Памятка для родителей: Формирование самооценки дошкольника
методическая разработка на тему

Пономарева Елена Владимировна

Информация для ролителй на тему: Что таакое самооценка? Роль родителей в формировании адекватной самооценки дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samootsenka_pamyatka.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Формирование самооценки дошкольника

Самооценка - это то, как личность оценивает себя: свои возможности, свойства характера, поступки, как определяет себе место среди других людей.

 Для ребёнка самооценка очень важна, ведь она - основа формирования личности. Адекватная самооценка (когда ребёнок объективно воспринимает свои достоинства и недостатки) - это первый уверенный шаг в общество и успешную жизнь. А ведь главное желание родителей, чтобы их ребёнок вырос счастливым и успешным.

 «Осторожнее с критикой: она в любом возрасте может обратить ваши лучшие побуждения в трагедию для ребёнка. Помните также, что излишняя похвала может стать причиной завышенной самооценки. Во всём важен баланс».

РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ

  • Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать… подметать». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.
  • С переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых, начинается невротическое развитие ребенка.
  • Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а, следовательно, и неадекватную заниженную самооценку и уровень притязаний.
  • Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.
  • В отношении к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.

  Если хвалить, то правильно!

Не надо хвалить ребенка:

  1. За то, что достигнуто не своим трудом - физическим, умственным или душевным.
  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить из жалости.
  5. Из желания понравиться.

Похвала и поощрение: за что?

  1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
  2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
  3. Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра - это аванс на весь долгий и трудный день.
  4. Следует помнить о внушаемости ребенка. Если  говорить: "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в детдом и т.д.)" - то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

Приемы для повышения самооценки ребенка:

  • Попросить совета, как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
  • Попросите о помощи как у равного или старшего.
  • Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным... от ребенка!
  • Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты.

Наказания: правила для родителей

  • Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психологическому.  
  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать - не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны.
  • Наказание - не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  • Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было.
  • Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  • Наказан - прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о старых проступках. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".
  • Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Не наказываем:

  • Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  • Когда ребенок принимает пищу, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  • Сразу после душевной или физической травмы.
  • Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  • Когда мы сами устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам...

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

  • Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
  • Спокойно относиться к критике, без агрессии.
  • Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

Для развития адекватной самооценки у ребенка

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Например: "У мамы не получился пирог - ну, ничего, в следующий раз положим больше муки.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Формирование самооценки дошкольника через влияние родителей.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, чт...

Формирование самооценки дошкольника через влияние родителей.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, чт...

Формирование самооценки дошкольника

Психологическая помощь родителям дошкольнтков в формировании адекватной самооценки...

Формирование самооценки дошкольника в двигательной деятельности

Формирование самооценки дошкольника в двигательной деятельности...

Памятка для родителей"Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге и транспорте"

Памятка предназначена для родителей с целью ознакомления дошкольников навыкам безопасного поведения на дороге и транспорте....

Памятка для родителей «Формирование адекватной самооценки ребенка»

Существуют определенные правила для формирования у ребенка адекватной самооценки, придерживаясь которых,  положительный результат не заставит себя долго ждать....