Метод проектов в педагогической практике детского сада
материал по теме

Михайленко Елена Михайловна

Цель данного материала - создание рекомендаций по внедрению в образовательный процесс ДОУ  технологии -"метод проектов". Данные рекомендации направлены на педагогов ДОУ.  Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар

Метод проектов в педагогической практике детского сада

Что такое проектная деятельность? 

«Проект» от лат. «projectus», что означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза». Проект создаёт то, чего ещё нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике детских садов.

Зачем нужны проекты?

Проекты:

- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать её;

- способствуют развитию творческих способностей детей;

- способствуют умению наблюдать;

- способствуют умению слушать;

- способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

- способствуют развитию мышления;

- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

- развивают воображение;

- развивают внимание, память, речь.

Количество участников проекта не ограничено. Это может быть как один человек, так и целый детский сад.

Различают несколько видов проектов:

Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Приемлем для маленьких детей).

Исследовательско-творческие (в нём дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

Информационно-практические( в нём дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни(лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы(создаём цветочные кашпо, или выращиваем  цветы).

Творческие(оформление результата в виде детского праздника, например «Театральная неделя»).

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплексные: «Мир театра», «Здравствуй Пушкин», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

групповые: «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье»

По продолжительности проекты бывают:

краткосрочными(одно или несколько занятий-1-2 недели).

средней продолжительности(от недели до месяца).

долгосрочные (например, «Творчество А.С.Пушкина- на учебный год).

На практике любой проект представляет собой исследовательскую, творческую, и игровую, и практическую деятельность детей.

И здесь очень важна работа педагога.

Он должен:

- иметь чёткое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематике,

- донести её до детей,

- познакомить с проектом родителей, помочь им найти своё место в данном проекте,

- заинтересовать каждого ребёнка,

- использовать мотивацию и эмоциональную отзывчивость детей,

 -использовать позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребёнка,

- использовать индивидуальный подход,

- оказывать содействие в реализации проекта на всех его этапах,

- информировать о его реализации.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

(памятка на каждую группу)

В заключении хочется отметить, что

проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребёнка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей- познавательные, коммуникативные, изобразительные и т.д. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки- они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами, что позволяет успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Памятка

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

Составление плана-схемы проекта.

Сбор, накопление материала.

Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

Домашнее задание для самостоятельного выполнения.

Презентация проекта, открытое занятие.

Деятельность педагога и детей в работе над проектом

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Целеполагание

Формулирует проблему (цель). При её постановке определяется и продукт проекта.

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

Подводит детей к формулировке задачи.

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи. Дополнение задач.

2 этап

Разработка

Помогает объединится детям для решения задач(шагов), выбрать ответственных.

Помогает спланировать деятельность.

Организует деятельность.

Объединение в микрогруппы.

Распределение амплуа.

Участие в работе одной из групп.

3 этап

Выполнение

Практическая помощь при необходимости.

Направляет и контролирует осуществление проекта.

Проводит «круглые столы» с обсуждением результатов деятельности.

Формирование специфических знаний, умений, навыков.

Обсуждают результаты деятельности.

4 этап

Подведение итогов, презентация.

Подведение итогов

Подготовка к презентации.

Руководит презентацией.

Обсуждают и отмечают успехи и неудачи.

Продукт деятельности готовят к презентации.

Представляют продукт деятельности.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ДЕТСКОГО САДА

РОЛЬ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ДЕТСКОГО САДА Статья посвящена проблеме исследования роли драматических произведений в практической деятельности дошкольных образовательн...

Презентация "Метод проектов в образовательной работе детского сада"

Все чаще в современных научно-методических изданиях и в описании педагогического опыта встречается упоминание о проектах, проектном методе, проектном подходе, проектной деятельности в образовании дете...

Консультация для воспитателей "Метод проектов в образовательной работе детского сада"

В консультации говорится о том, что такое проект, классификация проектов, виды проектов, схема процесса планирования, памятка по составлению плана - схемы реализации проекта....

Формирование интереса дошкольника к семейной истории посредством метода проектов в контексте взаимодействия детского сада с семьёй

В связи с особой воспитательной ролью семьи необходимо определить значение внутрисемейных факторов, в частности, семейных традиций для формирования личности ребёнка....

Проект "Инновационная педагогическая практика в деятельности детского сада"

В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих ...

Практико-ориентированный проект «Нескучные «Логопедки» в детском саду и дома. Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы в ДОУ»

Данный проект направлен на оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям по средствам использования игровых методов в дошкольном образовательном учреждении и дома....