Экспериментирование как основной метод поисково-исследовательской деятельности дошкольников
презентация к занятию по окружающему миру (старшая группа) на тему
Ведущей идеей опыта моей работы является формирование гармонично развитой личности дошкольника через использование метода детского экспериментирования, потому что, как выяснилось, эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksper.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольники - прирожденные
исследователи. И этому подтверждение
их любознательность, постоянное
стремление к эксперименту, желание
самостоятельно находить решение
в проблемной ситуации. Задача педагога –
не пресекать, а наоборот, активно
помогать.
Н.Н.Поддьяков
Ведущей идеей опыта моей работы является формирование гармонично развитой личности дошкольника через использование метода детского экспериментирования, потому что, как выяснилось, эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
В своей работе я использую только элементарные опыты. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.).
Планирование работы с детьми по экспериментированию
среднего дошкольного возраста (пятый год жизни)
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);
2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);
3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).
5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).
В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).
Перспективный план по экспериментированию в средней группе
Сентябрь
ТЕМА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ |
1.неделя | Где прячутся детки? (длительное наблюдение 1нед.) | Дать представление о растениях; выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения, учить выделять наиболее значимые признаки растений. | Почва, лист и семена клена, вата, ткань, дневник наблюдений для фиксации опыта, карандаши, модель признаки растений. |
2.неделя | Тепло – холодно (длительное наблюдение, 1 неделя) | Продолжать знакомить с характерными особенностями сезонов. Определить взаимосвязь сезона и развития растения: действие тепла и холода на растения. | Цветы с клумбы, емкость для растения, предметы ухода, модель « растение». |
3 неделя | Зачем утке и лягушке такие лапки? (совместная деятельность, часть занятия). | Найти особенности внешнего вида некоторых животных, позволяющих приспособиться к жизни в окружающей среде (лягушки, птицы). | Емкость с водой, перчатки с перепонками, с коготками, иллюстрации: утка, лягушка, воробей, лягушка в аквариуме. |
4 неделя | Окрашивание воды (совместная деятельность) | Выявить свойства воды; развивать познавательную активность у детей. | Емкости с теплой и холодной водой, кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики, листы бумаги, карандаши для фиксации опыта. |
Октябрь Продолжение таблицы
Тема | Цель | Материал |
1неделя | Надувание напальчника (совместная деятельность). | Продолжать знакомить со свойствами воздуха; выяснить, как обнаружить воздух. | Емкость с водой, воронка, напальчник, карандаши для фиксации наблюдений. |
2 неделя | У кого какие детки? (совместная деятельность) | Выделить общее в строении семян(наличие ядрышка), побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка. | Ягоды (вишня, слива), подносы, лупы, молоточек, коллекция семян и растений, карандаши для зарисовок. |
3 неделя | Кто улетит, кто останется? (совместная деятельность). | Помочь понять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Емкость с почвой, мелкими предметами, кора дерева, муляжи клювов разных птиц, емкость с водой и мелкими предметами на дне. |
4 неделя | Почему песок хорошо сыплется? (совместная деятельность). | Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Развивать познавательную активность в ходе исследовательской деятельности. | Емкости с песком и глиной, емкости для пересыпания, лупа, ширма, сито, песочные часы. |
Ноябрь
Тема | Цель | Материал |
1неделя | Как развивается растение? (длительное наблюдение , 2 недели) | Выделить циклы развития растения: семя-росток-растение-цветок-плод-семя . | Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа, карандаши для фиксации наблюдений, модель развития растения. |
2неделя | Зачем зайчику другая шубка? (совместная деятельность). | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой , плотной ткани и меховые, карандаши для зарисовки наблюдений в виде символов. |
3 неделя | Поиск воздуха (совместная деятельность) | Дать представление детям, что воздух есть везде, познакомить со способами обнаружения воздуха. | Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость с водой. |
Продолжение таблицы
4 неделя | Посадим дерево (совместная деятельность). | Продолжать определять свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности. | Ёмкости с песком, глиной, палочки, модель деревца. |
Декабрь
Тема | Цель | Материал |
1 неделя | Что любят растения? (длительное наблюдение, 1-2 недели). | Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. | 2-3 одинаковых растения, предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности. |
2 неделя | Почему птицы могут летать? (совместная деятельность). | Выявить особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | Крылья птицы из бумаги, контур крыла из тонкой проволоки, картонная и резиновая птички, иллюстрации птиц, животных; графическая модель «птица». |
3 неделя | Изготовление цветных льдинок (совместная деятельность, 1-2 дня). | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды: жидким и твёрдым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лёд (замерзать на холоде, принимать форму ёмкости, в которой находится, тёплая вода замерзает медленнее, чем холодная). | Ёмкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки. |
4 неделя | Что в пакете? (совместная деятельность). | Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды). | Два целлофановых пакета ( один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды. |
Январь
Тема | Цель | Материал |
1 неделя | Нужен ли зимой растениям снег? (наблюдение 1-2 дня) | Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе. | Ёмкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности. |
Продолжение таблицы
2 неделя | Кто живёт в воде? (совместная деятельность) | Выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | Ёмкость с водой, аквариум с рыбками, иллюстрации животных, рыбки-игрушки (со вставленным внутрь грузом, чтобы держались в воде), графическая модель «рыба». |
3 неделя | Взаимодействие воды и снега. (Совместная деятельность). | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твёрдым), выявить свойства воды: чем выше её температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Если в воду положить лёд, снег или вынести её на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость, твёрдость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние. | Мерные ёмкости с водой разной температуры (тёплая, холодная, уровень воды отмечен меткой), снег, тарелочки, мерные ложки или совочки. |
4 неделя | Ветер. (Совместная деятельность) | Выявить изменение свойств песка и глины при взаимодействии с ветром и водой. Учить детей рассуждать, делать выводы. | Прозрачные ёмкости с песком и глиной (ёмкости закрыты крышкой со вставленной бутылкой). |
Февраль
Тема | Цель | Материал |
1 неделя | Волшебная рукавичка (развлечение) | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом. |
2 неделя | Загадочные пузырьки (совместная деятельность). | Обнаружить воздух в других предметах, помочь понять, что воздух есть везде. | Ёмкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина. |
3 неделя | Необычные кораблики (совместная деятельность). | Познакомить со свойствами стеклянных предметов, развивать наблюдательность, учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла. | Две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка с водой, салфетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка) для фиксации наблюдений. |
Продолжение таблицы
4 неделя | Где вода? (совместная деятельность). | Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду, развивать наблюдательность, смекалку. | Прозрачные ёмкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой. |
Март
Тема | Цель | Материал |
1 неделя | Где быстрее наступит весна? (совместная деятельность). | Установить зависимость изменений в природе от сезона. Развивать наблюдательность, любознательность, умение фиксировать результаты наблюдений. | Ёмкости со снегом, льдом, карандаши (на каждого ребёнка). |
2 неделя | Хитрые семена. (Длительное наблюдение , 1 неделя). | Познакомить детей со способами проращивания семян, учить фиксировать результаты наблюдений. | Семена бобов, кабачков, две баночки с землёй; палочка, лейка, салфетка из марли. Розетка, бумага, карандаши, графическая модель «растение». |
3 неделя | Как звери меняют шубку? (совместная деятельность). | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе; учить рассуждать, делать выводы. | Кусочки меха (старого), кора деревьев. |
4 неделя | Свет вокруг нас (совместная деятельность). | Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру; назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света. Развивать познавательный интерес у детей. | Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звёзды, месяц, костёр, лампа, фонарик и пр.), несколько предметов, которые не дают света. |
Апрель
Тема | Цель | Материал |
1 неделя | Из чего птицы строят гнёзда? (длительное наблюдение 1-2 недели). | Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. Учить фиксировать результаты в дневнике наблюдений. | Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки, карандаши, дневник наблюдений. |
2 неделя | Надувание мыльных пузырей (совместная деятельность). | Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место; учить обсуждать способы достижения цели, делать выводы. | Соломинки длиной 10 см разного размера, крестообразно расщеплённые на конце, мыльный раствор. |
3 неделя | Волшебный материал (длительное наблюдение 1-2 дня). | Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании водой. Развивать познавательный интерес у детей. | Ёмкость с песком, глиной, водой, дощечки, палочки, изделия из керамики. |
Продолжение таблицы
4 неделя | Мы-фокусники (развлечение) | Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Учить сравнивать, наблюдать, делать выводы. | Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри. |
Май
Тема | Цель | Материал |
1 неделя | Как спрятаться бабочкам? (совместная деятельность). | Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющих приспособиться к жизни в окружающей среде. | Иллюстрации с изображением ярких цветов, бабочек и одной птички; графическая модель «насекомые». |
2 неделя | Пузырьки-спасатели (совместная деятельность). | Продолжать знакомить детей со свойствами воды, воздуха; выявить, что воздух легче воды и имеет силу. | Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина. |
3 неделя | Почему всё звучит? (совместная деятельность). | Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. Развивать наблюдательность. | Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, гитара, детская металлическая посуда. |
4 неделя | Солнечные зайчики (совместная деятельность). | Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. | Зеркало, баночка с водой, пластина из нержавеющей стали (на каждого ребёнка), карандаши, листы бумаги для фиксации наблюдений. |
(Продолжение следует)
Использованная литература:
О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»
А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
И.Ю. Кузьмичева,
воспитатель,
МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 179»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поисково-исследовательская образовательная деятельность
"ЧТО В ИМЕНИ МОЕМ?"...
Методическая разработка серии конспектов и картотека к ним по теме «В мире электричества», часть инновационного проекта МАДОУ ЦРР №8 «Экспериментирование как основной метод поисковой деятельности детей»
Методическая разработка по экспериментированию. Может быть полезна для проведения опытов. как отдельная деятельность в группе, и как часть занятия по социальному или природному миру....
Семинар-практикум с педагогами на тему: «Детское экспериментирование –ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».
Задачи семинара:-Теоретическая часть: поделиться опытом работы с педагогами ДОУ по экспериментально-исследовательской деятельности, проводимой с дошкольниками;-Практическая часть: продемонстриро...
Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование как особая форма поисково-исследовательской деятельности ребенка»
Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность....
Детское экспериментирование - основной метод познавательно-исследовательской деятельности.
Выступление к методическому объединению для воспитателей дошкольных учреждений. Автор акцентирует внимание на то, что в системе дошкольного образования познавательно – исследователь...
Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников.
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возрас...
Методическая разработка "«Развитие поисково – исследовательской дея-тельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы естественнонаучного образования младших школьников. Большое значение при изучении предметов естественнонаучного цикла имеют экспериме...