Формирование самооценки дошкольника
консультация (подготовительная группа) на тему
Психологическая помощь родителям дошкольнтков в формировании адекватной самооценки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samootsenka_pamyatka.docx | 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование самооценки дошкольника
Самооценка - это то, как личность оценивает себя: свои возможности, свойства характера, поступки, как определяет себе место среди других людей.
Для ребёнка самооценка очень важна, ведь она - основа формирования личности. Адекватная самооценка (когда ребёнок объективно воспринимает свои достоинства и недостатки) - это первый уверенный шаг в общество и успешную жизнь. А ведь главное желание родителей, чтобы их ребёнок вырос счастливым и успешным.
«Осторожнее с критикой: она в любом возрасте может обратить ваши лучшие побуждения в трагедию для ребёнка. Помните также, что излишняя похвала может стать причиной завышенной самооценки. Во всём важен баланс».
РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ
- Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать… подметать». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.
- С переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых, начинается невротическое развитие ребенка.
- Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а, следовательно, и неадекватную заниженную самооценку и уровень притязаний.
- Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.
- В отношении к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.
Если хвалить, то правильно!
Не надо хвалить ребенка:
- За то, что достигнуто не своим трудом - физическим, умственным или душевным.
- Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
- Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
- Нельзя хвалить из жалости.
- Из желания понравиться.
Похвала и поощрение: за что?
- Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
- Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
- Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра - это аванс на весь долгий и трудный день.
- Следует помнить о внушаемости ребенка. Если говорить: "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в детдом и т.д.)" - то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.
Приемы для повышения самооценки ребенка:
- Попросить совета, как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
- Попросите о помощи как у равного или старшего.
- Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным... от ребенка!
- Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты.
Наказания: правила для родителей
- Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психологическому.
- Если есть сомнение, наказывать или не наказывать - не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны.
- Наказание - не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
- Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было.
- Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
- Наказан - прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о старых проступках. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".
- Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.
Не наказываем:
- Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
- Когда ребенок принимает пищу, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
- Сразу после душевной или физической травмы.
- Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
- Когда мы сами устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам...
Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:
- Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
- Спокойно относиться к критике, без агрессии.
- Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.
Для развития адекватной самооценки у ребенка
- Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
- Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
- Поощряйте в ребенке инициативу.
- Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Например: "У мамы не получился пирог - ну, ничего, в следующий раз положим больше муки.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
- Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Формирование самооценки дошкольника через влияние родителей.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, чт...
Формирование самооценки дошкольника через влияние родителей.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, чт...
Памятка для родителей: Формирование самооценки дошкольника
Информация для ролителй на тему: Что таакое самооценка? Роль родителей в формировании адекватной самооценки дошкольника...
Формирование самооценки дошкольника в двигательной деятельности
Формирование самооценки дошкольника в двигательной деятельности...
«Влияние нейропсихологических игр на формирование самооценки дошкольников»
В наше время скромным детям приходиться очень тяжело, поэтому для того чтобы они могли постоять за себя, могли проявить инициативу и самостоятельность нужно повысить их самооценку и уверенно...