысл в контексте решения игровой задачи. Внимание его переключается с конструирования как такового на постройку как средство воплощения понятного ему сюжета, содержание которого исходит от воспитателя.
4) педагог должен вовремя помочь ребенку, если тот после демонстрации необходимых конструктивных действий затрудняется их реализовать. Эта помощь может быть выражена в повторном показе постройки образца, в том, что воспитатель поправляет постройку, достраивает ее сам в случае, если ребенок затрудняется в ее завершении или огорчен неудачей.
5) немаловажно наблюдение педагога за точностью выполнения по образцу, дети должны научиться правильно отбирали материал и правильно его использовать. Если же педагог замечает ошибки, общие для многих детей, то прибегает к повторному объяснению и показу тех или иных способов и приемов.
6) педагог показывает малышам, как использовать данную постройку для обыгрывания, и предусмотреть для этого специальное время (2-3 мин) - это является «сюжетным конструированием»
Совместное моделирование по карте-схеме объектов из 2-5 элементов. В данном возрасте можно попробовать применять карты-схемы, для постройки объектов из небольшого количества элементов (домик, машину, гараж, скамейку, стол и др.)
У детей старшего дошкольного возраста можно выделить формы конструирования: по схеме, по условиям, по замыслу. Они уже научены работать по образцу в более младшем возрасте, способны к более сложной конструктивной деятельности.
В процессе конструирования по схемам у детей формируются обобщенные способы анализа объектов и обобщенные представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов.
В процессе конструирования по условиям формируются обобщенные способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий, что существенно обогащает представления детей об этих объектах: раскрываются не только их структурные (как это было раньше), но и функциональные свойства.
Все это обеспечивает возможность детей конструировать по собственному замыслу — они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы ее создания.
Немаловажно, что дети, более старшего возраста способны самостоятельно обыгрывать сконструированные предметы.
Таким образом, использование наглядного моделирования в конструктивной деятельности влияет на развитие дошкольников памяти, воображения, логического мышления, речи, моторики, а так же развивает у детей способности к моделированию пространственных отношений, социальных, научных и математических навыков. Развивает представление о социальном окружении. Использование схем дает возможность сформировать у детей умение строить чертежи, а это в свою очередь формирует более полноценные модельные способности.
Литература:
- Венгер Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. / Л. А. Венгер. // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 9.
- Краевский В. В. Общие основы педагогики. / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2003.
- Венгер Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. / Л. А. Венгер. // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 9.
- Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. / З. А. Михайлова. – М.: Просвещение, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментирование как основной метод поисково-исследовательской деятельности дошкольников
Ведущей идеей опыта моей работы является формирование гармонично развитой личности дошкольника через использование метода детского экспериментирования, потому что, как выяснилось, эксперименты положит...
Использование метода моделирования в обучении дошкольников составлению рассказов разных типов
Сказка для ребенка-идеальный способ удержать возле себя взрослого. Сказка полезна и с этой точки зрения, она средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб. Сказка дл...
Игровые методы активизации коммуникативной деятельности дошкольников среднего возраста со взрослыми и детьми.
В данном материале предоставлены методические рекомендации и подборка игр, направленных на развитие коммуникативных навыков у дошкольников через игровую деятельность....
Реферат на тему "Методы (формы) исследовательской деятельности дошкольников"
В современной образовательной практике значение исследовательской, познавательной деятельности ребенка явно недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным, а он сам бы хот...
Семинар-практикум с педагогами на тему: «Детское экспериментирование –ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».
Задачи семинара:-Теоретическая часть: поделиться опытом работы с педагогами ДОУ по экспериментально-исследовательской деятельности, проводимой с дошкольниками;-Практическая часть: продемонстриро...
Приемы и методы активизации познавательной деятельности дошкольников
Призинтация, о методах и приемах используемых на занятиях....